План урока домоводства Здоровье и алкоголь
план-конспект урока (5 класс) на тему

Портнягина Лариса Владимировна

План урока домоводства в 5 классе Здоровье и алкоголь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_domovodstva_zdorove_i_alkogol.docx37.47 КБ

Предварительный просмотр:

План урока домоводства в 5  классе.                                                                              

Тема  Алкоголь и здоровье

Задачи: 

  • Расширять знания о вреде алкоголя и о здоровом образе жизни; сформировать негативное отношение к употреблению табака и алкоголя, повышать интерес к здоровому образу жизни;
  • Развивать познавательный интерес; умение сравнивать, обобщать,  излагать свои мысли;
  • Воспитывать  уважение к себе и своему здоровью, чувство собственного достоинства; способствовать воспитанию активной жизненной позиции, негативного отношения к курению и употреблению алкоголя;
  • Осуществлять профилактику и снятие напряжения и утомления.

Тип урока: изучения нового материала

Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, игра, мыслительная деятельность, дифференцированная работа

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная;

 Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение:  компьютер, презентация; магниты; анкета, иллюстрации «Дерево без листьев», карточки в виде листа, рисунки учащихся; словарь С.И.Ожегова, басня С.М.Михалкова «Непьющий воробей»; рефлексивный экран.

Термины и понятия: алкоголь

Ход урока

  1. Организационный момент.

А) Упражнение «Дозор» (РМ)

- Встаньте красиво, чтобы вам было  легче работать и думать на уроке. Выполните упражнение, которое поможет сосредоточиться и активно работать на уроке.

Упражнение «Дозор»

- Поднимитесь на носки, поверните голову в одну сторону, затем в другую, вернитесь в исходное положение. То же на пятках в положении руки за спиной.

Б) Проверяет готовность к уроку.

(Садятся за парты, готовятся к уроку.)

  1. Актуализация знаний учащихся

А) Вводная беседа  (Организует беседу по вопросам)

- Какую тему мы изучаем?

- Что мы узнали на предыдущем уроке?

- Сейчас вы заполните анкету, а затем проверим, как вы усвоили тему предыдущего урока.

Б) Самостоятельная работа «Заполнение анкеты» (РМ) (Приложение 1)

(Заполняют анкету)

Анкета

Вопросы

Ответы

  1. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как этот газ называется?

  1. Какой сильнейший яд находится в табаке?

  1. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения.

  1. Верно ли, что физические упражнения сводят на нет вредное воздействие курения?

  1. Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, сколько табачной смолы оседает в его легких?

  1. Верно ли, что курение вызывает сильное привыкание?

  1. Что означает «пассивное курение»?

Ключ к анкете: 1. Угарный. 2. Никотин. 3. Сердце. 4. Нет. 5. До 1 литра. 6. Да. 7. Вдыхание табачного дыма некурящим.

Организует взаимопроверку. (Меняются работами, проверяют)

- Какие ещё плохие привычки вы знаете?

  1. Целеполагание, планирование деятельности на уроке.

А) Демонстрация творческих работ

(Организует выставку работ)

- Рассмотрите рисунки: на этом нарядная ёлка, на этом – подарки, здесь – игры, а здесь – прекрасно накрытый стол, много гостей.

- Как вы думаете, какие напитки пьют гости?

- Можно ли назвать их одним словом?

- Зачем пьют алкогольные напитки?

- Что такое алкоголь? Полезен ли но?

Тема нашего урока «Алкоголь и здоровье».

(записывают тему урока).

- Как вы думаете, какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня?

  1. Освоение нового материал

А) Рассказ «Как человек познакомился с алкоголем?»

- Люди давно научились изготавливать спиртные напитки. Первонально их приём носил обрядовый характер. Готовили опьяняющие напитки из мёда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Особо широкое распротранение в древности нашло виноградное вино. Уже тогда было замечено, что неумеренное потребление спиртных напитков опасно. Чистый спирт начали получать в VI-VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий».

Б) Словарная работа

(Записывают в тетрадь словарное  слово).

- Найдите значение слова «алкоголь» в словаре С.Ожегова и запишите в тетрадь.

В Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники  варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Постепенно  употребление алкоголя приобрело серьёзную проблему.

