План урока домоводства Курение и здоровье
план-конспект урока (5 класс) на тему

Портнягина Лариса Владимировна

План урока домоводства в 5 классе Курение и здоровье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_domovodstva_kurenie_i_zdorove.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

План урока домоводства в 5  классе.                                                                              

От 13.03.2017 г

Тема:  Курение и здоровье

Задачи: 

  • Формировать негативное отношение к табакокурению и повышать интерес к здоровому образу жизни;
  • Развивать познавательный интерес; расширять знания о вреде курения и о здоровом образе жизни, умение сравнивать, обобщать, правильно излагать свои мысли;
  • Воспитывать  уважение к себе и своему здоровью, чувство собственного достоинства; активные жизненные позиции негативного отношения к курению;
  • Осуществлять профилактику нарушения осанки.

Тип урока: изучения нового материала

Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа; моделирование ситуации.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная; работа в парах.

 Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение:  компьютер, презентация; конфеты; иллюстрации, карточки, круги из белой бумаги.

Термины и понятия: табак, никотин, пассивные курильщики.

Ход урока

  1. Организационный момент.

А) Упражнение «Книга» (РМ)

- Встаньте красиво, чтобы вам было  легче работать и думать на уроке, сделаем упражнение, которое улучшит мозговое кровообращение.

Упражнение «Книга»

- Наклониться вниз, не сгибая ног в коленях, и постараться дотронуться кончиками пальцев рук до пола, задержаться в таком положении до 20 секунд.

Б) Игра «Молчанка» Проверяет готовность к уроку.

(Садятся за парты, готовятся к уроку.)

  1. Актуализация знаний учащихся

А) Вводная беседа  (Организует беседу по вопросам)

- Какую тему мы изучаем?

- Что мы узнали на предыдущих уроках?

- Для чего человеку нужно соблюдать правила личной гигиены?

Б) Игра «Да – нет» 

- На доске прикреплены рисунки. Рассмотрите их, пусть девочки выберут те, где показаны правильные действия, а мальчики – неправильные. Объясните свой выбор. (Мальчик занимается спортом, девочка ест, мальчик курит, дети в позднее время смотрят телевизор, мальчик чистит зубы, девочка не причёсана, девочка причёсывается и т.д.)

(Подходят к доске, выбирают иллюстрации и объясняют свой выбор)

  1. Целеполагание, планирование деятельности на уроке.

А) Чтение рассказа «Что выбрать» (РМ) (Приложение 1)

(Организует выступление ученика)

- Послушайте рассказ.

- Где место нашего героя: рядом с Вадимом или Толей?

- Какое место выберете вы?

- Какая же тема урока? («Курение и здоровье»).

- Сегодня мы должны выяснить: почему же считается, что курение вредит здоровью, чем оно опасно, почему люди начинают курить и почему с этой привычкой – курением – так нелегко справиться?

Тема урока «Курение и здоровье».

(записывают тему урока).

  1. Освоение нового материал

А) Причины, по которым люди начинают курить

(Показывает презентацию)

Презентация

- Почему люди начинают курить?  (Отвечают на вопросы)

- Некоторые дети хотят стать взрослыми раньше, чем наступает этот период. Поэтому они начинают курить, употребляют спиртное.

Курение – одна из наиболее распространённых вредных привычек.

- Поднимите руку, у кого в семье курят? Кто курит из вас?

- Что вы ощущаете, находясь в одной комнате с курящими? (Кашель, тошноту, головокружение.)

Б) Рассказ о вреде табака

(Слушают рассказ учителя, отвечают  на вопросы.)

- И это неспроста, так как в сигарете находится измельчённая трава – табак. В табаке содержится яд, и название ему – никотин. Это один из самых опасных ядов растительного происхождения.

Воробьи и голуби погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от ¼ капли, а собака – от ½.  Для человека смертельная доза составляет 2-3 капли. Посмотрите: капля воды – это много или мало?  (Учитель наносит каплю воды пипеткой на стекло.)

½ - это половина, ¼ - четвёртая часть этой капли.  А если перевести всё это на сигареты, то для   взрослого человека смертельна одна пачка сигарет, выкуренная за раз, а для ребёнка – полпачки. Это было доказано множеством фактов.

Однажды во Франции проводился чудовищный конкурс «Кто больше выкурит». В результате двое горе-победителей умерли, выкурив по 60 сигарет, а остальные конкурсанты в тяжёлом состоянии попали в больницу. Таких примеров можно привести множество. Смерть может наступить и от одной сигареты, если она выкурена впервые.

