Главные вкладки

    Рабочие программы для учителей-логопедов
    рабочая программа на тему

    Миноченкова Ирина Юрьевна

    Программное обеспечение для работы в образовательных организациях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

    «ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

    ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

    109443, Москва, Есенинский бульвар, д. 12, к. 2                Тел./факс:+7(499)172-10-19        

    http://gppc.mskobr.ru/                gppc@edu.mos.ru

    «Согласовано»

     Старший методист ТО «Тимирязевское»

    ______________              

     «____»    _____________    2016 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    составлена на основе программы

    Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    (I уровень речевого развития) 

    Целевая аудитория – дети младшего дошкольного возраста с ОНР (I  уровень речевого развития )

                                            2016- 2017 учебный год

    Педагог:

    Миноченкова И.Ю.

    учитель-логопед

    ТО «Тимирязевское»

    Москва 2016

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа составлена на основе базовой программы «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (I уровень речевого развития) Садыковой Анны Юрьевны. Данная  программа рассчитана на один учебный год.

    Целевая аудитория – дети младшего дошкольного возраста с ОНР  (I  уровень речевого развития ). Тип программы- коррекционно- развивающая.

    Актуальность программы обусловлена приоритетной задачей государственной программы «Столичное образование» (2012-2016 гг.) по повышению качества психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями. Среди них многочисленную группу составляют дошкольники с ОНР, которым необходима логопедическая помощь, традиционно оказываемая в образовательных организациях. На современном этапе в силу различных причин не все дети дошкольного возраста посещают образовательные организации или вариативные формы дошкольного образования. Дети, нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, могут ее получить в образовательных организациях для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации. В этой связи разработка рабочих программ, реализуемых в условиях образовательных организаций для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, приобретает особую значимость.

    Программа коррекционных занятий в условиях образовательных организаций для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, позволяет учитывать индивидуальные особенности и уровень подготовки каждого ребенка с ОНР, эффективно воздействовать на развитие речи обучающегося. 

    Цель программы: коррекция дефектов речевого развития у детей с общим недоразвитием речи  младшего дошкольного возраста.

    Задачи программы:

    Образовательные:

    • расширять представления об окружающем мире.

    Коррекционно-развивающие:

    • преодолевать речевой и неречевой негативизм у детей (чувство неуверенности, ожидание неуспеха), формировать устойчивый эмоциональный контакт с учителем-логопедом и с окружающими, развивать положительные эмоциональные отношения детей к занятиям;
    • развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности;
    • развивать интерес к окружающей действительности;
    • расширять понимание речи детьми;
    • учить детей отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий детьми).

    Воспитательные:

    • воспитывать речевую и психическую продуктивную активность ребёнка;
    • воспитывать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать детей взаимодействию с окружающими.

    Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

    Характеристика первого уровня недоразвития речи.

    На этом уровне у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь элементы речи.

    Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами («би» — машина поехала, «ли» — пол). Лепетные слова либо включают фрагменты слова (петух — «угу», киска — «тита», дедушка — «де»), либо звукосочетания, не похожие на правильное слово (воробей — «ки»). Имеется незначительное количество слов-корней, искаженных по звучанию («пать» —спать, «акыть» — открыть). Используемые детьми слова являются аморфными по значению, не имеют точного соответствия с предметами и действиями. Так, в речи одного ребенка слово «лапа» обозначает и лапы животных, и ноги человека, и колеса машины. Слово «лед» соотносится со всеми предметами, которые имеют гладкую поверхность (зеркало, оконное стекло, крышка стола). В то же время дети часто обозначают один и тот же предмет разными словами (жук — «сюк», «тля-кан», «теля», «атя»). Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов (открывать — «древ», играть в мяч — «мяч») и наоборот (кровать— «спать», самолет — «летай»).

    На этом этапе у детей, как правило, отсутствует фразовая речь. Дети используют однословные слова-предложения.

    Звукопроизношение детей характеризуется смазанностью, нечеткостью артикуляции, невозможностью произнесения многих звуков.

    У детей наблюдается ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. Чаще всего дети воспроизводят односложные звуковые комплексы (кубики — «ку», карандаш — «дас») либо повторяющиеся слоги («би-би», «ту-ту»). Звуковой анализ слова представляет для детей невыполнимую задачу.

