Доклад "Художественная литература,как средство воспитания нравственных чувств ребенка"
материал на тему

Лобанова Ольга Павловна

   Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud._lit-ra.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

  ГКС (К) ОУ РМ "Инсарская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида"

Доклад

            "Художественная литература,

как средство воспитания нравственных чувств ребенка "

Подготовил: воспитатель Лобанова О.П.

2015г.

Одной из задач в формировании личности ребенка  является обогащение его нравственными представлениями и понятиями.

   Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

   Нравственные чувства - это переживания человека своего отношения к действительности, к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного.

   В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

А.С.Макаренко отмечал:

«…Расположение духовных сил человека имеет своё педагогическое оправдание. Наши дети должны вырастать цельными личностями…Герои детской книги должны быть цельными людьми, и между ними должна идти такая же цельная и напряжённая борьба. Симпатии слушателя должны без всяких колебаний становиться на сторону положительного героя…Дети должны различать своих героев и узнавать их с первого взгляда. Эти герои должны вызывать положительное или отрицательное чувство, но обязательно с разными оттенками. Одни должны вызывать преклонение, другие уважение, третьи любование, четвёртые радостную улыбку, пятые заботу и нежность».

   Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, народных сказок. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений.

   Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.

   Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.

   Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником.

   Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

   Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним.

   От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решаются  как на занятиях, так и вне их. Некоторые сказки и рассказы, рекомендованные для чтения большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном. Например, для воспитывая у детей любви к животным подходит рассказ А. Толстого «Желтухин». Чтобы вызвать сострадание к маленькому скворцу, выпавшему случайно из гнезда, задаём вопрос: «Какой был Желтухин? Расскажите о нем». Важно, чтобы в ответах детей были отражены беспомощность маленького скворца, страх перед окружающим его миром. Если дети недостаточно эмоционально и полно раскрывают образ Желтухина, надо детям помочь : «Вы правильно сказали, что Желтухин — это скворец, что он упал из гнезда и всего боялся. Послушайте, как А. Толстой описывает скворца: «Он с ужасом глядел на подходившего Никиту»; «Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги»; «Он... забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика»; «У него отчаянно билось сердце». Почему же он всего боялся? Правильно, потому, что он был маленький и нуждался в защите. Кто же помог ему?»

   Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволяет проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

   При чтении, помимо задач воспитания чувств и формирования этических представлений, как правило, решаются и другие задачи: развития речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще.

   Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Более обстоятельная система вопросов, например: «С чего начинается сказка? Куда пошел герой? Что с ним потом произошло?» и т. п., оправдана в том случае, когда воспитатель занимается специально развитием памяти детей, их речи, обучает их пересказыванию.

   Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитании гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие у детей интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

   Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь нам педагогам понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

   Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Можно выяснить умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого — это несправедливо, нечестно.

   Таким образом, беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.

   Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи. Значение стихотворений, разучиваемых с детьми на занятиях так же носит большое значение в формировании нравственных чувств у детей. Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе.

    Одновременно с развитием восприятия художественного слова интенсивно развиваются творческие способности детей и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства. Хорошо известна тяга ребенка к сочинению стихов, сказок. Желание детей высказаться — естественно. Детские стихи, рассказы, смех, слезы, высказывания, восклицания, радостный танец, прыжки, хлопки в ладоши по поводу чего-то увиденного, поразившего — все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее. Отсутствие такой реакции должно настораживать взрослых.

   Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки. Воспитатели подбирают диафильмы к произведениям, уже знакомым детям. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.

    Положительным в воспитательном отношении является сопоставление ребенком действий литературного героя со своими собственными, осмысление таких нравственных качеств, которые ему еще не свойственны или находятся в процессе становления. Художественный образ вызывает у ребенка положительные эмоции, у него появляется желание быть хотя бы в чем-то похожим на полюбившегося ему героя, а в этом и заключается воспитательное воздействие художественного произведения, которое необходимо углублять в последующей работе. Различные реакции при восприятии художественных произведений в зависимости от моральных качеств детей ставят перед воспитателем задачу разнообразного использования детских книг с моральным содержанием при осуществлении задач нравственного воспитания.

   В том случае, когда моральная идея произведения, его образы соответствуют нравственным проявлениям детей, воспитателю нет необходимости много внимания уделять раскрытию основного морального смысла произведения, сопоставлению его образов с конкретными поступками и качествами детей. Ему следует направить мысль детей на морально-эстетическую оценку произведения, подчеркнуть эстетическую сторону нравственного поступка, обратить внимание детей на то, как писатель рисует положительные или отрицательные качества, на язык, образные выражения, краски художественного произведения. Такой анализ усилит непосредственное эстетическое восприятие художественных образов, а следователь но, и их воздействие на детей, подведет детей к восприятию более сложных нравственных понятий и образов.  Если у детей отсутствуют те ценные моральные качества, которые мы хотим воспитать с помощью художественной литературы, важно помочь детям осмыслить моральную идею произведения и через восприятие художественных образов подойти к правильной оценке конкретных жизненных отношений, включая сюда и соб ственные поступки. Обобщенный образ художественного произведения заставляет детей по ассоциации вспоминать конкретные случаи из своей жизни или жизни товарищей, правильно оценивать их моральную сущность и убеждаться, что так делать не следует или, наоборот, следует.