-  Поднимите руку, кто пробовал курить?

- А кто курит сейчас?

- Расскажите о своих впечатлениях, о вашем состоянии, когда вы попробовали курить первый раз.

- При первом курении у человека першит в горле, учащённо бьётся сердце, во рту – противный вкус, темнеет в глазах, кружится голова, тошнит. Так организм борется с ядом и «говорит» хозяину: «Не губи себя! Никогда больше не пробуй!» А если за первой сигаретой последует другая, то организм перестаёт сопротивляться, человек привыкает к курению, а потом бросить уже трудно. А отвыкать нужно! Почему?

В) Влияние курения на организм человека (РМ)  (Приложение 2)

- Прочитайте статью.

(Читают статью, отвечают на вопросы Формулируют выводы.)

- Назовите, какие органы человека страдают от курения.

Вывод: учёные и врачи доказали, что курящий человек сокращает себе жизнь, раньше умирает, чаще более, да и выглядит неважно: жёлтые кожа, зубы и пальцы, кашель, сиплый голос,  постоянный неприятный запах табака.

Г) Беседа «Пассивное курение»

- А что же происходит с людьми, которые не курят, но находятся рядом с курящими людьми?

- Почему это происходит?

Оказывается, мы с вами становимся пассивными курильщиками. Табачный дым нам вреден не меньше, чем самому курильщику. Если курильщик несколько раз наберёт в рот дым от сигареты и выдохнет его на салфетку, то останется коричневое пятно. Это табачный дёготь – яд, который содержится в дыме. Если этим дёгтем помазать уши кролику, он заболеет и умрёт.

- Что вам нужно делать, если рядом оказался курящий человек?  (Отойти, попросить не курить.)

- Курят ли у вас дома, в квартире? Что вы должны сделать? (Проветривать помещение, не находиться в этом помещении) 

- Оказывается, у детей из семей, где один или оба родителя курят дома, чаще возникают простудные заболевания, бронхит и пневмония. Эти дети чаще болеют в раннем детстве, чаще пропускают школу и вообще получают меньший запас здоровья на будущую жизнь.

Д) Физкультминутка

Организует выполнение упражнений для выработки навыка правильной осанки (РМ)

Упражнения для выработки навыка правильной осанки:

И.п.: стоя спиной к стене (упражнения на вытягивание позвоночника 1-4 можно выполнять и не прислоняясь спиной, а в исходном положении сидя).

  1. Потяните руки и плечи вниз, голову – вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).
  2. Потянитесь вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься), опустите плечи, вытяните весь позвоночник (выдох), расслабьтесь (вдох).
  3. Положите руки за голову, потяните вверх всё тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабьтесь (вдох).
  4. Примите правильную осанку. Закройте глаза, сделайте шаг вперёд, снова примите правильную осанку. Откройте глаза, проверьте правильность осанки.
  5. Примите правильную осанку. Не отрывая пяток от пола, присядьте, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и спины. Медленно встаньте, проверьте правильность осанки.
  6. Примите правильную осанку, сделайте 1-2 шага впёред, расслабьте последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища. Выпрямитесь, проверьте осанку.
  7. Поднимитесь на носки, потянитесь всем телом вверх. Задержитесь в этом положении на 3-5 секунд, вернитесь в и.п.

  1. Закрепление изученного материала

А) Заучивание стихотворения (РМ) (Приложение 3)

(Организует заучивание стихотворения:)

Дым вокруг от сигарет,

Мне в том доме места нет...

Б) Беседа «Борьба с курением»

Организует беседу во вопросам:

- Везде ли можно курить?

Во всем мире идет борьба с табаком. Во многих странах запрещено курить на рабочем месте. Серьезный работодатель может отказать в приёме на работу или уволить курящего.

Мы живём в России, где еще до сих пор люди не осознали, какой вред приносит курение самому курильщику, его родным, окружающим его детям.

(Отвечают на вопросы, формулируют выводы).

Б) Рисование запрещающего знака

- Давайте выразим свой протест курению, - нарисуйте знак, запрещающий курение.  (Учащиеся получают круги из белой бумаги, рисуют знак.)

Организует демонстрацию и анализ работ.

- Самый лучший знак повесим в нашем классе, а остальные развесим по школе.

2 час

Просмотр мультфильма «Иван-царевич и табакерка»

В) Моделирование реальных ситуаций

Организует просмотр сценки. (Смотрят сценку, предлагают свои варианты ответов)

- Посмотрите сценку:

Ваня. Ура! Все наши взрослые ушли! Аня, давай попробуем что-либо интересное! Давай попробуем научиться курить.