    В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отличаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. Это преимущественно дизонтогенетический вариант ОНР.

    Принципы, методы и формы организации коррекционно-образовательного процесса.

    Форма работы:  индивидуальная  и подгрупповая

    Режим занятий: продолжительность занятия – 30 минут, 1 занятие в неделю, общее количество часов – 36 ч.

    Общая характеристика коррекционно-развивающего процесса

    Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Дата проведения занятия

    1.

    Первичная диагностика речевого развития. Вводный инструктаж по технике безопасности.

    1

    2.

    Формирование внимания к неречевым звукам, умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции.

    1

    3.

    Вызывание речевого подражания на материале гласных звуков.

    1

    4.

    Вызывание речевого подражания на материале сочетаний гласных звуков.

    1

    5.

    Вызывание звукоподражаний на материале открытых слогов.

    1

    6.

    Вызывание звукоподражаний на материале закрытых слогов.

    1

    7.

    Вызывание звукоподражаний на материале слогов со стечением согласных.

    1

    8.

    Вызывание междометий на материале лексической темы «Игрушки».

    1

    9.

    Заучивание слов из двух одинаковых слогов на материале лексической темы «Семья».

    1

    10.

    Называние знакомых имён, состоящих из разных слогов с ударением на первом слоге.

    1

    11.

    Формирование умения договаривать слова, словосочетания в потешках и стихотворениях на материале лексической темы «Части лица и тела».

    1

    12.

    Формирование умения выражать просьбы. Понимание простой инструкции на материале лексической темы «Одежда».

    1

    13.

    Формирование умения произносить указательные слова (это, тут, там) и двухсловную фразу с ними на материале лексической темы «Одежда».

    1

    14.

    Формирование умения употреблять глагол повелительного наклонения на материале лексической темы «Обувь».

    1

    15.

    Формирование двухсловной фразы по модели: обращение + глагол повелительного наклонения. Понимание двухступенчатой инструкции на материале лексической темы «Обувь».

    1

    16.

    Дифференциация в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже на материале лексической темы «Мебель».

    1

    17.

    Повторный инструктаж по технике безопасности. Формирование умения образовывать и различать глаголы настоящего времени, отвечать на вопрос «Что делает?» на материале лексической темы «Мебель».

    1

    18.

    Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени на материале лексической темы «Новый год. Ёлка».

    1

    19.

    Понимание противоположных по значению глаголов на материале лексической темы «Продукты питания».

    1

    20.

    Формирование двухсловной фразы по модели: существительное в именительном падеже + глагол на материале лексической темы «Посуда».

    1

    21.

    Образование дательного и винительного падежей существительных на материале лексической темы «Посуда».

    1

    22.

    Образование творительного падежа существительных на материале лексической темы «Домашние птицы».

    1

    23.

    Образование родительного падежа имен существительных со значением отсутствия на материале лексической темы «Домашние птицы».

    1

    24.

    Понимание предложных конструкций с предлогами В, НА, ИЗ (при демонстрации действий) на материале лексической темы «Домашние животные».

    1

    25.

    Понимание предложных конструкций с предлогами ПОД, ЗА, ОКОЛО (при демонстрации действий) на материале лексической темы «Домашние животные».

    1

    26.

    Предложный падеж существительных, предлог О на материале лексической темы «Мамин праздник».

    1

    27.

    Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов на материале лексической темы «Дикие птицы».

    1

    28.

    Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными в именительном падеже на материале лексической темы «Дикие птицы».

    1

    29.

    Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа на материале лексической темы «Дикие животные».

    1

    30.

    Различение противоположных по значению прилагательных на материале лексической темы «Дикие животные».

    1

    31.

    Обучение пониманию наречий, выражающих пространственные отношения на материале лексической темы «Транспорт».

    1

    32.

    Формирование трехсоставной простой синтаксической конструкции с местоимениями на материале лексической темы «Транспорт».

    1

    33.

    Составление предложения по выполняемому действию на материале лексической темы «Лето. Цветы».

    1

    34.

    Формирование умения отвечать на вопросы по демонстрации действия и по картинке на материале лексической темы «Лето. Насекомые».

