«РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»
учебно-методический материал
Дети с нарушением интеллекта лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению учащиеся нуждаются в психологической поддержке и помощи.
Установлено, что дефицит в развитии пространственных функций обуславливает, 47% трудностей у младших школьников при усвоении учебного материала по математике, 24% - при усвоении учебного материала по русскому языку и формировании навыка письма, 16% - при обучении чтению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.57 КБ | |
| 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат»
Доклад на тему:
«РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»
Подготовила:
Учитель-дефектолог
Серышева Светлана Васильевна
р.п. Сява 2025 год
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поговорить о важной теме — развитии пространственных представлений у младших школьников с нарушением интеллекта.
Дети с нарушением интеллекта лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению учащиеся нуждаются в психологической поддержке и помощи.
Установлено, что дефицит в развитии пространственных функций обуславливает, 47% трудностей у младших школьников при усвоении учебного материала по математике, 24% - при усвоении учебного материала по русскому языку и формировании навыка письма, 16% - при обучении чтению.
При изучении математики пространственные представления нам нужны для:
- понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-далыие, раньше-позже);
- правильного написания цифр;
- представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве.
- понимания условий задачи.
В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений также занимает очень важное место:
- усвоение образа буквы;
- при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.
Не стоит забывать и о бытовых ситуациях, в которых также нужны пространственные представления:
- обуваясь, отличить правый и левый ботик;
- перемещаясь в пространстве помещения, не задевать мебель, углы и деревянные косяки.
При обследовании пространственных представлений у детей наблюдаются следующие проблемы:
- сложности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека;
- трудности в определении правых и левых частей объектов, предметов;
- неспособность верно оценить пространственное расположение объектов;
- затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов;
- трудности вербального обозначения графических направлений.
В коррекционной работе по формированию пространственных представлений можно выделить четыре этапа:
- Первый этап. Пространственные представления о собственном лице и теле.
Работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица по параметрам:
• выше всего:...; ниже всего: ...; выше, чем: ... ; ниже, чем: ....
В сопоставлении с этими представлениями в работу вводятся предлоги: над, под, между:
Например:
• что находится над подбородком?;
• что находится под носом?
- что находится между глазами и ртом?
В аналогичном ключе анализируется положение других частей тела:
- рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо);
- туловища (шея, плечи, грудь, спина, живот);
- ног (стопа, голень, колено, бедро).
Например:
- какая часть тела находится над шеей?
- какая часть тела находится под коленом?
- что находится между коленом и стопой?
- Грудь выше или ниже чем живот?
- Шея выше или ниже, чем грудь?
Далее идет отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве. Через представления
- выше, чем..., ниже, чем..., предлоги над, под и между
анализируется взаиморасположение объектов, напоминается различие между выше и над, а также ниже и под.
Например:
Вопросы детям: «Какая фигура выше всего? Какая фигура ниже всего? Какие фигуры выше, чем ромб? Какие фигуры ниже, чем квадрат? Где находится звезда? Как можно сказать иначе?»
Задание: «Я задумала фигуру» Она находится над треугольником, под квадратом или между треугольником и квадратом. Какую фигуру я задумала?
- Второй этап. Овладение пространственными представлениями горизонтали (рабочая плоскость стола, пространство листа)
На слайде изображены геометрические фигуры, расположенные по горизонтали вглубь, одна за другой. Именно с помощью подобного изображения и должна идти дальнейшая работа по формированию у ребенка представлений горизонтали и актуализации соответствующих речевых конструкций.
Отрабатываются пространственные представления:
- ближе всего…, дальше всего…;
- ближе чем ..., дальше чем ...;
- за (какой-либо фигурой) и, соответственно, перед (какой-либо фигурой), между.
Задание: «Я задумала фигуру: она находится за кругом, но перед ромбом. Какую фигуру я задумала?»
Скажи: «Где находится крест по отношению к кругу?» или «Как ты скажешь, где находится ромб по отношению к квадрату?»
