Рабочая программа "Окружающий мир" и "Человек"
рабочая программа по теме

В программу включен основной материал по разделам "Окружающий мир" и "Человек".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_i_chelovek.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по речевому развитию.

Образовательные области «Окружающий мир» и «Человек».

Программа составлена на основе:                                           

1.Закона РФ «Об образовании».

2.Учебного плана ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадского детского дома-интерната  для умственно отсталых детей «Березка».                 

3.Программы «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью».  Исаева Т.Н., Багаева Г.Н., Цикото Г.В., Еремина А.А., Жарова Н.Б.  ЦИЭТИН. Москва , 1993г.

4.Программы «Ранняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». Университет Маккуэри, Сидней. Австралия. Мойра Питерси и Робин Трилор. Перевод Н. Грозной. Ассоциация Даун Синдром. Москва, 1998г.

5.Программы для 0-4 классов «Особый ребенок». Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция».  Худенко Е.Д., Шаховская С.Д.,

Шоркина Т.Д., Каданцева Г.А., Марунова Л.А., Никитина Н.В.. Москва, 2010г.

6. Специальной индивидуальной программе развития (СИПР), утвержденной в соответствии с ФГОС.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Одна из главных  человеческих потребностей – потребность  в общении. Речь выступает как средство общения. Она связана с разными структурами психики: мышлением, памятью, произвольностью. Речь является регулятором собственных психических процессов,  в частности,  поведения.

        Состояние речи зависит от уровня овладения ребенком действиями с предметами,  возможностей  совместной  деятельности со взрослым, принятия  условий, в которые ребенка ставит взрослый. У детей с синдромом Дауна отмечается  значительное  недоразвитие  восприятия чужой речи. У них затруднена  способность сосредоточить внимание даже на незначительное  время  на речи взрослого. Во время  обучения   детей с синдромом  Дауна  нельзя  не  учитывать  особенности  развития  речи,   где  можно  говорить  не  только  о позднем  ее  появлении,  но  и  о разном  уровне  развития  даже в пределах  одного  возраста. Накопление словарного  запаса  у  детей  идет  медленно. Речь  монотонная, маловыразительная. У    детей  не сформированы  знания  и  представления  об  окружающем  мире,  низкая  познавательная  активность,  нарушены  различные  стороны  речи. Дети  не  умеют составлять  предложения, описывать  картинки,  иллюстрации. Не  умеют давать  полные ответы  на вопросы  взрослого.  Формирование  связной  речи  происходит  с большими  трудностями.  

Поэтому ЦЕЛЬЮ моей рабочей программы  является  поиск  оптимальных   путей  коррекционной  работы,  направленной  на  преодоление нарушений  звукопроизношения, развитие  связной речи у детей с синдромом Дауна.

 Данная цель  реализуется  через  ЗАДАЧИ:

1) активизировать  речевую  деятельность;

2) развивать  понимание  речи;

3) развивать  фонематический  слух  и  произносительную  сторону  речи;

4) развивать фразовую  речь  детей;

5) формировать  устную  речь  детей, обогащать  словарный  запас,  развивать

коммуникативные  способности  на  основе  общения;

6) развивать  память,  внимание,  мышление;

7) вырабатывать  желание  взаимодействовать  со  взрослыми;

8) формировать  умение  выполнять  простую  вербальную  инструкцию взрослого.

ЦЕЛЕВАЯ  ГРУППА.

Программа  рассчитана  на детей  от  8 до 14  лет с синдромом Дауна, проживающих  в  детском  доме-интернате для умственно отсталых детей  «Березка»  Сергиево-Посадского  района  Московской  области.

        Период  реализации  программы  2016-2018 учебные  годы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ.

        Программа  по  развитию  речи  основана  на  следующих  принципах:

  1. принцип  индивидуализации;
  2. принцип  доступности;
  3. принцип  систематичности;
  4. принцип  последовательности (логической  и  дидактической);
  5. принцип активности;
  6. принцип  наглядности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Формирование словаря по теме «Части лица и тела».

Показ частей лица и тела на игрушках, на самом себе.

Назначение отдельных частей тела (пары органов); внешнее отличие людей друг от друга; правая и левая сторона.

Беседа «Что для чего?».

Игра «Доброе утро…»

Игра «Мой, мое, моя, мои».

Загадки на тему: «Части лица и тела».

 Речь с движением «Части лица и тела».

10

2

Активизация словаря по теме «Одежда и обувь и головные уборы».

Функции и назначение одежды, обуви, головных уборов (для защиты, красоты, для головы, рук, ног).

Изучение одежды (майка, трусы, футболка, шорты, сарафан, платье, кофта, куртка, пальто и т.д.),

обуви (туфли, босоножки, кроссовки, тапочки, сланцы и т.д.),

головных уборов (шапка, берет, панама и т.д.).

Дидактические игры:  «Отгадай по описанию», «что лишнее?», «Большой-маленький» (шапка-шапочка и т.д.).

Речь с движением «Рубашка», «Обувь».

12

3

Расширение словаря по теме «Продукты питания».

Изучение последовательности приемов пищи: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. названия основных блюд (суп, щи, борщ, плов, котлеты, каша, компот, хлеб, булка).

Приготовление чая и бутербродов.

Речь с движением «Приходите к нам на чай».

 Хороводная игра «Каравай, каравай».

Конспект «День рождения куклы Тани».

10

4

Формирование словаря по теме «Времена года».

Хороводные игры: «Весеннее солнце», «во поле береза стояла».

