Рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс 8(2)
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении по индивидуальному образовательному маршруту, предназначена для одного конкретного ученика. Ресурс составлен на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др. Программа скорректирована в соответствии с учебным планом ОУ, с учетом психофизических возможностей обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487
Выборгского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Решением Педагогического совета
ГБОУ школы №487
Выборгского района
Протокол № _ от __ августа 20__ года
Председатель Педагогического совета
_______________(Директор школы)
УТВЕРЖДЕНА
Директором ГБОУ школы №487
Выборгского района
_______________ (Директор школы)
_ сентября 20__ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: социально-бытовая ориентировка
для учащегося 8 класса (VIII вид 2 вариант)
Ф. И. учащегося
Составитель: учитель Г.Е.Крестовникова
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка.
Актуальность.
Проблема социализации учащейся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе образования. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуально-типологические особенности учащейся - важная составляющая обучения предмету «Социально-бытовая ориентировка» в течение всех лет обучения в школе.
В основу уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» положен интегрированный подход, который предполагает освоение учащейся системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.
На уроках учащийся осваивает:
- Элементарную систему информационно - бытовых знаний, обеспечивающих комфортное пребывание в школе.
- Социально-бытовые навыки и умения, операции, необходимые в течение времени, установленного определенным режимом жизнедеятельности (урока, дня, недели и т. д.).
- Невербальные и вербальные модели коммуникативного общения, необходимого в процессе межличностного взаимодействия с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.
Процесс обучения и воспитания учащейся с нарушениями в развитии направлен на формирование личности, коррекцию недостатков развития и создает предпосылки социальной адаптации детей данной категории.
Предмет СБО формирует знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации учащейся, повышает уровень общего развития учащейся ее всестороннюю подготовку к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Специальные коррекционные занятия по СБО формируют у учащейся умения, способствуют реабилитации и их общему развитию, расширению кругозора, развитию элементов творческих способностей.
Межпредметные связи, устанавливаемые на СБО, помогают не только закреплению знаний, но и более глубокому развитию личности.
Занятия предусматривают активное включение в окружающую их жизнь. В связи с этим обязательным для СБО является наличие экскурсий, с помощью которых расширяются знания и представления об окружающем. Развиваются наблюдательность, внимание, учится действовать в новых условиях.
Эффективность работы по СБО, осуществляемая на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Успеху работы способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя в подготовке и проведении различных мероприятий: конкурсов, праздников и т.д.
Необходимость включения предмета «Социально-бытовая ориентировка» в учебный план обусловлена крайне низким развитием высших психических функций учащейся, сниженными возможностями манипулятивных действий и участия в любом виде деятельности. Раннее начало коррекционных занятий позволит в более полном объеме усвоить социально значимые умения и навыки.
Так как в программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой предусмотрена нагрузка 3 часа в неделю, а по учебному плану ГБОУ школы № 487 – 2 часа в неделю, мною была проведена корректировка программы. Темы, изучаемые в 8 классе, оставлены без изменений, а количество часов уменьшено на 1 час в неделю за счёт уплотнения учебного материала и тем программы. Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 8 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой, СПб, 2011год.
2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2016-2017 уч.год. На основании Приложения №1 у Постановлению Правительства СПб от 22.04.2015 №355 и Распоряжения Комитета по образованию Приказ 2525-р от 30.10.2013 «Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому».
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Краткая характеристика учащейся.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель и задачи программы.
Цель: Освоение системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. Подготовка учащейся к взрослой жизни через овладение им навыками самообслуживания, общения, приспособление к жизни в обществе, воспитание максимально возможного уровня самостоятельности.
Задачи:
- Формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду.
- Формируется, закрепляется и постепенно расширяется спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды (во время пребывания в школе, в течение дня, недели и т. д.).
- Формируются и вводятся в предметно-бытовые и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащегося невербальные и вербальные средства коммуникации.
Условия реализации программы.
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и повторении изученного материала), комбинированные.
Формы работы на уроке: индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие.
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальный. Контроль (диагностика) проводится (в начале года) и итоговый (конец года).
Инструментарий учителя: Предметно-образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей учащегося: дидактический, литературный материал, иллюстративный, презентации, виртуальные экскурсии с использованием ТСО.
Учебно-тематический план.
Тема раздела | Кол-во часов |
Одежда и обувь. | 12 |
Питание. | 12 |
Жилище. | 13 |
Средства связи. | 5 |
Культура поведения. | 10 |
Транспорт. | 10 |
Торговля. | 6 |
ИТОГО: | 68 |
Содержание тем учебного курса.
