Главные вкладки

    Рабочие программы для учителей-логопедов
    рабочая программа на тему

    Миноченкова Ирина Юрьевна

    Программное обеспечение для общеобразовательных организаций

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

    «ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

    ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

    109443, Москва, Есенинский бульвар, д. 12, к. 2                Тел./факс:+7(499)172-10-19        

    http://gppc.mskobr.ru/                gppc@edu.mos.ru

    «Согласовано»

     Старший методист ТО «Тимирязевское»

    ______________            

     «____»    _____________    2016 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    составлена на основе

    Типовой программы

    «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников».

    Целевая аудитория – обучающиеся младшего школьного возраста (9-10 лет)

    На 2016-2017 год

    Педагог: 

    Учитель-логопед Миноченкова И.Ю.

    ТО «Тимирязевское»

    Москва 2016 г.

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, а с другой стороны – закрепления учебного материала.

    Все содержание рабочей программы сочетается с индивидуальным подходом к учащимся, учитывается уровень подготовленности, особенности личности, работоспособность детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Цель: работа по предупреждению, профилактике, преодолению дисграфии различной этиологии; практическое применение грамматических правил, изучаемых учащимися по предмету «Русский язык»

    Задачи:

    • 3-й класс – работа над ошибками фонетико-фонематического и оптического характера;
    • 4-й класс – работа над усвоением лексического материала, формированием грамматического строя речи;

    Для успешной реализации этих задач работа ведется по нескольким направлениям:

    • - формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения
    • - формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, слухового и зрительного внимания)
    • - формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков (постановка, автоматизация, введение звуков в самостоятельную речь)
    • - развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений
    • - расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности
    • - уточнение значения слов, активизация имеющегося словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевод слова из пассивного в активный словарь
    • - подготовка к обучению грамоте, знакомство с основными понятиями: слово, слог, звук, составление схем
    • - развитие звуко-слогового анализа и синтеза
    • - формирование связной речи, обучение всем видам пересказа
    • - совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, листе бумаги
    • - развитие мелкой моторики рук путем использования массажа, самомассажа, пальчиковых игр
    • - развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, элементов букв.

    Рабочая программа по логопедии разработана на основе программы Садовниковой И.Н., рекомендованной Министерством образования РФ Рабочая программа рассчитана на 72 часа, из них 4 часа – на обследование:

    - обследование звуковой стороны речи,

    - обследование словарного запаса,

    - обследование грамматического строя речи,

    - обследование устной и письменной речи учащихся.

    На логопедических занятиях обеспечиваются: коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха) и обусловленных им в психическом развитии ученика, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения и желания учиться. Обучающиеся приобретают навыки фонематически правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно оформлять свои высказывания.

    Главная задача групповых логопедических занятий в 3-4 классах – коррекция дисграфии, дислексии.

    В письменных работах учащихся обнаруживаются разнообразные ошибки, возникновение которых объясняется недостаточным различением фонем, нарушением слоговой структуры слова; многочисленные ошибки, связанные с трудностями выбора нужного падежа. Поэтому основными направлениями индивидуальной работы могут быть следующие:

    • закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов, словосочетаний и связных текстов, так как для всех учащихся, как имеющих моторную недостаточность, так и не имеющих нарушений артикуляционного аппарата, характерна нечёткая артикуляция в речевом потоке. Дальнейшее развитие фонематического восприятия, работа над выразительностью речи, над дикцией, словесным логическим ударением;
    • постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей, имеющих нарушения в строении артикуляционного аппарата;
    • преодоление недостатков речи и письма;
    • преодоление аграмматизмов.

    Групповые занятия по исправлению дислексии проводятся с учётом следующих положений:

    • читательские умения формируются в единстве с речевыми умениями;
    • умение читать видится широко – как умение владеть техникой чтения, умение воспринимать (понимать) тексты и произведения разных жанров;
    • развивать гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.

    Учебно-тематический план

    п/п

    Тема и содержание

    3 класс

    1.

    Работа над словом:

    - слово, как часть предложения;

    - слова, обозначающие предмет;

    - слова, обозначающие признак предмета;

    - слова, обозначающие действие предмета;

    - состав слова;

    - словообразование;

    - словоизменение.

