Главные вкладки

    Рабочая программа для детей группы "особый ребёнок"
    рабочая программа на тему

    Программа рекомендована для работы с детьми со сложной структурой дефекта

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Согласовано»                                                         «Утверждаю»

    ________________________________________               приказ от _____ № _______

    (указание названия коллегиального органа ОУ)    

    Протокол от ___________№ __________                       _____________________________

                                                                                                      (подпись руководителя ОУ(зам. руководителя) ОУ)

    Рабочая программа

    учителя-дефектолога Уткиной Галины Александровны

    муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 54  компенсирующего вида Гатчинского района Ленинградской области

    п. Сиверский,

    2016 год.

    1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. Пояснительная записка

    Цель

    - реализация содержания основной адаптированной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность, сложный дефект) в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

    Задачи

    • сохранение и укрепление здоровья;
    • формирование общей культуры;
    • развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
    • формирование предпосылок учебной деятельности как условия социальной успешности;
    • квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии;
    • получение ребенком качественного дошкольного образования в едином образовательном пространстве на основе организации сотрудничества и взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи воспитанников.

    Принципы и подходы к формированию рабочей программы

    • принцип гуманизма: усиление внимания к личности каждого ребенка, установка на формирование элементов гражданственности и патриотизма с полноценными интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
    • принцип преемственности: обогащение средств, форм и методов воспитания и обучения, наличие связей между элементами педагогического процесса в возрастных группах ДОУ и стилем воспитания в семье;
    • принцип оптимистического подхода: при организации развивающей ситуации является необходимым со стороны педагога (родителя) поощрение ситуативных достижений ребенка в различных видах детской деятельности, что является операциональной составляющей формирования интегративных качеств личности ребенка;
    • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития: работа с детьми строится на базе основных закономерностей психического развития с учетом сенситивных периодов, на основе понимания значения полноценного проживания последовательных возрастных стадий;
    • принцип деятельностного подхода: психофизиологическое развитие ребенка определяется его активностью в рамках ведущей для возраста деятельности;
    • принцип дифференциации и индивидуализации: создание условий для полноценного развития способностей каждого ребенка и своевременной коррекции проблем в его развитии;
    • принцип единства коррекции и развития: целенаправленнаякоррекционная работа осуществляется с опорой на клинико-психолого-педагогический анализ внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;
    • принцип единства диагностики и коррекции: коррекционные мероприятия сопровождаются постоянной  фиксацией происходящих изменений (качественных и количественных) в состоянии и развитии ребенка;
    • принцип взаимосвязи коррекции и компенсации: система коррекционной работы нацелена на  компенсацию нарушений в развитии, на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с ОВЗ;
    • принцип интеграции и координации: организация согласованной работы всех субъектов в системе «педагоги-дети-родители».

    Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизического развития детей группы

    В группе 5воспитанников3-7 лет, имеющих органическое поражение ЦНС различной этиологии на разных этапах онтогенеза (в том числе, связанные с алкогольной интоксикацией плода, хромосомными нарушениями – синдром Дауна, внутриутробной гипоксией, влиянием наследственных факторов). Деструктивное влияние поражения ЦНС у детей носит системный характер, выражающийся в вовлеченности в патологический процесс

    • двигательной сферы,
    • потребностно-мотивационной сферы,
    • социально-личностной сферы,
    • эмоционально-волевой сферы,
    • познавательной сферы,
    • речи,
    • а также деятельности и поведения.

    У всех воспитанников отмечаются не только существенная задержка сроков возникновения и качественное своеобразие всех психических новообразований, но и выраженная неравномерность, нарушение целостности развития. Ситуация осложняется наличием у воспитанников группы различных сопутствующих нарушений (помимо интеллектуальных - от F-70 до F-72): эпилептических приступов,  нарушений аутистического спектра, поведенческих расстройств, соматического неблагополучия (расстройства ЖКТ и др.).

    Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы)

    • Закон РФ «Об образовании в РФ» (ст.12,ст.48),
    • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155),
    • СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.

    Срок реализации рабочей программы

    2015-2016 учебный год

    (с 01.09.2015 по 31.08.2016 года)

    Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы

    В соответствии с ФГОС ДОцелевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

    К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

    ● ребёнок проявляетинициативностьисамостоятельностьв разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способенвыбиратьсебе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

    ●ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладаетчувством собственного достоинства.Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

    ● ребёнок обладает развитымвоображением,которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка кфантазии, воображению, творчествуинтенсивно развивается и проявляется вигре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеетподчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

    творческие способностиребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

    ● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

    ● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

    Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

    ● ребёнок проявляетлюбознательность,задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склоненнаблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой.

                                                   

     I.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    II.1.Основное содержание коррекционно-образовательной работы с детьми

    Образовательные области

    Темы/направления деятельности

    Основные задачи работы с детьми

    Формы работы

    Сентябрь

    Диагностика

    Исследование особенностей психофизического развития детей с целью построения индивидуального маршрута развития

    Наблюдение, индивидуальный психолого-педагогический эксперимент

    Лексические темы

    2-я неделя: Игрушки.

    3-я неделя: Наш детский сад. Наша группа.

    4-я неделя: Профессии людей, работающих в детском саду.

    Социально-коммуникативное развитие

    I. Социально-эмоциональное развитие

    II.Игровая деятельность

    -Воспитывать уверенность в себе, элементарное осознание своих чувств, желаний.

    -Воспитывать навыки правильного поведения в детском саду, бережное отношение к помещениям сада, мебели, игрушкам и т.п.

    -Воспитывать умение вести себя на занятиях, слышать учителя-дефектолога.

    -Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    -Познакомить с новыми игрушками и игровым оборудованием, появившимся в группе.

    Беседы, личный пример, чтение художественной литературы, упражнения, включение ребенка в хозяйственно-бытовую деятельность семьи, рассматривание иллюстраций, запреты, просмотр мультфильмов, обучение, объяснение, напоминание, поощрение,ситуативное обучение, экскурсии,совместная деятельность.

    Познавательное развитие

    I. Сенсорное воспитание

    II Ребенок и окружающий мир

    (предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение)

    IV. Формирование элементарных математических представлений

    V.Конструирование

    -Учить самостоятельноназывать цвета  и оттенки (показывать их).

    -Формировать умение сравнивать

    предметы по величине, показать относительность величины.

    -Учить называть название геометрических фигур и тел (показывать их), учить соотносить форму игрушек с геометрическими телами и фигурами.

    -Познакомить с названием и назначением помещений детского сада.

    -Формировать обобщающее понятие « Игрушки»

    -Формировать представление о людях, работающих в детском саду (воспитатель, помощник воспитателя, повар, медсестра)

    -Познакомить с понятим вверх-вниз, право-лево.

    -Формировать у детей умение осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу).