    1

    35.

    Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой на материале лексической темы «Лето. Игры с водой».

    1

    36.

    Итоговое диагностическое обследование речи.

    1

    Всего:

    36

    Ожидаемые результаты реализации программы:

    К концу работы по программе дети могут научиться:

    • осуществлять речевое высказывание по результатам действия с игрушками, воспроизводить звукоподражания («Ляля топ-топ», «Машина би-би» и т.д.);
    • понимать простые речевые инструкции, выполнять простейшие инструкции («Где ляля? Дай лялю», «Где зайка? Покажи зайку?» и т.д.);
    • выполнять совместные действия по речевой инструкции сначала со взрослым, затем со сверстником («Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч» и т.д.);
    • отвечать на вопросы «Как тебя зовут?», «Кто это?», «Что это?»;
    • понимать действия, изображенные на картинке;
    • понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и

    действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);

    • называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
    • обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
    • выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
    • отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

    При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

     Методы: для достижения высоких результатов реализации программы используются следующие методы:

    1. словесные (рассказ, беседа, объяснение, постановка вопросов, рифмовки);
    2. наглядные (иллюстрация, демонстрация);
    3. практические методы (дидактические игры, игровые упражнения, графические задания);
    4. методы стимулирования и мотивации обучения (познавательные игры, создание ситуации успеха).

    Принципы реализации программы

    В основу рабочей программы положены ведущие методологические принципы специальной психологии и коррекционной педагогики:

    • принцип развития, учитывающий зону ближайшего развития;
    • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме и раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
    • принцип деятельности, предполагающий усвоение новых знаний не в готовом виде, а через самостоятельные «открытия» на предметной основе;
    • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии, позволяющий определить методы коррекции с учетом диагностических данных;

    - принцип постепенного усложнения заданий;

    - принцип развивающей направленности обучения;

    - принцип доступности обучения;

    - принцип наглядности обучения.

    Критерии эффективности программы

    Критерием эффективности программы является достаточный уровень речевого развития ребенка по всем параметрам, приближенным к нормативному развитию ребенка (понимание речи, лексика, грамматика) и необходимый для осуществления полноценной коммуникации.

    Система оценки достижений детей: система проведения занятий безоценочная.

    Структура занятия (30 минут)        

    1. Организационный момент (1-2 минуты)

    Приветствие. Создание положительного настроя на работу.

    1. Актуализация и проверка знаний (4-6 минут)

    Закрепление, уточнение и систематизация знаний обучающихся.

    1. Этап получения новых знаний (5-7 минут)
    2. Физминутка (2-3 минуты)
    3. Закрепление полученных знаний (3-5 минут).
    4. Итог занятия (2 минуты).

    Уточнение пройденного материала. Подведение итога занятия.

    1. Рекомендации родителям (5-7 минут).

    Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:

    • развитие понимания речи;
    • развитие активной подражательной речевой деятельности;
    • развитие внимания, памяти, мышления детей.

    МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

    1. Первичная диагностика: 

    -анкетирование родителей (Приложение № 1);

    -диагностика речевого развития ребенка;

    -анкета для воспитателя детского сада (см. приложение № 2).

    2. Динамическое изучение: 

    -определение динамики речевого развития ребенка с занесением в речевую карту.

    3. Итоговая диагностика:

    -анкетирование родителей;

    -диагностика речевого развития ребенка;

    -анкета для воспитателя детского сада.

    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Материально-техническое оснащение: для реализации программы необходимо:

    Логопедический кабинет, который должен соответствовать санитарным нормам и необходимым оборудованием, мебель, подобранная по возрасту детей;

    Содержание программы

    Занятие№1. Первичная диагностика речевого развития. Вводный инструктаж по технике безопасности.

    Практика: обследование, анкетирование.

    Занятие №2. Формирование внимания к неречевым звукам, умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции.

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Преодоление речевого негативизма, стимулирование желания говорить. Формирование положительного эмоционального настроя на совместную со взрослым работу. Узнавание и выделение звучащих предметов из ряда других звучащих предметов (Игра «Что звучит?). Различение немузыкальных шумов (Упражнение «Дай игрушку»). Начальный комплекс артикуляционной гимнастики. Упражнения по самомассажу рук.

