Тема урока: «Синтаксис сложного предложения с элементами развития речи»
план-конспект урока (11 класс) на тему

Цели:

Образовательные

Учить:

-продолжать прививать понятие о сложных предложениях на материале повести  

И.С.Тургенева «Первая любовь», систематизировать, закрепить знания о лексике, о синтаксических единицах языка.

-  помочь понять язык произведения и синтаксический строй сложных предложений

- учить различать виды сложных предложения, находить их в тексте и применять в речи.

- продолжать учить проводить синтаксический разбор сложных предложений

- пополнять словарный запас учащихся, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида для неслышащих детей» г.Кызыла

__________________________________________________________________________________

Конспект

открытого урока по литературе в 11 классе, проведенного учителем

высшей квалификационной категории

Донгак Надеждой Очуровной

от 14 апреля 2015 года

Тема урока:  

«Синтаксис  сложного предложения

с элементами развития речи»

Тип урока: урок закрепления знаний и умений

Цели:

Образовательные

Учить:

-  продолжать прививать понятие о сложных предложениях на материале повести  

   И.С.Тургенева «Первая любовь», систематизировать, закрепить знания о лексике, о синтаксических единицах языка.

-  помочь понять язык произведения и синтаксический строй сложных предложений

- учить различать виды сложных предложения, находить их в тексте и применять в речи.

- продолжать учить проводить синтаксический разбор сложных предложений

- пополнять словарный запас учащихся,

Развивающие

- развивать умение аргументировать, логически мыслить при анализе синтаксиса сложных предложений

- развивать речь, память, внимание, воображение, логическое мышление

Воспитывающие:

- развивать интерес к русскому языку и литературе

- способствовать формированию культуры речи

Коррекционные:

- работать над РСВ и произношением учащихся, применять виды контроля:  

  самоконтроль, беглый контроль.

Оборудование: таблицы, карточки с заданиями, учебник, словари, ТСО

Ход урока.

  1. Оргмомент (с участием маленького учителя)
  2. Фонетическая зарядка

Мал.учитель: Ребята, прочтите план урока.

План:

  1. Фонетическая зарядка
  2. Объяснение новой темы
  3. Знакомство с эпиграфом.
  4. Беседа по теме «Сложные предложения»

            - Практические задания

             а) Работа с текстом.

             б) Синтаксический разбор предложений

             в) Работа со словосочетаниями.

             г) Работа с лексикой

             д) ТСО. Определение типов предложений и видов придаточных.

      5. Подведение результатов работы бригадами.

      6. Итог урока

      7. Домашняя работа

      8. Оценки.

1-й пункт плана выполнен.

2-й пункт. (Фронтальное чтение эпиграфа)

РСВ. О чем говорится в эпиграфе? (Проверка восприятия на слух)

- о русском языке

- о богатстве русского языка

- говорится о красоте русского языка

- имеется в виду богатый словарный запас русского языка

Уч-ль: Правильно. Насколько богат, красив русский язык, мы убедимся сегодня, работая над языком повести И.С.Тургенева  «Первая любовь»

3-й пункт.

Повторение теоретических знаний о синтаксисе сложного предложения

  1. Какое предложение называется сложным?

– предложение, имеющее в своем составе два или несколько простых предложений, образующих единое смысловое целое.

     2. На какие группы делятся сложные предложения?

– на союзные и бессоюзные.

   3. Союзные сложные предложения на какие группы делятся?

- ССП и СПП

  4. Расскажите о синтаксисе сложного предложения.

-  ССП – это сложное предложение, в состав которого входят простые предложения, связанные между собой сочинительными союзами.

  5. Объясните синтаксис СПП-я

- СПП – это сложное предложение, в структуре которого имеются главное и придаточное предложение, связанные подчинительными союзами или союзными совами.

Ребята: Н.О. мы беседовали о теории сложных предложений.

Уч-ль: Ребята, какие еще темы мы изучали по сложным предложениям?