- Вам приходилось видеть пьяного человека?

Опишите его поведение.

В) Работа по карточке «Продолжи предложение» (РМ)  (Приложение 2)

- Прочитайте , как влияет алкоголь на человека, и продолжите предложение.

(Читают вслух «по цепочке».)

Карточка «Продолжи предложение»

- Прочитай, как влияет алкоголь на человека, и продолжи предложение:

1.  Алкоголь затрудняет мышление человека, путает его мысли. «Что у трезвого на уме, то __________________________________».

2. Алкоголь заставляет людей чувствовать себя более смелыми, чем обычно, и совершать опасные для здоровья поступки. «Пьяному море ____________________».

3. Алкоголь вызывает тошноту, головокружение, нарушает зрение. У пьяных в глазах «_____________________», их выворачивает «_________________________».

4. Алкоголь нарушает движение. Пьяные ___________________________.

5. Алкоголь нарушает речь. «Пьяные лыка не _______________________».

Г) Физкультминутка 

Организует выполнение упражнений для профилактики и снятия напряжения и утомления:

  1. И.п.: сидя, голова прямо. 1 – плавно наклоните голову назад; 2 – плавно наклоните голову вперед. Плечи не поднимайте. Темп упражнения медленный. Повторить 5- 6 раз.
  2. И.п.: стоя или сидя, голова прямо, кисти рук тыльной стороной на поясе. 1 – сведите локти вперед, наклоните голову вперед; 2 – локти отведите назад, прогнитесь. Руки опустите; потрясите ими. Темп медленный. Повторить 5 -6 раз.
  3. И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 – наклоните корпус впарво, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, скользит вдоль туловища вверх до подмышечной впадины; 2 – и.п. Положение рук меняется. Темп средний. Повторить 5-6 раз.
  1. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, носки наружу. Медленно поднимитесь на носки, потом медленно опуститесь. Повторить 8-10 раз.

Д) Презентация «Как алкоголь влияет на наш организм?»

(Организует просмотр презентации, обсуждение.)

- Хотелось бы узнать ваше мнение о том,  влияет ли алкоголь на организм человека? Как?

- Алкоголь отрицательно влияет на весь организм: ухудшается состояние сердечно-сосудистой системы, нарушается работа желудочно-кишечного тракта, что грозит язвой желудка и циррозом печени, не говоря уже о том, что у людей, злоупотребляющих алкоголем, рождаются дети, больные олигофренией. Алкоголь оказывает отрицательное влияние и на потомство. Об этом знали еще в глубокой древности.

(Слушают, отвечают на вопросы.  Высказывают своё мнение.)

Е) Работа в тетради «Влияние алкоголя на внутренние органы человека» (РМ)

(Организует самостоятельную работу)

- Посмотрите на рисунок. Подпишите названия внутренних органов человека, на которые влияет алкоголь.

(Подписывают названия органов человека)

Организует фронтальную проверку.

- Назовите органы человека, на которые влияет алкоголь. Обоснуйте свой ответ.

Ж) Презентация «Причины употребления спиртного»

Демонстрирует презентацию. (Смотрят презентацию, рассуждают о правилах здорового образа жизни).

- Кто из вас пробовал спиртное? Что? Когда?

Данные официальной медицинской статистики показывают что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде (по тем же причинам, что и курение). Около 82% людей в возрасте 12-22 лет употребляют спиртное. Средний возраст, в котором молодёжь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет.

- Почему люди начинают пить?

Вывод: алкоголь опасен в любом возрасте, особенно в детском и подростковом. Особенно опасен пивной алкоголизм. Алкоголизм делает человека зависимым, к нему быстро привыкают. Организм постепенно разрушается. Такую ошибку исправить трудно, лучше её не делать.

5. Закрепление изученного материала

А) Чтение басни С.Михалкова  «Непьющий воробей»(РМ) (Приложение 3)

(Организует чтение басни подготовленным учеником:)

Такая вот традиция,

Что все лесные детки

Под вечер собираются

В одной большой беседке.

Идёт беседа, не спеша,

Кто, где и что увидел,

И что случилось у людей,

И кто кого обидел.

Жвачками меняются,

Курят сигареты,

Кто не хочет – тот не зверь,

Честь его задета.