    Занятие №3. Вызывание речевого подражания на материале гласных звуков.

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, совершенствование умения разлить их (Упражнение «На чем я играю?»). Вызывание речевого подражания на материале гласных звуков (Катя поет: «А-а-а»; Паровоз гудит: «У-у-у»; Петрушка удивляется: «О-о-о»; Мышка пищит: «И-и-и» и т. п.) Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на материале звукоподражаний (Упражнение «Спой со мной» ).

    Занятие №4. Вызывание речевого подражания на материале сочетаний гласных звуков.

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия. Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Уточнение артикуляции гласного звука [а], преодоление твердой атаки голоса (Упражнение «Укачай куклу»). Вызывание речевого подражания на материале сочетаний гласных звуков (В лесу кричат: «Ау!»; Малыш плачет: «Уа!»; Ослик кричит: «Иа!» и т.п.). Развитие интонационной выразительности речи, силы голоса на материале звукоподражаний (Упражнение «Громко-тихо»).

    Занятие №5. Вызывание звукоподражаний на материале открытых слогов.

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласного звука [у] (Игра «Громко-тихо»). Вызывание звукоподражаний на материале открытых слогов (Корова — «му»; Мышка — «пи»; Пальчик — «бо-бо»; Машина — «би-би»; Гусь— «га-га-га»; Курица — «ко-ко-ко» и т. д.). Развитие интонационной выразительности речи, силы голоса (Игра «Повторяй за мной»).

    Занятие №6. Вызывание звукоподражаний на материале закрытых слогов.

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, совершенствование умения разлить их (Упражнение «Звучащие коробочки»).

    Вызывание звукоподражаний на материале закрытых слогов (Малыш топает — «топ-топ»; Вода капает — «кап-кап»; Часы тикают — «тик-так»; Часы бьют — «бом-бом»; Охотник стреляет— «пиф-паф»; Стучит молоток — «тук-тук»; Барабан стучит— «бум-бум»; Колокольчик звенит— «динь-динь» и т. д.). Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на материале звукоподражаний (Игра «Повторяй за мной»).

    Занятие №7. Вызывание звукоподражаний на материале слогов со стечением согласных.

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласного звука [о] (Упражнение «Долго-коротко»). Вызывание звукоподражаний на материале слогов со стечением согласных (Лягушка — «ква», «ква-ква»; уточка — «кря», «кря-кря»; поросенок — «хрю», «хрю-хрю» и т.п.).. Развитие интонационной выразительности речи, силы голоса (Игра «Повторяй за мной»).

    Занятие №8. Вызывание междометий на материале лексической темы «Игрушки».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а], [о], [и] (Упражнение «Назови звук»). Уточнение и развитие словарного запаса по теме «Игрушки» (Упражнение «Внимательные глазки»). Формирование обобщающего понятия «игрушки». Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками. Вызывание междометий (Мячик упал в воду— «Ах! Ах! Ах!»; Кукла качается на качелях— «Ух! Ух! Ух!»; У мишки болит лапа— «Ох! Ох! Ох!»; Упали кубики— «Эх! Эх! Эх!» и т.д.).

    Занятие №9. Заучивание слов из двух одинаковых слогов на материале лексической темы «Семья».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, чувства ритма (Упражнение «Хлопай как я»). Уточнение и развитие словарного запаса по теме «Семья», формирование умения показывать членов семьи (по семейным фотографиям и сюжетным картинкам). Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, няня, ляля).

    Занятие №10. Называние знакомых имён, состоящих из разных слогов с ударением на первом слоге.

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, чувства ритма (Упражнение «Веселый барабанщик»). Формирование умения называть имена детей (Вова, Нина, Валя, Ната, Толя, Оля, Коля, Таня, Митя, Витя, Лена, Поля, Галя, Тома, Катя). Развитие зрительного внимания, уточнение знания основных цветов (Упражнение «Бусы для кукол»).