    -Стимулировать развитие у детей интереса и эмоциональной реакции на конструктивную деятельность взрослого в процессе создания на глазах у детей и привлечения детей к созданию несложных конструкций (мебель для куклы, гараж и ворота для машины, загородки для животных, домики для кукол) с целью незамедлительного их использования в игре.

    -Учить детей действовать с простыми сборно-разборными игрушками, повторить способы ихсборки по образцу (разрезной картинке).

    Личный пример, упражнение, игры, рассматривание иллюстраций, экскурсии, просмотр познавательных телепередач, видеофильмов, мультфильмов участие в тематических досугах, конкурсах,акциях, игры, упражнения, чтение художественной литературы, совместная деятельность.

    Речевое развитие

    I. Связная речь

    -диалогическая речь (общение со взрослыми, общение со сверстниками)

    -монологическая речь

    II. Формирование словаря

    III. Грамматический строй речи

    IV. Звуковая культура речи

    V. Подготовка к обучению грамоте

    - Пробуждать речевую активность детей, обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, воспитывая отношение к сверстнику как субъекту взаимодействия, развивать субъектно-субъектные отношения.

    -Учить детей передавать особенности игрушек при описании, в художественном творчестве, лепке, аппликации (узнавать предмет по описанию).

    -Формировать представления о труде работников детского сада, повторить названия профессий работников детского сада.

    -Воспитывать уважительное отношение к труду работников детского сада.

    -Учить описывать предметы по цвету, форме, величине.

    -Учить согласовывать существительные и прилагательные.

    -Формировать умение использовать предложение с однородными определениями.

    -Формировать речевое дыхание (короткий, объемный вдох; длительный плавный направленный выдох).

    -Учить составлять простейший словесныйотчет о выполненных действиях с помощью взрослого.

    -Учить ориентироваться в пространстве листа (право-лево).

    Игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, включение ребенка деятельность семьи, объяснение, личный пример.

    Художественно-эстетическое развитие

    I. Формирование эстетического вкуса  и восприятия

    II.Знакомство с искусством

    -Обратить внимание на эстетическое оформление группы, помещений детского сада (какое все красивое!).

    -Рассматривать иллюстрации в книгах об игрушках.

    -Закреплять умение детей передавать особенности игрушек при описании, в художественном творчестве, лепке, аппликации.

    Дидактические игры, поддержание эстетической развивающей среды, упражнение, поддержание речевой развивающей среды,  напоминание, объяснение, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, объяснение, научение, напоминание, показ.

    Физическое развитие

    1. Общая моторика
    2. Мелкая моторика
    3. Подвижные игры
    4. Физкультурно-оздоровительная работа

    -Стимулировать двигательную активность детей.

    -Развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности.

    -Обогащать двигательный опыт детей;

    -Формировать положительное отношение к двигательным играм при проведении физкультминуток.

    Игры средней и малой подвижности, упражнение, игры, поощрение, упражнения, объяснение, напоминание, показ образца, напоминание,пальчиковые игры, физкультминутки.

    Октябрь

    Лексические темы

    1-я неделя:Осень.

    2-я неделя: Овощи. Фрукты.

    3-я неделя: Овощи-фрукты.

    4-я неделя: Грибы.

    Социально-коммуникативное развитие

    I. Социально-эмоциональное развитие

    II. Игровая деятельность

    -Воспитывать любовь к природе, уважение к труду людей.

    -Воспитывать умение слушать других, отвечать полным ответом, не выкрикивать с места.

    -Стимулировать развитие у детей интереса к образным игрушкам, желания играть с ними, положительных эмоциональных реакций от встречи с ними.

    -Закреплять у детей умение выполнять предметно-игровые действия с игрушками вместе со взрослым, по подражанию его действиям и по его словесной просьбе.

    Беседы, личный пример, чтение художественной литературы, упражнения, включение ребенка в хозяйственно-бытовую деятельность, рассматривание иллюстраций, запреты, обучение, объяснение, напоминание, поощрение, рассказы, ситуативное обучение, тематические досуги, совместная деятельность, непосредственное участие в играх ребенка

    Познавательное развитие

    I. Сенсорное воспитание

    II Ребенок и окружающий мир

    (предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение)

    IV. Формирование элементарных математических представлений

    V.Конструирование

    -Развиватьпредставления о цвете, форме, вкусе и др. признаках овощей и фруктов.

    -Продолжать знакомить детей с разными материалами и их свойствами.

    -Формировать понятие «Осень», познакомить с основными признаками осени.

    -Познакомить с названиями осенних месяцев.

    - Дать понятие «Огород», «Сад».

    -Формировать обобщающее понятие «Овощи», «Фрукты».

    -Формировать представления о новых  видах овощей (баклажан, перец, чеснок) и фруктов.

    -Познакомить соспособами употребления овощей и фруктов в пищу.

    -Повторить правила гигиены при употреблении фруктов в пищу.

    -Познакомить со способами приготовления простых салатов.

    -Воспитывать навыки гигиены при приготовлении блюд, познакомить с правилами техники безопасности при использовании ножа.

    -Учить осуществлять элементарное сравнение с помощью элементов детских строительных наборов: по величине (большой - маленький, длинный - короткий), по расположению (внизу - наверху, близко - далеко, спереди - сзади).

    -Учить выполнять цепочку последовательных действий, направленных на создание конструкции из строительного материала;

    -Учить различать и называть (показывать) элементы строительных наборов, объемные и плоскостные геометрические фигуры.

    Личный пример, упражнение, игры, рассматривание иллюстраций, экскурсии, просмотр познавательных телепередач, видеофильмов, мультфильмов участие в тематических досугах, конкурсах,акциях, игры, упражнения, чтение художественной литературы, совместная деятельность.

    Речевое развитие

    I. Связная речь

    -диалогическая речь(общение со взрослыми, общение со сверстниками)

    -монологическая речь

    II. Формирование словаря

    III. Грамматический строй речи

    IV. Звуковая культура речи

    V. Подготовка к обучению грамоте

    -Создавать условия для речевой активности детей, развивая коммуникативную функцию речи детей на занятиях, в играх, в бытовых ситуациях и т. д., поддерживать стремление детей к общению со взрослыми и со сверстниками.

    -Формировать умение составлять связный рассказ на тему «Золотая осень».

    -Учить составлять описательный рассказ об овоще и фрукте по плану-схеме.

    -Учить узнавать овощи и фрукты по описанию.

    -Формировать понятие «Осень», познакомить с основными признаками осени.

    -Познакомить с названиями осенних месяцев, новых видаховощей (баклажан, перец, чеснок) и фруктов.

    -Закрепить обобщающее понятие «Овощи», «Фрукты».

    -Обучать образовывать относительные прилагательные.

    -Формировать речевое дыхание (короткий, объемный вдох; длительный плавный направленный выдох).

    -Учить составлять простейший словесныйотчет о выполненных действиях с помощью взрослого.

