Постановка и исправление дефектов в произношении звука [Ц ]
методическая разработка на тему

План

коррекционной работы по постановке и исправлению

дефектов в произношении звука [Ц ]

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postanovka_zvuka_ts.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

План

коррекционной работы по постановке и исправлению

дефектов в произношении звука [Ц ]

  1. Логопедический массаж.
  2. Развитие:
  • слухового внимания;
  • слуховой памяти;
  • фонематического слуха.
  1. Дыхательная разминка.
  2. Голосовая разминка.
  3. Артикуляционная гимнастика.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  5. Отработка опорных звуков [Т], [С].
  6. Постановка звука [Ц].
  7. Формирование правильного звукопроизношения.
  8. Автоматизация звука [Ц]:
  • введение  звука [Ц] в состав слога;
  • различение звуков, близких по слуховому составу;
  • дефект слогов;
  • дефект фонем.
  1. Введение слогов со звуком [Ц] в состав слова.
  2. Узнавание звука [Ц] в составе слова:
  • в начале слова;
  • в середине слова;
  • в конце слова.
  1. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Занятие № 1

Логопедический массаж

Цель:                Нормализация мышечного тонуса общей, мышечной и артикуляционной мускулатуры:

  • поглаживание;
  • растирание;
  • разминание;
  • вибрация и поколачивание;
  • плотное нажатие.

Эти приёмы используются для отдельных групп мышц.

Пассивная гимнастика

Пассивная гимнастика выполняется медленно.

Движения совершаются ребёнком с помощью логопеда.

Упражнения повторяются 3 – 5 раз.

Активная гимнастика

Цель:        Выработка полноценных движений:

  • точность;
  • интенсивность;
  • полнота объёма движений;
  • дифференцированное включение в движение определённых мышц.

Массаж плечевого пояса и шеи

  1. расслабляющий;
  2. активизирующий.

Массаж в области гортани

Только при нарушении голоса.

Массаж лицевой мускулатуры

  1. В области лба (расслабляющий, активизирующий).
  2. В области глаз.
  3. В области щёк и подбородка (расслабляющий, активизирующий).
  4. Внутренней поверхности щёк.
  5. Мышц губ (расслабляющий, активизирующий).
  6. Мышц языка (расслабляющий, активизирующий).
  7. Мягкого нёба.
  8. Уздечки языка.
  9. Дёсен и твёрдого нёба.

Занятие № 2

Развитие слухового внимания

Цель:        Научить ребёнка слушать и слышать.

Задачи:        1. Развить слуховое внимание.

                2. Научить вслушиваться в:

  • окружающие звуки;
  • речь окружающих.

Повторение пройденного материала.

  1. Пассивная и активная гимнастика.
  2. Массаж лицевой мускулатуры.

Упражнение для подготовки артикуляционного уклада  Повторить 5 – 7 раз.

Упражнение № 1: раздвинуть губы в улыбке и быстро подвигать кончик языка к нижним резцам и обратно.

Упражнение № 2: раздвинуть губы в улыбке и быстро «присосать» язык,

        находящийся между зубами.

Упражнение № 3: Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние резцы) и сильно подуть через язык.

Новая тема

I  Развитие слухового внимания

Ход занятия: Игра «Отгадай, что звучит»

Оборудование: ширма, различные инструменты и предметы, которыми можно      производить звуки: колокольчик, бубен, барабан, фольга, погремушки и т.д.

Ход занятия: логопед за ширмой издаёт звуки разными предметами и предлагает

                  ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Они должны

                  быть ясными, чтобы их можно было угадать.

Игру повторить 2 – 3 раза с чередование инструментов.

II Игра «Чего не хватает?»

Цель: Развитие у ребёнка целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением:

  • рубашки без пуговиц;
  • книги без страниц;
  • часов без цифр;
  • перчатки без пальца.

Ход:   1.  Ребёнок всматривается в картинку и находит ту часть, которой не  

              хватает.

        2. Логопед предлагает ребёнку дорисовать недостающую часть предмета.

        3. Просит произнести слова:

  • палец – пальцы;
  • страница – страницы;
  • цифра – цифры;
  • пуговица – пуговицы

Занятие № 3

Дыхательно – голосовая разминка.

Дыхательная и голосовая разминка (3 -5 повторений)

Цель:        1. Достичь плавного выдоха.

                2. Обеспечение ясной дикции и чёткого произношения звуков.

Задача:        1. Добиться хорошо поставленного речевого дыхания.

                2. Достичь внятного и плавного произношения звуков.

Повторение пройденного материала

  1. Пассивная и активная гимнастика.
  2. Массаж лицевой мускулатуры.
  3. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Упражнение для подготовки артикуляционного уклада  Повторить 5 – 7 раз.

Упражнение № 1: Кончик языка просунуть между зубами и слегка прикусить.

