Конспект занятия с воспитанниками "Путешествие по временам года"
план-конспект на тему

Важинская Валентина Николаевна

Данное занятие проводилось с группой молодых людей с нарушениями интеллектуального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oz_vazhinskoy_v.n._2014_g.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: Личностное развитие

Группа: 22

Тема занятия:  «Путешествие по временам года»

Цели занятия:

1.Обучающая - закрепить знания о временах года, их приметах.

2.Коррекционная – расширять словарный запас, развивать диалогическую речь, мышление, память. Релаксация с помощью музыки.

3. Воспитательная – воспитывать любовь к родной природе, музыке.

Оборудование: карточки со знаками (солнце, тучка, месяц), разноцветные листья, снежинки, картины с изображением подснежников, ледохода, половодья), елочка и елочные украшения. Магнитофон,  музыкальные диски :»Времена года», «Вивальди», «Звуки леса».

Предварительная работа:

  1. Прослушивание музыки.
  2. Экскурсии в природу, наблюдения.
  3. Загадки о временах года.
  4. Стихи, пословицы, поговорки о временах года.
  5. Характеристика музыки.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

1.Подготовительный

Организационный момент

Задание: «Определи

настроение»

Цель: учить оценивать свое настроение

Инструкции и действия

педагога

Добрый вечер ребята и уважаемые гости!

Ребята, поприветствуйте гостей.

Перед тем, как начать наше занятие, давайте отметим какое  сейчас настроение у каждого из нас. Вы выбираете тот знак, который покажет ваше настроение:

-если настроение хорошее, вы выбираете солнышко;

- если настроение грустное, невеселое, поставьте тучку;

- если настроение неопределенное ни грустное и ни веселое – выбираем месяц.

Кому не понятно?

Если я беру солнышко, какое у меня настроение?

Ребята, выбирайте знаки согласно вашему настроению

Ответы и действия воспитанников

Воспитанники рассаживаются  за столы в учебном классе, готовятся к началу занятия.

Ребята встают, приветствуют гостей.

Хорошее

Все выбирают

2. Основной этап

Сообщение темы занятия

Работа по теме занятия

Разгадывание кроссворда

Цели: 

1.Расширять кругозор.

2. Развивать внимание, речь, память.

Приметы осени. Дидактическое задание

Релаксация.

Звучит музыка.

На доске появляются разноцветные листочки.

Цели: релаксация, развивать абстрактное мышление

 Тест-задание

Цель: развивать фонематический слух, внимание, речь

Релаксация.

Звучит музыка.

На доске появляются  снежинки.

Цели: релаксация, развивать абстрактное  мышление

Загадки.

Цель: развивать внимание, речь, память.

Стихотворение

Загадка

Появление елки

Признаки зимы. Дидактическое задание.

Цель: развивать мышление , речь.

Словарная работа

Цели:

1.Расширять кругозор;

2.Развивать память, мышление.

Релаксация.

Звучит музыка.

На доске появляются  подснежинки.

Цели: релаксация, развивать абстрактное  мышление, умение описывать звуки музыки.

Задание на описание звуков музыки, ассоциации связанные с ними

Цель: уметь выражать мысли на  ассоциации

Игра : «К нам в гости пришел мишка»

Цель: коррекция мышления, речи.

Приметы весны. Дидактическое задание.

Цель: закрепить знания о приметах весны

Загадки

Цели:

1. Расширить знания о явлениях природы,

2.Коррекция мышления

Работа с карточками

Цель: развитие мышления, памяти, речи.

Звучит музыка «Звуки леса»

 

Цели: релаксация, развивать абстрактное  мышление, умение описывать звуки музыки.

Задание на описание звуков музыки, ассоциации связанные с ними

 

3. Заключительный этап

Дидактическое задание «Определим настроение»

Цель: коррекция мышления

Толик, какое сегодня число, месяц?

Какое время года?

Какие еще  времена года вы знаете?

Сколько всего времен года?

Сегодня у нас не простое занятие. Мы с вами опять отправляемся в путешествие только не по планете, а по временам года на нашей планете.

Мы побываем в каждом времени года. Вы их уже назвали.

На доске вы  видите кроссворд. Чтобы заполнить его, вы должны отгадать несколько загадок.

1.картошка

2.капуста

3.репа

4.подсолнух

5.морковь

1.Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели и хвалили?

2. Сидит Ермошка на одной ножке, на нем сто одежек и все без застежек?

3. Показался желтый бок, только я не колобок, не из мягкого я теста, приросла к земле я крепко, назови меня, я …

4. На солнце я похожий и солнце я люблю. За солнцем поворачиваю голову свою.

5.Красный нос в землю врос, а зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос.

Почитайте слова, которые записаны в кроссворде.