    -Учить ориентироваться в пространстве листа (право-лево, верх-низ).

    Игры, участие в тематических досугах, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, включение ребенка деятельность семьи, объяснение, личный пример, участие в проектной деятельности, тематических досугах.

    Художественно-эстетическое развитие

    I. Формирование эстетического вкуса  и восприятия

    II.Знакомство с искусством

    -Вызывать положительный отклик на красоту осенней природы.

    -Познакомить с работами русских художников на тему «Золотая осень».

    Дидактические игры, поддержание эстетической развивающей среды, участите в тематических досугах, поддержание речевой развивающей среды, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, экскурсия, рассматривание репродукций.

    Физическое развитие

    1. Общая моторика
    2. Мелкая моторика
    3. Подвижные игры
    4. Физкультурно-оздоровительная работа

    -Развивать понимание основных просьб-команд, отражающих основные движения и действия, направления движения (туда, в эту сторону, вперед, назад и т.п.).

    -Развивать ориентировку в пространстве, умение использовать пространство и находится в нем вместе с другими.

    -Развивать умение выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу.

    Игры средней и малой подвижности, творческие задания, создание игровой ситуации, упражнение, игры, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы,  поощрение, ситуативное обучение, упражнения, творческие задания, объяснение, напоминание, физкультминутки.

    Ноябрь

    Лексические темы

    1-я неделя:Человек. Части тела.

    2-я неделя: Семья. Дом.

    3-я неделя: Мебель.

    4-я неделя: Посуда. Бытовая техника

    Социально-коммуникативное развитие

    I. Социально-эмоциональное развитие

    II. Игровая деятельность

    -Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей.

    - Формирование  представлений детей о себе как человеке (имя, возраст), о собственной принадлежности к членам своей семьи; о составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры), именах ее членов.

    - Воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей.

    -Формировать умение отражать в игровой деятельности заботу членов семьи друг о друге; свою половую принадлежность и элементарные проявления гендерных ролей (мужчины сильные и смелые, женщины нежные, заботливые и др.).

    Беседы, личный пример, чтение художественной литературы, упражнения, рассматривание иллюстраций, запреты,  обучение, объяснение, напоминание, поощрение, рассказы, чтение, ситуативное обучение, элементарное экспериментирование, совместная деятельность, непосредственное участие в играх ребенка.

    Познавательное развитие

    I. Сенсорное воспитание

    II Ребенок и окружающий мир

    (предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение)

    IV. Формирование элементарных математических представлений

    V.Конструирование

    -Формировать представления о материалах для изготовления посуды.-Формировать умение определять их тактильно.

    -Закрепить названия осенних месяцев.

    -Формировать понятие «Поздняя осень», обратить внимание детей на изменения в природе.

    -Формировать представления детей о частях тела человека.

    -Формирование  представлений о семье, доме, домашней мебели, посуде.

    -Формировать новыепредставления о назначении предметов мебели.

    -Формировать умение ориентироваться на себе и на товарище.

    - Учить образовывать множества из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты), по величине (большой – маленький, широкий – узкий, высокий – низкий), по количеству (в пределах трех)

    -Учить выполнять вместе со взрослым простые конструкции по объемным и плоскостным образцам и использовать их в процессе игр с куклой и другими образными игрушками (мебель, комната для куклы и др.);

    -Поддерживать у детей направленность на создание функциональных построек путем обучения их приемам «дополнения» (прикреплять окна и двери к построенному дому), «включения» (например, вокруг построенного дома располагают деревья, песочницы и пр., тротуары, мостовые, по которым едут игрушечные машины), обыгрывания постройки;

    -Продолжать развивать у детей адекватные реакции на разрушение конструкций, вызывать стремление восстанавливать их для продолжения игры, развивать игровую направленность детского конструирования.

    Личный пример, упражнение, игры, рассматривание иллюстраций, экскурсии, просмотр познавательных телепередач, видеофильмов, мультфильмов участие в тематических досугах, конкурсах,акциях, игры, упражнения, чтение художественной литературы, совместная деятельность.

    Речевое развитие

    I. Связная речь

    -диалогическая речь(общение со взрослыми, общение со сверстниками)

    -монологическая речь

    II. Формирование словаря

    III. Грамматический строй речи

    IV. Звуковая культура речи

    V. Подготовка к обучению грамоте

    -Формировать у детей умение задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (пользоваться различными типами коммуникативных высказываний), развивать фразовую речь детей.

    -Учить составлять рассказ о погоде поздней осенью, учить сравнивать золотую и позднюю осень по картинкам.

    -Учить составлять связный рассказ о посуде по схеме.

    -Введение в активный словарь новыхслов, обозначающихпредметы мебели, посуды, бытовой техники.

    -Учить правильно употреблять названия частей тела в ед. и мн. числе

    -Упражнять в образовании относительных прилагательных.

    -Проведение артикуляционных  упражнений подготовительного этапа.

    -Учить правильно держать карандаш.

    -Формировать представление о слове.

    Игры, участие в тематических досугах, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, включение ребенка деятельность семьи, объяснение, личный пример, участие в проектной деятельности, тематических досугах.

    Художественно-эстетическое развитие

    I. Формирование эстетического вкуса  и восприятия

    II.Знакомство с искусством

    -Развивать у детей восприятие готовых изображений как один из наиболее сильных стимулов к собственной изобразительной деятельности: предлагать рассмотреть иллюстрации в детских книжках, учить понимать содержание изображенных на картинках бытовых действий, подражать им, сопровождать естественными жестами, речью.

    Дидактические игры, поддержание эстетической развивающей среды, участите в тематических досугах, поддержание речевой развивающей среды, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, экскурсия, рассматривание репродукций.

    Физическое развитие

    1. Общая моторика
    2. Мелкая моторика
    3. Подвижные игры
    4. Физкультурно-оздоровительная работа

    -Развивать двигательную память.

    -Формировать произвольные движения головой, руками, туловищем, ногами по образцу и словесной инструкции.

    -Учить менять темп движения (ползать, ходить, бегать) вместе со взрослым, а также по слову-сигналу.

    Игры средней и малой подвижности, упражнение, игры, поощрение, упражнения, объяснение, напоминание, показ образца, напоминание,пальчиковые игры, физкультминутки.физкультминутки, закаливание, самообслуживание.

    Декабрь

    Лексические темы

    1-я неделя:Зима.

    2-я неделя: Зимняя одежда, головные уборы, обувь.

    3-я неделя: Дикие животные. Детеныши диких животных.

    4-я неделя: Новый год

    Социально-коммуникативное развитие

    I. Социально-эмоциональное развитие

    II. Игровая деятельность

    -Воспитывать добрые чувства к близким.

    -Привлекать внимание детей к различным эмоциональным состояниям людей, учить их подражать выражению лица взрослого (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет – обнимает, гладит по голове; радуется – хлопает в ладоши и т. п.).