                        Быстро выдохнуть, оттянув язык назад. Выдох должен быть

                        толчкообразным.

Упражнение № 2: Открыть рот, кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а его переднюю часть прижать к твёрдому нёбу.

        Произнести звук, похожий на звук [Т]. Губы в этот момент растянуты в улыбке. Поднеся ладонь ко рту, можно почувствовать поток холодного воздуха.

Упражнение № 3: Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние резцы),

        выгнуть  спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Боковые края языка зафиксировать зубами.

        Сделать выдох резким, коротким толком.

Упражнение № 4: Повторить предыдущее упражнение, но уже без фиксирования

        Боковых краёв языка зубами

Игра «Кто внимательный?»

Оборудование: кукла, мишка, машинка.

Ход: Логопед сидит в 2 – 3 шагах от ребёнка. Рядом с ребёнком разложены  

        игрушки. Логопед предупреждает ребёнка, что будет давать команды  

        шёпотом, поэтому надо быть очень внимательными:

  • возьми мишку и посади в машинку;
  • вынь мишку из машинки;
  • посади в машинку куклу и т.д.

Команды должны быть краткие и очень понятные.

Произносить их тихо и чётко.

Новая тема

I        Дыхательная разминка (3 – 5 повторений)

Игра «Футбол»

Оборудование: кусочек ваты, два кубика.

Ход: из кусочка ваты скатываем шарик – это мяч.

        Два кубика – это ворота.

        Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол».

        Вата должна оказаться между кубиками.

II        Голосовая разминка

Логопед задаёт вопросы.

Ребёнок отвечает

Логопед: - Что мы говорим, когда испугаемся?

Ребёнок: - Ай – ай – ай!

Логопед: - Что мы говорим, когда нам больно?

Ребёнок: - Ой – ой – ой!
Логопед: - Что мы говорим, когда заблудимся в лесу?

Ребёнок: - Ау – ау – ау!

Логопед: - Как плачут маленькие дети?

Ребёнок: - Уа – уа – уа!
Логопед: - Как мы баюкаем куклу?

Ребёнок: - Баю – баю – бай!

III        Игра «Разрезная картинка»

Цель: 1. Формирование целостного восприятия предмета.

          2. Активизация словаря по теме.

Оборудование: разрезная картинка «Яйцо» (два горизонтальных или

                      вертикальных разреза)

Ход: 1. Читаем ребёнку сказку «Курочка Ряба»

        2. Задаём вопросы:

  • «Какого цвета яйцо?»
  • «Кто снёс яйцо»»
  • «Как можно назвать его ласково?»

3. Даём ребёнку разрезную картинку, просим собрать её.

4. Просим произнести слово «Яйцо».

Занятие № 4

Артикуляционная разминка.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Цель: Выработка: 1. полноценных движений;

                                 2. определённого уклада органов артикуляционного аппарата.

Задача: Подготовка органов артикуляционного аппарата к постановке звука [Ц].

Повторение пройденного материала

  1. Логопедический массаж.
  2. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Игра «Где позвонили?»                (4 – 5 повторений)

Оборудование: колокольчик

Ход:        Ребёнок закрывает глаза, логопед встаёт в стороне от ребёнка (слева,

        справа, сзади) и звенит в колокольчик Ребёнок должен повернуться

лицом туда, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. После правильного ответа ребёнок открывает глаза.

Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз.

   

  3. Дыхательная разминка                (3 – 5 повторений)

   

   Игра «Бабочка»

Оборудование: вырезанные из бумаги несколько бабочек, прикреплённых на ниточку и повешенные на уровне лица ребёнка.

Ход: Логопед и ребёнок произносят приговорку:

        «Бабочка-коробочка,

        Полети на облачко.

        Там твои детки –

        На берёзовой ветке!»

Логопед предлагает ребёнку подуть на бабочек, чтобы они «полетели»

Ребёнок делает длительный плавный выдох.

4. Голосовая разминка                (2 – 3 повторения)

Ход: по сигналу логопеда:

«Поехали на поезде!»

ребёнок стучит ногами и гудит: «У – у – у – у – у – у!»

        «Поехали на машине!»

        ребёнок крутит воображаемый руль и гудит: «Би – би – би!»

Новая тема        I        Артикуляционная разминка        (3 – 5 повторений)

Ход: упражнение выполняем перед зеркалом

        Упражнение № 1                 Гимнастика губ.

«Лягушка»  

  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • удерживать положение на счёт «до 5»;
  • прикус естественный;
  • челюсть не выдвигается вперёд.

Логопед в это время читает:  «Вот понравится лягушкам,

                                        Тянем губы прямо к ушкам.

                                        Потяну, перестану

                                        И нисколько не устану».

