Рабочая программа.
рабочая программа на тему

Рабочая программа по психомоторике и развитию сенсорных процессов во 2-ом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihomotorika-2.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по образовательной области

«Общеобразовательные курсы «Коррекционная подготовка».

 Занятия по развитию психомоторики и сенсорных

во  II  классе

        Учитель -  Курбанова Г.С.

        

Планирование уроков в II  классе составлено на основе  пособия для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой «Развитие сенсорной сферы детей»:М., Просвещение.

I четверть

II четверть

III четверть

IVчетверть

16

14

17

16

     Программа нацелена на решение следующих задач:
      — подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры;

      — восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;

      — коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.

      Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
      Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры.

Основные виды организации учебного процесса:

1.Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

2.Методы обучения: словесные, наглядные,  практические.

3.Технологии обучения: информационно – коммуникационные, здоровьесберегающие, элементы проблемного обучения, игровые технологии

Перечень учебно-методического обеспечения ОП:

1.Дополнительная литература

  1. Агафонова И. Рисую и читаю, учусь и итграю. - СПб, Свелячок, 1998.
  2. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
  3. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
  4. Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии". Ульяновск, 1996.
  5. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
  6. Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.
  7. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
  8. Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", 1997.
  9. Чистякова М. И. "Психогимнастика". -М.: Просвещение, 1990

2.Оборудование

  1. Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы и и т.д.)
  2. Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки)
  3. Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
  4. Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
  5. Тетради для творческих работ учащихся
  6. Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

 Расчет часов на учебный год

№ п/п

Название раздела

Количество часов на изучение материала

1

Развитие моторики, графомоторных навыков

14

2

Тактильно-двигательное восприятие

4

Кинестетическое и  кинетическое  развитие

5

3

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

14

4

Развитие зрительного восприятия

5

5

Восприятие особых свойств  предметов

6

6

Развитие слухового восприятия

5

7

Восприятие пространства

7

8

Восприятие времени

2

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      — Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.

      — Дорисовывать незаконченные изображения.

      — Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.

      — Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.
      — Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.
      — Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.

      — Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.

      — Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.
      — Различать запахи и вкусовые качества, называть их.

      — Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.
      — Действовать по звуковому сигналу.

      — Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.

      — Определять время по часам.


урока

Тема

Кол-во

часов

Дата

Практическая

часть

Наглядность,

пособия

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

1

03.09

Раздаточный материал

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

1

03.09

Раздаточный материал

Развитие точности движений. Метание в цель мяча

 1

10.09

Метание мяча

Мяч

Развитие точности движений. Игра «Кольцеброс»

1

10.09

Метание колец

Кольца

Координация движений. Игры с мячом

1

17.09

Игра «Охотни-ки и утки»

Мяч

Координация движений. Игры с обручем

1

17.09

Обруч

Обучение целенаправленным дейст-виям. 2 шага вперед – поворот направо и т.д.

1

24.09

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

1

24.09

Разучивание стихов

Стихи для разучивания

Рисование по трафарету

1

01.10

Нанизывание бус

Шнурки, бусы

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур

1

01.10

Штриховка

Карандаши

Развитие координаций движений рук и глаз

1

08.10.

Рисование

Трафареты

Графический диктант (по показу)

1

08.10

Обводка по трафарету

Трафареты геом. фигур

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм

1

15.10

Гимнастика для глаз

Работа в технике объемной аппликации

1

15.10

Вырезание ножницами

Шаблоны геом.фигур

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)

1

22.10

Игрушки

Определение на ощупь формы предметов

1

22.10

Изгот. цветов

Цветная бумага

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние)

1

12.11

Работа с пластилином

Пластилин

Игры с мозаикой

1

12.11

Дид. игра «Вол-шебный мешо-чек»

Формирование ощущений от различных поз и движений тела  

1

19.11.

Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела

1

19.11

Таблица

Выразительность движений (имитация повадок зверей)

1

26.11

Имитация повадок зверей

Дид. игра «Зер-кало»

 Выразительность движений (игра на различных музыкальных инструментах)

1

26.11

Игра на  муз. инструментах

Бубен, барабан, предм. картинки

Игры на преодоление двигательного автоматизма

1

03.12

Предметные картинки

Формирование эталонов объемных геометрических фигур: шар

1

03.12

Шар

Формирование эталонов объемных геометрических фигур: куб

1

10.12

Куб

Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)

1

10.12

Геометрические фигуры

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине

1

17.12

Сравнение   предметов

Дид.и разд. ма-териал

Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине

1

17.12

Сравнение   предметов

Дид.и разд. ма-териал

Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога

1

24.12

Группировка предметов

Дид.и разд. ма-териал

Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога  

1

24.12

Группировка предметов

Дид.и разд. ма-териал

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку

1

21.01

Дид.и разд. ма-териал

Различение цветов и оттенков

1

Дид.и разд. ма-териал

Подбор оттенков к основным цветам

1

21.01

Дид.и разд. ма-териал

Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали)

1

28.01

Конструирование

Конструктор

Выделение и различение частей знако-мых предметов (стул - спинка, ножки, сиденье; шкаф - дверцы, стенки и т.д.)

1

28.01

Предметные картинки

Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале

1

04.02

Составление рисунка

Предметные картинки

Составление целого из частей

1

04.02

Составление рисунка

Предм. картинки

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога)

1

11.02

Анализ  и син-тез  предметов

Предмные картинки

Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)

1

11.02

Сравнение двух картинок

Сюжетные картинки

Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки

1

18.02

Д/игра «Что изменилось?»,

4-5 предметов

Различение наложенных изображений предметов

1

18.02

2-3 изображения

Упражнения для профилактики и  коррекции зрения

1

04.03

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник)

1

04.03

Измерение тем-пературы

Градусник

Различие вкусовых качеств (сладкое -горькое, сырое - вареное)

1

11.03

Д/игра «Узнай на вкус»

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий) , обозначе-ние словом ощущений

1

11.03

Д/игра «Узнай по запаху»

Развитие обоняния: пищевые запахи, обозначение словом ощущений

1

18.03

Д/игра «Узнай по запаху»

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т.д.), словесное обозначение барических ощущений

1

18.03

Вата, гвозди, брусок

Восприятие чувства тяжести от разных предметов

1

08.04

Тетрадь, альбом, книги

Различение звуков окружающей среды (неживой природы)

1

08.04

Различение звуков

Запись журчанья  ручья, ветра

Различение звуков окружающей среды (живой природы)

1

15.04

Различение звуков

Запись пения птиц

Различение речевых звуков  

1

15.04

Различение звуков

Д/игра «Кто поз-вал тебя, скажи»

Различение неречевых звуков  

1

22.04

Различение звуков

Подражание неречевым и речевым звукам

1

22.04

Различение звуков

Предм. картинки

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения

1

29.04

Ориентировка

Сюжетные картинки

Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше - ближе»

1

29.04

Ориентировка

Сюжетные картинки

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)

1

06.05

Ориентировка

Дидактический и раздаточный материал

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа

1

06.05

Дидактический и раздаточный материал

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами

1

13.05

Дидактический и раздаточный материал

Пространственная ориентировка на поверхности парты

1

13.05

Дидактический материал

Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

1

20.05

Дидактический материал

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года»

1

20.05

Циферблат, стрелки

 Знакомство с часами .Меры времени (секунда, минута, час, сутки)

1

27.05

Работа с часами

Часы

Игры с моделью часов. Обобщающее занятие

1

27.05

Работа с часами

Часы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...