Воспитание нравственных чувств у младших школьников в контексте реализации ФГОС через внеурочную деятельность
статья

Багина Ирина Васильевна

Внеурочная деятельность в школе в первую очередь направлена на развитие личности обучающегося средствами нравственного воспитания, а также на расширение контактов со сверстниками и взаимодействие с обществом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание нравственных чувств у младших школьников

в контексте реализации ФГОС через внеурочную деятельность

Школа – это не только учеба, но и мир общения, игры, творчества. 

И внеурочная деятельность в школе в первую очередь направлена на развитие личности обучающегося средствами нравственного воспитания, а также на расширение контактов со сверстниками и взаимодействие с обществом. Одним словом, внеурочная деятельность способствует социально-личностному развитию и социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей. Ну и конечно же, коррекция  всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся.

 В нашей школе работаю по следующим направлениям:

  • Эстетическое (Программа «Саамская культура» в 1 (дополнительном классе) и социальное в 1 классе;
  • Нравственное (Цикл классных часов «Уроки доброты»).

Задачи внеурочной деятельности:

  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
  • формирование у обучающихся моделей социально адаптированного поведения;
  • приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме.

Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

Цель программы  «Саамская культура» ориентирована на создание условий для художественно-эстетического воспитания:

  • расширение возможностей для самореализации обучающихся;
  • создание условий для разностороннего и свободного развития личности;
  • формирование духовной культуры;
  • формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя.

Задачи:

  • прививать интерес к культуре своей Родины, своего края, региона, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • понимать красоту и особенность народных ремесел;
  •  приобщение детей к саамскому искусству;
  • использование досуговой деятельности как средства развитие эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с народной культурой Кольского Севера:

  • беседы;
  • классные часы;
  • рассматривание подлинных изделий народного искусства и народного быта, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • экскурсии (виртуальные), заочные путешествия;
  • дидактические игры;
  • весь спектр русского фольклора: песни, танцы, хороводы, игры, малый фольклор (заклички, попевки, пестушки и т.п.);
  • развлечения, фольклорные праздники, посиделки (в перспективе);
  • изобразительная деятельность.

Планируемые результаты внеурочной деятельности:

В результате реализации программы внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию «Саамская культура»  обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • приобретение социальных знаний (о малой родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества;
  • элементарные представления об эстетических, этнических и художественных ценностях коренных жителях Кольского севера (саамской культуры);
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни коренных народов Кольского Севера.

Хочу заметить, что в этом направлении мы делаем только первые шаги, но первый опыт показывает, что заинтересованность у детей есть.                                                                

Началось наше знакомство с посещения музея истории города. Рассматривали экспонаты, знакомились с декоративно-прикладным искусством, саамским рукоделием, с элементами семантики саамских узоров, с фольклором.

Читали саамские сказки: «Сампо-лопаренок» и «Богатырь Ляйне». (Создали книжку со сказками).

Благо, что в школе еще сохранились национальные костюмы, обувь. Дети рассматривали их, надевали.

А также имеются эмблемы, с которыми старшие дети выступали на спортивных соревнованиях, защищали честь школы, города.

Затем  дети воплощали увиденное в своих рисунках,  поделках. Рисование, аппликация, лепка).

Ну и в перспективе у нас разучивание уже саамских игр, танцев.

И следующая программа, о которой я хотела бы рассказать это программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию цикл классных часов «Уроки доброты».  Программа «Саамская культура» и «Уроки доброты» тесно переплетаются и дополняют друг друга.

 Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.

Задачи:

- формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

- воспитывать трудолюбие, доброжелательность, бережное, гуманное отношение ко всему живому;

-   воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;

- представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умения жить среди людей – эта задача выходит на первое место в педагогическом процессе.

Материалом для бесед с детьми служат факты из жизни детей, их поступки, произведения художественной литературы и народного творчества. Так, слушая произведения С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского, дети получают представления о доброте, справедливости, скромности, честности, трудолюбии.

Дети младшего школьного возраста отличаются подражательностью. Ребенок, копируя, вносит в свои действия моменты из прочитанного или услышанного. Поэтому на занятиях царит напряженная эмоциональная жизнь: общение с литературными героями, миром животных, растений. Занятия имеют яркую сюжетную канву (сказки, путешествия).

Некоторые элементы с предыдущего занятия переношу на следующее для напоминания о пережитых ранее чувств. Например, на занятие по теме «Что такое хорошо и что такое плохо» в гости приходила фея Здравствуйте. Целью этого занятия было формирование навыка вежливого обращения. Она приносила вежливые слова, дети разбирали их и пытались объяснить в каких случаях произносится то или иное слово.

На следующее занятие она принесла Цветик-семицветик. Дети отрывали лепестки, загадывали желания, что бы они пожелали друг другу.

Главным на занятии является распротиворечия внутри рассматриваемого явления, вечная борьба со злом. В основе этой борьбы лежит поиск путей разрешения конфликта, а результатом является желание ребят разрешить для самих себя нравственную ситуацию. А учится ребенок этому, когда «отправляется» путешествовать с любимыми героями сказок или детских мультфильмов, и в это время идет напряженный поиск путей решения нравственной проблемы. Постепенно у детей накапливается опыт разрешения нравственных конфликтов, помогающих в реальной жизни найти достойный выход из сложных ситуаций.

Играли с детьми в игру «Как поступить»?

Предлагаю набор фотографий. Дети рассматривают и выбирают из группы картинок правильный вариант, объясняют, почему выбрали именно эту картинку.

Дети младшего школьного возраста еще многого не знают, не умеют делать самостоятельно выводы, торопятся. В психологическом плане  младшие школьники импульсивны, их чувства преобладают над разумом, недостаточно развита способность к волевым усилиям, самоконтролю. Основной вид их поступков – желание. Важнейший принцип организации и проведения занятий – взаимосвязь воспитания нравственных чувств, сознания и поведения детей.

Занятия с нравственной и этической направленностью создают благоприятные условия для изучения школьника. Как личность, ребенок еще формируется. Изучив его индивидуальные особенности, выявив положительные и отрицательные стороны в его развитии, можно ввести коррективы в воспитательный процесс в целом. И на основе доброжелательности и уважения заложить нравственные основы, которые сделают их устойчивыми к нежелательным влияниям.

Задачи на будущее:

  • постепенно формировать привычку моральной оценки поступков, как своих, так и сверстников, с позиции доброжелательности и уважения к другим;
  • накапливать опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения произошедших конфликтов;
  • формировать задатки самоконтроля в поведении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

в статье содержатсятся  практико-ориентированные аспекты организации внеурочной деятельности....

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО. Аннотация: В данной статье раскрывается процесс формирования ключевы...

Программа повышения квалификации педагогов "Возрастные особенности школьников в контексте реализации ФГОС"

Предлагаемая вашему вниманию программа была разработана для повышения квалификации педагогов.В основе реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС лежит системно-деятельностный подход, к...

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

сохраниение и укрепление здоровья в условиях реализации ФГОС...

ТЕМА: «Взаимодействие игровой и учебно -познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ»

quot; Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ"...

Художественная литература (сказки) как средство воспитания нравственных качеств у младших школьников с нарушениями интеллекта

Младшие школьники с ОВЗ – особая категория учеников. В этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки окружающих люд...