Социализация обучающихся с умственной отсталостью средствами урочной и внеурочной деятельности, также с использованием дистанционных технологий
методическая разработка

Смирнова Людмила Васильевна

Социализация обучающихся с умственной отсталостью средствами урочной и внеурочной деятельности, также с использованием дистанционных технологий

 

«Цель воспитания – делать человека человеком».

Януш Корчак

 «Нет «необучаемых» детей, нужно просто уметь любить их такими, какие они есть».

 «…мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей − в наших руках».

 

 

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, из-за ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kansk_sotsializatsiya_18.04.21_smirnova.doc268 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В. Смирнова, учитель – логопед

Е.А.  Рашкина, методист

П.А. Желнина, учитель

 

Краевое государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская школа-интернат»

Социализация обучающихся с умственной отсталостью средствами урочной и внеурочной деятельности, также с использованием дистанционных технологий

«Цель воспитания – делать человека человеком».

Януш Корчак

 «Нет «необучаемых» детей, нужно просто уметь любить их такими, какие они есть».

 «…мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей − в наших руках».

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, из-за ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта.

Все это осложняется и трудностями в общении. Ребенок с ОВЗ, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. С трудом формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе. Учащиеся испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не были в тягость обществу и людям, с которыми им предстоит общаться [ 1 ].

Таким образом, главными причинами трудности социальной адаптации являются следующие моменты:

  • Нарушение связи с окружающим миром.
  • Снижение способности к обобщению и присвоению общественного опыта.
  • Бедность контактов со сверстниками и взрослыми.
  • Ограничение общения с природой.
  • Недоступность ряда культурных ценностей.
  • Недостаточная сформированность высших психических функций.

Концепция развития образования детей провозглашает необходимость создания особой социокультурной и образовательной среды, учитывающей общие и индивидуальные образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающей доступность образования с использованием дифференцированного  и деятельностного подходов в обучении.

Эти подходы  являются основными средствами достижения цели образования и воспитания:  развитие личности обучающегося в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации [ 5 ].

В ФГОС для детей с ОВЗ [7] четко выделяются взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненная компетенция». Из двух составляющих образования детей с ОВЗ ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся.

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом [ 2 ].

Основным направлением работы является практическая подготовка детей к жизни. Поэтому содержание обучения и  воспитания строится с учетом следующих принципов: − жизненная значимость; − практическая необходимость.

В школе создана комфортная образовательная среда, созданы условия для расширения жизненного пространства детей, формирование жизненных компетенций для дальнейшей самостоятельной жизни.

Цель работы всего педагогического коллектива школы - введение ребенка в сложную предметную и социальную среду, через индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Для осуществления целей образования необходимо единство процессов образования и воспитания, разнообразные практические способы, приёмы урочной деятельности, организационные формы воспитательного процесса и учёт индивидуального  развития каждого обучающегося,  что в свою очередь обеспечивает развитие познавательной сферы, личностного развития, обогащение коммуникативных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, совершенствование сотрудничества семьи и школы.

Целевые ориентиры адаптированных основных общеобразовательных

программ направлены на формирование практических умений, навыков, коммуникативных компетенций в урочной и внеурочной деятельности.

Объединяет педагогов желание развить личность каждого ребёнка через  деятельностный подход. В связи с эпидемиологической обстановкой для проведения уроков, занятий, домашних заданий, внеурочных мероприятий используем информационно – коммуникационные технологии. В зависимости ресурса семей используем разного вида дистанционные технологии: социальные сети: ● Viber, WhatsApp,  ВК;

● видео – звонки;

● электронную почту;

● виртуальные экскурсии;

● платформу ZOOM.

Формирование жизненных компетенций обеспечивается:

 Предметно – пространственной развивающей образовательной средой организации:

  • материально-техническая база образовательного учреждения; (оснащение образовательного  и воспитательного процессов);
  • вариативность программ урочной и  внеурочной деятельности;
  • междисциплинарное взаимодействие: согласованность, разнообразие и конкретность целей и задач коррекционных программ, направленных на формирование жизненных компетенций и базовых учебных действий.

