Конспект занятия на тему «Да здравствует вежливость и доброта»
план-конспект занятия (6, 9 класс) на тему

Кожушная Лариса Федоровна

«Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения».  А.де Сент-Экзюпери

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-zanyatie_da_zdravstvuet_vezhlivost_i_dobrota2.docx42.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  образовательное учреждение

для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Специальная (коррекционная) школа-интернат №6

для детей с ограниченными возможностями здоровья

Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Конспект занятия на тему

для детей 11 – 16 лет

«Да здравствует вежливость и доброта»

Воспитатель                                         Кожушная Лариса Федоровна

Санкт-Петербург

2013

Тема: «Да здравствует вежливость и доброта»!

Цель: Формирование навыков эффективного повседневного общения.

Задачи:

-показать детям, что вежливость - это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении;

-учить детей пользоваться выражениями речевого этикета уместно в зависимости от ситуации, адресата;

-развивать речь, развивать внимание;

-воспитывать культуру поведения детей через обучение словесной вежливости;

-воспитывать в детях стремление быть полезными обществу,

Оборудование:

компьютер, картинки с различными изображениями, красные и синие сигнальные карточки.

Ход занятия.

«Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения».

А.де Сент-Экзюпери

Воспитатель:

Здравствуйте. Я рада вас видеть! С праздником! Каким?

1 марта - первый день весны,

Масленица на Новом Урале

У кого-то день рождения

У кого-то знаменательный день…

Все события предполагают что-то общее. Да, да – общение.

Сегодня мы и поговорим об общении и уважении. А какие действия становятся началом общения?

Приветствие

Все участники встают в два круга (один в один) лицом друг к другу.

Им предлагается задание:

-поприветствуйте друг друга глазами, головой, руками, словами.

Упражнение:«Я рад общаться с тобой»

Инструкция. Один из участников протягивает руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.

Воспитатель:

Дорогие ребята! Тема нашего занятия называется "Да здравствуют вежливость   и доброта!" Ребята! Кем бы вы хотели стать, когда вырастите?

Но кем бы вы ни стали, мы хотим, чтобы вы выросли очень хорошими людьми. Вежливыми и добрыми. А этому тоже надо учиться. Что такое вежливость?

А доброта? (показываю слайд «Город Вежливых слов» №1).

Воспитатель:

Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, обижают младших и даже взрослых. Им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые, взрослые люди.

Воспитанник:
Поди  узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз,
Его зовут - стоит как пень,
Как будто в землю врос.
Смотри, не пей воды сырой! -
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Придёшь обедать к трём часам,
Ему сказала мать.
Он пробурчал: - Я знаю сам
А сам явился в пять.
Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
Воспитатель:

Прав ли мальчик? Грубость, неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. (Слайд Вежливое слово должен знать каждый №2).
Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая,
Продвигается вперёд.

Говорит она, толкаясь:-
Фу, какая теснота! -
Говорит она старушке:-
Это детские места!-
Ну, садись, - вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.

Вот какая Любочка
Во всей её красе.

Случается, что девочки
Порой  бывают грубыми,
Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.
(А. Барто "Любочка")
Воспитатель:

Какие невежливые, некрасивые поступки совершает девочка?

(отказывается помогать маме,  обижает пожилых людей).

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет. (слайд №3).

-Народ давно заметил: «Доброе слово человеку - что дождь в засуху», «Худое слово и сладким медом не запьешь».
-Что значит «доброе» слово? (приятное, полезное). А «худое»? (злое, неприятное, грубое).
-Как вы думаете, каким словом «добрым» или «худым» можно подбодрить человека в трудную минуту? ( Верно, именно доброе слово может помочь рассеять плохое настроение).
-Часто ли вы говорите друг другу добрые слова?
-Давайте вспомним, от каких таких волшебных слов при встрече нам становится радостно, приятно?
-Если в вашей речи ежедневно звучат добрые слова, значит, вы вежливы.

-А можно ли говорить эти волшебные слова нахмурясь, недовольным голосом?! Почему? (Ответы детей.)
-Верно. Именно при помощи этих слов, мы желаем близким, знакомым - хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, приятным и светлым.

Воспитатель:

-Просыпаясь утром, мы поднимаем настроение маме, папе, бабушке. (Проснувшись рано утром, мы говорим всем («С добрым утром).

-Если мы встречаемся со своим приятелем или с другом, мы можем сказать ему «Привет».

-А вот педагогу, учителю, любому взрослому человеку мы скажем «Здравствуйте!»

«Здравствуйте!» Именно так называется следующее стихотворение. Я  предлагаю вам послушать его очень внимательно и ответить на вопрос:
«Что обозначает это хорошее слово - «здравствуйте»?

Читают дети.
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни,
Знаешь - повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Повтори с утра.
Воспитатель:

Итак, что означает это хорошо вам знакомое слово «здравствуйте»? Мы произносим это слово, желая близким, родным, знакомым – быть сильными, здоровыми. Как ещё мы можем вежливо поздороваться?

Доброе утро

Добрый день

Добрый вечер

 Воспитатель:

А какие волшебные слова мы говорим при прощании?
Какой интонацией произнесем их при прощании? ( радостной, веселой, слайд №4).
Воспитанник: 

Когда мы увидимся снова-

Никто не ответит заранее.

Сказать остаётся два слова

 И мы говорим «До свидания!»

Воспитатель:

А сейчас мы поговорим с вами о правилах поведения за столом. Как вести себя за столом, чтобы быть вежливыми и дома и в гостях?
(Ребята рассказывают о правилах поведения за столом)

И так за столом нужно:

-Есть аккуратно, не раскидывать пишу по столу.