- Третий этап посвящен работе над дальнейшим совершенствованием схемы тела с упором на право-левую ориентировку.
Работа начинается с анализа расположения окружающих ребенка предметов вокруг его собственного тела с формированием таких понятий, как слева, справа, левее, правее.
Отрабатываются представления: слева от ..., справа от ..., левее, чем ..., правее, чем ... .
Задания детям:
- «Покажи, какой предмет находится справа от тебя»;
- «Положи карандаш слева от себя»;
- «Кто из зверей находится левее, чем собака? Правее, чем мышь?»
- «Кто идет справа от обезьяны, но слева от собаки?»
Нужно объяснить ребенку чем отличаются понятия «Слева и «Левее», «Справа» и «Правее»
- в отношении правой руки — то, что дальше, то правее;
- в отношении левой руки — то, что, дальше,, то, соответственно, левее.
По аналогии отрабатываются и закрепляются указанные представления на правой и левой ногах
Лишь после полного овладения горизонтальным пространством вперед, а значит умением легко и правильно формулировать соответствующие речевые конструкции, возможен анализ расположения объектов не только «по отношению ко мне», но и «по отношению к человеку напротив меня».
Работа над определением «правой-левой» стороны у объекта или человека, находящегося напротив ведется через дидактические игры: «Покажи у товарища», «Твоя правая рука – моя правая рука» и другие.
Для завершения работы по третьему уровню необходимо отработать пространственное представление «СЗАДИ» как в его метрической части – ближе ко мне (сзади), дальше от меня (сзади), так и координаторной части – сзади сверху, сзади снизу, сзади слева, сзади справа.
- Четвертый этап. Формирование квазипространственных представлений (пространства языка).
Этот этап посвящен формированию в первую очередь числовых порядковых, временных и через них — иных квазипространственных и собственно лингвистических представлений. Он состоит из подэтапа 4А и подэтапа 4Б.
На подэтапе 4А чрезвычайно важной является возможность закрепления числового ряда (или овладения им) через последовательное изображение тех или иных объектов в определенном направлении (слева-направо).
Например: первым (в крайней левой позиции) изображается яблоко, вторым — груша, третьим — банан, и так до десяти изображений. После чего стрелкой слева-направо анализируется направление, в котором рисовались предметы. Далее определяется то, что было нарисовано «ДО» какого-либо из изображений и, соответственно, «ПОСЛЕ» него.
По аналогии анализируется число «перед» каким-либо (то есть предшествующее число) и число «после» какого-либо или «за» каким-либо (то есть последующее число). При этом акцент делается на том, что, определяя число «за каким-либо», мы движемся по ходу стрелки, а определяя число «перед каким-либо», — как бы против стрелки. Точно так же проводится аналогия и отрабатывается понимание того, что число «перед каким-либо» находится слева от него в числовом ряду, а число «после (него)» — справа от него в числовом ряду.
После отработки этой темы необходимо «опредмечивание» перехода через десяток, то есть работа над предупреждением трудностей определения разрядности числа и устного счета с переходом через десяток.
Обратите внимание на схему, представленную на слайде. На ней первый десяток изображен в виде части спирали, где каждое кольцо спирали представляет из себя соответствующий десяток, то есть разряд числа. Так, число «13» находится на том же «месте», что и число «3», но на втором кольце — то есть во втором десятке. И его состав, соответственно, будет 10+3. Особое внимание в данном случае должно уделяться «направлению» движения по вектору увеличения числа, где точно так же, как и в предыдущей схеме, число «за» будет находиться по ходу стрелки, а число «перед», соответственно, — против направления вектора.
Далее работа продолжается на подэтапе 4Б по формированию собственно временных представлений: времени суток, пространстве времени недели, временах года, календарях, часах.