        

        Упражнение № 2                Гимнастика языка

«Лопаточка»

  • улыбнуться;
  • открыть рот;
  • удерживать в спокойном состоянии на счёт «до 5»;
  • положить широкий кончик языка на нижнюю губу;
  • следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы

Логопед в это время читает: «Язык лопаткой положи

                                        И под счёт его держи:

                                        Раз, два, три, четыре, пять!

                                        Язык надо расслаблять!»

II        Развитие мелкой моторики

Упражнение без речевого сопровождения

«Ёлка»

  • ладони развернуть от себя;
  • пальчики пропустить между собой (ладони под углом друг к другу);
  • пальчики выставить вперёд;
  • локти к телу не прижимать.

Упражнение с речевым сопровождением

«На ёлке»

«Мы на ёлке веселились,                        Ритмичные хлопки в ладоши

И плясали, и резвились.

После добрый Дед Мороз                        «Шагать» средним и

Нам подарки преподнёс.                        Указательным пальцем

Дал большущие пакеты,                        Ритмичные хлопки в ладоши

В них же – вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,                        Загибают на одной или

Орешки рядом с ними,                                обеих руках пальцы,

Груша, яблоко, один                                начиная с большого.

Золотистый мандарин.

III        Развивающие игры

Игра «Где бабочка

Цель: формирование понимания предлогов

Оборудование: бумажная бабочка, бумажный, искусственный или настоящий цветок.

Ход: логопед выполняет различные действия с бабочкой:

  • сажает её на цветок;
  • сажает её под цветок;
  • сажает её на листик;
  • держит над цветком;
  • прячет за цветок и т.д.

и спрашивает ребёнка, где бабочка, и контролирует правильность ответа.

Логопед предлагает поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.

Занятие № 5

Отработка опорных звуков [Т]  [С]

Повторение пройденного материала

  1. Логопедический массаж.
  2. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

 Игра «Волшебная палочка»

Оборудование: предмет, который может сыграть роль волшебной палочки

Ход: логопед и ребёнок рассматривают предметы (заяц, цыплёнок, цветок, блюдце,

        полотенце, кольцо). У логопеда в руках волшебная палочка. Ей он

дотрагивается до предмета и громко его называет. За ним произносит ребёнок, стараясь сделать это как можно чётче. Необходимо следить, чтобы ребёнок правильно соотносил слова и предметами.

3. Дыхательная разминка                (3 – 5 повторений)

        

        Игра «Кораблик»

Логопед и ребёнок вместе делают из бумаги кораблик, опускают его в таз с водой, стоящий на уровне лица ребёнка, чтобы ему было удобно дуть на кораблик. Логопед объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребёнок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. В перерывах логопед и ребёнок вместе поют:        «Ветерок, ветерок,

                                        Натяни парусок!

                                        Кораблик гони

                                        До Волги-реки!»

4. Голосовая разминка

Ребёнок закрывает лицо руками. Логопед говорит: «Где ты?»

Ребёнок быстро поднимает руки вверх и протяжно произносит: «а-а-а-а-а-а!»

Затем вертит кистями рук напевая «ля-ля-ля!», затем хлопает в ладоши.

Логопед: - «Хлопали, хлопали и устали!»

Ребёнок плавно опускает руки и произносит: «о-о-о»

     5.  Артикуляционная разминка _                (3 – 5 повторений)

Ход: упражнение выполняем перед зеркалом

Упражнение № 1                 Гимнастика губ.

«Хоботок»                 

  • губы и зубы сомкнуты;
  •  напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой;
  • удерживать их в таком положении на счёт «до 5»

Логопед в это время читает:  «Подражаю я слону:

                                        Губы хоботком тяну.

                                        А теперь их отпускаю

                                        И на место возвращаю»

Упражнение № 2                Гимнастика языка

«Накажем непослушный язычок»

  • положить широкий язык между губами;
  • «пошлёпать» его «пя-пя-пя)

6. Развитие мелкой моторики

Упражнение без речевого сопровождения

«Бабочка»

  • руки скрестить в запястьях и прижать тыльной стороной друг к другу;
  • пальцы прямые;
  • совершаем лёгкие движения в запястьях с прямыми пальцами – «бабочка летит».

Упражнение с речевым сопровождением

«Белка»                                        

«Сидит белка на тележке.                        Хлопки ладошами и удары

                                                        кулачками друг о друга попеременно.

Продаёт она орешки.                                Загибать пальчики, начиная с большого.

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,                                        Ритмичные хлопки ладонями и

Кому в зобок,                                        удары кулачками друг о друга

Кому в лапочку.                                        попеременно.

7. Расширение словаря по теме.

Игра: «Чудесный мешочек»

Цель:

  • закрепить словарь по теме: Звук [Ц]
  • научить определять игрушки на ощупь.

Оборудование: игрушки в мешке: (кольцо, заяц, цепь, пуговица, огурец, курица).

Ход: не заглядывая в мешок определить на ощупь игрушки и назвать их. Если

        Ребёнок не может определить – достаёт другую игрушку.

