Корень слова,однокоренные слова.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Oksanaleochko@mail.ru

Конспект урока "Корень слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Корень слова».

   Цели урока:

 - дать понятие о корне как морфеме;

 - научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова.

   Задачи урока:

  1. Образовательные:

- формирование умения находить корень слова через подбор однокоренных слов и анализ лексического значения;

- знакомство с омонимичными корнями;

- формирование навыков разграничения омонимичных корней.

      2. Развивающие:

            - развитие орфографической зоркости;

            - развитие наблюдательности и логического мышления.

      3. Воспитательные:

           - развитие интереса к предмету через элементы занимательности;

           - воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:  доска, учебник, карточки.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Структура урока.

 1. Оргмомент.

2. Мотивация.

3. Актуализация знаний.

4. Введение в тему урока.

5. Объяснение темы урока.

6. Закрепление по теме.

7. Физкультминутка.

8. Итоги урока.

9. Домашнее задание.

10. Рефлексия.

  Планируемые результаты.

1. Личностные:

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

2. Метапредметные: 

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в обсуждениях.

3. Предметные:

- освоение базовых основ лингвистики; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  1. Приветствие, запись даты и темы.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим свое знакомство с темой «Морфемика».

III.Повторение пройденного.

Вид работы: опрос.

- Прежде, чем продолжить путешествие по большой стране Морфемика, давайте вспомним, что мы изучили на прошлых уроках. Продолжите предложение:

-Морфемика – наука, которая изучает . . . .

-Морфемы.

-Морфема – это. . .                                                                                               2 мин.

-Значимая часть слова.

— Ребята, на прошлых уроках мы уже с вами изучили две значимые части слова. Подскажите мне, как они называются?

— Ребята, а теперь подумайте и скажите мне, как называется самая главная значимая часть слова?

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Запишем новую тему урока –«Корень слова».

III. Целеполагание.

Вид работы: эвристическая беседа, словарный диктант.

Сформулируйте цели сегодняшнего урока, используя незаконченные предложения

(Дети записывают цели в тетради, опираясь на правило в учебнике)

-Открываем учебник на станице  13 и читаем определение в рамочке. После этого попробуем письменно в тетради сформулировать  цели нашего сегодняшнего урока, продолжая предложения:

Я хочу узнать …новое о корне слова.

Мне надо научиться… находить корень слова и однокоренные слова по их лексическому значению.                                                                                                                  4 мин.

-Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

-А для чего нам нужно правильно выделять корень слов? Чтобы ответить на этот вопрос, напишем небольшой словарный диктант.

Объясните орфограммы в корнях данных слов. Что помогает нам не допустить в них ошибки? Как именно мы проверяем гласные и согласные в корне? 

-Мы находим однокоренные слова и так проверяем правильность написания.

Вязать (вяжет), дарить, листвой, полоскать бельё (полощет), помирить, , , приносить (носит).                                                                                                                  9мин.
-Теперь вы сами можете ответить на вопрос: для чего нам нужно знать корни слов и правильно их находить?

-Чтобы подобрать проверочные слова, которые помогут правильному написанию гласных и согласных в корне.

IV. Объяснение нового материала.

Вид работы: работа с учебником, работа со словарём.

- Само понятие «корень слова» вам уже известно. На этом уроке мы поговорим о загадках однокоренных слов, сделаем несколько открытий и выводов. Что же такое «корень»? Почему эта морфема так называется?

Женя, я тебя просила выписать все значения слова «корень» из словаря Ожегова. Скажи, сколько значений у этого слова?

-У слова корень 5 значений.

-Ребята, а как называются такие слова?

-Многозначные.

-Зачитай нам, пожалуйста, сейчас все значения слова «корень».

  • Подземная часть растения, служащая для укрепления в почве и всасывания воды. Корень лопуха.
  • Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, ногтя. Корень зуба.
  • Начало, источник чего-либо. Корень зла.                                         5 МИН.
  • В математике: число, которое при возведении его в степень, даёт исходное число. Корень из четырёх.
  • В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов.

-Изучая многозначные слова, мы говорили, что значения многозначного слова взаимосвязаны. Что же общего у корня дерева и корня слова?

-Корень – главная часть слова. В корне заключается смысл слова. От него «растут» слова.

-Молодцы, ребята.

V. Закрепление пройденного практического материала.

1. Вид работы: игра «Третий лишний».

-А теперь поиграем в «Третий лишний» (устно)

  • Лес, лестница, лесничий.
  • Честный, чеснок, бесчестие.
  • Смешной, смешить, смешать.
  • Левый, лев, налево.                                                                                     2 МИН
  • Водичка, водитель, водяной.

-Скажите, как называются слова, звучащие и пишущиеся одинаково, но имеющие разное значение?

-Омонимы.

—Корни, близкие по звучанию, но разные по значению называются омонимичными корнями.

С помощью игры «Третий лишний» мы раскрыли один из секретов однокоренных слов. Что же это за секрет?