Одежда и обувь: Обучение учащегося названию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами.
Питание: Учитывая низкий уровень самостоятельности и психофизических возможностей, в данном разделе предлагаются варианты обучения учащегося, овладевшего элементарными навыками разговорной речи, так и неговорящих. Учить практическим умениям приготовления элементарных блюд, правилами хранения некоторых продуктов, соблюдению санитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранения и использования продуктов.
Жилище: Учащаяся приобретает умения выбирать и пользоваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использовать для украшения интерьера изделия собственного изготовления.
Культура поведения: Обучение элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, в общественных местах, а также альтернативной коммуникации и правилам общения со взрослыми и сверстниками. Учащаяся обучается культуре приема пищи, ношения одежды, обуви.
Транспорт: Обучение алгоритмам поездки на транспорте, нахождению нужной обстановки, оплате за проезд, альтернативной коммуникации и навыкам элементарного общения.
Семья: Обучение элементарным знаниям о составе семьи и ее членах, о распределении обязанностей между членами семьи при выполнении совместной деятельности.
Торговля: Обучение направлено на умение различать магазины по видам, совершать элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за собой, жилищем, для стирки белья и одежды.
Средства связи: Знакомство с почтой, телеграфом, телефоном, правилами пользования ит поведения в экстренных случаях. Формирование элементарных навыков посещения поликлиники, общения и альтернативной коммуникации.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося.
В период обучения учащиеся будут иметь представление:
Одежда обувь:
- О видах одежды.
- О видах сезонной одежды.
- О способах чистки одежды.
- О вариантах размещения одежды (на плечиках в шкафу, на полке, на спинке стула).
- О назначении инвентаря и приспособлений, которые используются для ручной стирки.
- О приспособлениях для сушки вещей.
- Особенности сушки шерстяных вещей.
Питание:
- О видах салатов.
- О способах приготовления пищи не требующей тепловой обработки.
- О видах блюд, не требующих тепловой обработки.
- Об этапах первичной обработки овощей.
- О способах нарезки овощей.
- О правилах безопасной работы с режущими инструментами.
- О видах круп.
- О технологии приготовления каши.
- О правилах сервировки стола к завтраку, ужину.
Жилище:
- О виды мебели.
- О средствах и способах ухода за мебелью.
- О средствах и способах ухода за ковровыми покрытиями.
- О названиях и функциональном назначении предметов мебел.
- О моющих и чистящих средства, используемые при уборке санузла и ванной комнаты.
- О значении и применении инвентаря.
- О правилах и периодичности уборки туалетных комнат.
- Об уходе за руками после уборки помещений.
Средства связи:
- О назначении почты.
- Об основных средствах связи.
- О видах почтовых отправлений.
Культура поведения:
- О правилах поведения при общении.
- О культуре общения мальчиков и девочек.
- О составление различных форм общения детей при встрече и расставании.
- О приемах обращения с просьбой, вопросом к сверстника.
- О правилах личной гигиены: уход за носом, лицом.
- О правилах личной гигиены: опрятное ношение одежды.
- О правилах выбора одежды для посещения театра.
Транспорт:
- Об общественный транспорт (повторение).
- О правилах поведения в общественном транспорте.
- О правилах пользования общественным транспортом.
- О способах и правилах оплаты проезда.
- Об остановках общественного транспорта.
Торговля:
- О сети специализированных магазинов (повторение).
- О видах магазинов.
- О названии овощей.
- О выборе овощей для приготовления салата.
- Об определении количества овощей.
- О стоимости овощей.
- О видах мебели.
- О назначении мебели.
- О выборе необходимой мебели для жилых помещений.
Учащийся должен уметь:
- Чистить одежду.
- Размещать свою одежду в шкафу: на плечиках, на полке, на стуле.
- Применять по назначению инвентарь и приспособления для ручной стирки.
- Выбирать приспособления для сушки изделий из шерсти.
- Стирать и сушить изделия.
- Соблюдать правила техники безопасности приготовлении пищи.
- Пользоваться столовой посудой и приборами по назначению.
- Выполнять первичную обработку овощей: сортировать, мыть, чистить.
- Приготовить салат по рецепту (с помощью педагога).
- Нарезать овощи (с помощь педагога).
- Выбирать необходимые продукты для приготовления каши (с помощью педагога).
- Наблюдать за приготовлением каши.
- Сервировать стол к завтраку и ужину (с помощью педагога).
- Различать виды мебели.
- Замечать непорядок.