Новая тема         Отработка опорных звуков  [Т]  [С]

Цель: отработка звуков, в состав которых входит звук [Ц].

Задача: уточнить правильную артикуляцию опорных звуков.

Ход занятия:

I        Опорный звук [Т]

  • рот приоткрыт;
  • губы раскрыты в улыбке;
  • зубы сближены;
  • верхние и нижние резцы слегка обнажены;
  • кончик языка упирается в верхние резцы;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
  • резко выдыхаем воздух, получаем звук [Т]

II        Опорный звук [С]

  • рот приоткрыт;
  • губы раскрыты в улыбке, не напряжены;
  • зубы сближены;
  • верхние и нижние резцы слегка обнажены;
  • кончик языка упирается в нижние резцы;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • язык по средней линии образует желобок, по которому проходит холодная воздушная струя;
  • мягкое нёбо поднимается, образуя с задней стенкой глотки нёбно-глоточный затвор, закрывающий проход воздуха в носовую полость;
  •  получаем звук [Т]

Занятие № 6

Постановка звука Ц

Повторение пройденного материала

  1. Логопедический массаж.
  2. Развитие фонематического слуха.

 Игра «Подскажи словечко»

Ход: логопед читает вступительное стихотворение:

        Гладко, плавно лился стих,

        Вдруг споткнулся и притих,

        Ждёт он и вздыхает:

        - Слова не хватает!

        Чтобы снова в добрый путь

        Стих потёк, как речка,

        Помоги ему чуть-чуть

        Подскажи словечко.

Логопед читает основные стихотворения:

        Наша Таня громко плачет

        Уронила в речку …(мячик).

        

        Зайку бросила хозяйка –

        Под дождём остался … (зайка).

        Уронили мишку на пол,

        Оторвали мишке … (лапу).

        Я люблю свою лошадку,

        Причешу её шёрстку … (гладко).

        

        Спать пора! Уснул бычок,

        Лёг в коробку на … (бочок).

Логопед предлагает ребёнку назвать все названные слова.

        

3. Дыхательная разминка                (3 – 5 повторений)

        

        Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Оборудование: стеклянные пузырьки.

Ход: логопед показывает, как можно погудеть в пузырёк:

  • Слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырёк касается подбородка;
  • Воздушная струя должна быть длительной и идти посередине языка.

Если гудок не получается, значит, ребёнок не соблюдает одно из требований.

     4.  Артикуляционная разминка _                (3 – 5 повторений)

Ход: упражнение выполняем перед зеркалом

Упражнение № 1                 Гимнастика губ.

«Лягушка - хоботок»                 Смотреть предыдущие занятия

  • На счёт «раз-два» чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок»

Логопед в это время читает:  «Свои губы прямо к ушкам

Растянул я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня»

Упражнение № 2                Гимнастика языка

«Киска сердится»

  • улыбнуться;
  • открыть рот;
  • кончиком языка упереться в нижние зубы;
  • на счёт «1» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы;
  • на счёт «2» - вернуться в исходное положение;
  • кончик языка не должен отрываться  от нижних зубов;
  • рот не закрывается.

Логопед читает стихотворение:        «На скамейке у окошка

                                                Улеглась и дремлет кошка.

                                                Кошка глазки открывает,

                                                Кошка спинку выгибает».

5. Развитие мелкой моторики

Упражнение с речевым сопровождением

«Пять малышей»

«Один малыш                                Указательный палец правой руки выпрямлен

Качается в саду                                и направлен вверх, остальные сжаты в кулак.

Два малыша                                Выпрямляем ещё один палец - средний

Купаются в пруду.

Три малыша ползут                        Выпрямляем ещё один палец - безымянный

К дверям в квартире,

А в эту дверь                                 Выпрямляем ещё один палец - мизинец

Стучат ещё четыре.

С пятью другими тоже                        Раскрыть всю ладонь..

Всё в порядке.

Им весело, они играют в прятки.        Закрыть лицо руками.

Где притаились,                                Пальцы обеих рук сжать в кулак

Ясно и ежу,                                Выпрямить пальцы, изображая ежа.

Но я глаза зажмурил и вожу:                Закрыть лицо руками.

1, 2,3 ,4 ,5 …                                По очереди раскрыть пальцы

Ну, берегись:                                Погрозить указательным пальцем.

Я иду искать!»

6. Расширение словаря по теме.

«Птицы»

Оборудование: картинки

Птицы: синица, воробей, голубь.

Части тела: клюв, крылья, перья, хвост.

Сколько их: одна, две, много.

Что делают: летают, прыгают, клюют, сидят.

Ход: логопед читает стихотворение и задаёт вопросы:

                А. Барто                                        Воробей

        «Села птичка на окошко,                Среди белых голубей

        Посиди у нас немножко!                Скачет шустрый воробей.