    -Закреплять у детей умение использовать в игре натуральные предметы и их модели, предметы-заместители.

    -Продолжать развивать у детей умение выполнять простейшие воображаемые действия по подражанию действиям взрослого, создавать простейшие воображаемые игровые ситуации, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею (с помощью взрослого), эмоционально реагировать на нее.

    Беседы, личный пример, чтение художественной литературы, упражнения, включение ребенка в хозяйственно-бытовую деятельность семьи, рассматривание иллюстраций, запреты, просмотр фильмов, мультфильмов, обучение, объяснение, напоминание, поощрение, рассказы, чтение, ситуативное обучение, тематические досуги, творческие задания, экскурсии,элементарное экспериментирование, совместная деятельность, участие в конкурсах, акциях, непосредственное участие в играх ребенка.

    Познавательное развитие

    I. Сенсорное воспитание

    II Ребенок и окружающий мир

    (предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение)

    IV. Формирование элементарных математических представлений

    V.Конструирование

    -Формироватьу детей умение моделировать различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические движениям, на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей).

    -Знакомить с обобщающим понятием «Инструменты», с многообразием и назначением инструментов.

    -Обратить внимание детей на сезонные изменения в природе. Закреплять названия зимних месяцев.

    -Формировать представления  о назначениях одежды.

    - Формировать представления о новых видах одежды (костюм, жилет, блуза, свитер) и материалах для изготовления одежды.

    -Познакомить деталями одежды.

    -Формировать представления о головных уборах и их назначении,о новых видах головных уборов (берет, шляпа, фуражка).

    -Формировать представления о видах и назначении обуви,материалах для изготовления обуви.

    -Формировать представления о диких животных, о многообразии видов диких животных, повторить названия жилищ диких животных.

    -Формировать знания о любимой пищи диких животных и особенностях их поведения зимой.

    -Формировать представления о некоторых общих принципах счета: устойчивость порядка числительных при счете; принцип «один к одному» (к каждому объекту может быть присоединен только один объект); принцип обозначения итога счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); возможность пересчета любой совокупности объектов; возможность считать объекты в любом порядке.

    -Формировать представления у детей в процессе игр и игровых упражнений о независимости количества элементов множества от пространственного расположения и качественных признаков предметов его составляющих.

    -Формировать у детей готовность к созданию коллективной постройки (строим одинаковые конструкции, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;

    -Стимулировать развитие у детей эмоционально-волевой сферы (радоваться своему успеху и успеху сверстников, огорчаться из-за неудач, адекватно реагировать на помощь, удивляться новому, неожиданному и т.п., прилагать усилия для преодоления трудностей, доведения работы до конца);

    -Развивать у детей коммуникативные умения (действовать вместе, создавать коллективные работы, вести диалог).

    Личный пример, упражнение, игры, рассматривание иллюстраций, экскурсии, просмотр познавательных телепередач, видеофильмов, мультфильмов участие в тематических досугах, конкурсах,акциях, игры, упражнения, чтение художественной литературы, совместная деятельность.

    Речевое развитие

    I. Связная речь

    -диалогическая речь(общение со взрослыми, общение со сверстниками)

    -монологическая речь

    II. Формирование словаря

    III. Грамматический строй речи

    IV. Звуковая культура речи

    V. Подготовка к обучению грамоте

    - Стимулировать развитие у детей интереса и потребности в эмоциональном общении с педагогом, со сверстниками в процессе игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения.

    -Учить составлять связный рассказ о погоде и природе зимой по схеме.

    -Учить описывать одежду по схеме.

    -Формировать умение составлять рассказ по картине «Дети наряжают елку».

    -Учитьправильно называть инструменты и действия, которые с их помощью производят.

    Учить образовывать названия детенышей от названий взрослых животных.

    - Учить употреблять личные местоимения с глагольными формами

    -Обучать употреблению притяжательных прилагательных и  падежных окончаний существительных.

    - Проведение артикуляционных  упражнений подготовительного этапа.

    -Продолжать учить правильно держать карандаш.

    -Закреплять представление о слове.

    Игры, участие в тематических досугах, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, включение ребенка деятельность семьи, объяснение, личный пример, участие в проектной деятельности, тематических досугах.

    Художественно-эстетическое развитие

    I. Формирование эстетического вкуса  и восприятия

    II.Знакомство с искусством

    -Учить видеть красоту зимнего пейзажа.

    -Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж.

    Дидактические игры, поддержание эстетической развивающей среды, участите в тематических досугах.

    Физическое развитие

    1. Общая моторика
    2. Мелкая моторика
    3. Подвижные игры
    4. Физкультурно-оздоровительная работа

    -Развивать точность и ловкость движений рук в играх с мячом.

    -Воспроизводить по подражанию различные движения кистями и пальцами рук, прослеживая их взором;

    -Продолжать формировать умения имитировать движения животных, птиц, растений, двигателей и т.п.

    Игры средней и малой подвижности, упражнение, игры, поощрение, упражнения, объяснение, напоминание, показ образца, напоминание,пальчиковые игры, физкультминутки.

                                                         

                                                         II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    III.1. Режим пребывания воспитанников в группе

            В соответствии с ООП в ДОО предусмотрен 12-часовое пребывание детей с реализацией щадящих режимов на адаптационный, каникулярный и карантинный период при благоприятных и неблагоприятных погодных условиях в осенне-зимний и весенне-летний период.

    РЕЖИМ ДНЯ

    Группы со сложным дефектом-2

    (адаптационный)

    Время

    Мероприятия

    7.00-8.00

    Утренний прием детей.

    8.00-8.15

    Утренняя гимнастика на прогулке

    8.30—9.00

    Подготовка к завтраку. Завтрак.

    9.00-9.10

    Самостоятельная деятельность детей (игра, общение, личная гигиена)

    9.10-9.25

    Непосредственно образовательная деятельность (коммуникативные игры)

    9.25-9.35

    Самостоятельная деятельность детей (игры,  общение, личная гигиена)

    9.35-9.50

    Непрерывная непосредственно образовательная деятельность (игровая, музыкальная, коммуникативная, двигательная, продуктивная)

    9.50-10.10

    Второй завтрак

    10.10-11.50

    Подготовка к прогулке, прогулка.  Двигательная, игровая деятельность, наблюдение в природе, трудовые поручения.  Индивидуальная работа с детьми.

    11.50-12.20

    Подготовка к обеду. Обед

    12.20-15.00

    Подготовка к дневному сну. Формирование  и закрепление культурно-гигиенических навыков. Дневной сон.

    15.00-15.20

    Постепенный подъем детей. Бодрящая гимнастика. Оздоровительные мероприятия

    15.20-15.40

    Подготовка к полднику. Полдник

    15.40-16.00

    Самостоятельная деятельность детей  (двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, трудовая). Индивидуальная работа с детьми.