● Участием во внеурочной деятельности всех педагогов, реализующих АООП.

● Инициативностью, компетентностями педагогов.

● Активным участием родителей в урочной и  внеурочной деятельности детей.

Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности. Формируем социально – бытовые навыки, личностные характеристики, коммуникативные умения, проводим профориентационную работу, формируем  профессиональные навыки на уроках технологии, осуществляем связь в работе специалистов и учителей.

Как же взаимосвязаны урочная и внеурочная деятельности  учащихся с умственной отсталостью для формирования жизненных компетенций? 

Принцип параллельного планирования одной и той же темы в разных разделах воспитания и обучения обеспечивает комплексность, повторяемость, длительность, гибкость программ обучения и  воспитания, а главное — возможность индивидуального участия ребенка в посильной для него деятельности. Тема на уроке совпадает с темами во внеурочной деятельности: работа специалистов, воспитателей.

Всё коррекционно-развивающее обучение и воспитание предусматривает индивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, опирается на имеющийся или сходный опыт (актуальный уровень) достижений у воспитанников с постепенным расширением и накоплением нового опыта, новых умений, с учётом  зоны ближайшего развития и постепенным снижением помощи взрослого [ 6].

Программы образовательных предметных областей обучающихся с

лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) отличаются по предметам и  направлены на формирование практических навыков [ АООП, вариант1, АООП,, вариант2].

- Предметная область. Язык и речевая практика. Предмет «Речевая практика», предмет «Речь и альтернативная коммуникация».

-Предметная область. Математика. Предмет «Математика»,

« Математические представления».

- Предметная область. Естествознание. Предмет «Мир природы и человека», «Биология»,  «География».

- Предметная область. «Окружающий мир», предметы «Окружающий природный  мир», «Человек», «Домоводство», «Окружающий социальный мир».

- Предметная область. Технологии.  Ручной труд. Профильный труд.

Цель обучения по программе «Домоводство» – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Программа включает следующие разделы: «Покупки» «Обращение с кухонным инвентарем», «Продукты питания», «Приготовление пищи», «Уход за вещами», «Уборка помещений и территории». Обязательное проведение практикумов по формированию санитарно – гигиенических навыков, организация экскурсий.  На всех уроках используется интерактивное оборудование «Играй и развивайся».

Программный  материал  по  предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Цель: формирование  представлений  о  живой  и  неживой  природе,  о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы». Организуем виртуальные  экскурсии в Центр экологии и туризма.

Цель обучения на уроках «Окружающий социальный мир» – формирование коммуникативных навыков для социализации детей в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а  также  умения  соблюдать  элементарные  правила  поведения  в  социальной среде. Задачи программы: познакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формировать представления о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции, обычаи». Организуем виртуальные экскурсии «Магазин», «Почта».

Результативность обучения  оценивается строго  индивидуально, это   описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Используем дистанционные технологии: показ элементов уроков по видео - звонкам, домашние задания в Viber, WhatsApp, электронной почте.

 Цель уроков математики - формирование практических математических представлений в области профориентации и социализации.

На уроках математики проводятся ролевые игры: «Магазин», «Покупатель-продавец»,  «Пассажир». Организуются виртуальные экскурсии - посещение различных учреждений.

Метод моделирования, который используется на уроках помогает обучающимся понять и усвоить новый материал, восстанавливать последовательность событий, построить высказывание и алгоритм действий [8]. Алгоритмы действий даются обучающимся в виде моделей по электронной почте, в Viber.

На уроках речевой практики в начальных классах формируются элементарные представления в области профориентации и социализации.

Основные задачи, которые решает данный предмет:

- формировать жизненные компетенции;

- развивать коммуникативные и речевые навыки;

-воспитывать речевой этикет.

