Коррекционно-развивающая программа.
рабочая программа (6 класс) на тему

Перевозчикова Любовь Николаевна

Нарушение чтения связано с недостаточностью лексико-грамматической стороны речи, замены слов обусловлены не только фонематическим их сходством неправильного произношения, не различением отдельных звуков. Ограничение словаря и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного. Поэтому, для сглаживания нарушений необходима единая система коррекционно-развивающего воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа.

Развитие навыков осознанного чтения.

Нарушение чтения у детей с ЗПР обусловлены не столько расстройством устной речи, столько недостаточностью ряда психических  функций: внимания, памяти, процессов анализа и синтеза. Нарушение чтения связано с недостаточностью лексико-грамматической стороны речи, замены слов обусловлены не только фонематическим их сходством неправильного произношения, не различением отдельных звуков. Ограничение словаря и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного. Поэтому, для сглаживания нарушений необходима единая система коррекционно-развивающего воздействия. Для этого необходимо создать коррекционно-развивающую программу.

Коррекционно-развивающая программа прорабатывалась в 6 классе с сентября по декабрь включительно. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Цель программы: исследовать приемы обучения осознанному чтению на английском языке детей с ЗПР.

Задачи:

- формирование фонетических и лексико-грамматических  навыков и умений чтения и говорения.

- активизация познавательной деятельности учащихся, используя  умения и навыки осознанного чтения.

Основные направления:

- развитие фонематического восприятия.

- работа над звукопроизношением и развитием  слухового анализа.

- расширение словарного запаса.

- работа над текстом и осознанным чтением.

- развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления) посредством предмета «Иностранный язык».

Развитие фонематического восприятия.

Умение слушать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность предупреждает многие трудности обучения чтению и письму. Средством усвоения фонетического материала является заучивание наизусть рифмовок, скороговорок, стихов.

1. Рифмовки.

 1. Рифмовка для звука [w],[d]:

Whether the weather be cold

 Or whether the weather be hot.

 We’ll weather the weather

 whether we like it or not.

2. Рифмовка для звука [au]:

 "Little grey mouse,

Where is your house?"

"I live under the floor,

My flat has no door". [ http://engblog.ru/rhymes}

2. Скороговорки:

1. Six sick hicks nick six slick bricks with picks and sticks.

2. I wish to wish the wish you wish to wish, but if you wish the wish the witch wishes, I won't wish the wish you wish to wish.

3. Yellow butter, purple jelly, red jam, black bread.

3. Стихи:

1. The Cat and the Mouse.

«Little mouse, little mouse,

Where is your house?»

«Little cat, little cat,

I have no flat, I am a poor mouse,

I have no house».

«Little mouse, little mouse,

Come into my house».

«Little cat, little cat,

I cannot do that,

You want to eat me».

2. В доме разная есть мебель. Вот обеденный стол, table.

Отдохнуть и выпить кофе можно на диване, sofa.

Для усатых и хвостатых есть ковер ворсистый, carpet.

Даже море есть у нас прямо в белой ванне, bath.

Очень я люблю мой дом.  Хорошо живется в нем! http://chudopredki.ru/1960-anglijjskie-stikhi-o-kvartire.html 

     Формирование фонематического восприятия проводится с участием речедвигательного анализатора, поэтому одновременно  с развитием фонематического  слуха осуществляется работа  над звукопроизношением.

Работа над звукопроизношением и развитием  слухового анализа.

Фонематическая зарядка – это тренировка произнесения конкретного звука в разном окружении. Фонетические зарядки способствуют не только развитию слухо-произносительных навыков, но и запоминанию и тренировке лексических единиц и грамматических структурах.

1. Фонематическая зарядка:

1. Звук [r]:

The rain is raining all around,

It falls on field and tree.

It rains on the umbrella here,

And on the ships at sea.

2. Звук [ai]:

The kite went higher

and higher in the bright blue sky. [ http://engblog.ru/rhymes}

2. Игра «Мозаика».    

Если слово начинается со звука [b], клади жетон красного цвета, если со звука [p] – синего цвета. Слова: bed, pen, ball, plane, big, pin, blue, pine, box

         

Виды упражнений для выработки правильности чтения подбираются с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры слов текста, прорабатываемого на уроке.

Расширение словарного запаса.

Расширению словарного запаса, уточнению представлению о свойствах,  действиях, характерных для изучаемых объектов способствуют  следующие виды упражнений:      

1. Обустрой свою комнату, используя оборот there is/there are и предлоги места:

to the left of, under, next to, in, to the right, in the corner of, in the middle of.

2. Подбери из списка те покупки, которые тебе будут нужны для приготовления ужина:

Meat, butcher’s, cake, eggs, sausage, dairy, orange, shop, milk, chips, grosser’s.

3. Подбери слова из двух столбиков  (в первом – название емкости,  во втором   -  название продукта):

 jar of                                                         chocolate

 packet of                                                     milk

 bottle of                                                     honey

 cartoon of                                                   juice

 bar of                                                        tea

 box of                                                       nuts

a dosen                                                      eggs

Работа с текстом над осознанным пониманием читаемого.

  1. Рассмотри рисунок и продолжи предложение: 

1. We  bought …

2. I think Mrs. Brown had…

3. She also had…

4. Those two boys will have …

5. Every morning Helen has …  

2. Расставьте слова в предложении по порядку.

1. hair Linda got dark has.

2. looks Ann father her like.

3. is bed there a and wardrobe a a chair my in room.

4. clothers like I buy myself.

5. trainers T-shirt and I comfortable wearing like green.

3. Замени картинки в предложении на слова.