    16.00-17.00

    Развивающие формы работы с детьми (коммуникативные  игры,  праздники, развлечения)

    17.00-19.00

    Подготовка к прогулке. Прогулка. Двигательная, игровая деятельность. Взаимодействие с родителями воспитанников.

    РЕЖИМ ДНЯ

    Группы со сложным дефектом-2

    (холодное  время года)

    Время

    Мероприятия

    7.00-8.00

    Прием и осмотр детей. Индивидуальная работа с детьми.

    8.00-8.15

    Утренняя гимнастика. Лечебная физкультура.

    8.30—9.00

    Подготовка к завтраку. Завтрак.

    9.00-9.10

    Самостоятельная деятельность детей (игра, личная гигиена)

    9.10-9.25

    Непрерывная непосредственно образовательная деятельность (игровая, музыкальная, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская)

    9.25-9.35

    Самостоятельная деятельность детей (игры,  общение, личная гигиена)

    9.35-9.50

    Непрерывная непосредственно образовательная деятельность (игровая, музыкальная, коммуникативная, двигательная, продуктивная)

    9.50-10.10

    Второй завтрак

    10.10-11.50

    Подготовка к прогулке, прогулка.  Двигательная, игровая деятельность, наблюдение в природе, трудовые поручения.  Индивидуальная работа с детьми.

    11.50-12.20

    Подготовка к обеду. Обед

    12.20-15.00

    Подготовка к дневному сну. Формирование  и закрепление культурно-гигиенических навыков. Дневной сон.

    15.00-15.20

    Постепенный подъем детей. Бодрящая гимнастика. Оздоровительные мероприятия

    15.20-15.40

    Подготовка к полднику. Полдник

    15.40-16.00

    Самостоятельная деятельность детей  (двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, трудовая). Индивидуальная работа с детьми.

    16.00-16.45

    Развивающие формы работы с детьми.

    16.45-19.00

    Подготовка к прогулке. Прогулка. Двигательная, игровая деятельность.

    РЕЖИМ ДНЯ

    Группы со сложным дефектом-2

    (неблагоприятные погодные условия)

    Время

    Мероприятия

    7.00-8.00

    Прием и осмотр детей. Индивидуальная работа с детьми.

    8.00-8.15

    Утренняя гимнастика. Лечебная физкультура.

    8.30—9.00

    Подготовка к завтраку. Завтрак.

    9.00-9.10

    Самостоятельная деятельность детей (игра, личная гигиена)

    9.10-9.25

    Непрерывная непосредственно образовательная деятельность (игровая, музыкальная, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская)

    9.25-9.35

    Самостоятельная деятельность детей (игры,  общение, личная гигиена)

    9.35-9.50

    Непрерывная непосредственно образовательная деятельность (игровая, музыкальная, коммуникативная, двигательная, продуктивная)

    9.50-10.10

    Второй завтрак

    10.10-11.40

    Непосредственно образовательная деятельность (коммуникативная, чтение)

    11.40-12.00

    Подготовка к прогулке.  Прогулка проводится в музыкальном зале.  Двигательная, игровая деятельность.

    12.00-12.20

    Подготовка к обеду. Обед

    12.20-15.00

    Подготовка к дневному сну. Формирование  и закрепление культурно-гигиенических навыков. Дневной сон.

    15.00-15.20

    Постепенный подъем детей. Бодрящая гимнастика. Оздоровительные мероприятия

    15.20-15.40

    Подготовка к полднику. Полдник

    15.40-16.00

    Самостоятельная деятельность детей  (двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, трудовая). Индивидуальная работа с детьми.

    16.00-16.45

    Развивающие формы работы с детьми.

    16.45-17.50

    Непосредственно образовательная деятельность (коммуникативная, чтение, игровая)

    17.50-18.20

    Подготовка к прогулке.  Прогулка проводится в физкультурном  зале.  Двигательная, игровая деятельность.

    18.20-19.00

    Самостоятельная деятельность детей (игры, общение,  личная гигиена). Взаимодействие с родителями воспитанников.

    РЕЖИМ ДНЯ

    Группы со сложным дефектом-2

    (каникулярный)

    Время

    Мероприятия

    7.00-8.00

    Утренний прием детей.

    8.00-8.15

    Утренняя гимнастика

    8.30—9.00

    Подготовка к завтраку. Завтрак.

    9.00-9.15

    Самостоятельная деятельность детей (игра, общение, личная гигиена)

    9.15-9.45

    Непосредственно образовательная деятельность (игровая, музыкальная, коммуникативная, двигательная, продуктивная)

    9.45-9.50

    Самостоятельная деятельность детей (общение, личная гигиена)

    9.50-10.10

    Второй завтрак

    10.10-11.50

    Подготовка к прогулке, прогулка.  Двигательная, игровая деятельность, наблюдение в природе, трудовые поручения.  Индивидуальная работа с детьми.

    11.50-12.20

    Подготовка к обеду. Обед

    12.20-15.00

    Подготовка к дневному сну. Формирование  и закрепление культурно-гигиенических навыков. Дневной сон.

    15.00-15.20

    Постепенный подъем детей. Бодрящая гимнастика. Оздоровительные мероприятия

    15.20-15.40

    Подготовка к полднику. Полдник

    15.40-16.00

    Самостоятельная деятельность детей  (двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, трудовая). Индивидуальная работа с детьми.

    16.00-17.00

    Развивающие формы работы с детьми (коммуникативные  игры,  праздники, развлечения)

    17.00-19.00

    Подготовка к прогулке. Прогулка. Двигательная, игровая деятельность. Взаимодействие с родителями воспитанников.

    РЕЖИМ ДНЯ

    Группы со сложным дефектом-2

    (в дни карантинов)

    Время

    Мероприятия

    7.00-8.00

    Утренний прием детей.

    8.00-8.15

    Утренняя гимнастика

    8.30—9.00

    Подготовка к завтраку. Завтрак.

    9.00-9.15

    Самостоятельная деятельность детей (игра, общение, личная гигиена)

    9.15-9.45

    Непосредственно образовательная деятельность (игровая, музыкальная, коммуникативная, двигательная, продуктивная)

    9.45-9.50

    Самостоятельная деятельность детей (общение, личная гигиена)

    9.50-10.10

    Второй завтрак

    10.10-11.50

    Подготовка к прогулке, прогулка.  Двигательная, игровая деятельность, наблюдение в природе, трудовые поручения.  Индивидуальная работа с детьми.

    11.50-12.20

    Подготовка к обеду. Обед

    12.20-15.00

    Подготовка к дневному сну. Формирование  и закрепление культурно-гигиенических навыков. Дневной сон.