    Занятие №11. Формирование умения договаривать слова, словосочетания в потешках и стихотворениях на материале лексической темы «Части лица и тела».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Воспитание слухового внимания (Упражнение «Кто позвал?»). Формирование умения договаривать слова, словосочетания в потешках и стихотворениях на материале лексической темы «Части тела и лица» (Упражнение «Где же наши ручки?»). Обучение ориентировке в строении собственного тела (Упражнение «Покажи на себе и на кукле»). Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики, зрительного внимания (Упражнение «Собери Буратино»).

    Занятие №12.Формирование умения выражать просьбы (на, дай). Понимание простой инструкции на материале лексической темы «Одежда». Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, чувства ритма (Упражнение «Хлопай как я»). Закрепление названий частей лица и тела, ориентировки в строении собственного тела (Упражнение «Собери пупса»).

    Уточнение и развитие словарного запаса по теме «Одежда». Формирование обобщающего понятия «обувь». Развитие подражания движениям (использование жестов «на», «дай») и речи взрослого, повторение слов НА и ДАЙ (Упражнение «Магазин одежды»). Развитие зрительного внимания, умения находить одинаковые по цвету предметы (Упражнение «Найди два одинаковых платья»), умения группировать предметы по цвету (Упражнение «Наряди кукол»).

    Занятие №13. Формирование умения произносить указательные слова (это, тут, там) и двухсловную фразу с ними на материале лексической темы «Одежда».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, чувства ритма (Упражнение «Топай как я»). Уточнение и развитие словарного запаса по теме «Одежда». Формирование обобщающего понятия «одежда». Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных предложений с указательными словами (это, тут, там). Обучение ориентировке в названиях действий (Упражнение «Кто что делает»). Обучение пониманию вопросов косвенных падежей. Пополнение словаря прилагательных: большой, маленький, обучение сравнению различных по величине предметов (Упражнение «Большой-маленький»). Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, зрительного внимания (Упражнение «Разрезные картинки»).

    Занятие №14. Формирование умения употреблять глагол повелительного наклонения на материале лексической темы «Обувь».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, умения различать их по одной из характеристик (тихий — громкий) (Упражнение «Внимательные ушки»). Уточнение и развитие словарного запаса по теме «обувь». Формирование обобщающего понятия «обувь». Формирование умения употреблять глагол повелительного наклонения (Упражнение «Дай задание игрушкам»). Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, зрительного внимания (Упражнение «Разрезные картинки»).

    Занятие №15.Формирование двухсловной фразы по модели: обращение + глагол повелительного наклонения. Понимание двухступенчатой инструкции на материале лексической темы «Обувь». Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие силы и динамики голоса (Упражнение «Тапки-лапки»). Формирование двухсловной фразы по модели: обращение + глагол повелительного наклонения (Упражнение «Дай задание»). Развитие понимания двухступенчатой инструкции (Упражнение «Поручение»). Закрепление обобщающих понятий «одежда» и «обувь», развитие мышления, зрительного внимания (Упражнение «Четвертый лишний»).

    Занятие №16. Дифференциация в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже на материале лексической темы «Мебель».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие фонематического восприятия, способности различать гласные звуки по принципу контраста (Упражнение «Внимательные ушки»). Уточнение и расширение словарного запаса по теме «Мебель». Формирование обобщающего понятия «мебель». Формирование умения дифференцировать в импрессивной речи формы существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже (Упражнение «Один-много»). Обучение узнаванию предметов по их назначению (Упражнение «Что для чего»).

    Занятие №17. Повторный инструктаж по технике безопасности. Формирование умения образовывать и различать глаголы настоящего времени, отвечать на вопрос «Что делает?» на материале лексической темы «Мебель».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Уточнение и расширение словарного запаса по теме «Мебель». Закрепление обобщающего понятия «мебель». Формирование умения образовывать и различать глаголы настоящего времени, отвечать на вопрос «Что делает?» (Упражнение «Кто что делает?»). Обучение выполнению многоступенчатых инструкций (Упражнение «Поручения»).

    Занятие №18. Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени на материале лексической темы «Новый год. Ёлка».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам при восприятии тихих и громких звуков (Упражнение «Что звучит?»). Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени на материале лексической темы «Новый год. Ёлка» (Упражнение «Покажи правильно»). Развитие зрительного внимания, уточнение названия основных цветов (Упражнение «Нарядим елочку»).