        Посиди, не улетай.                        Воробушек – пташка,

        Улетела … (птичка) Ай!»                Серая рубашка.

                                                        Откликайся воробей,

                                                        Вылетай-ка не робей.

Новая тема                Постановка звука Ц

I способ:        по подражанию _                (перед зеркалом)

  1. Произносим опорный звук [Т]
  • объясняем артикуляцию звука [Т];
  • кончик языка не за верхними зубами, а за нижними резцами.

Получаем звук [Ц]

  1. Произносим опорный звук [С]
  • объясняем артикуляцию звука [С];
  • кончик языка втягиваем в глубь рта.

Получаем звук [Ц]

II способ:        механический _                (используем шпатель или зонд)

  1. Произносим опорный звук [Т]
  • кончик языка заводим за нижние резцы шпателем или зондом

Получаем звук [Ц]

  1. Произносим опорный звук [С]
  • кончик языка вдавливаем в глубь рта шпателем или зондом

Получаем звук [Ц]

III способ:        смешанный

  1. Объясняем артикуляцию звука [Т] и помогаем шпателем или зондом органам артикуляции.

Получаем звук [Ц].

  1. Объясняем артикуляцию звука [С] и помогаем шпателем или зондом органам артикуляции.

Получаем звук [Ц].

Занятие № 7

Формирование правильного звукопроизношения

Повторение пройденного материала

  1. Логопедический массаж.
  2. Развитие слухового внимания.

 Игра «Угадай, кто идёт»                (4 – 5 повторений)

Оборудование: картинки с изображением цапли и синицы

Ход:

  • логопед показывает ребёнку картинки  и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а синица прыгает быстро;
  • затем медленно стучит в бубен, а ребёнок ходит как цапля;
  • затем быстро стучит в бубен, ребёнок прыгает как синица;
  • стучит в бубен всё время меняя темп, а ребёнок то прыгает, то медленно ходит.

                

3. Дыхательная разминка                (3 – 5 повторений)

        

Игра «Листопад»

Оборудование: вырезанные из жёлтой и красной бумаги осенние листочки

Ход: логопед объясняет ребёнку, что осенью с деревьев опадают листья. Это -  

        листопад. Ребёнок дует на листочки так, чтобы они полетели.

Следим, чтобы щёки не надувались.

Листья можно вырезать разные: берёзовые, кленовые, дубовые и т.д.

Надо научить ребёнка узнавать листья.

Предложить устроить листопад дома.

     4.  Артикуляционная разминка _                (3 – 5 повторений)

Ход: упражнение выполняем перед зеркалом

Упражнение № 1                 Гимнастика губ.

«Окошко»         

  • на счёт «1» широко открыть рот – окошко открыто;
  • на счёт «2» закрыть рот – окошко закрыто.

Упражнение № 2                Гимнастика языка

«Упрямый ослик»

  • губы в улыбке;
  •  рот приоткрыть;
  • кончиком языка упереться в нижние зубы;
  • с силой произносим сочетание ИЕ, кончик языка упирается в нижние зубы.

Логопед читает стихотворение:        «Ослик был сегодня зол

Он узнал, что он осёл».

  1. Развитие мелкой моторики

«Шнуровка»

Ход:

  • вырезаем фигурки (домик, замок, животные и т.д.) из картона и проделываем по контуру дырочки;
  • с помощью обычного шнурка ребёнок шнурует фигурку.

6. Расширение словаря по теме.

«Какой овощ пропустили»

Цель: расширение внимания и зрительной памяти.

Оборудование: игрушка «Заяц»;

                      натуральные овощи или муляжи (перец, огурец и т.д.)

Ход: логопед показывает ребёнку зайца и объясняет, что у него сегодня «День рождения». Пришли гости и принесли множество подарков. Раскладываем перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребёнок должен угадать какой.

Новая тема                формирование правильного звукопроизношения

Цель:        Добиться правильного звучания изолированного звука [Ц]

Задача:        Добиться правильного звучания изолированного звука [Ц] на этапе      

                объединения отработанных артикуляционных движений.

Ход:

  1. К правильной артикуляции добавляем правильно направленную воздушную

струю – получаем изолированный звук [Ц].

        Быстро и многократно произносим ТС – ТС – ТС

  1. Складываем из геометрических фигур «Цыплёнка» по образцу.

Складывая ребёнок проговаривает: «Туловище цыплёнка состоит из…»  и т.д.

  1. Логопед кладёт перед ребёнком картинку с изображением цыплят разной величины и предлагает сосчитать их по порядку, начиная с большого цыплёнка.

Ребёнок при этом проговаривает: «Первый цыплёнок, второй цыплёнок» и т.д.

  1. Предлагаем раскрасить цыплят.

Занятие № 8

Автоматизация звука [Ц]

Повторение пройденного материала

  1. Логопедический массаж.
  2. Развитие слухового внимания.

