Методическая разработка: Урок в школьном музее :" Вещи войны.Офицерский планшет"
методическая разработка на тему

Формирование представления об элементах обмундирования командира Красой Армии у детей на примере экспонатов школьного музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_muzee.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент  образования города Москвы

Государственное бюджетное  профессиональное

образовательное учреждение

Колледж сферы услуг № 10

подразделение № 4 интернат

   

                                                                               

                                                                                   

                                                             

Разработка урока в школьном музее

для учащихся 9 классов с ОВЗ

(умственная отсталость).

                 

                                                                                   

Составитель:

Учитель высшей категории

 Масленникова В.В.

                                             Москва - 2016

В рамках изучения темы «Сталинградская битва» можно провести

урок в школьном музее:

 «Вещи войны. Планшет - офицерская полевая сумка- обязательный элемент экипировки командира.»

Цель: формирование представления об элементах обмундирования командира Красой Армии у детей на примере экспонатов школьного музея.

Задачи:

  1. Образовательные:

-дать представление о том, что такое «экспонат»

- дать представление об элементах обмундирования командира Красной Армии,

-систематизировать и обобщить знания детей о традициях сохранения памяти о воинах героях.

2. Развивающие:

-развивать познавательный интерес, творческие способности, инициативность,

-обогащать словарный запас.

3.Воспитательные:

-воспитывать уважение к памяти героев войны, заботливое отношение к пожилым людям.

4. Коррекционные :

 через ощущение и восприятие практического материала способствовать развитию внимания, памяти, воображения, речи ,мышления, познавательного интереса. ,учить составлять полные ответы на поставленные вопросы.

Методы и приемы:

1. Наглядно-практические: экспонаты ( предметы солдатского быта), иллюстрации.

2. Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказы (ответы) детей,

Оборудование:

 карточки с новыми терминами, экспонаты школьного музея, книга учета экспонатов  школьного музея.

Ход занятия:

Сегодня у нас необычный урок – урок в школьном музее. Давайте вспомним, что такое музей? (Это место, где собирают, изучают и хранят редкие предметы)

Для чего он нужен людям? (Чтобы знать своё прошлое.)

Какие музеи в Москве вы знаете? ( Музей вооруженных сил, Третьяковская галерея, Бородинская панорама и другие.)

 Кто с родителями уже побывал в музее? (Ответы детей.)

-  Кто знает как называются предметы, которые выставлены на полках музея? (Экспонаты)

  • -Что означает слово ЭКСПОНАТ-?

 (выставленный на показ)  (новое слово на карточке дать детям)

  • -Как появляются экспонаты в музее?

 (археологические раскопки, дар музею)

  • -Все ли  предметы могут стать экспонатами музея?

( нет,  если только предмет интересен ученым,  коллекционерам и необходим для коллекции музея).

 

 Учитель:

Итак, предмет стал музейным экспонатом. Его заносят в специальную книгу поступления и присваивают номер (демонстрация книги учета экспонатов в школьном музее).У каждого экспоната своя история. Бывает так, что экспонат меняет много адресов, может побывать во многих руках, подвергнуться  случайному или намеренному повреждению. Так произошло с данным экспонатом – каской. ( демонстрация экспоната)

Каждый экспонат – это наша память .Каждый из них имеет свою историю.

Много лет прошло с тех пор как, закончилась Великая Отечественная война. Нет в России ни одной семьи, которую не затронула та война, до сих пор мы помним ее героев.

Как еще мы можем сохранить память о войне?

- Собирая и сохраняя предметы того времени, создавая музеи.  Музеи хранят овеществленную память о событиях войны.

Какие предметы военного времени вы видите в нашем музее?

Дети перечисляют: пилотку, каску, котелок, кружку, ложку.

Верно : котелок, кружка и ложка всегда были с солдатом, очень часто им приходилось принимать пищу в окопах, в перерывах между боями (смотрим экспонаты). У нас в музее есть портреты  знаменитых полководцев ,командиров и бойцов Советской Армии. Давайте их рассмотрим. А кто знает ,как отличить солдата от офицера?

Ответы детей.(чаще всего : «по погонам»). Офицер-это воинское звание, но еще их называют «командир». От какого слова происходит слово «командир»? Правильно: командовать, т.е. принимать решения. Мы с вами говорили, что успех боя или военной операции зависит от героизма бойцов. Но еще и от таланта командира. Командир — организатор боя. Он должен иметь военное образование. Он отдает приказы, распоряжения, команды, приводит в движение подразделения, направляет их совместные усилия на достижение победы над врагом. Боевая работа командиров различна по своему масштабу. Одни из них возглавляют части и соединения, другие командуют подразделениями. Первые управляют боем с помощью штаба (помощников) , вторые - единолично. Командир должен уметь составить план, пользоваться военными картами и еще очень многое…

Давайте вспомним фамилии известных командиров изображенных на портретах на стенде «Сталинградская битва».Ученики перечисляют :Жуков Г.К. ,Чуйков В.И .,Еременко А.И., Тимошенко С.К. и др.