4. Помоги Тони и Алис найти клад, а для этого прочитай письмо, которое принес почтальон.  

5. Расставь предложения в таком  порядке, чтоб получился рассказ:

1. The whole holidays I and my sister were spending much time in the street.

2. I  liked my winter holidays very much.

3. I am in a good mood because New Year’s Day and two weeks of the rest will come soon.

4. We enjoy beauty of the forest, breath fresh air and have a great time.

5. There is a tradition in our family: we all go skiing to the forest in the morning in the last day of the year.

6. Помоги хозяйке найти всех котов в доме.

7. Заполни пропуски слов в предложениях:

 1. Winter is ... 2. My brother is … and my sister is … . 3. I was busy, because I should ... 4. I am healthy,  becouse I … . 5. I like  … to wear on.

8. Помоги семье  Симпсон собраться, чтоб идти в гости.  

9. Подпиши на карте, что и где расположено.

Развитие внимания.

I. Упражнения, направленные на развитие переключения и распределения внимания:

1.  Зачеркни в предложениях букву «G», букву «S» обведи в кружок, а букву « E» - подчеркни.          

Blue is the sea, green in the grass,

White are the clouds, as they slowly pass.

Black are the crows, brown are the trees,

Red are the sails of a ship in the breeze. [ http://engblog.ru/rhymes}

2. Среди буквенного текста найди и подчеркни реально существующие слова:

GHTFCATJKROOMFGHHPENCILDRTGHJKMMOTHERLPUJCFTABLEHIOPLSDSTREET

II. Упражнения, направленные на  развитие концентрации внимания

1.  Предлагается ученику без ошибок переписать следующие строчки.

 hgykmsTSfgQK     OPuyxvrgWf     TMKOhygRvx     ghiOLQweRTg   SdfRTghImkADL

2. Отделите слова друг от друга вертикальной линией.

Sofalivingroomtabletvsetritchenhousewindowlampbedroomhallcarpetchairmirror.

III. Упражнения, направленные на  увеличение объема  внимания:

1. Предлагается фиксировать взглядом середину листа с заданием и постараться прочитать предъявляемый на короткое время (5 сек.) материал и записать его. Бессмысленные слова, содержащие от 3 букв.

GJUFVD             JIYFV

WETI                     EDNKO

DVHJ                   WTNO

ZSOP              SDF

YEDN              NJQ

Развитие памяти.

I. Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти:

1. Внимательно посмотрите и запомните, что написано на доске.

Animals: wolf, dog, hamster, cow, cat.

Clothes: jeans, tie, coat, blouse, dress.

House: rug, table, lamp, bedroom, picture.

 Какие слова заканчивались на букву «е»; название какого животного было вторым; назови самое длинное слово  в каждой строке.

I I. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти:

Внимательно послушайте слова, постарайтесь их запомнить (чтение слов 1-2 раза): banana, kitchen, nuts, computer, bookshelf, coffee, bacon,  carpet,  door, fridge, window.

Ответьте на вопросы и выполните задания:

Сколько слов было названо?

На какие группы можно разделить все эти слова?

Какое слово было произнесено первым?

Развитие мышления

I. Упражнения, направленные на обобщение материала:

1. Подберите слово с общим значением:

Mouse, cow, pig, parrot –

Egg, cake, fish, sausage –

Living-room, running water, wardrobe –

2. Подберите 2-3 слова к частному слову:

Animals-

English breakfast –

My room –

3. Какая из пословиц  не подходит для  рассказа о доме?

East or West, home is best.

There is no place like home.

The appetite comes with eating.

II. Упражнения, направленные на классификацию материала:

1. Распредели слова по группам: Shopping, At home.

Kitchen, butcher’s, carpet, computer, arm-chair,  chocolate, banana, stormy.

III. Упражнения, направленные на сравнение:

1. Посмотри на картинки и подбери к ним соответствующие предложения.

IV. Упражнения, направленные анализ и синтез:

1. Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее:

iindgnoomr - dining-room  

nhiktce - kitchen

omrolginvi - living-room

dcrupaob - cupboard

 При обучении осознанному чтению  детей с ЗПР в качестве важного направления работы было выделено развитие умения прогнозирования текст. Коррекционно-развивающая программа была также направлена на развитие высших психических функций: мышление, внимание, память. При формировании навыка беглого чтения большую роль играла смысловая догадка, а также использование игровых приемов. Навык беглого чтения достигался при помощи прогнозирования буквенно-словесного выражения и смыслового содержания слова. Поэтому детей тренировали в узнавании звукобуквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. Подобные упражнения обеспечивают довольно хороший уровень мыслительной активности ребят в процессе обучения чтению. Для формирования навыков осознанного чтения, так же как и любого другого навыка, важна многократность упражнений в самом чтении. Учитывая сложность работы по формированию навыков осознанного чтения для детей с ЗПР, быструю потерю интереса к ней использовались дополнительные игровые приемы, активизирующие речь школьников и их заинтересованность.  Анализируя итоги формирующего исследования, можно говорить о наметившейся тенденции к повышению уровня сформированности навыков осознанного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:1)принцип несовпадения у дет...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Содержание коррекционно-развивающей логопедической программы для учащихся 2 класcа

Содержание коррекционно-развивающей логопедической программы для учащихся 2 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленное НЯРС, специального (коррекционного) учреждения VII вида...

Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...

Коррекционно-развивающая мини-программа "Измени себя"

Целью коррекционно-развивающей программы «Измени себя» является оптимизация условий воспитания детей и коррекция агрессивности, а также повышение уровня воспитанности пятиклассников....

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...