 Ведущим видом деятельности в начальной школе остаётся  игра [3, 7]. Через организацию игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Проводятся профориентационные игры: «Откуда книга пришла»,  игры с правилами «Разговор по телефону».  Внеурочная деятельность классного руководителя направлена  на формирование коммуникативных умений в  совместной деятельности,  чувства взаимопомощи, общения. Проводятся виртуальные экскурсии «Мой город», «Общественный транспорт», «Правила поведения в общественном транспорте», дети просматривают презентации в Viber, по электронной почте. Используем возможность проводить дистанционные тематические классные часы  «Профессии», «Что хорошо, что -  плохо», «Что можно – что нельзя», дистанционные родительские собрания на платформе ZOOM.

Взаимодействие специалистов и учителей коррекционного  блока осуществляется через:

- Закрепление знаний по различным лексическим темам.

-Использование средств альтернативной коммуникации для детей с ментальными нарушениями.

-Индивидуализацию образовательного процесса.

-Коррекцию внимания, памяти, зрительно – пространственных ориентировок, мелкой моторики.

-Оптимизацию психо-эмоционального состояния обучающихся. 

Коррекционные занятия проводятся  с использованием интерактивного оборудования «Играй и развивайся».   Упражнения способствуют  «Социально – коммуникативному развитию», «Познавательному развитию», «Речевому развитию».  Используются компьютерные программы  «Дельфа – 142», программа для работы с неговорящими детьми, с РДА – «А – спектр», психологическая игра «Остров детства» по принципу интерактивного пола. В период карантина специалисты разработали задания для обучающихся, игры, игровые упражнения, и с учётом ресурса семей активно используют  социальные сети, электронную почту для передачи этих заданий, дистанционного обследования детей и обратной связи с родителями.    

Уроки «Ручного труда» являются пропедевтическими для дальнейшего освоения технологических профилей. Особое внимание отводится практическим работам, при выполнении которых обучающиеся знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты. На уроках ручного труда проводится работа с пластилином, бумагой, природным материалом, проволокой,  древесиной, конструктором, текстилем. Используются дистанционные технологии (инструкционные карты по изготовлению программных изделий).  

Программа по «Ремеслу» для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости формирует навыки работы учащихся с различными материалами и различными инструментами с использованием различных технологий. Цель: подготовка детей и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью к доступной трудовой деятельности.  Реализация программы  «Ремесло» направлена на решение следующих задач:

  • развивать навыки работы учащихся с различными материалами и различными инструментами с использованием различных технологий;
  • развивать интерес к трудовой деятельности;
  • формировать навыки работы с различными инструментами и оборудованием;
  • воспитывать положительные качества личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.).

Предусмотрены следующие виды ремесла: вышивание, кинусайга, вязание крючком.

Особое внимание уделяется ранней профориентационной работе,

начиная с начальной школы, в урочной деятельности: на уроках «Речевая практика»,  «Математика», «Домоводство», «Окружающий социальный мир», «Окружающий природный  мир». Продолжение этой работы осуществляется в среднем и старшем звене. Введение технологических профилей: швейное дело, столярное дело, сельскохозяйственное дело и комнатное цветоводство, введение дополнительного образования: «Работник клининговой компании», «Работник по комплексному обслуживанию зданий», «Художественная резьба по дереву» обеспечивают выпускникам возможность получения работы без обучения в среднем учебном заведении.        Реализуется Дополнительная образовательная программа «Вязание крючком», которая  расширяет трудовые умения детей, формирует навыки для самостоятельной жизни, для осуществления самозанятости.

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение»

позволяет совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; дети оказывают посильную помощь в дизайне и оформлении класса, своего жилища. Проводятся виртуальные мастер-классы,  дети  осваивают работу по готовой схеме, модели.

Профильная подготовка в старших класса. Технология «Столярное дело» Цель: подготовка учащихся к освоению профессии  столяр и выполнению элементарных видов  столярных работ. У  учащихся формируются следующие компетенции:

  • умение сотрудничать;
  • умение работать самостоятельно;
  • умение слушать и рассуждать;
  • способность проверить и оценить работу другого человека;
  • умение оценить себя адекватно.

Обучающиеся участвуют в краевых конкурсах. Участие в  зональном этапе Краевого конкурса «Лучший по профессии-2021» принесло победу нашим обучающимся.

