УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»
план-конспект урока (5 класс) на тему

Хныкина Светлана Николаевна

Цель урока:

ü создать условия для обобщения  знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;

Задачи урока:

Образовательные:

ü обобщить знания детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;

ü выявить уровень знаний детей по данной теме.

ü совершенствовать умение выделять корень в слове;

ü практически знакомить с механизмом образования слов;

ü развивать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

Коррекционные:

ü научить практическому применению знаний, полученных на уроке;

ü развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

ü формировать отношения сотрудничества, взаимопомощи, адекватную самооценку;

ü развивать познавательную активность учащихся;

ü развивать наблюдательность, внимание, память.

Воспитательные:

ü воспитывать умение работать на уроке.


Задачи урока: создать условия для развития:

1. Предметных компетенций посредством обобщения  знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов.

2. Общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3. Ключевых компетенций:

ü - информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;

ü - коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы с учителем;

ü - социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;

ü - личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.

Тип урока: повторение и применение изученного материала

Оборудование: для учащихся: работа с предыдущего урока, заготовка формы для росписи (пустая яичная скорлупа, деревянная или гипсовая заготовка, карандаш, гуашь, кисти №2,3, банки с водой.

Педагогические технологии, применяемые на уроке: игровые технологии обучения.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, разноуровневые карточки, цветочки, цветные карандаши.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Калининской

УРОК

С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»

                                                  

Подготовила учитель  надомного обучения:

ГКОУ школы-интерната ст-цы Калининской

Хныкина Светлана Николаевна

2016 год

Конспект урока в 5 классе  по естествознанию

по теме «Строение  тела человека»»

Цель урока: 

  • создать условия для обобщения  знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить знания детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;
  • выявить уровень знаний детей по данной теме.
  • совершенствовать умение выделять корень в слове;
  • практически знакомить с механизмом образования слов;
  • развивать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

Коррекционные:

  • научить практическому применению знаний, полученных на уроке;
  • развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
  • формировать отношения сотрудничества, взаимопомощи, адекватную самооценку;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать наблюдательность, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать на уроке.


Задачи урока: создать условия для развития:

1. Предметных компетенций посредством обобщения  знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов.

2. Общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3. Ключевых компетенций:

  • - информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
  • - коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы с учителем;
  • - социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
  • - личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.

Тип урока: повторение и применение изученного материала

Оборудование: для учащихся: работа с предыдущего урока, заготовка формы для росписи (пустая яичная скорлупа, деревянная или гипсовая заготовка, карандаш, гуашь, кисти №2,3, банки с водой.

Педагогические технологии, применяемые на уроке: игровые технологии обучения.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, разноуровневые карточки, цветочки, цветные карандаши.

Ход урока.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Ещё земли печален вид, 
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветка шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась... (Ф. Тютчев)
Я рада видеть твое лицо, твою улыбку и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов тебе и удач!
- За окном весна – пора оживления природы, пора цветения. И сегодня на уроке мы сможем вырастить свой необычный цветок. 
- Скажи, а с каким настроением мы начинаем урок? Свое настроение я предлагаю выразить, раскрасив лепесток №1 у цветка, который лежит перед вами на столе. 
(Красный цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - грустное.)

- И я тоже покажу свое настроение. (Учитель помещает на доску лепесток соответствующего цвета.) 
Давай проведем наш урок так, чтобы в конце урока у нас настроение было прекрасное.

II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомни ее пожалуйста. (Корень слова. Однокоренные слова).
- Какая задача стоит перед нами при изучении этой темы? Чему мы должны научиться? (Учиться выделять корень, находить однокоренные слова).

III. Актуализация знаний.
- Давай вспомним, что же такое корень?

- Какие слова называются родственными?
- Как по-другому называются родственные слова?

- Как найти в слове корень?

IV. Чистописание.
- А теперь посмотри, какой загадочный цветок распустился в нашем классе. В нем буква, которую будем прописывать на минутке чистописания.