    15.00-15.20

    Постепенный подъем детей. Бодрящая гимнастика. Оздоровительные мероприятия

    15.20-15.40

    Подготовка к полднику. Полдник

    15.40-16.00

    Самостоятельная деятельность детей  (двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, трудовая). Индивидуальная работа с детьми.

    16.00-17.00

    Развивающие формы работы с детьми (коммуникативные  игры,  праздники, развлечения). Камерно.

    17.00-19.00

    Подготовка к прогулке. Прогулка. Двигательная, игровая деятельность. Взаимодействие с родителями воспитанников.

    РЕЖИМ ДНЯ

    Группы со сложным дефектом-2

    (теплое время года)

    Время

    Мероприятия

    7.00-8.00

    Прием и осмотр детей. Индивидуальная работа с детьми.

    8.00-8.15

    Утренняя гимнастика. Лечебная физкультура.

    8.30—9.00

    Подготовка к завтраку. Завтрак.

    9.00-9.10

    Самостоятельная деятельность детей (игра, личная гигиена)

    9.10-9.25

    Непрерывная непосредственно образовательная деятельность (игровая, музыкальная, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская)

    9.25-9.35

    Самостоятельная деятельность детей (игры,  общение, личная гигиена)

    9.35-9.50

    Непрерывная непосредственно образовательная деятельность (игровая, музыкальная, коммуникативная, двигательная, продуктивная)

    9.50-10.10

    Второй завтрак

    10.10-11.50

    Подготовка к прогулке, прогулка.  Двигательная, игровая деятельность, наблюдение в природе, трудовые поручения.  Индивидуальная работа с детьми.

    11.50-12.20

    Подготовка к обеду. Обед

    12.20-15.00

    Подготовка к дневному сну. Формирование  и закрепление культурно-гигиенических навыков. Дневной сон.

    15.00-15.20

    Постепенный подъем детей. Бодрящая гимнастика. Оздоровительные мероприятия

    15.20-15.40

    Подготовка к полднику. Полдник

    15.40-16.00

    Самостоятельная деятельность детей  (двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, трудовая). Индивидуальная работа с детьми.

    16.00-17.00

    Развивающие формы работы с детьми.

    17.00-19.00

    Подготовка к прогулке. Прогулка. Двигательная, игровая деятельность. Взаимодействие с родителями воспитанников.

    РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

    Группы  со сложным дефектом

    Формы работы

    Понед

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Первая половина дня

     Продолжительность в минутах

    Утренняя гимнастика

    5

    5

    5

    5

    5

    Физкультминутки

    3

    3

    3

    3

    3

    Подвижные игры (совместная со взрослым деятельность)

    30

    30

    30

    30

    30

    Физкультурное занятие

    20

    20

    Музыкальное занятие

    20

    20

    Прогулка:

    • подвижные игры и физические упражнения
    • индивидуальная работа по развитию движений
    • самостоятельная подвижная игровая деятельность

    5

    10

    50

    5

    10

    50

    5

    10

    50

    5

    10

    50

    5

    10

    50

    Вторая  половина дня

    Продолжительность в минутах

    Коррегирующая гимнастика

    4

    4

    4

    4

    4

    Подвижная игра после сна

    5

    5

    5

    5

    5

    Физкультурное занятие

    20

    Самостоятельная подвижная деятельность

    25

    25

    25

    25

    25

    Спортивный досуг (раз в м-ц)

    20

    Музыкальный досуг (раз в м-ц)

    20

    Развлечения (камерно, в группе) два раза в м-ц

    20

    20

    Прогулка:

    • подвижные игры и физические упражнения
    • индивидуальная работа по развитию движений
    • самостоятельная подвижная игровая деятельность

    5

    5

    80

    5

    5

    80

    5

    5

    80

    5

    5

    80

    5

    5

    80

    Перемещение детей по зданию

    40

    40

    40

    40

    40

    ИТОГО  В ДЕНЬ (час/мин)

    6 час

    6 час

    6 час

    6 час

    6 час

    ИТОГО В НЕДЕЛЮ (час)

    30 часов

                                    III.2. Структура реализации образовательной деятельности

    Совместная деятельность педагога с детьми

    Самостоятельная деятельность детей

    Технологии реализации рабочей программы

    Индивидуальный  маршрут развития ребенка

    Занятия коррекционно-развивающей направленности. Образовательные проекты. Праздники. Развлечения. Экскурсии. Тематические беседы. Организация различных видов деятельности (коммуникативной, игровой, продуктивной, элементарной трудовой и пр.).

    Создание условий для самостоятельной деятельности детей в режимных моментах, на прогулке. Оказание недирективной помощи воспитанникам.

    Технология саморазвития (Монтессори М.)

    Технология формирования изобразительной и конструктивной деятельности у детей с особенностями психофизического развития (Захарова Ю.В.)

    Технология планирования коррекционной работы (Гладкая В.В.)

    Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) (Корзун А.В.)

    Психосберегающие технологии (Пархомович В.Б.)

    Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я.)

    Гуманно-личностная технология (Амоношвили Ш.А.)

    Игровые технологии

    Здоровьесберегающие технологии (Ковалько В.И.)

    Технология развивающих игр (Никитин Б.П.)

    Технология наглядного моделирования

    Технология дифференциации и индивидуализации обучения

    Образовательная модель «Шаг за шагом»

    Проектное обучение

    Технологии компенсирующего обучения

    Личностно-ориентированный подход к развитию осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута, который включает следующие разделы: 1. Общие данные; 2. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (с указанием задействованных специалистов, реализуемых образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования, задачи коррекционно-развивающей работы, режима и форм организации коррекционно-развивающей работы, формы оценки результатов работы); 3. Взаимодействие с социальными партнерами (перечень организаций, направлений взаимодействия и возможных форм деятельности); 4. Взаимодействие с семьей (направления, формы, содержание).

    III.3. Организация образовательной работы группы детей со сложным дефектом

    III.3.1.Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы

    Подгруппы

    Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

    в день

    Продолжительность одной формы непрерывной непосредственнее образовательной деятельности

    Количество коррекционно-образовательных занятий

    в день

    Количество коррекционно-образовательных занятий

    в неделю

    Перерывы между занятиями

    для детей 4-го года жизни

    не более 30 минут

    не более 15минут*

    2

    10

    10 минут

    для детей 7-го года жизни и старше

    не более 90 минут

    не более 30 минут*

    3

    15

    *В середине занятий статического характера проводится физкультминутка.