В заключение следует подчеркнуть, что работа по формированию пространственных представлений должна вестись последовательно, не спеша, с четкой отработкой и последующим закреплением материала каждого уровня, только после того, как произойдет прочное закрепление каждого из предыдущих этапов, допускается переход к следующему этапу работы в освоении пространственных представлений.
Работа по формированию пространственных представлений сложный, многоступенчатый процесс. Полноценное развитие пространственных представлений обеспечивает в дальнейшем правильное формирование речевых функций, счетных операций, чтения и письма.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Основа для ВПФ Полноценное развитие пространственных представлений обеспечивает правильное формирование речевых функций, счетных операций, чтения, письма и конструктивного мышления. Помощь в обучении Упрощение освоения дисциплин, которые связаны с соотношением предметов в пространстве, их взаимосвязями – математика, чтение, письмо. Социальная Адаптация Нарушения пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта осложняют социальную адаптацию уже на бытовом уровне.
ПРОБЛЕМЫ В ВОСПРИЯТИИ ПРОСТРАНСТВА У детей с нарушением интеллекта наблюдаются значительные трудности в освоении навыков восприятия пространства из-за недоразвития коры больших полушарий головного мозга. Схема Тела Сложности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека. Право-Лево Трудности в определении правых и левых частей объектов и предметов. Расположение Объектов Неспособность верно оценить пространственное расположение объектов. Вербализация Затруднения в вербальном обозначении графических направлений и последовательности рядов.
ЭТАП 1: Пространственные представления о собственном лице и теле.
Расположение объектов во внешнем пространстве Отрабатываются представления : « выше, чем ...», « ниже, чем ...» и предлоги « над », « под » , «между»
Этап 2. Овладение пространственными представлениями горизонтали (рабочая плоскость стола, пространство листа ) Отрабатываются пространственные представления : «ближе всего …», «дальше всего …», «ближе чем ...», «дальше чем ...», «за (какой-либо фигурой)», «перед (какой-либо фигурой )», «между».
Этап 3. Дальнейшее совершенствование схемы тела с упором на право-левую ориентировку. Отрабатываются пространственные представления «по отношению ко мне»: «Слева от …», «Справа от …».
Отрабатываются пространственные представления «по отношению ко мне»: «Слева от …», «Справа от …», «Левее, чем…», «Правее, чем…».
Лишь после полного овладения горизонтальным пространством вперед , а значит умением легко и правильно формулировать соответствующие речевые конструкции, возможен анализ расположения объектов не только « по отношению ко мне», но и «по отношению к человеку напротив меня».
Отрабатываются пространственные представления: «ближе ко мне (сзади )», «дальше от меня» (сзади ), «сзади сверху », «сзади снизу », «сзади слева », «сзади справа».
Этап 4. Формирование квазипространственных представлений (пространства языка). 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Числовой ряд
Р абота над предупреждением трудностей определения разрядности числа и устного счета с переходом через десяток.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.
В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Особенности развития «образа Я» у младших школьников с нарушением интеллекта
Особенности развития «образа Я» у младших школьников с нарушениеминтеллекта...

особенности развития связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта
В данной презентации приводятся данные исследования учащихся подготовительного класса школы VIII вида. Обследование проводилось по методике В.П. Глухова. Обозначены цель, объект, предмет, задачи иссле...
Статья "Исследование представлений о цвете у младших школьников с нарушением интеллекта"
В статье затронута проблема умственной отсталости у детей и ее отражение на сенсорном развитии. Здесь исследуются представления о цвете у младших школьников с умеренной умственной отсталостью....

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.
СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕИсходное положение: Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.Содержание упражнени...

Развитие пространственных представлений у младших школьников
Развитие пространственных представлений у младших школьников...

Статья на тему: «Дидактическая игра, как один из приемов развития пространственных представлений у слабовидящих младших школьников с нарушением интеллекта»
Уровень интеллектуального развития младших школьников напрямую зависит от сформированности пространственных понятий и ориентировок в пространстве. Их несформированность является ключевым фактором, выз...