В какое время года мы собрали эти плоды?

Найдите это слово в кроссворде.

Назовите  приметы осени

Осенние месяцы

Итак, первое время года, в которое мы отправляемся – осень.

Сядьте удобнее, расслабьте руки, положите на колени, закройте глаза и внимательно слушайте музыку. Под эту музыку мы перенесемся в осень.

После 2-х минутного прослушивания:

Ребята, потянитесь, улыбнитесь, откройте глаза.

Что вы услышали в музыке? О чем она рассказывает в своих звуках?

Почему на доске появились разноцветные листья?

Какие еще приметы осени вы знаете? Повторите?

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы и выбрать правильный ответ.

1.Прибор, с помощью которого измеряют температуру воздуха – это:

А) Термометр;

Б) Градусник;

В) Барометр.

 Уточняет и напоминает значение слов: градусник, барометр.

2.Ученых, которые наблюдают за погодой, называют:

А) Синоптики;

Б) Метеорологи;
В) Наблюдатели.

Уточняет и напоминает значение слов: синоптики, наблюдатели

3.Погоду, когда небо частично закрыто облаками называют:

А) Ясной;

Б) Облачной;

В) Пасмурной.

4. Явление природы, которого не бывает летом, называется:

А) Дождь;

Б) Град;

В) Снег.

Специалист, которому обязательно надо знать прогноз погоды - это :

А) Маляр;

Б) Кондитер;

В) Рыбак

Уточняет  причину названного слова и   не названных слов: маляр, кондитер.

Молодцы.

Скажите, какое время года идет за осенью ?

Вспомните и назовите приметы зимы.

Сейчас мы с помощью музыки перенесемся в зиму.

Сядьте удобно,  положите руки на колени,  закройте глаза.

После 2-х минутного прослушивания:


Ребята, потянитесь, улыбнитесь, откройте глаза.

Скажите, что вы услышали, опишите музыку.

Что изменилось на доске? Почему?

Отгадайте загадку: «Что за звездочки сквозные на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмешь- вода в руке» ?

Правильно.

Послушайте стихотворение о зиме.

 

Какой самый любимый и большой праздник мы отмечаем зимой?

Послушайте загадку:

«Красавица, какая стоит, светло сверкая.

Как пышно убрана!

Скажите, кто она?

В Новый год мы все наряжаем елку.

Давайте и мы украсим нашу елочку.

Ребята, чем зима отличается от других времен года?

Назовите зимние месяцы?

Какой месяц из них самый короткий?

Сколько в нем дней?

Этот год живет всех дольше, и часов, и дней в нем больше.

Все мы ждем его прихода.

Ровно раз в четыре года.

(високосный год).

Один раз в 4 года бывает високосный год. В нем 29 дней.

Какое время года следует за зимой?

Назовите весенние месяцы.

Приметы весны.

Самая основная примета весны – потепление, капель.

А еще только весной бывают такие явления природы, как половодье, ледоход.

21 марта был день весеннего равноденствия, это когда продолжительность дня и ночи одинаковая.

 Сейчас мы с вами перенесемся в весну.

Сядьте удобно, закройте глаза и внимательно слушайте музыку.

После 2-х минутного прослушивания музыки: « Ребята, потянитесь, улыбнитесь, откройте глаза.

Расскажите, что вы услышали в музыке? Опишите ее.

Почему на доске подснежники?

Скажите, какое сейчас время года, месяц?

К нам на занятие пришел мишка. Он хочет нам помочь. Для этого он принес нам конверт с приметами весны.

Прочитаем их и проверим, не ошибся ли  мишка?

Прочитайте правильные приметы весны.

Ребята, чем весна отличается от других времен года?

Послушайте и отгадайте загадки о явлениях природы.

1.Движение льда во время таяния рек? (Ледоход)

2.Время в году, погода, продолжительность дня и ночи одинакова ?  (Равноденствие)

3. Разлив реки при таянии снега? (Половодье)

4. Главное изменение природы с приходом весны ?(Потепление)

Карточка №1

1.День с приходом весны стал:

А)Короче;

Б) Длиннее;

В) остался таким же.

2.Температура воздуха стала:

А) выше:

Б) ниже;

В) не изменилась

3.Какое явление природы наблюдается только весной ?

А) снегопад;

Б) вьюга;

В) ледоход

Карточка № 2

1.Дни с приходом весны стали:

А) холоднее;

Б) теплее;

В) остались такие.

2.День весеннего равноденствия приходится на:

А) 21 мая;

Б) 21 апреля;

В) 21 марта.

3.Какое явление природы можно наблюдать только весной?

А) метель;

Б) снегопад;

В) половодье

Какое время года следует за весной?

Сейчас мы с вами перенесемся в последнее время года – в лето.