Аня. Мне мой друг Толик говорил, что это нетрудно. Зато класс! Сидишь… Куришь… Как взрослый! Давай, Аня! Родители всё равно не узнают. А от одного раза ничего не будет!

- Что бы вы ответили Ване? Объясните свой отказ.

- Аня, какой ответ тебе понравился, был более убедительный!

- Сейчас вы научились говорить «нет»; надеюсь, это умение вам пригодится в дальнейшей жизни.

Просмотр видеоролика «О вреде курения»

Г ) Инсценирование «Как бросить курить?»

(Слушают выступление, отвечают на  вопросы)

- А как быть тем, кто уже курит? У кого появилось желание бросить курить?

- Легко ли это сделать? Некоторым, чтобы бросить курить, требуется от 4 до 10 попыток. И чем меньше опыт курильщика, тем легче это сделать.

Д  ) Самостоятельная работа в парах «Лестница советов» (РМ) (Приложение 4)

Лестница советов

  1. Принять решение (увидеть себя без сигареты).
  2. Купить вместо сигарет семечки, конфеты и.т.д.
  3. Сказать «нет» себе (принять решение).
  4. Сказать «нет» друзьям, окружающим.
  5. Выработать мотивацию (для чего я бросаю курить).
  6. Отблагодарить себя.

Организует самостоятельную работу. (Работают в парах. Выступают с отчетом о проделанной работе)

- Составьте лестницу советов. У вас лежат карточки с советами: с чего нужно начать? Разложите в порядке выполнения действий.

Осуществляет проверку самостоятельной работы

  1. Итог урока

А) Обобщающая беседа. Рефлексия деятельности

А) Организует обобщающую беседу по вопросам:

- Понравился ли вам урок?

- Что нового вы узнали?

- Какой вывод для себя сделали?

- О чём расскажите своим родителям?

Б ) Акция «Меняю сигаретку на конфетку»

- Предлагаю провести акцию «Меняю сигаретку на конфетку» во всех пятых классах.

-Конфеты в награду получают и те дети, кто не курит.

В ) Домашнее задание

- Нарисовать рисунок «У нас дома праздник»

Приложение 1

Что выбрать

У меня есть два друга: Вадим и Толя. Вадим очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девочки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.

А Толя не выглядит так модно, как Вадим с сигаретой. Но Толя всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.

А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Вадим, или спортом заниматься, как Толя?

Что выбрать

У меня есть два друга: Вадим и Толя. Вадим очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девочки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.

А Толя не выглядит так модно, как Вадим с сигаретой. Но Толя всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.

А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Вадим, или спортом заниматься, как Толя?

Что выбрать

У меня есть два друга: Вадим и Толя. Вадим очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девочки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.

А Толя не выглядит так модно, как Вадим с сигаретой. Но Толя всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.

А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Вадим, или спортом заниматься, как Толя?

Что выбрать

У меня есть два друга: Вадим и Толя. Вадим очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девочки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.

А Толя не выглядит так модно, как Вадим с сигаретой. Но Толя всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.

А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Вадим, или спортом заниматься, как Толя?

Приложение 2

Влияние курения на организм человека

Курение способствует развитию сердечнососудистых заболеваний. Наиболее чувствительной к табаку является нервная система, которая очень быстро «отвечает» на воздействие ядов табачного дыма. Курящие могут жаловаться на быструю утомляемость, раздражительность, головокружение, нервозность, головные боли. Неблагоприятно действует курение на органы чувств. Никотин угнетает окончания вкусовых нервов в полости рта, притупляя вкусовое восприятие. Если вы курите много лет, может ухудшиться зрение и слух. Органы дыхания принимают на себя первый удар. Под влиянием табака разрушаются зубы, наблюдается обильное слюноотделение, ухудшается пищеварение, снижается аппетит. Развивается язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Пагубно влияет курение на печень и поджелудочную железу, способствует развитию захриплым, происходит перестройка в лёгких и бронхах.

Влияние курения на организм человека

Курение способствует развитию сердечнососудистых заболеваний. Наиболее чувствительной к табаку является нервная система, которая очень быстро «отвечает» на воздействие ядов табачного дыма. Курящие могут жаловаться на быструю утомляемость, раздражительность, головокружение, нервозность, головные боли. Неблагоприятно действует курение на органы чувств. Никотин угнетает окончания вкусовых нервов в полости рта, притупляя вкусовое восприятие. Если вы курите много лет, может ухудшиться зрение и слух. Органы дыхания принимают на себя первый удар. Под влиянием табака разрушаются зубы, наблюдается обильное слюноотделение, ухудшается пищеварение, снижается аппетит. Развивается язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Пагубно влияет курение на печень и поджелудочную железу, способствует развитию захриплым, происходит перестройка в лёгких и бронхах.