    Занятие №19. Понимание противоположных по значению глаголов на материале лексической темы «Продукты питания».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам (Упражнение «Что звучит?»). Уточнение и расширение словаря по теме «Продукты питания», формирование обобщающего понятия «продукты питания». Формирование понимания противоположных по значению глаголов (Упражнения «Что делает?», «Назови действия»).

    Занятие №20. Формирование двухсловной фразы по модели: существительное в именительном падеже + глагол на материале лексической темы «Посуда».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам (Упражнение «Будь внимательным»). Уточнение и расширение словаря по теме «Посуда», формирование обобщающего понятия «посуда». Обучение узнаванию предмета для выполнения названных действий (Упражнение «Подбери предмет»). Формирование двухсловной фразы по модели: существительное в именительном падеже + глагол (Упражнение «Кто что делает»). Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики, зрительного внимания (Упражнение «Разрезные картинки»).

    Занятие №21. Образование дательного и винительного падежей существительных на материале лексической темы «Посуда».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия. Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам (Упражнение «Что звучит?»). Уточнение и расширение словаря по теме «Посуда». Обучение употреблению существительных в дательном и винительном падежах (Упражнение «Кому что дадим?»). Обучение выполнению двухступенчатых инструкций (Упражнение «Поручения»). Закрепление обобщающих понятий «продукты питания» и «посуда», развитие мышления, зрительного внимания (Упражнение «Четвертый лишний»).

    Занятие №22. Образование творительного падежа существительных на материале лексической темы «Домашние птицы».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания. Развитие слухового внимания (Упражнение «Кто позвал?»). Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние птицы». Формирование обобщающего понятия «домашние птицы». Обучение употреблению существительных в творительном падеже (Упражнение «Кто чем питается?»).

    Занятие №23. Образование родительного падежа имен существительных со значением отсутствия на материале лексической темы «Домашние птицы».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания, развитие слухового внимания, обучение дифференциации высоких и низких звуков (Упражнение «Кто как голос подает?»). Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние птицы». Закрепление обобщающего понятия «домашние птицы». Обучение употреблению существительных в родительном падеже (Упражнения «Чего не хватает?», «Кого нет?»). Расширение глагольного словаря (неопределенная форма глагола) (Упражнение «Кто что умеет делать?»), обучение ответам на вопросы, развитие диалогической речи. Развитие внимания, памяти.

    Занятие №24. Понимание предложных конструкций с предлогами В, НА, ИЗ (при демонстрации действий) на материале лексической темы «Домашние животные».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания, развитие слухового внимания (Упражнение «Кто позвал?»). Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные». Формирование обобщающего понятия «домашние животные». Обучение пониманию предложных конструкций с предлогами В, НА, ИЗ (при демонстрации действий (Упражнение «Кто где?»). Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики, зрительного внимания (Упражнение «Разрезные картинки»).

    Занятие №25. Понимание предложных конструкций с предлогами ПОД, ЗА, ОКОЛО (при демонстрации действий) на материале лексической темы «Домашние животные».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания, развитие слухового внимания (Упражнение Кто в домике живет?»). Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные». Закрепление обобщающего понятия «домашние животные». Обучение пониманию предложных конструкций с предлогами ПОД, ЗА, ОКОЛО (при демонстрации действий) (Упражнение «Кто где?»). Обучение выполнению двухступенчатых инструкций (Упражнение «Поручения»).

    Занятие №26. Предложный падеж существительных, предлог О на материале лексической темы «Мамин праздник».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, умения различать их (Упражнение «Что звучит?»). Развитие умения подбирать прилагательные к существительному (Упражнение «Моя мама»). Обучение употреблению существительных в предложном падеже с предлогом О (Упражнение «О чем мечтает мама?»).

    Занятие №27. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов на материале лексической темы «Дикие птицы».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие фонематического восприятия (различение близких по артикуляции гласных звуков [о]—[у]) (Упражнение «Разноцветные флажки»). Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие птицы». Формирование обобщающего понятия «дикие птицы». Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (Упражнения «Скажи ласково», «Назови детеныша»). Развитие зрительного внимания, формирование умения находить одинаковые предметы (Упражнение «Найди двух одинаковых птичек»).