-Всегда ли слова, звучащие похоже или одинаково, являются однокоренными? (не обязательно однокоренные).

— Давайте попрактикуемся отличать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями.

— Прочитайте текст.

Работа с текстом (Читаю)

«Отцы»

(распечатка текста есть на каждой парте).

Отцы у нас не деляги,
Отцы у нас не дельцы.
Делили глоток из фляги
Между собой отцы.
Шли на передовые,
Бросая свои дела.
Жили отцы деловые,
Право и долг не деля.
За это вот неделимое
Падали порознь бойцы…
Бывают порой нелюдимыми
Усталыми наши отцы.
Но только они не устали
Делать свои дела -                                                       10 МИН
Из нержавеющей стали
Сделаны их тела.
Зовут они смерть пределом,
Который им брать не впервой.
Пахнут их руки делом;
Краской, металлом, листвой.

Задание к тексту: какие две группы однокоренных слов мы можем выделить? Читаете текст, слова выписываете в две колонки, выделяете корни. К доске выходят по одному человеку и записывают в колонки по одному слову. Спрашиваю, все ли согласны с мнением. В конце узнаю нет ли еще каких –то слов, про которые мы забыли.

Деляги Деловой человек, хороший работник
Дельцы Люди, которые успешно ведут дела.
Дела
Деловые
Делать
Сделаны

Делили
Деля
Неделимое
Предел

Корень – дел - значение «работа, труд»

Корень – дел - значение «разбивать на части».

Посмотрите на наши группы слов. Корни в первой и второй колонках похожи? А лексическое значение у этих корней одинаковое? Попробуйте определить, какое лексическое значение несет в себе корень дел в первой колонке?? Корень дел во второй колонке?

—Давайте сделаем вывод, какие слова называются однокоренными? Что их должно объединять, помимо сходства корней?

- Однокоренные слова имеют что-то общее в лексическом значении.

-Давайте сделаем ещё один вывод: Однокоренные слова должны иметь ( Какие корни?) одинаковые или близкие по написанию корни.

-А почему не просто «одинаковые», а «близкие»?

Запишите следующие предложения: Катя протянула руку Ивану Ивановичу. Ее ручка всегда кажется (производить впечатление)(видится, представляется) очень маленькой, но рукопожатие всегда оказывается (очутиться или обнаружиться) очень крепким.

Найдите однокоренные слова в тексте.

-Как называется фонетический процесс, когда буквы и звуки в словах меняются?

-Чередование.
-В корне могут чередоваться как гласные, так и согласные, а иногда звук совсем «выпадает».

-А теперь подберите к словам однокоренные с чередованиями (думают, кто догадался, тот поднимает руку и выходит к доске).

Нога – (ножка, г // ж ).
Подруга – (дружок, г // ж).
Тихий – (тишина, х // ш).
Мягок – (мякоть, г // к).
Снега – (снежный, г //ж).

А теперь попробуйте выделить корни в данных словах: жечь, зажигать, обжёг, жгучий, жжение. (Думают, кто догадался, тот поднимает руку и выходит к доске).

-Какой вывод мы можем сделать? Корни однокоренных слов пишутся совершенно одинаково или все -таки?

-Корни однокоренных слов могут слегка отличаться в звучании и написании из-за чередований. (Из- за какого фонетического процесса могут отличаться корни?)

-Молодцы ребята, а сейчас давайте поиграем в игру, кто больше.

  1. Игра «Кто больше».

- Составьте ряды родственных слов. Проверьте безударные гласные корней, подчеркнув проверочные слова и поставив в них ударение.

Полет ….. Самолёт, вертолёт, полетать, облететь, долететь, полететь, лететь.

Вода…..  Водяной,водный,наводнение,па́водок,водопад,водохранилище,водовоз,водолаз,водомерводянка,во́ды,водка,водичка,водица,водяной,водоросли,водопровод.

VI. Рефлексия.

-Продолжите письменно предложения6

Сегодня на уроке я узнал….

Однокоренные слова – это слова близкие по своему лексическому значению и с одниковыми или близкими по написанию корнями.

Мне показалось трудным…

VII. Домашнее задание.

Домашнее задание:

  1. составить игру «четвёртое лишнее»;
  2. выполнить упражнение 393;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...

Корень слова. Однокоренные слова

Цели и задачи:учебно – познавательные: Расширить содержание понятия «корень» как главной части слова, повторить способы образования однокоренных слов.интеллектуально – развивающие:Развивать умения нах...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»

Цель урока:ü создать условия для обобщения  знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;Задачи урока:Образовательные:ü обобщить знания детей об однокоренных словах, о призн...

Проект урока «Корень слова. Однокоренные слова»

Предмет: русский язык Класс: 5     Цели деятельности учителя Формировать навыки морфемного анализа состава слова, умение правильно   находить корень слова, умение различать однокоренн...

Урок русского языка в 5 классе "Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Корень слова" (ФГОС)...

Презентация "Корень слова. Однокоренные слова"

Презентация "Корень слова. Однокоренные слова"...