формирование коммуникативных умений у обучающихся с умственной отсталостью в урочное и внеурочное время.
статья на тему

Бабкина Ольга Александровна

В данной статье описаны формы работы по формированию у умственно отсталых обучающихся коммуникативных умений. Дети не всегда могут грамотно научиться писать, так запомнить и применить правила для них очень сложно. это требует примениния мыслительных логических операций. Но научить их общаться вполне возможно. Какими приёмамипользуюсь я, описано в представленном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных умений у обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности.

Бабкина Ольга Александровна,

         учитель грамматики, правописания и развития речи

                                                                   ГКОУ СО «Колчеданская школа – интернат»

В последние годы мы как педагоги и родители с тревогой отмечаем, что многие дети испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они  не проявляют инициативы в общении, не способны обратиться к другому человеку, затрудняются ответить на вопросы, если к ним обращаются. Они с трудом поддерживают разговор или уже установившийся контакт, часто не способны выразить сочувствие, сопереживание в вербальной форме. Но даже в наш век информационных компьютерных технологий никто не будет отрицать, что от умения общаться во многом зависит успешность взаимодействия с партнёрами по общению и самореализация человека в обществе.

Особого внимания в этом плане требуют дети с умственной отсталостью. Они, как никто другой, испытывают значительные трудности при формировании общения, речи. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально - трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений. Именно развитие коммуникативных умений является необходимым условием не только успешности в учебной деятельности, но и важнейшим направлением социально – личностного развития ребёнка с лёгкой умственной отсталостью.

С каждым годом общество предъявляет новые требования. На сегодня это развитая языковая личность, способная анализировать информацию, создавать собственное речевое высказывание и применять его на практике. Поэтому передо мной как перед педагогом обозначились проблемы:

- новые требования к задачам образования;

- низкий уровень коммуникативных умений обучающихся;

- отсутствие пособий, заданий направленных на развитие коммуникативных умений обучающихся с умственной отсталостью.

Для решения обозначенных задач я и решила создать комплекс заданий для формирования коммуникативных навыков, и таким способом повысить качество знаний обучающихся, разнообразить уроки грамматики, правописания и развития речи посредством использования заданий направленных на развитие коммуникативных умений. И самое главное - подготовить детей к жизни.

Для меня важно не то, чтобы ребёнок знал как можно больше, а то чтобы он умел использовать приобретённые знания в дальнейшей самостоятельной жизни, чтобы понимал где, в каких ситуациях это ему пригодиться и как он должен правильно поступить.

Коммуникативные умения – это  умения организовывать эффективное взаимодействие с другими людьми. Коммуникативные умения являются частью коммуникативной культуры, а именно знаний, умений и навыков в области организации взаимодействия людей, позволяющие устанавливать психологический контакт с партнерами по общению, добиваться точного восприятия информации и взаимопонимания в процессе общения, прогнозировать поведение партнеров по общению и направлять его к желаемому результату.

В связи с этим для формирования выделяю следующие коммуникативные умения:

Приветствие

Прощание

Сочувствие, сопереживание

Обращение

Благодарность

Извинение

Отказ

Умение слушать других

Умение говорить и отстаивать свою точку зрения

Умение использовать при общении жесты, мимику, эмоции

Умение самостоятельно искать информацию

Умение передавать информацию без искажения, понятно

Просьба о помощи, поддержке, услуге и др.

Коммуникативные умения обучающихся с лёгкой умственной отсталостью я формирую и на уроках грамматики, правописания и развития речи, на занятиях логопедии  и во внеурочной деятельности:

  1. Моделирование различных жизненных ситуаций, которые помогут детям в различных условиях общения с окружающими и в оформлении речевого высказывания (заполнение бланка телеграммы и игра «Почтовое отделение», написание заявления и игра «Отдел кадров», написание объяснительной записки и игра «На приём к директору», написание объявления и игра «В редакции газеты», «В автобусе», и др.);
  2. Организация практических ситуаций вне школы (акции: «Мы против СПИДа», «Мы за чистое село», «Георгиевская ленточка», «Я дарю тебе сердце» и др.). Перед началом акции я знакомлю детей с историей её возникновения, значением, в игровой форме прорабатываем с детьми ситуации правильного общения с прохожими. Обучающиеся учатся вежливо обращаться к людям, рассказывать им об истории и значении проводимой ими акции, учатся задавать вопросы, учатся по внешнему виду, выражению лица определять, стоит им обращаться к тому или иному человеку или стоит пройти мимо и обратиться к другому.

Например: акция «Георгиевская ленточка» (проводим ежегодно к Дню Победы совместно с педагогом – организатором).

Перед акцией дети готовят георгиевские ленточки, ищут в библиотеке интересные вопросы для проведения викторины для жителей села, выходят на улицы села, для проведения акции.