- Какие времена года ты знаешь?
- Какое сегодня число? Что оно обозначает? Какое время года наступило?
- Да, действительно сегодня первый день весны - 1 марта, и поэтому мы отправляемся к ней в гости.
- Открой тетрадь и запиши число.
- А в гости мы ходим с каким настроением? (С весёлым, весенним.)
- И, наверное, ты догадался, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания? (Вв)
- Какой звук обозначает буква «Вэ» в слове весна? (Согласный, звонкий, мягкий).

- Пропиши в тетрадях заглавную и строчную буквы.
- Прочитай слова.
Весна, веснушки, весёлый.
- Что ты можешь сказать о данных словах? (Они однокоренные)
- А все ли они являются однокоренными? (Нет)
- Какое слово лишнее? (Весёлый) А почему? (Оно не является родственным, т.к. нет общей части – корня).
- Запиши однокоренные слова. Выдели корень. Но не забывай о правиле письма. Сядь ровно, возьми правильно ручку.
Учитель:

Если ручкой я пишу, 
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке 
Аккуратно вывожу.
- Молодец. Ты хорошо справился с этим заданием. Давай раскрасим лепесток №2: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы).
V. Словарно-орфографическая работа.
СЛАЙД с названием месяцев.
- Назови только весенние месяцы.
- У нас сегодня наступил месяц март. Запиши название месяца. МАРТ
- Почему его так называют? Слово "март" не русское. Оно пришло к нам из Византии. Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда.
- А на Руси его называли протальник, почему? (Протальником звали его из-за быстрого таяния снегов и появления проталин).
- Также его называли капельником и грачевником. Почему? (В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи). (Грачевник, потому что март – время прилёта птиц).
- Запиши то название месяца, которое тебе больше всего понравилось.

- Говорят так: март и снегом сеет, и солнцем греет. Что обозначает эта пословица? (В марте тепло и холодно).
- Найди орфограмму, спрятанную в пословице. (В слове солнце – непроизносимая согласная «л»).

- Как её можно проверить? (Подобрать проверочное слово – солнышко).

- Спиши пословицу и подчеркни орфограмму.
- Очень хорошо. Давай закрасим третий лепесток нашего цветка: красный цвет – пословица списана правильно; желтый – работа выполнена с ошибками; синий – неаккуратное выполнение работы. 
VI. Упражнение в подборе родственных слов. 
- Хоть весна и наступила, но зима ещё злится, не пускает её к нам.
- Давай вспомним строчки из стихотворения Ф. Тютчева, которые мы недавно учили. 
Взбесилась ведьма злая 
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
- Посмотри, что натворила зима. Снегом запорошила части слов, а оставила один корень.
- Давай поможем весне одолеть зиму, улыбнёмся и растопим снега. Подберём родственные слова. Работать будем по вариантам. 1, 2, 3, 4. 
1 вариант - Сад -; 2 вариант - Лёд -; 3 вариант -Снег - ; 4 вариант - Вода -. 
Четыре человека работают у доски, а остальные на местах. Проверка: (Сад, садик, садовник, садовод, садовый, посадка, рассада, посадить). (Лёд, ледок, ледник, ледоход, заледенеть, обледенеть, ледовый). (Снег, снеговик, снегурочка, снежок, снежный, снегопад). ( Вода, водный, подводный, водолаз, подводник, водяной, водянка, водоросли). Мы помогли красавице-весне побороть зиму.
- Она разрешает нам закрасить четвёртый лепесток весеннего цветочка: красный – работа выполнена правильно, жёлтый – допущены ошибки, синий – работа не выполнена). 
Физкультминутка.
- А сейчас немножко отдохнём. Весеннее солнышко с нами поиграет.