Уроки технологии «Резьба по дереву» формируют навыки художественной обработки древесины. Обучающиеся участвовали в региональном этапе  конкурса «Абилимпикс-2020» (дистанционный формат). 

 Реализуется программа дополнительного образования для мальчиков «Художественная обработка древесины».  Цель программы – сформировать навыки для  декоративно – прикладного творчества.

Программа дополнительного образования «Работник по комплексному обслуживанию зданий» представлена разделами «Оборудование», «Технология установки фурнитуры и ремонтно – монтажных работ», «Технология столярных работ».

Уроки технологии «Швейное дело». Процесс обучения швейному делу на уроках опирается на широкое применение наглядно-действенных методов.  Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологией  пошива женской  и детской легкой одежды и скоростными приемами труда на производственном швейном оборудовании. Предшествующая подготовка помогает девочкам специализироваться также на пошиве постельного и столового белья, сувенирной продукции. Обучающиеся  демонстрируют свои работы, принимают активное участие в школьных, городских и краевых выставках, ярмарках, акциях и мастер-классах. В 2017 году приняли участие в городской акции «Дорога без опасности», учрежденной Зеленогорским отделом ГИБДД. Девочки на внеклассных занятиях изготовили 1450 нарукавных световозвращающих повязок для первоклассников города. Участвуем в проведении мастер-классов для детей детского сада. В период эпидемии обучающиеся выполняли задания по инструкционным картам, используя метод моделирования.

Реализуются программы дополнительного образования для девочек «Веселый лоскуток» «Вязание на спицах» (участвовали в Региональном этапе  конкурса «Абилимпикс-2020» (дистанционный формат), «Младший медицинский обслуживающий персонал. Программа «Подготовка младшего медицинского обслуживающего персонала» нацелена на подготовку младшего медицинского обслуживающего персонала для медицинских учреждений, согласно условиям базового учреждения. Практические работы в поликлинике и больнице заменены на практические работы в медицинском кабинете школы.

Цель: Подготовить учащихся к выполнению обязанностей санитаров     в больницах и поликлиниках. Задачи программы:

1. Формирование понятий здоровья и здоровый образ жизни.

2.Формирование у школьников адекватного представления о профессиональной деятельности младшего медицинского работника.

3. Формирование знаний, умений и навыков общего ухода за больными и оказание доврачебной помощи.

Тем самым, осуществляется профессиональная подготовка старшеклассников для дальнейшей социально-трудовой адаптации, для возможности трудоустройства, самозанятости.

Технология «Сельскохозяйственный труд и уход за комнатными растениями». Цель программы  -  развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями, подготовка их к самостоятельной жизни и труду, допрофессинальная подготовка учащихся.

 Рабочая программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и частных хозяйствах, предприятиях озеленения, способствует профориентации, социальной адаптации учащихся, развивает их умственный и сенсомоторный потенциал, положительно влияет на личностные качества, что благотворно сказывается на качестве всего обучения.

Дополнительная образовательная программа «Декоративное цветоводство».

Творческим итогом обучения по этой программе является ежегодное участие школьников в муниципальном конкурсе «Красивый город руками детей» и краевом этапе смотра-конкурса ландшафтных проектов территорий образовательных учреждений Красноярского края «Гео-декор».  Обучающиеся занимают призовые места. Участвовали в зональном этапе Краевого конкурса «Лучший по профессии -2021». В дистанционном формате учились работать по инструкционным картам по выращиванию, пересадке цветов в домашних условиях.

Урок  Социально-бытовая   ориентировка. Цель рабочих программ по предметам «Социально – бытовая ориентировка»  и «Основы социальной жизни» для обучающихся с лёгкой степенью - практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду. Уроки проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой. Уроки СБО и ОСЖ  формируют и совершенствуют у детей навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. Содержание уроков включает в себя практическую работу обучающихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. В дистанционном формате учились работать по инструкционным картам, выполняли задания в домашних условиях совместно с родителями.