- Выбирать инвентарь и использовать его по назначению.
- Выбирать моющие и чистящие средства и использовать их по назначению.
- Ухаживать за руками после работы.
- Наблюдать за работой почтальона.
- Выполнять отобразительные действия отправителя, адресата, почтальона.
- Разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбой.
- Рассматривать иллюстрации отображающие сцены общения, давать им правильную характеристику.
- Следить за своим внешним видом.
- Выбирать одежду для посещения театра.
- Соблюдать правила поведения в общественном транспорте.
- Обращаться к кондуктору, дежурному по станции метро, водителю, пассажирам с просьбой, вопросом.
- Оплачивать проезд.
- Находить остановки общественного транспорта.
- Выбирать транспортное средство.
- Переносить полученные знания в реальную ситуацию.
- Называть овощи.
- Выбирать овощи для приготовления салат.
- Определять количество овощей для приготовления салата и их стоимость.
- Называть виды мебели.
- Наблюдать за приобретением мебели в магазине.
- Наблюдать за погрузкой мебели для доставки покупателю.
- Выбирать необходимую мебель для жилых помещений.
Скорректированное календарно - тематическое планирование «Социально-бытовая ориентировка»
8 класс 68 часов (2 часа в неделю)
№ п.п. | Кол-во часов | Дата | Темы уроков | Требования к уровню подготовки уч-ся | Примечание |
1 четверть | |||||
1. | 1 | Виды одежды. Виды сезонной одежды. | Знать виды одежды, одежда сезонная; способы чистки и варианты размещения; инвентарь и приспособления для ручной стирки; приспособления для сушки вещей; практические действия. | ||
2. | 1 | Повседневный уход за одеждой. | |||
3. | 1 | Чистка одежды. | |||
4. | 1 | Способы ухода за сезонной одеждой. | |||
5. | 1 | Ролевая игра «Помоги кукле одеться по сезону». | |||
6. | 1 | Подготовка одежды к сезонному хранению. | |||
7. | 1 | Виды салатов. | Знать виды салатов и способы их приготовления; виды блюд и этапы первичной обработки овощей; способы нарезки овощей; правила безопасности. | ||
8. | 1 | Рецепты салатов. | |||
9. | 1 | Технология приготовления салатов. Виды обработки овощей. | |||
10. | 1 | Правила безопасной работы с режущими инструментами. | |||
11. | 1 | Нарезка овощей (соломка, дольки, кружки…). | |||
12. | 1 | Виды мебели. Дидактическая игра «Узнай и назови предметы мебели | Знать виды мебели, средства и способы ухода за ней; названия и назначение предметов мебели. | ||
13. | 1 | Средства и способы ухода за мебелью. | |||
14. | 1 | Средства и способы ухода за ковровыми покрытиями. | |||
15. | 1 | Инвентарь для уборки. | |||
16. | 1 | Моющие средства для уборки гостиной. | |||
17. | 1 | Последовательность уборки гостиной. | |||
18. | 1 | Ролевая игра «Убери комнату». | |||
2 четверть | |||||
19. | 1 | Почта. Виды почтовых отправлений. | Знать о назначении почты, об основных средствах связи; виды почтовых отправлений. | ||
20. | 1 | Ролевая игра «Почта» Виды почтовых отправлений. Презентация «Мы на почте». | |||
21. 22. | 2 | Экскурсия на почту. | |||
23. | 1 | Правила поведения при общении. Культура общения мальчиков и девочек. | Знать правила поведения при общении; о культуре общения мальчиков и девочек; уметь составлять различные формы общения детей при встрече и расставании; знать приемы обращения с просьбой, вопросом к сверстникам. | ||
24. | 1 | Составление различных форм общения детей при встрече и расставании. | |||
25. | 1 | Приемы обращения с просьбой, вопросом к сверстникам. | |||
26. | 1 | Ролевая игра, ситуативные диалоги: при встрече, расставании. | |||
27. | 1 | Ролевая игра, ситуативные диалоги: помоги однокласснице. | |||
28. | 1 | Общественный транспорт. Поведение и правила пользования общественным транспортом. | Знать общественный транспорт; правила поведения и пользования транспортом; способы и правила оплаты проезда; об остановках общественного транспорта. | ||
29. | 1 | Способы и правила оплаты проезда. Остановка общественного транспорта. | |||
30. | 1 | Ролевая игра, сюжетные диалоги: «Я пассажир». | |||
31. 32. | 2 | Виды магазинов «Фрукты, овощи». Фрукты, овощи (повторение). | Знать виды магазинов «Фрукты и овощи»; закрепить понятия. | ||
3 четверть | |||||