    -

    1

    5

    5

    2

    5

    -

    -

    2.

    Работа над предложением:

    - грамматическое оформление предложения;

    - согласование имени прилагательного с именем существительным;

    - согласование глагола с именем существительным (местоимением).

    3

    -

    -

    -

    3.

    Предлоги.

    -

    4.

    Звуковой состав слова.

    -

    5.

    Ударение.

    1

    6.

    Согласные звуки и буквы.

    17

    7.

    Звуко-буквенный анализ.

    -

    8.

    Слоговой состав слова.

    2

    9.

    Гласные звуки и буквы.

    15

    10.

    Звуки и буквы (их различение).

    1

    11.

    Мягкие согласные.

    3

    12.

    Безударные гласные.

    4

    13.

    Связная речь

    8

    14.

    Работа над техникой чтения.

    -

            ИТОГО:

    72

    Ожидаемый результат

    Обучающийся в ходе реализации данной программы должен:

    • научиться правильно произносить звуки;
    • пользоваться этими звуками в речи;
    • различать оппозиционные фонемы;
    • овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
    • усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
    • овладеть навыками построения связного высказывания.

                  Планируемые результаты коррекционной работы

    Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

    -  развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

    - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми вповседневной жизни;

    - овладение навыками коммуникации;

    -  дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

    - осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

    Календарно-тематический план

    Тема и содержание

    Кол-во час.

    Грамматические темы

    Дата проведения занятий

    1.

    Звуки и буквы. Их различение.

    Гласные и согласные. Их различение

    1

    Звуки мы слышим и говорим. Буквы мы пишем и видим.

    Гласные звуки и буквы.

     Уточнение артикуляции гласных.

    Выделение (узнавание) звука из ряда гласных, слогов, на фоне слова.

    Определение места звука и буквы в слове.

    Выделение гласных под ударением в начале, середине, конце слова.

    Дифференциация звуков и букв И-Й

    Образование гласных 2 ряда

    Дифференциация гласных 1 и 2 ряда:

    Ы-И          

    У-Ю

    А-Я

    О-Ё

    Ё-Ю

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    Гласные 1 и 2 ряда. Их дифференциация. Слогообразующая роль гласных. Два способа обозначения мягкости: Ь и Гласные 2 ряда (твердые и мягкие согласные).

    Согласные звуки и буквы.

    Материал для различения берется по результатам обследования учащихся

     (В-Ф, Д-Т, Б-П,К-Г,Ш-Ж,С-Ш и т.д.)

     

    20

    Слова, словосочетания, фразы, предложения, насыщенные «З».

    Слова, словосочетания, фразы, предложения, насыщенные «С»

    Слова, словосочетания, фразы, предложения, насыщенные З-С, В-Ф, Д-Т и т.д., звонкие и глухие

    Ча-ща,

    чу-щу,

    жи-ши

    Слог.

    Деление слов на слоги, придумывание слов на заданный слог.

    Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов

    2

    1

    1

    Слог – это часть слова.

    Слово. Состав слова.

    Родственные и однокоренные слова.

    Суффиксальный способ образования.

    Приставочный способ образования.

    3

    4

    4

    Состав слова: корень, окончание. Гласная в корне.

    Ударение. Фонетическая и синтаксическая роль ударения.

    Безударные гласные.

    Приставки и предлоги.

    Слова, обозначающие предмет.

    Антонимы

    Синонимы

    1

    2

    2

    Существительные

    Слова, обозначающие признак предмета.

    Антонимы

    Синонимы

    1

    2

    2

    Прилагательные

    Слова, обозначающие действие предмета.

    2

    Глагол

    Слово, как часть предложения.

    1

    Предложение.

    Уточнение и закрепление понятия "предложение".

    Интонационное оформление предложений.

    Умение составлять предложение по вопросу, по началу, из набора слов, "деформированные предложения".

    1

    1

    1

    2

    2

    Связная речь.

    Последовательный пересказ.

    Сжатый пересказ (краткий пересказ).

    Итоговое занятие

    8


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа для учителей-логопедов ДОУ. Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей.

    Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей....

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для общеобразовательных организаций...

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....