 Игра «Угадай, что делать»                (4 – 5 повторений)

Оборудование: два флажка, бубен или погремушка

Ход:

  • ребёнку даём в руки два флажка;
  • если логопед громко звенит бубном – ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими,
  • если тихо – держит руки на коленях.

  1. Развитие фонематического восприятия
  • Логопед произносит различные звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав звук [Ц]:

С З Н Ц Т Ц С Ш Ц К

  • Логопед произносит различные слоги, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав слог со звуком [Ц]:

ТО  ЦО  СА  ЦА  БУ  ЦУ  РЕ  ЦЕ  ЦИ

  • Логопед произносит различные слова, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав слово со звуком [Ц]:

кусты, цапля, лопата, цветы, масса, леденец, солнце, кружка, курица.

                

4. Дыхательная разминка                (5 повторений)

        

Игра «Шторм в стакане»

Оборудование: соломинка для коктейля, стакан с водой

Ход:

  • кладём на середину широкого языка соломину;
  • второй конец опускаем в стакан с водой;
  • предлагаем подуть через соломинку так, чтобы вода забурлила.

Следим, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.

Предложить устроить листопад дома.

5.  Артикуляционная разминка _                (3 – 5 повторений)

Ход: упражнение выполняем перед зеркалом

Упражнение № 1                 Гимнастика губ.   (3 повторения)

«Лягушка - хоботок»                 Смотреть предыдущие занятия

Упражнение № 2                Гимнастика языка        (5 повторений)

«Чистим нижние зубки»

  •  рот приоткрыть;
  • кончиком языка «почистить» нижние зубки с внутренней стороны , делая движения языком то вправо, то влево;

Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной

6. Развитие мелкой моторики

Игра «Золушка»

Ход: в миске смешиваем фасоль и горох, а в две другие ребёнок сортирует крупы.

7. Формирование навыков словообразования.

Игра «Лото»

Цель:

  • расширение словарного запаса.;
  • словообразование.

Оборудование: листья разных пород деревьев, наклеенные на одну большую

                      карточку, маленькие карточки с такими же листьями.

Ход: Перед ребёнком лежит большая карточка и рядом сложенные в стопку маленькие  карточки. Ребёнок берёт одну из них и определяет, лист какого дерева у него оказался. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Свои действия ребёнок сопровождает речью: «Это кленовый лист» и т.д.

Новая тема                Автоматизация звука Ц в слогах

I        автоматизация звука [Ц] в прямых слогах

Логопед произносит слоги, а ребёнок повторяет, чётко проговаривая звук [Ц]

ца – цо – це                        ци –цо – цы                        цы – це - цу

ца – цу – цо                        цо – ца – цы                        цы – цо - ца

це – цу – цы                цу – це – цо                                цы – цо - ца

II        автоматизация звука [Ц] в обратных слогах

Логопед произносит слоги, а ребёнок повторяет, чётко проговаривая звук [Ц]

ац – оц – уц                        уц – эц – ац                        эц – оц – ац

уц – оц – ац                        ыц – уц – оц                эц – ыц – оц

уц – оц – ац                        ыц – эц – оц                эц – ыц - оц

III        автоматизация звука [Ц] в интервокальной позиции

Логопед произносит слоги, а ребёнок повторяет, чётко проговаривая звук [Ц]

аца – оцо – уцу                оцо – ыцы – эцэ                ыцы – эцэ – аца

ици – уцу – аца                оцо – эцэ – уцу                эцэ – ыцы – аца

ици – уцу – аца                уцу – оцо – эцэ                эцэ – ыцы – оцо

IV        автоматизация звука [Ц] в слогах со стечением согласных

Логопед произносит слоги, а ребёнок повторяет, чётко проговаривая звук [Ц]

цве – цва – цво                мца – мцо – мцу

цву – цвы – цвю                мцы – мцэ – мце

и т.д. со всеми согласными русского языка

Нарисуй «Цветок» обеими руками одновременно и раскрась его.

Занятие № 9

Введение слогов со звуком «Ц» в состав слова.

Повторение пройденного материала

  1. Логопедический массаж.
  2. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Оборудование: стаканчики: железный, пластмассовый, стеклянный, бумажный;

                      крупы: горох, рис, пшено, фасоль.

Ход:

  • насыпаем разные крупы в разные стаканчики;
  • обговариваем действия вслух;
  • ставим перед собой ширму и проделываем тоже самое.

Ребёнок должен определить, в какой стаканчик и какая крупа пересыпана.

                

3. Дыхательная разминка                (5 повторений)

        

Игра «Снегопад»

Оборудование: кусок ваты.

Ход:

  • из ваты делаем снежинки (рыхлые комочки);

Объясняем что такое снегопад (когда идёт снег)

  • кладём снежинку на ладошку;
  • предлагаем сдуть её с ладошки правильно (не надувая щёк).