Сегодня здесь – праздник,

С пивом бочонок

Для всех прикатили

Птенец и Волчонок.

Стали пиво разливать,

Стали дружно выпивать.

Веселятся, а Мышонок и Ежонок

Со скамьи не могут встать,

Им сказать бы дружно: НЕТ,

Надоел нам ваш банкет!

Для здоровья пиво вредно,

Это знает целый свет.

- Каковы последствия такого поведения?

- Почему Мышонок и Ежонок не сумели сказать «Нет»?

- Как бы вы ответили, оказавшись на их месте?

Б) Дифференцированная работа. Игра «Выбери ответ»

Выдает карточки в виде листка.

- Выберите свой ответ на карточке. (Более сильные учащиеся составляют ответ самостоятельно, а слабые учащиеся выбирают готовый ответ (РМ))  (Приложение 4)

(Записывают ответ на карточке).

Карточка-ответы

  1. Спасибо, вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь от его употребления.
  2. Спасибо, у меня сегодня тренировка, это может повлиять на спортивные результаты.
  3. Спасибо, но сейчас я вынужден уйти, меня ждут родители.
  4. Спасибо, я с удовольствием попробую.
  5. Спасибо, но я лучше покатаюсь на лыжах.

- Сейчас мы с вами вырастим «Дерево решений».

Прочитайте ваши ответы и разместите их на дереве. (Прикрепляют ответы на рисунок дерева)

- Какой ответ вам больше всего нравится? Почему?

- Какой ответ не понравился?

- Вот сколько разных убедительных ответов можно дать, оказавшись в такой ситуации.

- Чем бы вы посоветовали заняться нашим героям, как провести свободное время?  (формулируют вывод)

Вывод: чтобы общаться с друзьями, веселиться, не обязателен приём алкоголя. Есть множество других способов провести время с пользой, прежде всего для здоровья.

(Отвечают на вопросы, формулируют выводы).

  1. Итог урока

А) Обобщающая беседа. Рефлексия деятельности

 Организует обобщающую беседу по вопросам:

- Вот и закончился наш урок. Время подвести итоги.

- О чём шла речь на уроке?

- Опасен ли алкоголь для детского организма? Чем?

- Какой вывод вы сделали для себя сегодня?

(Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке)

Б ) Рефлексия деятельности

- Оцените свою работу на уроке, используя рефлексивный экран:

  • Сегодня я узнал(-а)…
  • Было интересно…
  • Я понял(-а), что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился(-лась)…
  • Я попробую…
  • Мне захотелось…

В) Домашнее задание

- Заполните анкету (РМ) (Приложение 5)

Приложение 1

Анкета

Вопросы

Ответы

1.При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как этот газ называется?

  1. Какой сильнейший яд находится в табаке?

  1. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения.

  1. Верно ли, что физические упражнения сводят на нет вредное воздействие курения?

  1. Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, сколько табачной смолы оседает в его легких?

  1. Верно ли, что курение вызывает сильное привыкание?

  1. Что означает «пассивное курение»?

Ключ к анкете: 1. Угарный. 2. Никотин. 3. Сердце. 4. Нет. 5. До 1 литра. 6. Да. 7. Вдыхание табачного дыма некурящим.

Анкета

Вопросы

Ответы

  1. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как этот газ называется?

  1. Какой сильнейший яд находится в табаке?

  1. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения.

  1. Верно ли, что физические упражнения сводят на нет вредное воздействие курения?

  1. Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, сколько табачной смолы оседает в его легких?

  1. Верно ли, что курение вызывает сильное привыкание?

  1. Что означает «пассивное курение»?

Ключ к анкете: 1. Угарный. 2. Никотин. 3. Сердце. 4. Нет. 5. До 1 литра. 6. Да. 7. Вдыхание табачного дыма некурящим.

Анкета

Вопросы

Ответы

  1. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как этот газ называется?

  1. Какой сильнейший яд находится в табаке?

  1. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения.

  1. Верно ли, что физические упражнения сводят на нет вредное воздействие курения?

  1. Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, сколько табачной смолы оседает в его легких?

  1. Верно ли, что курение вызывает сильное привыкание?

  1. Что означает «пассивное курение»?