    III.3.2. Модель организации образовательной работы группы детей со сложным дефектом

    Образовательная область

    Количество коррекционно-образовательных занятий

    в неделю

    Младший дошкольный возраст

    Старший дошкольный возраст

    Социально-коммуникативное развитие

    В совместной деятельности и режимных моментах

    3

    Познавательное развитие

    2

    3

    Речевое развитие

    1

    1

    Художественно-эстетическое развитие

    4

    5

    Физическое развитие

    3

    3

    Итого

    10

    15

    Образовательная область/Разделы программы

    Проводит

    Формы образовательной деятельности

    Количество НОД

    Познавательное развитие//Ознакомление с окружающим миром

    Учитель-дефектолог

    Беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций

    1

    Речевое развитиеи Художественно-эстетическое развитие/ Развитие речи. Художественное слово*

    Учитель-дефектолог

    Беседы, слушание художественных произведений, чтение, разучивание стихов, театрализованная игра, драматизация отдельных эпизодов,

    просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов

    1

    Познавательное развитие/Сенсорное развитие.ФЭМП.

    Учитель-дефектолог

    Беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, реализация проектов, игры, проблемные ситуации

    1

    Познавательное развитие/ Конструирование*

    Учитель-дефектолог

    Конструирование из кубиков, палочек, геометрических фигур, бумаги, природного и иного материала (бумагопластика)

    1

    Социально-коммуникативное развитие/ Обучение игре*

    Учитель-дефектолог

    Сюжетно-ролевые, дидактические, игры с природным и бросовым материалом, театрализованные игры, подвижные игры

    1

    Социально-коммуникативное развитие/ Обучение игре**

    Воспитатель

    Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно печатные, игры путешествия, наблюдение

    Просмотр и анализ мультфильмов

    -

    Художественно-эстетическое развитие/ Рисование*

    Воспитатель

    Коллаж, проекты, нетрадиционные техники рисования, рисование на асфальте, песке. Рассматривание репродукций художников, выставка

    1

    Художественно-эстетическое развитие/ Лепка

    Воспитатель

    Лепка из глины, соленого теста, пластилина, проекты

    1

    Художественно-эстетическое развитие/ Аппликация

    Воспитатель

    Конструирование из бумаги, природного и иного материала (бумагопластика)

    1

    Социально-коммуникативное развитие Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд*

    Воспитатель

    Поручения, дежурство, игры, беседы, наблюдение

    1

    Художественно-эстетическое развитие/Художественный и ручной труд*

    Воспитатель

    Коллаж, проекты, нетрадиционные техники рисования, рисование на асфальте, песке. Рассматривание репродукций художников, выставка

    1

    Художественно-эстетическое развитие/ Музыка

    Музыкальный руководитель

    Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения.

    2

    Физическое развитие Физическое развитие

    Инструктор по физическому воспитанию, воспитатель

    Подвижные, народные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники, досуги, эстафеты.

    3

    Индивидуальная коррекционная работа

    Учитель-дефектолог

    беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, реализация проектов, игры, проблемные ситуации

    -

    Итого

    10/15

    III.4.Создание развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-дефектолога

    Образовательная область

    Направления деятельности

    Обогащение (пополнение предметно-пространственной среды кабинета

    Содержание

    Срок

    Социально-коммуникативное развитие

    Социально-эмоциональное развитие

    Игровая деятельность

    Обновление оборудования для отобразительных игр: образные игрушки, коляски, крупные машины.

    Обновление оборудования для сюжетно-ролевых игр:

    Магазин «Овощи-фрукты»

    «Семья»

    «Доктор»

    «Зоопарк»

    «Ферма»

    «Улица города»

    «Магазин»

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    Познавательное развитие

    Сенсорное воспитание

    Ребенок и окружающий мир (предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение)

    Обновление раздаточного материала в соответствии с лексическими темами:

    Игрушки.Наш детский сад. Наша группа.Профессии людей, работающих в детском саду.

    Осень. Овощи. Фрукты. Грибы.

    Человек. Части тела.Семья. Дом. Мебель.Посуда. Бытовая техника.

    Зима. Зимняя одежда. Головные уборы, обувь. Дикие животные. Детеныши диких животных. Новый год.

    Дикие животные, их детёныши. Домашние животные.

    Птицы.

    Транспорт.

    Весна. Лето. Времена года.

    Насекомые.

    Цветы.

    Развлечения детей зимой и летом.

    Сентябрь

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

     Март

    Апрель
    Май

     Июнь

    Июль

    Август

    Речевое развитие

    Связная речь, формирование словаря

    Грамматический строй речи

    Звуковая культура речи

    Обновление картинного материала в соответствии с лексическими темами:

    Игрушки.Наш детский сад. Наша группа.Профессии людей, работающих в детском саду.

    Осень. Овощи. Фрукты. Грибы.

    Человек. Части тела.Семья. Дом. Мебель. Домашние животные.

    Зима. Зимняя одежда. Зимние забавы. Новый год.

    Дикие животные.

    Детеныши диких животных.

    Транспорт.

    Весна.

    Насекомые.

    Цветы.

    Птицы, животные, рыбы.

    Лето.

     

    Обновление картотеки с заданиями на словообразование.

    Обновление картотеки «Артикуляционная гимнастика».

    Песенки.  Потешки. Хороводы.

    Подбор карточек по зукоподражанию

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март.

    Апрель

    Май

    Июнь.

    Июль.
    Август

    Ноябрь

    Январь.

    Июль

    Август.

    Художественно-эстетическое развитие

    Знакомство с искусством

    Обновление книг, иллюстраций и репродукцийв соответствии с лексическими темами:

    Игрушки.Наш детский сад. Наша группа.Профессии людей, работающих в детском саду.

    Осень. Овощи. Фрукты. Грибы.

    Человек. Части тела.Семья. Дом. Мебель.Посуда. Бытовая техника.

    Зима. Зимняя одежда. Головные уборы, обувь. Дикие животные. Детеныши диких животных. Новый год.

    Зимние развлечения.

    Птицы.

    Транспорт.

    Весна.

    Насекомые.

    Цветы.

    Лето.

    Дополнение по всем лексическим темам.

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь.

    Февраль.

    Март

    Апрель.

    Май.

    Июнь.

    Июль.

    Август

    Физическое развитие

    Мелкая моторика

    Подвижные игры

    Обновление картотеки пальчиковых игр

    Составление картотеки считалок.

    Подбор картотеки образцов по подготовке руки ребёнка к письму.

    Обновление картотеки подвижных игр малой и средней подвижности для проведения физкультминуток.

    Подбор стихов  с имитацией движений для малышей.

    Подбор песенок, хороводных игр.

    Октябрь

    Ноябрь-Декабрь

    Январь.

    Март.

    Май.

    Июль.

    Август

    III.5. Методическое обеспечение образовательной деятельности

    Образовательная область, направление образовательной деятельности

    Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки и др.)

    Диагностическая работа

    1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития – М.: Гном-Пресс, 2000
    2. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей -  М.: Просвещение, 1985
    3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая – М.: ИОИ, 2002
    4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда -  М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 
    5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи – СПб.: КАРО, 2002
    6. Маркова А.К.. Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск: КНМЦ, 1992
    7. Ноткина Н.А. Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста – СПб.,1995
    8. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет – М., 2003
    9. Технология проведения диагностики психомоторного, речевого и психического развития детей 2-7 лет (авторская разработка коллектива ГДОУ № 19 Центрального р-на Санкт-Петербурга).