Для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталостью составлена и реализуется рабочая программа по предмету «Самообслуживание». На уроках детально обрабатываются все трудовые  операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию. В дистанционном формате участвовали в  зональном этапе Краевой олимпиады  по социально-бытовой ориентировке «Мир вокруг нас - 2020».

Дополнительная образовательная программа «Кухонный рабочий».   Реализуется  программа курса по выбору «Кухонный рабочий», которая призвана подготовить обучающихся к профессиональному самоопределению и последующему овладению профессией. Цель программы – организация деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, позволяющими вести профессиональную деятельность по санитарной обработке производственных помещений, производственного  оборудования, мытья посуды, первичной обработки сырья (механическая и кулинарная обработка продуктов).

Реализация дополнительной образовательной программы
«Рабочий клининговой компании»  
в процессе внеурочной деятельности направлена на профессиональное самоопределение детей, составлена для обучающихся c  ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) от 13 – 15 лет. Программа реализуется с введения в профессию, затрагивает основы саморегуляции и культуры поведения клинера, подробно идёт изучение видов и периодичности клининга жилого помещения, ежедневной комплексной уборки, ухода за полами. В дистанционном формате учились работать по инструкционным картам, выполняли задания в домашних условиях совместно с родителями.

Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования.  

В школе реализуется социальный проект "Планета Добра", http://zelschool.ru/knopka-1/319-planeta-dobra-2. Для расширения социальных контактов наших обучающихся, формирования жизненных компетенций и познавательной сферы педагоги реализуют проект «Планета Добра». Проект направлен на социальное взаимодействие обучающихся  школы – интерната с городскими общеобразовательными организациями, учреждениями дополнительного образования. Цель социального проекта «Планета Добра» - воспитание основ толерантности к детям с ОВЗ. Целевой группой являются дети с ОВЗ и их родители, дети без ограничения здоровья и их родители. Мы организуем совместную предметно – практическую  деятельность родителей, детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений в здоровье и их родителей.

Социальные партнёры:

  • Волонтёры-сверстники Зеленогорского МОУ школа №175.
  • МБДОУ  «Детский сад комбинированного вида № 17 «Здоровячок».
  • МБУ «Зеленогорский Музейно – выставочный центр».
  • «Центр экологии, краеведения и туризма»  (МБОУ ДОО ЦДОД).
  • МУ Библиотека имени В. Маяковского.

Под руководством координаторов проекта, команда проекта с реальной помощью и поддержкой родителей обучающихся смогла реализовать намеченные мероприятия: совместные викторины, арт – площадки, квесты, театральные постановки.

Команда проекта (обучающиеся школы № 175 и КГБОУ «Зеленогорская школа – интернат» участвовали в Краевом конкурсе «Мой край – моё дело», в номинация «Социальные проекты»,  направление «Событийные проекты», получили диплом 3 место. Были опубликованы  фотоотчеты, статьи о результатах реализации проекта. Видео – отчёт о реализации социального проекта «Планета Добра» представлен на XI Всероссийской научно - методической конференции «Современная дидактика и качество образования: основания перемен в организации учения» 24–25 января 2019 г. КК ИПК г. Красноярск руководителем социального проекта «Планета Добра» учителем-логопедом Смирновой Л.В.

В настоящее время проводим внеурочные мероприятия в виде виртуального кинозала на сайте образовательной организации, используем информационно – коммуникационные технологии: социальные сети: Viber, WhatsApp,  ВК, платформу ZOOM, либо ограничиваем количество участников.

Данная система работы обеспечивает успешность обучающихся в краевых мероприятиях, организуемых Красноярской местной общественной организацией «Туристический клуб для инвалидов «Крайсвета», в  Краевом фестивале «Театр на траве» диплом за 1 место в номинации «Театральная постановка".

Участвуем во всероссийской Акции "Неделя добра", помогаем детскому дому "Зеленогорский", детскому дому  в городе Заозёрный. Участвуем в организации акции "Зажги синим", посвящённой Всемирному дню аутизма, в краевой акции 3 П "Принимаем. Понимаем" Помогаем". Ежегодно проводим  акции "Всем детям - равные возможности", «День инвалидов", с участием волонтёров общеобразовательных организаций города.

