Разновидности нарушений произношения звуков и приемы их постановки
материал на тему

Прошина Елена Борисовна

Разновидности нарушений произношения звуков и приемы их постановки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 1.Заполнить таблицу «Опорные звуки для постановки согласных звуков»:

Нарушенные звуки

Опорные звуки

Звуки, сходные по месту образования

Звуки, сходные по способу образования

Гласные звуки

[с]

-

[ф]

[и]

[ш]

[т], [р]

 [с]

[р]

[ж], [д], [з]

-

[л]

[д]

-

[ы]

[к]

-

[т]

[г]

-

[д]

[х]

-

[с]

[j]

-

[з']

Задание 2. Перечислить разновидности нарушений произношения каждого звука и подобрать приемы постановки звуков при различных разновидностях нарушений звукопроизношения. Ответ представить в виде таблицы.

Звук

Разновидность нарушений произношения звука

Приемы постановки

[C]

Межзубный  сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, шипящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы.

1.По подражанию.                                    2.Произнесение опорных [и], [ф] при

артикуляции [с].

3.Механически от [т]: кончик языка отводят

зондом за нижние зубы, ребенок произносит

«та-та-та»= «са-са-са».

[З]

Межзубный  сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, шипящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы.

От опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается:

вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи.

Установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э]

([ы]) на одном длительном выдохе производит

многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство.

При этом слышится отчетливый з-з-з.

[Ц]

Межзубный  сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, шипящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы.

1.По подражанию.

2.От чередования [т] и [с], постепенно ускоряя темп.

[Ш]

Межзубный  сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы.

1.По подражанию.

2.Механически от [с]: кончик языка отводят

зондом за верхние зубы, ребенок произносит

«са-са-са»=«ша-ша-ша».

[Ж]

Межзубный  сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы.

От [з]: кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями.

[Щ]

Межзубный  сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы.

1.Поподражанию.

2.Механически: поднятие зондом кончика

языка при произнесении «сь» или «ся» = [щ] или слог «ща».

[Ч]

Межзубный  сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы.

1.По подражанию.

2.От чередования [т] и [щ], постепенно

ускоряя темп.

3.От слога «ать»: подложить шпатель под язык, поднять его к альвеолам, одновременно нажимая на углы губ, добавляя этим выдвижение их вперед как при [ч].

[Р]

Ротацизм, параротацизмом.

1.От [д]: упражнения «Дятел», «Барабанщик».

Быстро и отрывисто «стучать» кончиком языка

поверхним альвеолам, произнося [д]= «др».

2.От чередования [т] и [д]: упражнение «Поезд» (имитация стука колес)= «тр-др».

3.От сочетания «дж»: упражнение «Заведи

моторчик»= «дррр».

4.Постановка в 2 этапа:

-фрикативный [р] от [ж], [з] или [д], можно от

слогов «жа», «за», «да»;

-механическое достижение вибрации с

помощью шарикового зонда = [р], слоги «ра», «дра».

[Л]

Ламбдацизм, параламбдацизм.

1.По подражанию.

2.Отмежзубного произнесения [а] или [ы].

[К]

Каппацизм, паракаппацизм.

1.По подражанию.

2.Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык и продвигая его спинку назад: к, г, х,й [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»; [х] от [с]: «са-ся-хяха»;

[j] от [з]: «за-зя-]а».

[Г]

Гаммацизм, парагаммацизм.

1.По подражанию.

2.Механически: с помощью шпателя, усиливая

нажим на язык и продвигая его спинку назад:

к, г, х,й [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да -дя-гя-га»; [х] от [с]: «са-ся-хя-ха»;  

[j] от [з]: «за-зя-]а».

[Х]

Хитизм,парахитизм.

1.По подражанию.

2.Механически: с помощью шпателя, усиливая

нажим на язык и продвигая его спинку назад:

к, г, х,й [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»; [х] от [с]: «са-ся-хя-ха»;  

[j] от [з]: «за-зя-]а».

[Й]

Йотацизм.

1.По подражанию.

2.Механически: с помощью шпателя, усиливая

нажим на язык и продвигая его спинку назад:

к, г, х,й [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»; [х] от [с]: «са-ся-хя-ха»;

[j] от [з]: «за-зя]а».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых приемов при постановке звуков"

Этапы работы постановки звуков -с, -ш. Дифференциация звуков -с, -ш....

Постановка и исправление дефектов в произношении звука [Ц ]

Планкоррекционной работы по постановке и исправлениюдефектов в произношении звука [Ц ]...

Основные методы и приемы обучения русскоязычных учащихся произношению звуков- фонем и сочетании адыгейского языка

Статья знакомит читателя с основными методами и приемами обучения учащихся произношению звуков-фонем и их сочетаний. Авторы рекомендуют, как использовать данные методы в процессе изучения адыгейского ...

Виды нарушений произношения свистящих звуков, этапы постановки, автоматизации и дифференциации.

Презентация представляет сравнительную характеристику нарушений произношения свистящих звуков у детей без специфических нарушений развития, у детей с ТНР и у детей с нарушением слуха; этапы постановки...

Виды нарушений произношения звуков Л, Р, этапы постановки, автоматизации и дифференциации.

В материале описываются виды нарушений  произношения звуков Л, Р; этапы их постановки, автоматизации и дифференциации. Презентация будет полезна логопедам и сурдопедагогам....

Виды нарушений произношения шипящих звуков, этапы их постановки, автоматизации и дифференциации.

В презентации представлена сравнительная характеристика нарушений произношения шипящих звуков у детей с ТНР и детей с нарушением слуха; этапы постановки, автоматизации и дифференциации этих звуков. Ма...

Сообщение на МО « Недостатки произношения звуков С, С \', З, З\', Ц. Приемы их постановки .»

Материал раскрывает особенности работы по устранению недостатков произношения звуков С,З,Ц....