Приложение 2

Карточка «Продолжи предложение»

- Прочитай, как влияет алкоголь на человека, и продолжи предложение:

1.  Алкоголь затрудняет мышление человека, путает его мысли. «Что у трезвого на уме, то __________________________________».

2. Алкоголь заставляет людей чувствовать себя более смелыми, чем обычно, и совершать опасные для здоровья поступки. «Пьяному море ____________________».

3. Алкоголь вызывает тошноту, головокружение, нарушает зрение. У пьяных в глазах «_____________________», их выворачивает «_________________________».

4. Алкоголь нарушает движение. Пьяные ___________________________.

5. Алкоголь нарушает речь. «Пьяные лыка не _______________________».

Карточка «Продолжи предложение»

- Прочитай, как влияет алкоголь на человека, и продолжи предложение:

1.  Алкоголь затрудняет мышление человека, путает его мысли. «Что у трезвого на уме, то __________________________________».

2. Алкоголь заставляет людей чувствовать себя более смелыми, чем обычно, и совершать опасные для здоровья поступки. «Пьяному море ____________________».

3. Алкоголь вызывает тошноту, головокружение, нарушает зрение. У пьяных в глазах «_____________________», их выворачивает «_________________________».

4. Алкоголь нарушает движение. Пьяные ___________________________.

5. Алкоголь нарушает речь. «Пьяные лыка не _______________________».

Карточка «Продолжи предложение»

- Прочитай, как влияет алкоголь на человека, и продолжи предложение:

1.  Алкоголь затрудняет мышление человека, путает его мысли. «Что у трезвого на уме, то __________________________________».

2. Алкоголь заставляет людей чувствовать себя более смелыми, чем обычно, и совершать опасные для здоровья поступки. «Пьяному море ____________________».

3. Алкоголь вызывает тошноту, головокружение, нарушает зрение. У пьяных в глазах «_____________________», их выворачивает «_________________________».

4. Алкоголь нарушает движение. Пьяные ___________________________.

5. Алкоголь нарушает речь. «Пьяные лыка не _______________________».

Карточка «Продолжи предложение»

- Прочитай, как влияет алкоголь на человека, и продолжи предложение:

1.  Алкоголь затрудняет мышление человека, путает его мысли. «Что у трезвого на уме, то __________________________________».

2. Алкоголь заставляет людей чувствовать себя более смелыми, чем обычно, и совершать опасные для здоровья поступки. «Пьяному море ____________________».

3. Алкоголь вызывает тошноту, головокружение, нарушает зрение. У пьяных в глазах «_____________________», их выворачивает «_________________________».

4. Алкоголь нарушает движение. Пьяные ___________________________.

5. Алкоголь нарушает речь. «Пьяные лыка не _______________________».

Приложение 3

Басня С.Михалкова  «Непьющий воробей»

Такая вот традиция,

Что все лесные детки

Под вечер собираются

В одной большой беседке.

Идёт беседа, не спеша,

Кто, где и что увидел,

И что случилось у людей,

И кто кого обидел.

Жвачками меняются,

Курят сигареты,

Кто не хочет – тот не зверь,

Честь его задета.

Сегодня здесь – праздник,

С пивом бочонок

Для всех прикатили

Птенец и Волчонок.

Стали пиво разливать,

Стали дружно выпивать.

Веселятся, а Мышонок и Ежонок

Со скамьи не могут встать,

Им сказать бы дружно: НЕТ,

Надоел нам ваш банкет!

Для здоровья пиво вредно,

Это знает целый свет.

Приложение 4

Карточка-ответы

  1. Спасибо, вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь от его употребления.
  2. Спасибо, у меня сегодня тренировка, это может повлиять на спортивные результаты.
  3. Спасибо, но сейчас я вынужден уйти, меня ждут родители.
  4. Спасибо, я с удовольствием попробую.
  5. Спасибо, но я лучше покатаюсь на лыжах.

Карточка-ответы

  1. Спасибо, вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь от его употребления.
  2. Спасибо, у меня сегодня тренировка, это может повлиять на спортивные результаты.
  3. Спасибо, но сейчас я вынужден уйти, меня ждут родители.
  4. Спасибо, я с удовольствием попробую.
  5. Спасибо, но я лучше покатаюсь на лыжах.