VII. Упражнение в определении родственных слов. 
- А кто первые вестники весны? (Грачи)
Слайд с голосом грача. Вестник весны принёс вам задание.
1 ряд – выписывают родственные слова к слову "лес".
2 ряд – выписывают родственные слова к слову "лиса".
Лес, лиса, лестница, лисичка, лесочек, лисонька, залесье, перелесок, лист, лесник, лисица, лисий. Будь внимателен, так как слова похожи. 
проверь работу. Правильные ответы показаны на экране.
- Теперь закрасим лепесточек №5. Если нет ошибок – закрась лепесточек красным цветом, одна ошибка – жёлтым, более двух ошибок – синим цветом.
Физкультминутка. 
Прослушивание музыки П. И. Чайковский "Март".
VIII. Дифференцированная самостоятельная работа.
- Зима нам приготовила ещё несколько заданий. Давайте все вместе поможем весне. Выберите то задание, с которым вы легко справитесь. Задания на экране.
Подбери пару однокоренных слов. Запиши пары, выдели корень.
буква зимний
ходить букварь
зима поход

Прочитай. Выпиши из стихотворения родственные слова. Дополни свои.
Летят перелетные птицы
Прошедшее лето искать,
Летят они в дальние страны,
А я не хочу улетать.

М. Исаковский

Запиши, как называют человека, который: строит дом; кладет печи; убирает двор; учит детей; работает на тракторе. Выдели корень.
Самопроверка. Правильные ответы на экране.
- Раскрась лепесток №6: красный – с заданием справился самостоятельно, правильно; желтый – с заданием справился, есть 1 ошибка; синий – с заданием не справился.

IX. Подведение итогов урока.
- Прочитай стихотворение на странице 58, упражнение 161.
- Какие глаголы близки по смыслу, но их нельзя назвать однокоренными? Почему?
- А кто же нас любит и голубит? (Мама).
- Давай поиграем в игру «Ласковое слово для мамы».
- Назовите ласковые однокоренные слова для мамы.
Мама, мамочка, мамуля, мамулечка, мамик, мамсик.

X. Рекфлексия.

- Все ли мы хорошо усвоили? Над чем еще нужно поработать?
- Какие задания тебе понравились больше всего?
- Нам осталось раскрасить серединку вашего цветка. Раскрасьте его таким цветом, которое подсказывает твое настроение. Оправдались ли твои предположения, каким будет наш урок? 
X. Домашнее задание.
- Мы не случайно раскрашивали цветочек.
- Какой приближается праздник? (Международный женский день).

- Кого поздравляют в этот день? (Женщин, девочек, бабушек).

- Поэтому я приготовила открытки-бланки, с обратной стороны напиши поздравление для мамы, а в день 8 марта подарите свои яркие цветочки и открытки.
- Спасибо за работу. Урок закончен.

Резерв.
1. Игра «Верно ли что…?»
Верно ли что…
1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными, т.к. имеют общую часть?
2. Корень – общая часть родственных слов?
3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?
- Если верно – хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой. Выбери ту карточку, которую сможешь выполнить.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка на тему "Корень слова" . 5 класс

Данный урок русского языка представляет собой технологическую карту. деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС....

Корень слова. Однокоренные слова

Цели и задачи:учебно – познавательные: Расширить содержание понятия «корень» как главной части слова, повторить способы образования однокоренных слов.интеллектуально – развивающие:Развивать умения нах...

УРОК - СКАЗКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА»

Цель урока:ü проверить основные знания учащегося о составе слова.Задачи урока:Образовательные:ü повторить знания об однокоренных словах и значимых частях слова; ü совершенствовать умение разбирать сло...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА»

Цель урока:ü создать условия для определения учащимися внешних и внутренних частей тела человека и их функций.Задачи урока:Образовательные:ü дать первоначальные сведения о работе внутренних органов че...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА»

Цель урока:ü познакомить учащегося с глаголами повелительного наклонения;Задачи урока:Образовательные:ü дать понятие о повелительном наклонении глагола, об образовании и изменении форм повелительного ...

Проект урока «Корень слова. Однокоренные слова»

Предмет: русский язык Класс: 5     Цели деятельности учителя Формировать навыки морфемного анализа состава слова, умение правильно   находить корень слова, умение различать однокоренн...