- Здравствуйте. Разрешите к вам обратиться? (ждут согласия прохожего)

- Сегодня мы проводим акцию «Георгиевская ленточка». Вы знаете её значение? Эта ленточка – дань памяти о защитниках нашей страны от немецких захватчиков. Вы не будете против, если мы вам подарим эту ленточку?

- Ещё сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в викторине и ответить на три вопроса о Великой Отечественной войне. Если вы на них ответите – мы подарим вам памятный магнит.

Если человек соглашается, дети задают  свои вопросы, если не соглашается, говорят «Спасибо вам за общение».

  1. Применение специально подобранных упражнений.

С этой целью мною была разработана рабочая тетрадь «Учимся говорить, а значит общаться», в которой подобраны и разработаны упражнения, дидактический материал для формирования коммуникативных умений:

- составление вопросов к предложению, к небольшому тексту;

- составление представления на самого себя (при знакомстве);

-  составление приветствия в различных ситуациях (со сверстником, со взрослым, с родителями и т.д.);

- выражение комплиментов (другу, однокласснику, учителю, маме);

- составление диалога на заданную тему;

- выражение извинения, сочувствия, утешения;

- выражение просьбы, благодарности;

- выражение эмоций при общении;

- разговор по телефону;

- использование фразеологизмов в речи.

К данной тетради составлен сборник конспектов занятий, куда были включены эти упражнения. Сборник включает в себя темы занятий: «Учимся знакомиться», «Приветствие», «Комплименты», «Разговор по телефону» и другие. Итоговым мероприятием является праздник «День вежливости», который проводят сами обучающиеся среди младших классов. Данные пособия можно использовать и внеурочной деятельности (для проведения занятий кружка), можно использовать классному руководителю для проведения классных часов, воспитателю, и просто учителям, для проведения отдельных упражнений на уроке.

  1. Формирование умений общения вне школы. Это экскурсии в различные учреждения, организации. У нас в селе их немного – почта, аптека, дом быта, но и посещая их, обучающиеся приобретают навыки и развивают способности вступать в общение с незнакомыми им людьми, получать определенную информацию и самостоятельно ее использовать, выполняя несложные практические задания.
  2. Развитие связной речи средствами приёмов мнемотехники. Это позволяет расширять словарный запас обучающихся, развивать образное восприятие. Работу начинаем от простого к сложному, от простых мнемоквадратов к мнемодорожкам, пересказа знакомых сказок «Репка», «Колобок» к составлению рассказов о природе, детях, животных. При составлении мнемодорожек  используем и описание предметов, сравнение предметов, последовательность событий, что несомненно важно для развития речи умственно отсталых детей.
  3. Работа с фразеологизмами очень хорошо стимулирует развитие речи детей, способствует формированию воображения, в единстве развития речи происходит развитие мышления. Дети совершенно не понимали значений фразеологизмов, так как обладают конкретным мышлением. А ведь фразеологизмы часто встречаются в высказываниях окружающих нас людей. Поэтому работу с фразеологизмами выстраиваю таким образом:

- знакомство с фразеологизмом

- толкование в словаре

- составление предложений, высказываний

- разыгрывание диалога

- иллюстрация буквального значения выражений.

Обучающиеся успешно участвуют в жизни школы, они являются ведущими праздников, общешкольных мероприятий, они участвуют в школьном ученическом самоуправлении, находят себе друзей и общаются с ними, они не боятся подойти к незнакомым людям и задать вопрос, обратиться за помощью.

Считаю, что построенная система, позволяет успешно формировать коммуникативные умения обучающихся с умственной отсталостью, учить детей быть активными членами общества, формировать у них активную жизненную позицию, находить друзей, а значит, обеспечит успешную социальную интеграцию детей в общество.

Используемая литература:

  1. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. – 2010. - № 2. – С.149.
  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С.Д. Забрамная. - М.: Владос, 2005. 112 с.
  3. Емельянова И. АОсобенности усвоения правил речевого поведения умственно отсталыми младшими школьниками / И. А. Емельянова // Интеграция науки и образования ─ основа развития и возрождения национально-регионального менталитета : сб. докл. междунар. науч.-практ. конф. - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2004. ─ Ч. 4. ─ С. 94 ─ 97 (0,2 п. л.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДДИ»

В статье описано понятие коммуникативной компетенции,  структура и её составляющие, а так же описан мой опыт работы в этом направлении....

Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью.

Общение это форма деятельности, необходимая для реализации других видов деятельности личности. Общение является  важнейшей социальной  потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жит...

Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии....

квалификационная работа "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому социальная адаптация является не то...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Не секрет, что английский язык – мировой язык, поэтому глобальной целью овладения иностранным языком считается  участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способност...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов  «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...