Проект урока «Корень слова. Однокоренные слова»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Кузнецова Светлана Алексеевна

Предмет: русский язык Класс: 5     Цели деятельности учителя Формировать навыки морфемного анализа состава слова, умение правильно   находить корень слова, умение различать однокоренные слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  урока «Корень слова. Однокоренные слова»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Учитель: Кузнецова С.А.        

Цели деятельности учителя

Формировать навыки морфемного анализа состава слова, умение правильно   находить корень слова, умение различать однокоренные слова   и формы слова, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями : находить правильно корень слова, уметь различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор ; знать способы словоизменения, понятие морфемы как значимой части слова.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта приобретенная компетентность ) умение находить, преобразовывать и передавать информацию ; выполнять различные социальные роли в группе и в коллективе, использовать современные телекоммуникационные  технологии

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально культурных ценностей русского народа определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личностей его значения в процессе получения школьного образования

Методы и форма обучения

Наблюдения над языком, эвристический метод: индивидуальная, парная, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия и термины

Морфема, морфемика, корень слова и форма одного и того же слова

Организационная структура ( сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Деятельность учащихся с ОВЗ

Формируемые Умения( УУД)

Контроль результатов учебной деятельности

1.Мотивация   (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное  слово.  

Стихотворение С. Острового «Первородство» (текст стихотворения на слайде)

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны́…

И когда я слышу:

— Извини меня! —

Это значит:

— Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

— Обереги меня! —

Это значит:

— Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

— Защити меня! —

Это значит:

— Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть —

Слово тебе сотворит добро.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: осознают познавательную задачу

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Коммуникативные: работают в парах) обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличие от своей)

Листы обратной связи

2Актуализация и проблемное учебное действие

Воспроизведение ранее  изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение в новых ситуациях. Эвристическая беседа

- Как вы поняли это стихотворение?

- О какой особенности слов говорит нам поэт?

- Все на свете состоит из чего – то: лес - из деревьев, облака- из множества водяных капель. Из чего же строятся слова?

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Слушают ответы, повторяют определения

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач, операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения

Обсуждение результатов предыдущего этапа. Словесно- иллюстративный рассказ. Просмотр мультимедийной презентации

-Прежде, чем отправимся в путешествие, давайте соберем рюкзак знаний

--А что мы возьмем с собой?

-Знания, которые помогут в путешествии

Продолжи предложение

-Что изучает морфемика…?

-Что называют морфемой…?

-Морфема – это….?

-какие морфемы вы знаете?(Слайд-2)

- Молодцы, ребята. Страна» Морфемика» с радостью открывает двери перед вами

Вывод темы

- Итак, мы с вами попали в страну Морфемика.

- Кто здесь живет?

- А теперь угадайте?

- Кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью?

- Чьи секреты мы сегодня будем собирать?

 

Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, выполняют задания, осваивают лингвистические термины;

 Смотрят презентацию; воспринимают информацию на карточках, выполняют задания, осваивают лингвистические термины; повторяют определения

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремится к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, обучающие задания

Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете тему урока (Слайд-3)

 Корень слова

 - Верно. Сегодня на уроке отправимся в гости к Корню слова, чтобы узнать все его секреты и научиться правильно находить корень в слове

Открываем тетради , записываем число и тему урока

Раскроем первый секрет

-На нашем пути первый секрет

- Нужно выполнить задание, которое оставил нам корень

Хлеб ? – уш- ек (Слайд-4)

 Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите? Можно ли без корня понять значение слова?

- Вывод – Корень- главная  значимая часть слова

 1секрет положим в рюкзак

Раскрываем второй секрет

- Для того, чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание Корня

- Что общего у всех слов( значение)

-Как называются слова, каждого дерева( однокоренными)

- А теперь присмотритесь внимательнее. Все ли слова с этого дерева Все ли слова являются однокоренными?

 Задание ( карточки)  (Слайд-5)

- Придумать предложение со словами провод и вода

 Вывод.

-В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов, понятие  

- Раскрываем третий секрет

-Как найти корень в е?

-В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень?

-Как они называются?

- Как назовем остальные слова?

Задание- найти корень

Вывод- 3 секрет

- Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова

Формируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о роли морфем как значимых частей слова

Ученик высказывает свою точку зрения по данным вопросам

Повторяют тему и цели урока

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач

Вопросы для уточнения информации

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоенных новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение заданий

Тренировка (Слайд-7)

- Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. Задание по вариантам (1В., 2В.)

Раскрываем 4 секрет

-Заполнение таблицы- (Слайд-8)

 Какой частью речи  могут быть однокоренные слова?

 Проверка по цепочке

 - Вывод. ( 4 секрет)

Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Ученики выполняет задание в паре с учеником без ОВЗ.

Ученик высказывает свое мнение

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющихся

Познавательные: читают, слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, в карточках

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности

работы

Устные  ответы и письменные задания

Физминутка

Буратино потянулся,

            Раз нагнулся,

            Два- нагнулся,

           Три- нагнулся

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать

Выполняют элементарные физические упражнения

Выполняют элементарные физические упражнения

Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности

 

 Выполнение упражнений

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы

-  Тренировка (Слайд-8)

- Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень ( слайд)

1 в                                2в.

 Грязный                      Темный

Грязненький                темнота

 Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Ученики выполняет задание в паре с учеником без ОВЗ, повторяют  определения

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, обретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, Классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут причины и пути преодоления.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

_-Ребята, вот мы и добрались до дома Корня. Стал ли наш рюкзак тяжелее?

- _ А что принесли мы в своем рюкзаке? –

-Секреты корня.

-Корень решил нас проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты?

Тест

Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Ученики выполняет задание в паре с учеником без ОВЗ

Личностные: осуществляют нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания

Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют цель; осуществляют поиск необходимой информации( из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению памяти)

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Тестирование

8.Включение в систему знаний и повторений

Обобщение полученных на уроке  сведений, оценивание результатов работы

- Вернемся к нашим карточкам для самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки

        

Рассматривают выполненные работы, оценивают их; отвечают на вопросы

Проверка правильности выполнения задания сильным учеником

Списывает подчеркнутое слово с выделенными ударением и орфограммами на карточке.

        

Личностные: понимают значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке

Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам

- Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолели?

-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Подберите родственные слова с общей частью -снег-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.

Подберите родственные слова с общей частью -лет-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.

Подберите родственные слова с общей частью -бег-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.

Подберите родственные слова с общей частью -лес-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.

Подберите родственные слова с общей частью -ход-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.

Подберите родственные слова с общей частью -боль-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.

Подберите родственные слова с общей частью -зим-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.

Подберите родственные слова с общей частью  -вод-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.