- СПП с несколькими придаточными.

- Перечислите основные виды СПП с несколькими придаточными.

- СПП с последовательным подчинением

- СПП с параллельным подчинением

- СПП с однородным подчинением

-- СПП с комбинированным подчинением

РСВ: Что можно сказать о бессоюзном сложном предложении?

- БСП – это сложное предложение, в котором простые предложения связаны между собой по смыслу, с помощью интонации. В БСП нет союзов и союзных слов, есть только знаки препинания.

Сл/зр: И как вы полагаете, какова будет тема урока?

(Открывается тема урока и фронтально читается)

Тема: Синтаксис сложного предложения.

РСВ: …., дай поручение ребятам открыть тетради , записать число и тему урока.

4 пункт.

Слово учителя: Все практические задания будете выполнять, разбившись на бригады. Ответы будут оцениваться по 5-балльной системе. Вот  таблица, где будут вывешены баллы.

Первая бригада

Вторая бригада

Задания

баллы

задания

Баллы

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

 

Задание №1. Работа по тексту повести. Определение видов сложных предложений

Уч-ль: Каждой бригаде раздаю таблички с образцами сложных предложений. Вы определяете вид и приклеиваете на нужную графу.

Виды сложных предложений

1 бригада

2 бригада

ССП

СПП

СПП с неск прид

БСП

СП с разл.видами связи.

Проверка выполнения задания каждой бригадой, Подведение итогов, подсчет количества баллов.

(Предложения для 1-й и 2-й бригад на табличках).

Уч-ль: Эти предложения потом запишете в тетради.

Задание №2

- Что сказал И.С.Тургенев о своей повести?

Ребята говорят

-Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор нравится, потому что это сама жизнь.

Задание: Провести полный синтаксический разбор предложения. 3 мин.

( К доске выходят капитаны бригад и работают с предложениями, а остальные в тетрадях. Учитель индивидуально работает с одним из учеников)

Предложение: Я хотел было осторожно удалиться, но она внезапно подняла голову, и  сделала мне повелительный знак.

После синтаксического разбора проверяются работы учащихся у доски, выставляются баллы.

Задание №3.

Уч-ль - Ссылка на эпиграф и знакомство учащихся со следующим заданием.

РСВ: ….., , попроси ребят открыть учебники.

Форма проведения: Чтоб выполнить задание, разобьемся на пары. Итоги выполнения будут подсчитаны индивидуально и приплюсованы к общим итогам бригад. 3 мин.

Задание: Выписать из 3 главы повести по 3 словосочетания.

Какие виды словосочетаний вы знаете? 3 мин.

1-я пара (согласование)

Малейшие подробности, важные процессы, благородная дама, быстрое исполнение, новенький галстук.

2-я пара: (управление):

Отправился в сад, посмеялся надо мною, порадела обо мне, почудилось за занавеской.

3-я пара: (примыкание)

Проснулся поутру, не подходил близко, поскорее удалился, ясно представлялось, надо познакомиться.

(После выполнения задания 1,2 ученика устно опрашиваются. Результаты вносятся

в таблицу соревнований. (сколько баллов).

Задание №4. Работа с лексическим составом произведения.

- О каких чувствах говорится в повести? (О любви и грусти)

- Верно. Задание следующее.

Подобрать к этим словам синонимы и антонимы из словарей.

1 бригада                                          2 бригада

Любовь                                      грусть

Бригады зачитывают и выставляют баллы.

Задание:

- Найти из текста фразеологические обороти и прочитать. Кто прочтет?

Закройте текст.

- Запишите в тетради фразеологические обороты.

