Статья "Исследование представлений о цвете у младших школьников с нарушением интеллекта"
статья на тему

В статье затронута проблема умственной отсталости у детей и ее отражение на сенсорном развитии. Здесь исследуются представления о цвете у младших школьников  с умеренной умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya_._statya.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 607

Пушкинского района Санкт-Петербурга.

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=36e48e834fea4374c05532572d76b4b1-l&n=13

Статья на тему:

«Исследование представлений о цвете у младших школьников с нарушением интеллекта»

                                                  Подготовила учитель класса «Особый ребенок»:

                                                                    Петришена Светлана Николаевна

                                                                                 Пушкинский район

                                                                                 г. Санкт-Петербург

                                               2016/2017 уч. год

      На современном этапе развития нашего общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью. Это заставляет многих педагогов и психологов изучать проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день наукой доказано, что умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

       В работах по специальной психологии умственно отсталых детей, подчеркивается, что основным признаком умственной отсталости является недоразвитие познавательной стороны деятельности. У детей с умственной отсталостью недоразвитие познавательной деятельности выявляется при решении любой задачи, требующей способности к отвлечению и обобщению, установлению логических связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Недоразвитие и недостатки познавательной деятельности проявляются и в сенсорном освоении умственно отсталыми детьми окружающего мира. Они отстают от сверстников во всех видах продуктивной деятельности: рисовании, лепке, конструировании. Рисунки примитивны, фрагментарны; формы и пропорции предметов искажены.  

      Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к  функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

      Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятия. [

         Сенсорное развитие ребенка представляет собой развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и др. Представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений предметов - цвета, формы, величины предметов – принято называть сенсорными эталонами.

      Общепринятыми эталонами цвета являются представления о 7 основных цветах спектра. Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование цвета, которые должны приобрести значение образцов.

      Для исследования представлений о цвете у младших школьников с умеренной умственной отсталостью мною создана адаптированная методика, состоящая из 8 заданий.

      При создании методики  опиралась на работы А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой (2001); Т. Н. Дороновой, С. Г. Якобсон (2004); Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгиной, Н. Б. Венгер (1988); Н. Г. Пилюгиной (1983); Л. А. Венгер (1978); А. П.  Зарин (2010);  Ю. В. Нефедовой; (2010); Ю. В. Андрухович, Е. Ф. Войлоковой, Л. Ю. Ковалевой (2005).                          

        Для каждого задания разработана бальная система оценки. Каждый параметр оценивается по балльной системе (от 0 до 5 баллов), в которой определенному числовому выражению соответствует качественная характеристика его проявления. Это позволяет провести качественный и количественный анализ полученных результатов.

       Совокупность заданий позволяет получить  разнообразные сведения об особенностях представлений о цвете у младших школьников с умеренной умственной отсталостью.

      Для изучения представлений о цвете используются задания на узнавание цвета; называние цвета; выделение цвета из трех близких цветов и  отображение в изобразительной деятельности предметов определенного цвета; дифференцирование предметов и фигур по цвету; чередование по цвету;  соотнесение предметов и фигур по цвету. При этом ставится задача выявить у детей представления об основных цветах.  

     В процессе исследования используются следующие материалы и оборудование:

     Для исследования представлений о цвете: полоска бумаги, клей и 6 квадратов, одинаковых по размеру (по одному следующих цветов: красный, зеленый, синий, желтый, черный, белый); 6 кругов одного размера следующих цветов: красный, зеленый, синий, желтый, белый, черный; апельсин, 2 чистых листа бумаги, 2 кисти, 2 баночки для воды и розетка из трех красок: красная, оранжевая, желтая и мольберт; 2 маленькие коробочки и 12 счетных палочек (желтые и синие по 6 каждого вида); коробка с мозайкой из шестиугольных элементов, в которой отобраны по 5 элементов зеленой и красной мозайки; 6 прямоугольников следующих цветов: красного, синего, зеленого, желтого, черного, белого и 6 карточек с изображением одной пары рукавиц следующих цветов: красного, зеленого, синего, желтого, черного, белого; 3 пластины следующих сочетаний цветов: красный – зеленый, желтый – синий, белый – черный и 12 кружков (по два: красных, зеленых, желтых, синих, белых, черных).

      Для проведения исследования создаются определенные условия.

      Для индивидуальной работы с ребенком готовится помещение: в комнате, где проходит исследование, не должно быть никаких лишних предметов, которые могли бы отвлечь или напугать. Перед проведением исследования с ребенком нужно установить тесный контакт, помочь в освоении комнаты.

       При  исследовании учитываются  следующие показатели: эмоциональная реакция на  факт исследования; понимание инструкции и цели задания; характер деятельности при выполнении задания; реакция на результат.

      Все задания имеют игровой характер и предлагаются по увеличению степени сложности: от самого легкого до самого сложного.

В ходе исследования можно увидеть, что у детей с  умеренной умственной отсталостью очень низкий и низкий уровни развития представлений о цвете. С учетом важности сенсорных представлений для усвоения  детьми школьной программы, созданы рекомендации к работе по развитию представлений о цвете.

Во-первых, с этой целью могут использоваться дидактические игры и упражнения (как самостоятельные уроки или  в качестве вводной части в других уроках).

Во-вторых, развитие представлений о сенсорных эталонах может осуществляться в играх с природным, бросовым материалом и тканью, с бытовыми предметами-орудиями, в конструктивных играх; в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде); на уроках по развитию речи, формированию математических представлений, музыке,  физкультуре; в непосредственном общении с взрослыми в повседневной жизни.

Для повышения эффективности работы необходимо соблюдать следующие правила:

- игровая форма обучения и позитивный настрой;

- учет потенциальных возможностей детей и их индивидуальных особенностей;

- частая смена деятельности;

- использование различных видов наглядности;

- понятность и доступность предложенного материала;

- систематичность и последовательность проведения работы, а также многократная повторяемость;

- закрепление полученных знаний о цвете в продуктивных видах деятельности, в игре, в повседневной жизни и перенос их в новые ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»

Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"

ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...

Статья "Исследование представлений о цвете у старших школьников с нарушением интеллекта"

В статье затрагивается проблема сенсорного развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью при изучении представлений о цвете. Даются предложения и рекомендации для работы с д...

Статья на тему: «Дидактическая игра, как один из приемов развития пространственных представлений у слабовидящих младших школьников с нарушением интеллекта»

Уровень интеллектуального развития младших школьников напрямую зависит от сформированности пространственных понятий и ориентировок в пространстве. Их несформированность является ключевым фактором, выз...