Участвуем и побеждаем в ежегодных краевых конкурсах «Лучший по профессии – 2021» в компетенциях «Столярное дело», «Швейное дело», «Озеленение», ежегодной краевой олимпиаде по социально- бытовой ориентировке «Мир вокруг нас- 2020» - 1 место, Региональных чемпионатах профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в возрастной категории «школьники», в компетенциях «Столярное дело», «Резьба по дереву», «Вязание спицами», «Бисероплетение», «Клининг».

Результативность командной работы по социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основой оценки освоения программ обучения (АООП и СИПР) и

воспитания обучающихся служит динамика развития их личности, личностные результаты (жизненные компетенции), позволяющие достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества.

        Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию. В силу объективных причин  выпускники школы испытывают следующие трудности.

  •  Психологическая неготовность к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда, отсутствие ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности.
  • Неадекватная самооценка и недостаточно сформированная способность оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии.
  • Неспособность адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.

Федеральный государственный образовательный стандарт обучения умственно отсталых детей определяет для каждой предметной области дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учётом особенностей и возможностей развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Всестороння и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки педагогами, специалистами, родителями. Необходимо планомерно реализовывать задачу превращения родителей в активных участников образовательного процесса.

        Aктивная жизненная позиция обучающихся: участие во внеурочной деятельности, интерес к этим мероприятиям, говорит о  личностном росте и социальной адаптации обучающихся. Результативность по формированию социальных навыков и социальной адаптации выпускников отслеживается путём сбора катамнестических данных в течение нескольких лет после завершения обучения в школе.

               Мониторинг катамнестических данных                             таблица 1

Учебный год

2019-2020

2018-2019

2017-2018

2016-2017

2015-2016

Количество выпускников

16

19

18

12

20

Продолжили обучение в СПО

11 (68,8%)

15(78,9%)

15 (83,3%)

12(100%)

18(90%)

Завершили обучение, получили профессию

-

-

14 (93,3%)

10 (83,3%)

16 (88,9%)

Трудоустроились на предприятия города

1

1

10 (71,4%)

8 (80%)

9 (56,3%)

Самозанятость

1

0

3

2

2

Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах СПО, кроме обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, для которых не созданы условия для обучения. Исходя из данных таблицы 1 видно, что не все обучающиеся заканчивают учебное заведение и трудоустраививаются.

Направления трудоустройства выпускников                             диаграмма 1

Личностные результаты обучающихся [5] оцениваются исходя из качественных и количественных критериев. Критерий – признак, основание для принятия решения. В качестве критериев выступают уровни сформированности конкретного умения.

Оценка представлена количественным образом: 0 баллов – нет фиксируемой динамики; 1 балл – минимальная динамика; 2 балла – удовлетворительная динамика; 3 балла – значительная динамика, 4 балла – достаточный уровень. Оценка и мониторинг личностных достижений производится экспертной группой, состоящей из педагогов, работающих с детьми, родителей, в конце 4 класса, на выходе из среднего звена, по окончанию школы.

 Качественные критерии личностных результатов(обобщённые параметры):

  • сознание себя как гражданина России;
  • освоение социальной роли ученика;
  • сформированность речевых умений;
  • сформированность социально одобряемого (этичного) поведения;
  • сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации;
  • сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему;
  • сформированность представлений о здоровом образе жизни,  безопасном поведении и овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • сформированность стремления трудиться и начальных трудовых навыков (овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни):  
  • сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.
  • способность к самостоятельной жизни.

Пример оценки динамики личностных результатов обучающегося (Максим В.)                            таблица 2                                                                                                                                 

№ п/п

Учебные годы

2014-2015

4 класс

2018-2019

8 класс

2019-2020

9 класс

Обобщенные параметры

Осознание себя как гражданина России

 1

 2

 3

  1. 2. 

Освоение социальной роли ученика

 2

3

 4

  1. 3. 