- Подберите соотнесите фразеологические обороты с толкованиями их значений

 

(Ребята работают удоски)

  судьба (порадела)                                          повезло, сложилось удачно

  любить ла жаловать                                      уважать, признавать

  в ус (не дул)                                                   на обращая внимания

  в грош (не ставил)                                         - // - ничего на ум (не шло)                                        

  не мог нормально думать, соображать

  на край (света)                                               далеко тоска (брала)                                                  

  стало грустно, тоскливо

  кинулся бы за нее (в огонь)                        все готов сделать

  держала на привязи                                    удерживать, не отпускать

  горя ей (мало)                                             не обращала внимания

Задание №5. Тестирование.

Указать тип предложений (компьютер, интерактивная доска)

А. Простое.

Б. ССП

В. СПП

Г. БСП

Д. СП с различными видами связи

1. Мне почудилось за занавеской ее лицо, и я с испугом поскорее удалился. (б)

2. Я заменил сюртучок курткой, но галстук не снял(а)

3. Иногда глаза его заливались кровью, он весь краснел и. казалось, что вот-вот он сейчас ринется на всех нас и расшвыряет нас, как щепки, во все стороны. (д).

4. Я изнывал в отсутствие Зинаиды: ничего мне на ум не шло, все из рук валилось, я по целым дням напряженно думал о ней. (г)

5. Когда я пришел в себя, я, не раскрывая глаз, почувствовал возле себя Зинаиду (в)

(Ребята зачитывают с экрана и сразу определяют тип предложения)

Задание №6.

Определить тип придаточных предложений.

А. определительное

Б. Изъяснительное

В. Степени и образа действия

Г. уступки

Д. цели

1. Я отправился к себе в комнату, чтобы надеть новенький галстук и сюртучок (д)

2. Я до того сконфузился, что даже не поклонился никому (в)

3. Ровно в восемь часов в сюртуке и с приподнятым коком входил в переднюю флигеля, где жила княгиня (а)

4.Дома я еще ходил в куртке и в отложных воротничках, хотя очень ими тяготился (г)

5. Но тут Зинаида, вероятно, догадалась, что я уже пришел в себя (б)

 5 пункт.

РСВ: Какие виды заданий вы выполняли? (Ответы ребят)

– Пришла пора подвести результаты работы бригад. Подсчитаем баллы.

   (После подсчета баллов объявляется победитель. Всем вручаются призы за хорошую  

                активную работу.)

  1. Итог урока.

РСВ: Какую тему сегодня повторили, обобщили?

Синтаксис СП.

– Вы хорошо запомнили типы СП, виды придаточных?

РСВ: Какие языковые средства применил И.С.Тургенев в повести «Первая любовь»

Ребята: Он применил все виды и простых, и сложных предложений.

Также использовал синонимы, фразеологические обороты, сравнения

РСВ: Какие формы речи он применил?

(диалогическую, монологическую)

– В результате применения всех этих языковых средств, форм получилось какая повесть?

- Очень интересная, читать приятно и легко, сюжет получился захватывающий, получилась жизненная и убедительная история)

– Что ж, еще раз прочтем наш эпиграф.

(богатство, щедрость, красота)

7. Домашняя работа

Составить сложные предложения по теме  «Что такое настоящая любовь». Запишите в дневники.

8. Оценки.



Предварительный просмотр:

Протокол посещения урока

Дата  14.04.2014 года.   Класс  11

Предмет:   русский язык                                      ФИО учителя:  Донгак Надежда Очуровна

Количество учащихся на уроке:     6

Поурочное планирование:          имеется

Цель посещения:      проверка системы работы учителя в рамках реализации направления работы ШМО

Тема урока: Синтаксис сложного предложения с элементами развития речи

Цели и задачи урока:

Образовательные

Учить:

-  продолжать прививать понятие о сложных предложениях на материале повести  

   И.С.Тургенева «Первая любовь», систематизировать, закрепить знания о лексике, о синтаксических единицах языка.

-  помочь понять язык произведения и синтаксический строй сложных предложений

- учить различать виды сложных предложения, находить их в тексте и применять в речи.

