Виды нарушений произношения звуков Л, Р, этапы постановки, автоматизации и дифференциации.
презентация к уроку на тему

Успенская Ольга Юрьевна

В материале описываются виды нарушений  произношения звуков Л, Р; этапы их постановки, автоматизации и дифференциации. Презентация будет полезна логопедам и сурдопедагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_kruglyy_stol_l_r_-_kopiya.ppt86.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преодоление недостатков звукопроизношения у учащихся с нарушением слуха и ТНР Виды нарушений произношения звуков Л, Р этапы постановки, автоматизации и дифференциации

Слайд 2

Виды нарушений звука Л. Пропуск звука. Искажение звука: -нозальное произношение; -сонантность. Замены звука: -УА; -В; -Г фрикативный; -Л полумягкий; - йот.

Слайд 3

Этапы и способы постановки звука Л. Поэтапная постановка звука: -формирование широкого плоского расслабленного положения языка – «Лопаточка»; -формирование межзубной воздушной струи по бокам языка (без голоса, с голосом); -введение данной артикуляции в слог, слово, предложение. От ЫА при межзубном положении языка. От Х с голосом при межзубном положении языка.

Слайд 4

Формирование боковой воздушной струи с механической помощью. Поперек языка кладется тонкая палочка: -язык поднимается к верхней губе – воздушная струя; -язык перемещается к верхним зубам – воздушная струя; -язык помещается между зубами – воздушная струя. Добавляется голос, вводим в слог, слово, предложение.

Слайд 5

Этапы автоматизации звука Л в зависимости от местоположения в слове: В начале слова. Между гласными. В конце слова. В стечении согласных; -АЛПА; -ПЛА.

Слайд 6

Виды нарушений звука Р. Отсутствие (пропуск) звука. Искажения звука: Горловое произнесение: -велярное (щель между корнем и мягким небом – вибрирует мягкое небо); -увелярное (вибрирует только маленький язычок). Боковое произнесение (вибрируют боковые края языка). Носовое произнесение (НГ).

Слайд 7

Замены: -Л; -Л полумягким; -Й (йот); -Г; -Д; -В и т.п.

Слайд 8

Этапы и способы постановки звука Р. Поэтапная постановка звука: -формирование широкого плоского расслабленного положения языка – «Лопаточка»; -формирование воздушной струи по середине языка без голоса; -формирование воздушной струи по середине языка с голосом; -формирование воздушной струи по середине языка с голосом в положении языка на альвеолах: З… З-З-З… ДЗ… ДЗ-ДЗ-ДЗ… Д-Д-Д ТД-ТД-ТД -формирование вибрации языка с механической помощью. Формирование воздушной струи от звуков Ш, Ж.

Слайд 9

Этапы автоматизации звука Р в зависимости от местоположения в слове. В начале слова. Между гласными. В конце слова. В стечении согласных: -АРМА; -МРА; -ТРА: -ДРА.

Слайд 10

Этапы автоматизации звуков в зависимости от уровня самостоятельности речи Сопряженное проговаривание слогов и слов. Отраженное проговаривание слогов и слов. Называние предметных картинок. Чтение слогов, слов и предложений. Составление предложений по картинкам. Составление коротких рассказов по серии сюжетных картинок. Восприятие вопроса и составление ответа на вопрос. Чтение текста и работа по тексту. Ведение диалога. Составление рассказа по теме. Самостоятельная речь.

Слайд 11

Этапы дифференциации звуков Л, Р. 1.После постановки Л – дифференциация Л и звука-замены. 2.После постановки Р – дифференциация Р и звука-замены. 3.Дифференциация Л-Р.

Слайд 12

Формирование самоконтроля. Формирование и развитие звукового анализа. Формирование и развитие тонких слуховых дифференцировок. Формирование и развитие тактильно-вибрационного контроля.

Слайд 13

Выявленные проблемы Необходимость преодолевать самостоятельное, протекающее параллельно с нарушением слуха, нарушение звукового анализа (нарушение в центральном отделе слухового анализатора). Необходимость компенсировать нарушения иннервации органов артикуляции (невропатологический статус – дизартрия). Необходимость целенаправленной работы по формированию навыков самоконтроля за произношением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ОП "Постановка, автоматизация и дифференциация звука [М]"

Данная презентация содержит материал по постановке звука, его коррекции, автоматизации и дифференциации....

Виды нарушений произношения свистящих звуков, этапы постановки, автоматизации и дифференциации.

Презентация представляет сравнительную характеристику нарушений произношения свистящих звуков у детей без специфических нарушений развития, у детей с ТНР и у детей с нарушением слуха; этапы постановки...

Виды нарушений произношения шипящих звуков, этапы их постановки, автоматизации и дифференциации.

В презентации представлена сравнительная характеристика нарушений произношения шипящих звуков у детей с ТНР и детей с нарушением слуха; этапы постановки, автоматизации и дифференциации этих звуков. Ма...

Разновидности нарушений произношения звуков и приемы их постановки

Разновидности нарушений произношения звуков и приемы их постановки...

Конспект занятия/ цикл занятий Постановка, автоматизация и дифференциация звука [Р]

Цикл занятий по постановке, дифференциации и автоматизации   звука [Р],[Р`] разработана  для  детей начальной школы. Цикл занятий имеет социально-педагогическую направленность....

Презентация. Постановка, автоматизация и дифференциация звука Ж

Постановка, автоматизация и дифференциация звука Ж....