Для этого сядьте удобнее, расслабьте руки, ноги, закройте глаза и слушайте музыку.

Представьте себе, что сейчас лето, поют птицы, течет ручеек, шуршат листья на деревьях, дует теплый ветерок. Вы сидите на красивой лесной поляне. Солнышко греет ваши руки, ноги. Вам хорошо, тепло. У вас хорошее настроение. Вокруг вас летают красивые бабочки,  птицы. Птицы поют свои песни, а бабочки перелетают с цветка на цветок. Вы счастливы и довольны. У вас хорошее настроение.

А теперь потянитесь, улыбнитесь, откройте глаза.

Что вы услышали в звуках музыки?

Назовите приметы лета.

Что мы делаем летом?

Ребята, а какое время года вам нравится больше всего?

Почему?

Ребята, а теперь скажите, в каком путешествии   мы сегодня побывали ?

Вам понравилось наше путешествие?

Вот и закончилось наше путешествие по временам года.

А теперь давайте отметим, изменилось ли  наше настроение?

Выберите знак, который соответствует вашему настроению:

Если хорошее- солнышко,

Если плохое – тучка,

Если ни то, ни се – месяц.

Ребята, вы все хорошо работали на занятии. Мы с вами закрепили знания о временах года и их приметах.

Все молодцы!

 Всем спасибо, все свободны!

 

24 марта, весна

Лето, осень, зима

четыре

Картофель

Капуста

Репка

Подсолнух

Морковь

Читают

Осенью

находят

Похолодание, опадают листья, созревает урожай, улетают птицы, дни становятся короче, ночь длиннее

Все сидят и слушают музыку

Дует легкий ветер, срывает листья с деревьев и заставляет их кружиться

Осенью листья меняют цвет и опадают

Холодает, улетают птицы, созревает урожай

Термометр

Метеорологи

Облачной

Снег

Рыбак

Зима

Снег, морозы, метель, день короткий, ночь длинная

Морозно, хруст снега, сильный ветер, снегопад

кружатся снежинки, появилась снежинка, зима

Снежинка

Рассказывает

«Белый снег, пушистый, в воздухе кружится.

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,

И заснул под нею крепко, непробудно..

Стали дни короче, солнце светит мало,

Вот пришли морозы и зима настала».

Новый год

Елка

У каждого воспитанника новогодняя игрушка. Подходят и вешают игрушки на елку

Идет снег, морозно, дни короткие, ночи длинные

Декабрь, январь, февраль

Февраль

28

Весна

Март, апрель, май

Потепление, таяние снега, птицы прилетают

Все сидят удобно, закрыв глаза

Журчание ручья, капель, пение птиц

Пришла весна

Весна, март

Ребята читают приметы весны. Неправильные приметы  откладывают в сторону

Солнце светит и греет, потепление, тает снег и лед на реках

Оживает природа, первые грозы, первые цветы

 Ледоход

Равноденствие

Половодье

Потепление

Ответы воспитанников

Ответы воспитанников

Лето

Все сидят, закрыв глаза

Пели птицы, журчала вода, шуршали листья

Белые ночи в нашем городе, тепло, цветы, солнце, теплый дождик

Убираем траву, ходим на пикник, играем в мяч.. …

Ответы воспитанников

Мы путешествовали по временам года

Понравилось

Выбирают соответствующие знаки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы (на основе интеграции изобразительной деятельности и экологии) на тему "Путешествие по временам года"

Целеполагание:1. Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет по его основным признакам; упражнять в рег...

Конспект подгруппового занятия "Путешествие по временам года"

Конспект занятия для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья описывает основные приёмы мнемотехники...

Конспект занятия по обществознанию "Ценность ВРЕМЕНИ"

            Урок импровизация «Ценность ВРЕМЕНИ»Цель: создать  предпосылки для развития способности видеть успешные перспективы   своего...

Материал творческой лаборатории тренера по самбо. Конспект занятия для обучающихся 2-3 года обучения."Изучение и совершенствование технических действий в борьбе лежа»

Данный материал может быть полезен тренерам по самбо, дзюдо, и, частично, с творческой интерпретацией- других видов единоборств. Конспект занятия посвящён изучению и совершенствованию технических дейс...

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Путешествие по временам года».

Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе по теме «Путешествие по временам года». Коррекционно-образовательные цели: закрепить знания полученные в период обучен...

Материал творческой лаборатории тренера по самбо. Конспект занятия для обучающихся 4-5 года обучения "Изучение и совершенствование технических действий в борьбе лёжа "

Данный конспект является результатом многолетней работы тренера и предназначен для проведения занятий, направленных на  развитие и совершенствования навыков в борьбе лёжа (партер) спортивного сам...