Сформированность речевых умений

 2

 3

 3

  1. 4. 

Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения

 3

 4

 3

  1. 5. 

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств

2

 2

 3

  1. 6. 

Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации

2

3

 3

  1. 7. 

Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему

 2

 3

 3

  1. 8. 

Сформированность представлений о здоровом образе жизни,  безопасном поведении и овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

1

 2

 3

  1. 9. 

Сформированность стремления трудиться и начальных трудовых навыков (овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни):  

 3

 3

 4

  1. 10. 

Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях

 2

 3

3

  1. 11. 

Способность к самостоятельной жизни

 1

 3

 4

Средний показатель

1,9

2,8

3,5

Динамика личностных результатов выпускника                           диаграмма 2

Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

Анализируя  представленную  диаграмму, как наиболее успешную по показателям социальной адаптации, можно сделать следующие выводы.

 У данного успешного выпускника на значительном и достаточном уровне сформировались  определённые личностные качества, которые дали ему возможность адаптироваться в социуме, трудоустроиться, самостоятельно жить.

- Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения.

- Сформированность стремления трудиться и начальных трудовых навыков (овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни).  

- Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации.

- Сформированность представлений о здоровом образе жизни,  безопасном поведении и овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

- Сформированность самосознания.

- Способность к самостоятельной жизни.

В связи с эпидемиологической обстановкой для проведения уроков, занятий, домашних заданий, внеурочных мероприятий были трудности использования информационно – коммуникационные технологии. Это было связано и с  ресурсом семей, и с ресурсом самих педагогов, с нашей неготовностью в использовании дистанционных технологий.  В настоящее время мы можем использовать разного вида дистанционные технологии: социальные сети: ● Viber, WhatsApp,  ВК;

● видео – звонки;

● электронную почту;

● виртуальные экскурсии;

● виртуальный зал на сайте школы;

● виртуальные мастер- классы;

● Учи.ру – интерактивную цифровую образовательную платформу;

 ● платформу ZOOM.

В КГБОУ «Зеленогорская школа – интернат» подготовка детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и производственному труду  является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива.

Все средства реабилитации обучающихся способствуют максимальной адаптации, социальной интеграции выпускников в социуме города.

Литература.

  1. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология.- 2007.
  2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в образовательной организации. Методическое пособие. Вентана – граф. 2018.
  3. Рылеева Е. Игры для социализации. С.П., 2010.
  4. Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия. Аркти. 2010.
  5. Стародубцева Е. А. Обучение детей с комплексными сложными нарушениями развития: принципы и факторы успешности. Журнал «Педагог», М., 2018
  6. Триггер Р.Д. Особенности социализации детей с задержкой психического развития. Питер, 2015.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 19 2014 г. N 1599 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  8. Харчевникова А.Н. Деркунская В.А. Сюжетно – ролевые игры для социализации детей 4-5 лет. С.П., 2017.
  9. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. – 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование коммуникативных умений у обучающихся с умственной отсталостью в урочное и внеурочное время.

В данной статье описаны формы работы по формированию у умственно отсталых обучающихся коммуникативных умений. Дети не всегда могут грамотно научиться писать, так запомнить и применить правила для них ...

Программа по социализации обучающихся с умственной отсталостью «Мой профессиональный выбор»

Одной из важнейших задач по социализации является профориентация обучающихся. Для формирования профессиональной культуры школьников, профессионального самоопределения, планирования и реализации карьер...

квалификационная работа "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому социальная адаптация является не то...

Применение педтехнологий для социализация обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...

Развитие функциональной грамотности обучающихся с умственной отсталостью, средствами педагогических технологий.

В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется феномену функциональной грамотности....

Создание условий для успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на уроках " Основы социальной жизни"

В данном материале содержится информация о разделах, изучаемых на уроках основы социальной жизни, а также о  формах и методах работы на уроке....

«Формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в учебной и внеурочной деятельности»

Реализация программы формирования базовых учебных действий,направлена на достижение личностных и предметных результатов.Формирование БУД у школьника с умственной отсталостью направлено на стано...