Логопед читает стихотворение:        Снег, снег кружится,

                                                Белая вся улица!

                                                Собралися мы в кружок,

                                                Завертелись, как снежок.

Предложить устроить снегопад дома.

4.  Артикуляционная разминка _                (3 – 5 повторений)

Ход: упражнение выполняем перед зеркалом

Упражнение № 1                 Гимнастика губ.   (3 повторения)

«Лягушка - хоботок»                 Смотреть предыдущие занятия

Упражнение № 2                Гимнастика языка        (5 повторений)

«Качели»

  •  улыбнуться;
  • открыть рот;
  • на счёт «1 – 2» поочерёдно упираемся языком то в нижние, то в верхние зубы.

Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной

5. Развитие мелкой моторики

Игра «Братцы»

Упражнение с речевым сопровождением.

Засиделись в избушке братцы                             Поднять руку. Ладонь прямая.

Пальцы сомкнуты.

Захотел меньшой прогуляться                        Отвести в сторону мизинец и

                                                                Задержать на несколько секунд.

Да скучно ему гулять одному                                        Мизинец назад.

Зовёт он братца вдвоём прогуляться        Отвести вбок прижатые друг к другу мизинец и безымянный палец.

        Задержать на несколько секунд.

Да скучно им гулять двоим        Пальцы назад.

Зовут братца втроём прогуляться        Вбок отвести три пальца.

        Задержать на несколько секунд.

Грустно старшим сидеть в избе        Большой и указательный пальцы

        При каждом слове соединяются.

Зовут они братцев домой к себе        Все пальцы соединяются в щепоть.

6.  Развитие зрительного внимания и памяти                 (3 – 4 повторения)

Оборудование: блюдце, цыплёнок, цветок, пуговица, курица, цепочка и т.д.

Ход:

  • Логопед раскладывает предметы на столе.
  • Ребёнок называет их.
  • Просим ребёнка закрыть глаза, а сами прячем одну игрушку.
  • Ребёнок открывает глаза и отгадывает, какая игрушка исчезла.

Новая тема                Автоматизация звука Ц

I        Введение слогов со звуком «Ц» в состав слова

        Проговариваем слоги и слова:

ац – ац – ац – бац                        ец – ец- ец – боец

яц – яц – яц – заяц                цы – цы – цы – огурцы

цу – цу – цу – конницу                цо – цо – цо - кольцо

                Автоматизация звука Ц в словосочетаниях

бойцы на границе                        огурцы и луковицы                        целая цепочка

больница на улице                        полотенце в горнице                        целебные цветы

в колодце водица                        птенец в яйце                                ценное кольцо

кольцо с цирконием                разноцветные цветы                        цепкие пальцы

конец улицы                                цветок цикламена                цирковая медведица

кузнец в кузнице                        цветы под оконцем

                Автоматизация звука Ц в предложениях

В колодце холодная водица                        Мама купила цепочку и кольцо

В конце улицы новая больница                Мы были у отца в больнице

Возле акации много цветов                        Овцы стоят около колодца

Детям купили разноцветные леденцы.        Певец вышел на сцену.

Кузнецы были целый день в кузнице.                Полотенце зацепилось за гвоздь.

У Тани на платье новые пуговицы.                Цыплята сбежались к курице.

Я нашла рукавицы на улице.                        Мы разрезали цветную бумагу ножницами        

Задание № 1        Словообразование существительных

Саня – умник        и        Соня - умница

Саня – охотник        и        Соня – охотница

Саня – писатель        и        Соня – писательница

Саня – певец        и        Соня – певица

Саня – модник        и        Соня – модница

Саня – воспитатель        и        Соня – воспитательница

        Задание № 2        Заучиваем скороговорку

Пусть метёт метелица,

По лесу снегом стелется.

Зайцы бегали в лесу,

Там заметили лису:

Под сосной стоит лисица,

На сосне сидит синица.

        Задание № 3        Образуй слова по образцу

Волк – волчица                Лиса – лисица                Медведь - медведица

II        Выделение слов со звуком «Ц» из слов:

        Кольцо – колесо – пылесос – акация – цифра – апельсин – яйцо – нарцисс

Задание № 1        Игра «Эхо»

                        Тело - тельце                        Мыло - мыльце

                        Сало - сальце                        Шило - шильце

                        Здание - зданице                           Стихотворение -  стихотворенице

Задание № 2        Игра «Кто это?»

                        Танцует – танцор

                        Едет на мотоцикле – мотоциклист

                        Подковывает лошадь – кузнец

                        Продаёт - продавец

                        

Задание № 3        Заучиваем скороговорку «Цыплятки»

                        Цып – цып – цып! Цыплятки!

                        Есть водица в кадке.

                        Кто меня боится,

                        Тому не дам напиться.