 Пальчиковая гимнастика «Лето».

 Речь с движением «Осень», «Клен», «Снежинка».

Рассматривание и  составление рассказов из двух=трех коротких предложений по сюжетным картинкам из серии «Времена года».

 Внеклассные мероприятия: «Новый год», «Масленица», «Лето веселая пора», «Праздник осени».

Конспект «Встреча весны».

Конспект «Лето-веселая пора! Рисунки на асфальте».

Экскурсия в рощу.

Презентация мероприятия «Осень золотая в гости к нам пришла». Сценарий с цветовым, звуковым оформлением и видеоматериалом (игры, танцы, стихи, загадки, рисование осенних рисунков, составление осенних букетов).

 

20

5

Расширение словаря по теме «Деревья».

Наблюдения за деревьями. Изучение ели, сосны, клена, березы, дуба. Рассматривание частей деревьев (корни, ствол, ветки, листья, крона). Беседа «Для чего нужны деревья?».

Загадки на тему «Деревья».

 Речь с движением «Деревья».

Экскурсия в рощу. Игра «Найди меня».

Конспект «Уголок леса».

8

6

Активизация словаря по теме «Животные и птицы».

Знакомство с внешним видом животных и птиц: кошки, собаки, волка, лисы, медведя, курицы, петуха, цыпленка, воробья, голубя. Условия жизни, повадки диких и домашних животных и птиц, чем питаются, части их тела.

Экскурсия в подсобное хозяйство.

Загадки на тему: «Животные и птицы».

 Конспект «Кто как кричит?».

8

7

Формирование словаря по теме «Овощи и фрукты».

Изучение помидора, огурца, картофеля, лука, свеклы, яблока, груши, лимона, апельсина, мандарина, винограда и т.д.

Демонстрация и рассматривание натуральных объектов, различение по вкусу, запаху, цвету, форме. Сравнение сырых и консервированных овощей и фруктов. Блюда из рациона детей. Приготовление овощных и фруктовых салатов.

 Речь с движением «Компот».

Игра «Узнай по вкусу».

Речь с движением «Компот».

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим…».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

 Конспект «Осенняя экскурсия на огород».

12

8

Драматизация сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка» и др.

Знакомство, чтение с показом иллюстраций, освоение сказок.

Раскрашивание героев в книжках-раскрасках. Просмотр мультфильмов. Подготовка декораций и костюмов.

Проигрывание и показ сказок.

Конспект «Драматизация сказки «Репка».

Конспект «Драматизация сказки «Колобок».

Конспект «Драматизация сказки «Заюшкина избушка».

20

9

Чтение и разучивание потешек: «Кошкин дом», «Ночь пришла», «Уж, ты, котенька-коток», «Вот и люди спят», «Сонная дорожка».

10

10

Чтение стихотворений: К. Чуковский  «Телефон»,  В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», Т. Коваль «Это что за чудеса», «Зимушка-зима» и др.

10

11

Разучивание стихотворений А. Барто и С. Маршака по выбору воспитателя.

10

12

Артикуляционная гимнастика в стихах: «Часики», «Лопатка», «Окошко», «Варнье», «Лошадка», «Маляр».

В течение учебных занятий

12

 

Поездка в «Парк чудес».

Экскурсия в библиотеку.

Экскурсия в супермаркеты.

Поездки в ДК г. Сергиев Посад на новогодние праздники.

Участие в мероприятиях детского дома.

В течение

 2016-2018 уч.г.

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.

  1. Организационный момент.

1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Физкультминутка.
  3. Новый материал.
  4. Закрепление.
  5. Итог занятия.

Примечание: Структуру  занятий  можно   менять (корректировать) в зависимости  от  темы,  материала.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ.

  1. Совместные действия взрослого и ребенка.
  2. Подражание через привлечение внимания.
  3. Побуждение интереса в результате показа, демонстрации.
  4. Рассказ. Беседа.
  5. Многократное повторение.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

  1. Выполнение артикуляционной гимнастики.
  2. Описание предметов, явлений окружающего мира с опорой на предметные и сюжетные картинки.
  3. Использование стихов, рассказов, загадок, пословиц, поговорок.
  4. Дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
  5. Речь с движением.
  6. Слушание, пересказ и разыгрывание и драматизация сказок.
  7. Экскурсии.
  8. Изобразительная деятельность.

ОБОРУДОВАНИЕ.

  1. Мольберт.
  2. Предметные картинки по темам, которые указаны в содержании программы.
  3. Тетради, карандаши, фломастеры, краски, пластилин на каждого ребенка.
  4. Раздаточный  материал.
  5. Наборное  полотно.
  6. Игрушки.
  7. Геометрический материал.
  8. Аудио и видеозаписи.
  9. Магнитная доска.
  10. Художественная литература.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

  1. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Использовать в своей речи словарь по изученным темам.
  3. Уметь составлять фразы, небольшие предложения по небольшой сюжетной  картинке.
  4. Владеть  обобщающими  знаниями по изученным темам.
  5. Уметь вести диалог, используя мимику и жесты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. В.В. Гербова. Занятия по развитию речи. Москва, 2008г.
  2. Либби Кумин. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. Москва, 2004г.
  3. Т.П. Медведева, И.А. Панфилова, Е.В. Поле. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Москва, 2004г.
  4. Е.Д. Худенко. Методика формирования основных социальных навыков у детей-инвалидов. Москва, 2007г.
  5. Н.М. Быкова. Игры и упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...