   Следовательно, важно помнить о необходимости дать детям время для внутренней переработки художественного произведения даже в том случае, когда раскрытие в нем нравственной идеи не представляет особой трудности для понимания ее детьми.

   Определенное место в исследовании заняла проблема   положительного героя. Как правильно указывал А.Н.Толстой, положительный герой детской книги призван оказывать большое воспитывающее воздействие на детей; «поведение героя... должно возбуждать одобрение, восхищение, подражание».

   Особое место среди произведений, рисующих образы отрицательных персонажей, занимают юмористические произведения. Комические образы детской литературы обобщают и вместе с тем гиперболизируют многие типичные стороны детской жизни и психики ребенка и связанные с ними типичные комические проявления детей: хвастовство, неряшливость, плаксивость и т.п. Поскольку эти проявления жизненны и достоверны, они вызывают не желательные для отдельных детей комические ассоциации при их восприятии в коллективе и поэтому сильно действуют на детей. Никто не хочет быть похожим на «Мастера-Ломастера», «Девочку-Ревушку» и других героев юмористической литературы подобного типа.

   Поэтому в книгах, используемых для нравственного воспитания детей, обязательно должны быть, наряду с положительными героями, отрицательные образы. Важно учить детей различать и правильно оценивать дурное и хорошее в поведении людей. Опыт небольшой работы показал, что влияние художественного произведения может быть сильным и действенным в том случае, когда мы подкрепляем его однородными впечатлениями, создаем определенные условные связи в коре головного мозга ребенка, усиливаем положительные или отрицательные эмоции.

   Очень важно в течение определенного, пусть даже очень короткого времени (две-три недели), обеспечить повторность морально-эстетических восприятии ребенка, конечно, без излишней навязчивости, путем чтения художественных  произведений, отражающих одну моральную тему.

   Как уже указывалось выше, у детей  в силу их подражательности наблюдается стремление быть похожими на любимого героя. Они по аналогии с хорошими  поступками вспоминают свои собственные положительные  действия. Стремление подражать литературному герою, положительному поступку усиливается, будучи подкреплено однородными морально-эстетическими  восприятиями, возбуждающими эмоциональную сферу ребенка, вызывающими работу мысли, воображения. С позиции воображаемого  соучастника описываемого события ребенок переходит к непосредственному действию. Сначала это происходит в речевом или игровом плане, когда он говорит о том, что хочет сделать что-то хорошее или сравнивает свои действия с поступками литературных персонажей, выполняет в игре роль положительного героя, а затем уже в виде конкретного хорошего поступка.

   ...Эпизодическое чтение художественных произведений не дает воспитательного эффекта, даже если они оказывают на детей сильное воздействие при непосредственном восприятии. Когда чтение ценного в воспитательном отношении произведения не подкрепляется чтением других , близких ему по нравственной идее, первоначальное влияние произведения снижается, вытесненное другими впечатлениями, и работу нужно начинать вновь, опять пробуждая в ребенке те морально-эстетические чувства, которые были у него на начальной ступени и в известной степени угасли без соответствующего подкрепления.

   Итак, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Методические приёмы, облегчающие восприятие читаемого произведения:

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, необходимо читать выразительно, и использовать дополнительные методические приёмы, развивающие у детей навыки слушания, запоминания, понимания:

  • Повторное чтение всего текста
  • Повторное чтение отдельных частей

Чтение может сопровождаться :

  • Игровыми действиями детей
  • Предметной наглядностью
  1. рассматриванием игрушек, муляжей,
  2. рассматриванием иллюстраций,
  3. привлечением внимания слушателей к реальным объектам
  • Словесной помощью
  1. сравнением со сходным или противоположным случаем из жизни детей или другого художественного произведения
  2. постановкой после чтения поисковых вопросов «Почему понравился герой?», «А как бы ты поступил на его месте?» и подобных
  • Подсказыванием при ответах детей слов – эпитетов, обобщённо называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный и др.)

Чем младше ребёнок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности"

Нравственное воспитание современного школьника - фактически обусловленная необходимость. Как можно попытаться повлиять на формирование нравственного сознания......

Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»

Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:—умение сделать нравственный выбор;—справедливость;—милосердие;—честь;— достоинс...

Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»

Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:—умение сделать нравственный выбор;—справедливость;—милосердие;—честь;— достоинс...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ( ЛЮБВИ И ДОБРОТЫ).

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ( ЛЮБВИ И ДОБРОТЫ).                                    ...

"Воспитание нравственных чувств и убеждений на уроках немецкого языка"

Данная статья содержит материал, способствующий воспитанию и развитию нравственных чувств и убеждений на уроках немецкого языка....

Художественная литература (сказки) как средство воспитания нравственных качеств у младших школьников с нарушениями интеллекта

Младшие школьники с ОВЗ – особая категория учеников. В этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки окружающих люд...

Воспитание нравственных чувств у младших школьников в контексте реализации ФГОС через внеурочную деятельность

Внеурочная деятельность в школе в первую очередь направлена на развитие личности обучающегося средствами нравственного воспитания, а также на расширение контактов со сверстниками и взаимодействие с об...