33. | 1 | Изделия из шерсти. Средства для ручной стирки изделий из шерсти. | Знать о назначении инвентаря и приспособления, которые используются для ручной стирки; приспособления для сушки вещей; знать особенности сушки шерстяных вещей. | ||
34. | 1 | Приспособления для сушки изделий из шерсти. | |||
35. | 1 | Алгоритм стирки изделий из шерсти. | |||
36. | 1 | Практические действия по уходу за собственной одеждой: ручная стирка шарфика, варежек, шапочки. | |||
37. | 1 | Ролевая игра «Подбери моющие средства для стирки шарфика». | |||
38. | 1 | Ролевая игра «Почисти одежду другу». | |||
39. | 1 | Виды круп. | Знать виды круп; технологию приготовления и правила сервировки стола. | ||
40. | 1 | Рецепт гречневой каши и рисовой каши. | |||
41. | 1 | Правила безопасного включения и выключения конфорок электрической плиты (повторение). | |||
42. | 1 | Технология приготовления гречневой каши. | |||
43. | 1 | Технология приготовления рисовой каши. | Закреплять полученные знания на практике. | ||
44. | 1 | Выбор и подготовка посуды к приготовлению каши. | |||
45. | 1 | Сервировка стола к ужину, завтраку (ролевая игра). | |||
46. | 1 | Жилые помещения. Назначение жилых помещений (повторение.) | Знать о моющих и чистящих средствах, используемых при уборке туалета и ванной комнаты; о назначении и применении инвентаря; правила и периодичность уборки помещений; об уходе за руками после уборки и гигиенических требованиях к туалетным комнатам. | ||
47. | 1 | Ванная и туалетная комнаты. | |||
48. | 1 | Гигиенические требования к туалетным комнатам. | |||
49. | 1 | Моющие средства, используемые при уборке санузла и ванной комнаты. | |||
50. | 1 | Инвентарь для уборки туалетных комнат. | |||
51. | 1 | Правила и периодичность уборки туалетных комнат. | |||
52. | 1 | Уход за руками после уборки помещений. | |||
53. | 1 | Уход за руками после уборки помещений. | |||
4 четверть | |||||
54. | 1 | Правила личной гигиены: уход за носом, лицом. Правила личной гигиены: опрятное ношение одежды. | Знать правила поведения при общении; о культуре общения мальчиков и девочек; уметь составлять различные формы общения детей при встрече и расставании; знать приемы обращения с просьбой, вопросом к сверстникам. | ||
55. | 1 | Ролевая игра, ситуативные диалоги: одежда для театра. | |||
56. | 1 | Правила поведения при общении. Культура общения мальчиков и девочек (повторение). | |||
57. | 1 | Составление различных форм общения детей при встрече и расставании. Приемы обращения с просьбой, вопросом к сверстникам. | |||
58. | 1 | Ролевая игра, ситуативные диалоги: при встрече, расставании. | |||
59. | 1 | Ролевая игра, ситуативные диалоги: помоги однокласснице. | |||
60. 61. | 2 | Общественный транспорт. Поведение в общественном транспорте (повторение). | Знать общественный транспорт; правила поведения и пользования транспортом; способы и правила оплаты проезда; об остановках общественного транспорта. | ||
62. | 1 | Правила пользования общественным транспортом. | |||
63. | 1 | Способы и правила оплаты проезда. Остановка общественного транспорта. | |||
64. | 1 | Ролевая игра, сюжетные диалоги: «Я пассажир». | |||
65. | 1 | Ролевая игра, сюжетные диалоги: «В метро». | |||
66. | 1 | Ролевая игра, сюжетные диалоги: «В метро». | |||
67. | 1 | Специализированные магазины (повторение). | Знать о видах мебели, о назначении мебели, о выборе необходимой мебели для жилых помещений. | ||
68. | 1 | Виды магазинов « Мебель». Виды мебели. |
Источники:
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб, 2011 год.
- Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителей. В.В. Воронкова, С.А. Казакова, 2012 год.
- Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью 6-9 классы. А.Г. Галле, Л.Л. Кочетова, 2013 год.
- Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 8 класс. А.Г. Галле, Л.Л. Кочетова, 2013 год.
- Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова, 2012 год.
- Использование ИКТ: Серия «Я учусь» Мини-игры: «Найди предмет», «Найди пару», «Собери пазл».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по предмету "Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства)" 12 класс
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/31/picture-925415-1496222082.jpg)
Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса
Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...