Карточка-ответы

  1. Спасибо, вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь от его употребления.
  2. Спасибо, у меня сегодня тренировка, это может повлиять на спортивные результаты.
  3. Спасибо, но сейчас я вынужден уйти, меня ждут родители.
  4. Спасибо, я с удовольствием попробую.
  5. Спасибо, но я лучше покатаюсь на лыжах.

Карточка-ответы

  1. Спасибо, вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь от его употребления.
  2. Спасибо, у меня сегодня тренировка, это может повлиять на спортивные результаты.
  3. Спасибо, но сейчас я вынужден уйти, меня ждут родители.
  4. Спасибо, я с удовольствием попробую.
  5. Спасибо, но я лучше покатаюсь на лыжах.

Карточка-ответы

1. Спасибо, вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь от его употребления.

2. Спасибо, у меня сегодня тренировка, это может повлиять на спортивные результаты.

  1. Спасибо, но сейчас я вынужден уйти, меня ждут родители.
  2. Спасибо, я с удовольствием попробую.
  3. Спасибо, но я лучше покатаюсь на лыжах.


Анкета

  1. Пробовали ли вы курить?  Если да, то каковы были причины, побудившие вас к этому?

а) интерес;

б) подражание кому-либо;

в) другая причина.

  1. Вы считаете, что курение:

а) опасно для здоровья;

б) не так опасно, как об этом говорят.

  1. Как вы относитесь к курящим людям?

а) с уважением;

б) это их личное дело, меня не касается;

в) травят себя и других.

  1. Для вас важно:

а) то, что обо мне подумают другие (друзья);

б) моё собственное мнение.

5. Вы употребляете спиртные напитки:

а) регулярно;

б) случается, но не часто;

в) не употребляю.

6. Вы считаете, что курение и употребление алкоголя:

а) обязательные составляющие настоящего веселья;

б) признаки взросления, это нормально;

в) не для меня.

7. Беседа на уроке в чем-то вас убедила?

а) не особенно, всё равно попробовать стоит;

б) да, я в очередной раз понял(-а), что мне это не надо.

 

Анкета

  1. Пробовали ли вы курить?  Если да, то каковы были причины, побудившие вас к этому?

а) интерес;

б) подражание кому-либо;

в) другая причина.

  1. Вы считаете, что курение:

а) опасно для здоровья;

б) не так опасно, как об этом говорят.

  1. Как вы относитесь к курящим людям?

а) с уважением;

б) это их личное дело, меня не касается;

в) травят себя и других.

  1. Для вас важно:

а) то, что обо мне подумают другие (друзья);

б) моё собственное мнение.

5. Вы употребляете спиртные напитки:

а) регулярно;

б) случается, но не часто;

в) не употребляю.

6. Вы считаете, что курение и употребление алкоголя:

а) обязательные составляющие настоящего веселья;

б) признаки взросления, это нормально;

в) не для меня.

7. Беседа на уроке в чем-то вас убедила?

а) не особенно, всё равно попробовать стоит;

б) да, я в очередной раз понял(-а), что мне это не надо.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок домоводство + математика. 8 класс

интегрированный урок  домоволство+ математика. бюджет семьи. познакомить учащихся с доходной и расходной частью семейного бюджета. экономия семейного бюджета. научиться планировать и правильно ра...

Конспект урока домоводства в классе для детей ГУО, 5 год обучения. Практическая работа «Приготовление горячих бутербродов»

конспект урока в классе для детей ГУО, 5 год обучения. Практическая работа «Приготовление горячих бутербродов»    ...

конспект урока домоводства в 5 классе: "Светильники в доме"

конспект урока в 5 классе: "Светильники в доме"...

План-конспект урока домоводства Осанка. Формы исправления осанки

План-конспект урока домоводства в 5 классе на тему "Осанка. Формы исправления осанки"...

План урока домоводства Курение и здоровье

План урока домоводства в 5 классе Курение и здоровье...

Тематические планы по домоводству 5,6 классы

Содержание программы «Домоводство» продолжает образова­тельные линии, заложенные в предмете «Живой мир» (0—4 клас­сы), дополняет сведения по природоведению (5 кла...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Квиз, плиз! Здоровье vs алкоголь!»

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Квиз, плиз! Здоровье vs алкоголь!»...