Учитель:

 А сейчас я расскажу вам об одном экспонате из нашего музея подробнее. Достаю из витрины планшет. Спрашиваю у детей: «что это?» Ответы-предположения. Предлагаю ребятам еще раз рассмотреть фотографии командиров Советской Армии на стенде.

Учитель: Внимательно посмотрите есть в их обмундировании что-то похожее? Ответы учащихся.

 Это называется «планшет». Но совсем не электронный. Хотя называются они одинаково, думаю, не случайно. И в том и в другом хранится информация.  Это офицерская  полевая сумка.

( карточка: планшет- офицерская полевая сумка).

В военных полевых условиях планшет был для командира сейфом для документов и письменным столом. Но он же делал офицера приметной мишенью для противника... Он был чуть ли не главным хранителем тайных военных планов и ценным трофеем ( военной добычей). Планшеты стали частью снаряжения командиров Красной армии с января 1932 года.

Конкретно этот планшет подарен нашему школьному музею

 Сарычевой С.С.(учителем русского языка нашей школы). Об этом есть запись в нашей инвентарной книге.  Он долго хранился  в ее семье, остался от отца, прошедшего всю Великую Отечественную войну. В нем хранились карты, разные документы, карандаш, компас.

Сегодня отыскать планшет с подлинными картами и документами военной эпохи - это один шанс на миллион. Так уж было заведено, что содержимое планшета при первой же опасности старательно уничтожалось.

Планшет и портупея- узкие ремни, которые перекидывались через плечо

 ( портупея-новое слово на карточке) выдавали  статус (или положение) военного издалека - сразу было понятно, что из командного состава. Солдаты планшеты не носили, им не положено иметь при себе карты, а для документов хватало нагрудного кармана гимнастерки. Да и не на коленке же командиру подписывать приказы в полевых условиях - подкладывали плоскую полевую сумку. Правда, многие офицеры во время войны их надевали только тогда, когда шли на доклад к начальству. Сумка - слишком приметная деталь, а фашисты отлично разбирались в снаряжении советской армии и старались бить по командирам.

Данные о количестве произведенных планшетов засекречивали - ведь по ним можно было просчитать численность командного состава армии. Заказы на полевые сумки размещались на кожевенных заводах, изделия хранились на складах и выдавались по мере надобности.

Давайте рассмотрим : в нем есть отделения для карт, кармашки для карандашей, циркуля, компаса и т. д.

Кстати, у гражданского человека с военным планшетом на плече могли возникнуть крупные неприятности - первый же патруль потребовал бы ответа: откуда взял?

 Зато с окончанием войны планшеты стали ценными трофеями для детей: в школу ходили с простенькими котомками (самодельными сумочками), а если кому-то доставался от отца планшет - зависти не было предела.

Закрепление нового материала  может проводиться в форме теста:

(Выбрать правильный ответ из предложенных )

1.Предметы в музее называются:

 а) поделка

б) экспонат

 в) экземпляр

2.Экспонатом музея могут стать :

а) обычные вещи, купленные в современном магазине

 б) найденные археологами

 в) вещи с интересной историей

3.Планы боевых операций во время войны разрабатывали:

а) солдаты

б) студенты

в) командиры

4.Планшет командира это:

а) офицерская полевая сумка

б) авоська

в) потфель

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: 

ученикам предлагается выполнить самостоятельно на самоподготовке:

1)      нарисовать любой экспонат из школьного музея .      

2)      Описать музейный предмет по следующей схеме:

название – назначение – материал из которого изготовлен –откуда попал в музей - связь с историческими событиями и лицами – степень сохранности.

3) У современных военных планшеты несколько изменились. Стали больше по размеру, например. Как вы думаете: почему? Что вы положили бы в планшет современному офицеру?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока«Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением его законов в одежде

Статья представляет собой методическую разработку урока «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и  «эскиз» с применением их законов в одежде. Тема урока изучается в разделе рабочей программы «Рабо...

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись.  Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...

методическая разработка на фестиваль "Времен связующая нить:урок в школьном музее" 2014

Методическая разработка межпредметного урока с испльзованием экспонатов музея "Отечественной войны 1812 года" на конкурс-фестиваль "Времен связующая нать:урок в школьном музее"...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

"Да будет светлой наша память". Методическая разработка экскурсии по школьному музею.

Данный материал можно использовать на занятиях по краеведению....

Методическая разработка урока на тему "Музей Шерлока Холмса"

Урок посвящён музею Шерлока Холмса в Лондоне. Занятие расчитано на учеников средней школы....

Методическая разработка урока «Уголок культуры. Музей Мадам Тюссо» 10класс

Целевое назначение – применение предметных знаний, умений, навыков для решения учебных задач повышенной сложности – написания короткой статьи о достопримечательности в твоей стране....