    Коррекционно-образовательная работа

    Социально-коммуникативное развитие

    1. Григорьева Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста. – М.: Просвещение , 2003
    2. Детство без пожаров /Под ред. Груздева В.В., Николаева С.В., Жолованова С.В. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010
    3. Зворыгина Е. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжет игр малышей – М.: Просвещение, 2007
    4. Комарова С. Трудовое воспитание в детском саду - М.: Мозаика-синтез, 2007
    5. КрулехтМ.В.Дошкольник и рукотворный мир. СПб., 2002
    6. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку - М.: Скрипторий. 2005
    7. Маханева М.Д.,  Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от одного до трех лет: методическое пособие - М.:ТЦ Сфера, 2003
    8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: методическое пособие - М., Просвещение 2000
    9. Петрова В.И.. Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.  - М.: Мозаика-Синтез, 2010
    10. Козлова С.А.Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру - М.: Линка-Пресс, 2000
    11. Саулина Т.Ф. Три сигнала  светофора - М., Мозаика-Синтез, 2009
    12. Зенина Т.Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой - М: Педагогическое общество России, 2006
    13. Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду: методическое пособие - СПБ.: Детство-Пресс, 2010
    14. Харчевникова А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей - М: Аркти, 2010

    Познавательное развитие

    1. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена А.И., 2003
    2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии – СПб.: Союз, 2002
    3. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью
    4. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта решению арифметических задач – СПб., 1992.
    5. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПб.: КАРО, 2006
    6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников - СПб, Детство – Пресс, 2007
    7. Колесникова Е.В.  Математические ступеньки. Математика для детей 3-7 лет - М. ТЦ Сфера, 2004
    8. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование -  М.: Педагогическое общество России, 2005
    9. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие: методическое пособие – М., 2006
    10. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: методическое пособие – М.: Олма Медиа Групп, 2008
    11. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию – М.: Просвещение, 1996
    12. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие  занятия с детьми раннего возраста – СПб.: Детство-Пресс, 2010
    13. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста - М.: Мозаика – Синтез, 2009

    Речевое развитие

    1. Алексеева М.М., Яшина В.И.  Речевое развитие дошкольников – М.: Академия, 1999
    2. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам – М.: Сфера, 2006
    3. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения – СПб.: Детство-пресс, 1999
    4. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме - СПб., Детство-Пресс, 2009
    5. Власова Т.М., Пфафендрот А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: Учебная литература, 1997
    6. Войлокова Е.Ф. Ознакомление с художественной литературой в специальном детском саду – СПб., 2010
    7. Гербова  В.В. Приобщение детей к художественной литературе - М.: Мозаика – Синтез, 2005
    8. Гербова В.В.  Развитие речи - М.: «Москва-Синтез», 2005
    9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.  Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1990
    10. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой – М.: Просвещение, 1993
    11. Куликовская Т.В. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках – М.: Гном и Д, 2004
    12. Максаков А.И. Развитие речи в детском саду – М.: Мозаика – Синтез. 2005
    13. О.С. Ушакова Знакомим с литературой детей 3-5 лет - М: ТЦ Сфера 2010
    14. Овчинникова Т.С. Логопедическиераспевки – СПб.: КАРО, 2006
    15. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях: методическое пособие – М.: Сфера, 2005
    16. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 1979
    17. ФиличеваТ.Б., Мостюкова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - М.: Гном-прес, 1999
    18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения – М.: Просвещение,1989
    19. Скворцова И.В. Логопедические игры детей 4-6 лет
    20. Хрестоматия для дошкольников от 4 до 5 лет - М.: Планета Детства. 2002.

    Художественно-эстетическое развитие

    1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - М.,  Скрипторий,  2003
    2. Жукова О.Г.  Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста: методическое пособие -М.: Айрис–Пресс, 2007
    3. Зацепина М.Б. Праздники и развлечения в детском саду – М.: Мозаика-Синтез 2008
    4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники - М.: ТЦ Сфера, 2009
    5. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет – М., Мозаика-синтез, 2009
    6. Королева Т.В. Игры с красками. Рисование в младенческом возрасте - М.: Творческий центр, 2008
    7. Лыкова И.А.  Художественный труд в детском саду – М.: ТЦ Сфера Карапуз 2010
    8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст - М.: Карапуз-Дидактика, 2008
    9. Мартушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для детей первой младшей группы - М., 2007

    Физическое развитие

    1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров Здоровья» - Волгоград,  «Учитель», 2006
    2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка - М., 1993
    3. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения – СПб.: Детство-пресс, 1999
    4. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду - М.: АРКТИ, 2004
    5. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни - М., Линка-Пресс,  2005
    6. Рунова М. А.  Двигательная активность ребенка в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2000
    7. Синкевич Е.А., БольшеваТ.В. Физкультура для малышей: методическое пособие -СПб.: Детство-Пресс, 2002
    8. Степаненкова Э.Я Методика проведения подвижных игр - М.: Мозаика-Синтез, 2008
    9. Якубовская Е.И. Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей – СПб., 2008

    Взаимодействие с родителями

    1. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой – М.: Просвещение, 1993
    2. Иванова Т.В. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей – Волгоград: ИТД Корифей, 2008
    3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика – М.: Просвещение, 1988.
    4. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. / Под.ред. Л.М. Шипицыной СПб, 2003
    5. Щетинина А.М., Иванова О.И.Полоролевое развитие детей 5-7 лет: методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа для детей группы кратковременного пребывания

    Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста  6 - 7 лет и является одним из структурных компонентов ...

    Рабочая программа "Одаренные дети"

    ХХIвек требует от человечества кардинальных изменений социально-экономического и общественного развития. Новый век уже назван многими учеными и государственными деятелями «Веком борьбы з...

    Рабочая программа ЦДП детей и подростков

    Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздо...

    Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

    Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

    Рабочая программа для детей, обучающихся по адаптированной программе (8 вид) Письмо и развитие речи 6 класс

    В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывает...

    Рабочие программы обучения на дому ребёнка-инвалида (опорно-двигательный аппарат)

    Рабочие программы основных предметов учебного плана для обучения на дому ребёнка-инвалида с сохранным интеллектом. Срок обучения 5 и 6 класс. Уроки технологии и физической культуры адаптированы для ра...

    Рабочая программа «МОЙ ВНУК - УДИВИТЕЛЬНЫЙ РЕБЁНОК». В РАМКАХ ПРОЕКТА «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ»

    Пояснительная запискаПрограмма «Мой внук –удивительный ребенок» направлена на коррекцию психоэмоционального состояния, развитие ресурсов стрессоустойчивости старшего поколения семей,...