    Занятие №28. Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными в именительном падеже на материале лексической темы «Дикие птицы».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие фонематического восприятия (Упражнение «Кто кричит?»). Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие птицы». Закрепление обобщающего понятия «дикие птицы». Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными в именительном падеже (Упражнение «Моя птица»). Обучение пониманию предложных конструкций с предлогами У, В, ПОД, ЗА, ИЗ, С (при демонстрации действий) (Упражнение «Кто где?»). Обучение выполнению двухступенчатых инструкций. Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, зрительного внимания (Упражнение «Разрезные картинки»).

    Занятие №29. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа на материале лексической темы «Дикие животные».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания. Развитие фонематического восприятия (Упражнение «Правильно-неправильно»). Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Формирование обобщающего понятия «дикие животные». Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа (Упражнения «Про кого я расскажу?», «Подбери признак»).

    Занятие №30. Различение противоположных по значению прилагательных на материале лексической темы «Дикие животные».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие фонематического восприятия (Упражнение «Разноцветные флажки»). Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Закрепление обобщающего понятия «дикие животные». Различение противоположных по значению прилагательных (Упражнения «Сравни животных», «Скажи наоборот»). Формирование грамматического строя речи: конструкции с предлогами — на, в, под, за, из, с (Упражнение «Кто где?»). Обучение пониманию двухступенчатых инструкций.

    Занятие №31. Обучение пониманию наречий, выражающих пространственные отношения на материале лексической темы «Транспорт».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания. Развитие слухового внимания, различение транспортных шумов (Упражнение «Звуки улицы»). Уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт». Формирование обобщающего понятия «транспорт». Обучение пониманию наречий, выражающих пространственные отношения (впереди—сзади, вверху—внизу, далеко—близко, справа—слева) (Упражнение «Что где?»). Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, зрительного внимания (Упражнение «Разрезные картинки»).

    Занятие №32. Формирование трехсоставной простой синтаксической конструкции с местоимениями на материале лексической темы «Транспорт».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт». Закрепление обобщающего понятия «транспорт». Формирование трехсоставной простой синтаксической конструкции с местоимениями (Упражнение «Кто что делает?»). Обучение пониманию вопросов, заданных по сюжетной картинке. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам. Развитие диалогической речи. Закрепление знания основных цветов (Упражнение «Разноцветный транспорт»).

    Занятие №33. Составление предложения по выполняемому действию на материале лексической темы «Цветы».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия. Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания. Развитие фонематического восприятия (Упражнение «Слушай внимательно»). Уточнение и расширение словаря по теме «Цветы». Формирование обобщающего понятия «цветы». Составление предложения по выполняемому действию. Обучение выполнению двухступенчатых инструкций. Развитие диалогической речи. Закрепление знания основных цветов и умения их различать (Упражнение «Букет для мамы»).

    Занятие №34. Формирование умения отвечать на вопросы по демонстрации действия и по картинке на материале лексической темы «Насекомые».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Воспитание правильного диафрагмального дыхания, выработки длительной воздушной струи (Упражнение «Лети бабочка»). Уточнение и расширение словаря по теме «Насекомые». Формирование обобщающего понятия «насекомые». Формирование умения отвечать на вопросы по демонстрации действия и по картинке (Упражнение «Рассмотри картинку»). Обучение выполнению двухступенчатых инструкций (Упражнение «Поручения»). Развитие диалогической речи.

    Занятие №35. Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой на материале лексической темы «Игры с водой».

    Теория: Слово, звук, слова-предметы, слова-действия.

    Практика: Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Воспитание правильного диафрагмального дыхания, выработки длительной воздушной струи (Упражнение «Кораблики»). Уточнение и расширение словаря по теме «Игры с водой». Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой. Развитие диалогической речи (Упражнение «Чтение сказки»).

    Занятие№36. Итоговое диагностическое обследование речи.

    Практика: Итоговое обследование речевого развития, итоговое анкетирование, логопедическое заключение, рекомендации родителям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа для учителей-логопедов ДОУ. Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей.

    Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей....

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для общеобразовательных организаций...

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для общеобразовательных организаций...

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....