Влияние курения на организм человека

Курение способствует развитию сердечнососудистых заболеваний. Наиболее чувствительной к табаку является нервная система, которая очень быстро «отвечает» на воздействие ядов табачного дыма. Курящие могут жаловаться на быструю утомляемость, раздражительность, головокружение, нервозность, головные боли. Неблагоприятно действует курение на органы чувств. Никотин угнетает окончания вкусовых нервов в полости рта, притупляя вкусовое восприятие. Если вы курите много лет, может ухудшиться зрение и слух. Органы дыхания принимают на себя первый удар. Под влиянием табака разрушаются зубы, наблюдается обильное слюноотделение, ухудшается пищеварение, снижается аппетит. Развивается язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Пагубно влияет курение на печень и поджелудочную железу, способствует развитию захриплым, происходит перестройка в лёгких и бронхах.

Влияние курения на организм человека

Курение способствует развитию сердечнососудистых заболеваний. Наиболее чувствительной к табаку является нервная система, которая очень быстро «отвечает» на воздействие ядов табачного дыма. Курящие могут жаловаться на быструю утомляемость, раздражительность, головокружение, нервозность, головные боли. Неблагоприятно действует курение на органы чувств. Никотин угнетает окончания вкусовых нервов в полости рта, притупляя вкусовое восприятие. Если вы курите много лет, может ухудшиться зрение и слух. Органы дыхания принимают на себя первый удар. Под влиянием табака разрушаются зубы, наблюдается обильное слюноотделение, ухудшается пищеварение, снижается аппетит. Развивается язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Пагубно влияет курение на печень и поджелудочную железу, способствует развитию захриплым, происходит перестройка в лёгких и бронхах.

Приложение 4

Лестница советов

Принять решение (увидеть себя без сигареты).

Купить вместо сигарет семечки, конфеты и.т.д.

Сказать «нет» себе (принять решение).

Сказать «нет» друзьям, окружающим.

Выработать мотивацию (для чего я бросаю курить).

Отблагодарить себя.

Лестница советов

Принять решение (увидеть себя без сигареты).

Купить вместо сигарет семечки, конфеты и.т.д.

Сказать «нет» себе (принять решение).

Сказать «нет» друзьям, окружающим.

Выработать мотивацию (для чего я бросаю курить).

Отблагодарить себя.

Лестница советов

Принять решение (увидеть себя без сигареты).

Купить вместо сигарет семечки, конфеты и.т.д.

Сказать «нет» себе (принять решение).

Сказать «нет» друзьям, окружающим.

Выработать мотивацию (для чего я бросаю курить).

Отблагодарить себя.

Лестница советов

Принять решение (увидеть себя без сигареты).

Купить вместо сигарет семечки, конфеты и.т.д.

Сказать «нет» себе (принять решение).

Сказать «нет» друзьям, окружающим.

Выработать мотивацию (для чего я бросаю курить).

Отблагодарить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОЗОЖ в 10 классе на тему: «Влияние курения на здоровье человека»

Конспект урока содержит материал о влиянии концерагенных веществ, находящихся в табаке, на органы человеческого организма. К конспекту урока прилагается презентация....

Открытый урок в 11 классе "Курение или здоровье?"

Открытый урок по физике в 11 или 9 классах проводится после изучения темы "Радиоактивность"...

План-конспект урока домоводства Осанка. Формы исправления осанки

План-конспект урока домоводства в 5 классе на тему "Осанка. Формы исправления осанки"...

План урока домоводства Здоровье и алкоголь

План урока домоводства в 5 классе Здоровье и алкоголь...

Тематические планы по домоводству 5,6 классы

Содержание программы «Домоводство» продолжает образова­тельные линии, заложенные в предмете «Живой мир» (0—4 клас­сы), дополняет сведения по природоведению (5 кла...

Урок-спектакль "Курение и здоровье"

Дать оценку наличия вредных привычек в нашей школе и предложить меры предупреждения их распространения;      Доказать губительность действия никотина на живые клетки и всего...

Открытый урок "Курение или здоровье? Выбирай сам"

Курение или здоровье? Выбирайте сами!...