- продолжать учить проводить синтаксический разбор сложных предложений

- пополнять словарный запас учащихся,

Развивающие

- развивать умение аргументировать, логически мыслить при анализе синтаксиса сложных предложений

- развивать речь, память, внимание, воображение, логическое мышление

Воспитывающие:

- развивать интерес к русскому языку и литературе

- способствовать формированию культуры речи

Коррекционные:

- работать над РСВ и произношением учащихся, применять виды контроля:  

  самоконтроль, беглый контроль.

Тип урока:   Урок закрепления знаний и умений.

Форма урока:   интегрированный.

Организация урока, этапы урока: оргмомент – 1 мин, фонетическая зарядка – 1 мин, проверка домашнего задания –  10 мин, объяснение нового материала – 15 мин, закрепление изученного – 6 минут, физминутка – 2 мин, итог - 3 мин, домашнее задание – 1 мин, оценивание работы учащихся – 1 мин.

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, устный, специфический

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, виды коррекционного контроля – самоконтроль и беглый контроль.

Количество опрошенных учащихся:      6

Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивные, проблемно-сообщающий, частично-поисковый или эвристический, исследовательский.

Методы

На каких этапах урока используются

Объяснительно-иллюстративные

Объяснение новой темы

репродуктивные

Проверка домашнего задания, объяснение новой темы, итог

Проблемно-сообщающие (объяснение причин развличия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов

Проверка домашнего задания, объяснение новой темы, закрепление, итог

Частично-поисковый

Проверка домашнего задания, итог

Исследовательские методы

Проверка домашнего задания, объяснение новой темы, закрепление новой темы

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные, дифференцированные, парные, бригадные - рациональное сочетание форм работы

Организация самостоятельной работы: индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная Эффективность:  высокая, низкая

Количество времени:   40 мин,  больше,  меньше

Уровень: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский

Организация работы со способными учащимися: высокая, составление творческих сообщений

Использование ТСО, ИКТ:  компьютер, слайды

Наглядность: таблички с образцами речевого материала, листы с заданиями, таблицы, словари.

Здоровьесберегающая технология: гимнастика для глаз, физминутка, релаксация

Композиция урока: логичность подачи материала,  наличие выводов и обобщений, четкость переходов от одного этапа к другому, завершенность, итог урока

Темп ведения урока: оптимальный

Плотность: достаточная

Профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, вопросы на сравнение, повторение:

в течение урока

Психологический климат, учет РУВ, особенностей учащихся:  в течение урока

Домашнее задание: наличие инструкции, методические советы по выполнению, запись на доске

Активность и работоспособность учащихся высокая

Уровень знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение на практике хороший

Работа над формированием общих учебных навыков: развитие речи, работа с книгой, с текстом, картой, в тетрадях, практические навыки – высокие

Урок окончен:  вовремя

Рекомендации: все задания продуманы, взаимосвязаны. На каждом этапе подведен итог. Урок построен методически грамотно. Выбранные методы способствовали увеличению мотивации, познавательной активности учащихся. 

Урок поставленных целей: достиг – не достиг, результативен - нерезультативен.

 

Зам.директора по УВР                                                                          Хертек Ч.Б.

Рук.МО учителей гуманитарного цикла                                             Доржу С.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"

В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...

Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»

«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность  - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...

Конспект урока по физической культуре и развитию речи для 3 класса Тема: Совершенствование техники челночного бега, через эстафеты с использованием загадок.

Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, ост...

Урок по окружающему миру и развитию речи. Тема "Развитие силы голоса посредством игровых упражнений". Для 6 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б.)

Eрок разработан на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» Л.Б. Баряевой) Цель урока: создать условия для развития  силы голоса на основе яв...

Урок с использованием ЭОР. Предмет «Развитие речи и окружающий мир». Тема урока: «Дикие и домашние животные».

Сформировать у учащихся представления о домашних и диких животных, о значении домашних животных в жизни человека.Сформировать умение различать диких и домашних животных, классифицировать, определять, ...