-Громко не разговаривать.

-Не облизывать пальцы, а пользоваться салфеткой.

-После обеда обязательно похвалить того, кто готовил пищу.

-Поблагодарить.

Воспитатель:

А теперь послушайте ещё один вопрос-задачу. По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел. Что же такое мальчик сказал ему”.(Слайд №5).

Слова – извинения - это тоже слова вежливости. Какие слова - извинения вам знакомы? (извините, простите). В каком случае эти слова - извинения применяются?
Воспитатель:

А теперь послушайте вопрос-задачу.

Воспитанник: 

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся: взглянул им в глаза
И робко и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
- Мы купим другую, есть лучше в продаже!
Простите! Казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
Воспитатель:

Какое слово мы часто добавляем к словам- извинения («пожалуйста»).
Однако, чтобы слова оставались волшебными, надо запомнить ПРАВИЛА:  
Говорить волшебное слово надо тихим голосом, глядя в глаза

Слова не должны расходиться с делом.
Воспитатель:

А сейчас поиграем. 
Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение - поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете - поднимите зеленую карточку.
1)Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.)
2)На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная.)
3)Две девочки в столовой «хлюпают» носами, болтают за столом во время еды. (Красная.)
4)Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная.)
5)По утру убираем свою постель. (Зеленая.)
6)После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.)
7)Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить - поживать на белом свете. (Красная.)
8)Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.)
Игра «Хорошо - плохо».
«Хорошо» - хлопаем в ладоши, «плохо» - топаем ногами.
1)Здороваться при встрече.
2)Толкнуть и не извиниться.
3)Помочь поднять упавшую вещь.
4)Не встать, обращаясь к учителю.
5)Взять билет в автобусе.
6)Не уступить место в транспорте.
7)Сидеть в шапке за столом.
8)Резать - уродовать стволы деревьев.
9)Ломать ветки деревьев и кустов.
10)После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
11)Поздравить родных с праздником. ( Показ слайда №6).
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

А какие вы знаете пословицы о вежливости?

Доброе слово – слаще меда.

Доброе слово согревает, дурное – огорчает.

Итог занятия.

-Какие правила поведения надо соблюдать по отношению к другим людям, чтобы оставаться вежливым человеком? Кто запомнил?

(Уступать места, помогать пожилым людям, нельзя разговаривать с другом на уроке, помогать, быть защитником).

Воспитатель:

Всегда ли нужно быть вежливым?

(Даже в трудных, опасных ситуациях нужно оставаться вежливыми).

Завершаем беседу решением кроссворда « Ежели вы вежливы».

По горизонтали:3.Забавное упражнение для дикции. 4. « Родная…! Родная…! Мы все должны её беречь!» 5. За всё хорошее, что сделали для тебя, нежно говорить….7. Просьбу нужно сопровождать словом….10.Синоним слову «учтивость».

По вертикали:1. Это приветствие означает « желаю здоровья».2.Оптимистическое утреннее приветствие « ….. утро». 6. У мальчика тетрадки - в отличнейшем порядке. Он в школе весь – внимание. Вот это …..! 8. Синоним слова « разговор». 9. Что приятно и слону, и даже маленькой улитке?

Ответы:

По горизонтали:3. Скороговорка. 4. Речь. 5. Спасибо. 7. Пожалуйста. 10.Вежливость.

По вертикали:1. Здравствуйте. 2. Доброе. 6. Воспитание 8.Беседа. 9.Улыбка.
Звучит  песня «Дорогою добра». 

Спроси у жизни строгой какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра,

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Забудь свои заботы, падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь не детская игра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Литература:

Войновская Т. Уважение к другому: стоит потренироваться?// Народное образование.-2009.

Вопросы психологии.-«Круглый стол по вопросам толерантности»,2003.

Дорохов, A. Как себя вести беседы о вежливости и правилах поведения Издательство: Педагогика, 1970 г.

Уроки вежливости. Беседы по картинкам Автор/составитель: И. В. Мирошниченко Издательство: Сфера Год выпуска: 2008.

Васильева-Гангус Л. « Азбука вежливости », М., 1984.

Камычек Я. « Вежливость на каждый день», М., 1975

И. В. Мирошниченко Издательство: Сфера Год выпуска: 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект утренника "Да здравствует вежливость и доброта"

Мероприятие рассчитано на детей 5-8 лет. Учитывая психологические особености данного возраста во время проведения мероприятия необходимо менять виды деятельности детей, поэтому беседа с педагогом чере...

Открытое внеклассное мероприятие «Да здравствует вежливость и доброта!»

Обсуждение понятий вежливости, доброты. Разъяснение необходимости наличия этих черт у каждого человека.Чтение с детьми стихотворений (А. Барто «Признание», «Любочка» и др.),  обсуждение лич...

«Да здравствует вежливость и доброта»

утренник для детей младшего школьного возраста...

Внеклассное мероприятие "Да здравствует вежливость и доброта"

Цели:1.      формирование навыков культурного поведения ;2.      развитие потребностей проявлять заботу о других;3....

Да здравствуют вежливость и доброта

Цели:  воспитание доброжелательности, внимательного отношения к людям; формирование умения вести себя культурно....

Конспект занятия по теме: «Уроки вежливости».

Формирование нравственных норм поведения у дошкольников....

Классный час "Да здравствует вежливость и доброта" 5 класс

Занятие предназначено для учащихся 5 класса. Знакомит детей с понятиями «вежливость», «доброта», показывает необходимость употребления в речи «вежливых» слов.Углубл...