                        Вот бегут цыплятки –

                        Не боятся Натки.

                        Возле кадки блюдце –

                        Все они напьются.

Задание № 4        Игра «Закончи слово»

ПалеЦ, заяЦ, матраЦ, жнеЦ, ранеЦ, сквореЦ, колодеЦ, бореЦ,  леденеЦ, плавеЦ, кузнеЦ, пехотинеЦ, огуреЦ.

Аппликация:  даём ребёнку части цветка из разных цветов (синий, красный,

                      жёлтый). Нужно собрать цветочки по цветам.

Занятие № 10

Узнавание звука Ц в составе слова.

Повторение пройденного материала

  1. Логопедический массаж.
  2. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Оборудование: бубен                (3 – 4 раза)

Ход: Логопед: стучит в бубен тихо, громко и очень громко.

        Ребёнок: под тихий стук – идёт на цыпочках;

                     под громкий стук – шагает;

                     под очень громкий стук – бежит.

3. Дыхательная разминка                (5 повторений)

        

Игра «Одуванчик»

Ребёнок дует на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки.

Логопед читает стихотворение:        Одуванчик, до чего ж

                                                Ты на облачко похож.

                                                Страшно даже и взглянуть:

                                                Как бы облачко не сдуть.

Следим за правильностью выполнения.

4.  Артикуляционная разминка _                (3 – 5 повторений)

        

Ход: упражнение выполняем перед зеркалом

Упражнение № 1                 Гимнастика губ.   (3 повторения)

«Окошечко»                 

Упражнение № 2                Гимнастика языка        (5 повторений)

«Почистим нижние зубки»

  •  улыбнуться;
  • открыть рот;
  • кончиком языка упираться по очереди в каждый зуб с внутренней стороны нижней челюсти

Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной

Логопед читает стихотворение:                С языком случилось что-то,

                                                        Он толкает зубы!

                                                        Будто хочет их за что-то

                                                        Вытолкнуть за губы!

5. Развитие мелкой моторики

Игра «Овощи»

Упражнение с речевым сопровождением.

Хозяйка однажды с базара пришла,                        «шагать» пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла                        Загибать по одному пальцу

Картошку, капусту, морковку, горох                на одной или двух руках на

Петрушку и свёклу.                                         каждый овощ, начиная с большого

Ох…!                                                        Хлопок в ладоши.

6.  Развитие зрительного внимания и памяти                 (3 – 4 повторения)

Оборудование: картинки с изображением: - флажка без палочки,

                                                          - шарика без ниточки,

                                                          - бабочки без крылышка

Ход: Ребёнок всматривается в нарисованную картинку и находит ту часть, которой    

        не хватает на картинке.

        Логопед предлагает дорисовать недостающую часть.

Новая тема                Узнавание  звука Ц  в составе слова

I        Узнавание  звука Ц  в составе слова        

В начале слова:

                ца – ца – ца – цапля

                цы – цы – цы – цыплёнок

                це – це – це - цена

        В середине слова:

        це – це – це – зацепить

        В конце слова:

        цо – цо – цо – яйцо

        цу – цу – цу – мельницу

II        Чистоговорки

Целый день цыплёнок Цып                        Мы сварили для отца

        Возле курицы сидит.                                Целый центнер холодца.

В цветнике овца гуляет                                У орлицы два птенца

Все цветы она сжевала                                Вылупились из яйца.

        

III        Скороговорки

        Из соседнего колодца                                Скворцы и синицы –

        Целый день водица льётся.                        Весёлые птицы.

Задание: Определи место звука «Ц» в слове.

Метелица,  цыплёнок, гусеница, цветок, пустоцвет, цапля, заяц, цепь

Занятие № 11

Развитие навыков звукового анализа

Повторение пройденного материала

  1. Логопедический массаж.
  2. Активизация словарного запаса

Игра «Один – много»

Оборудование: 3 – 4 картинки с изображением насекомых

Ход: Логопед раскладывает в ряд на столе картинки.

        Ребёнок называет их.

        Ребёнок закрывает глаза.

        Логопед убирает одну картинку.

        Ребёнок открывает глаза и называет, какое насекомое улетело.

3. Дыхательная разминка                (5 повторений)

        

Игра «Ветряная мельница»

Ребёнок дует на ветряную мельницу  плавно, то быстро, то медленно.

Логопед читает стихотворение:        Ветер, ветер, ты могуч,

                                                Ты гоняешь стаи туч!

Следим за правильностью выполнения.

4.  Артикуляционная разминка _                (3 – 5 повторений)

        

Ход: упражнение выполняем перед зеркалом

Упражнение № 1                 Гимнастика губ.   (3 повторения)

«Лягушка – хоботок»                 смотри предыдущие занятия.                 

Упражнение № 2                Гимнастика языка        (5 повторений)

«Иголочка»

  •  улыбнуться;
  • открыть рот;
  • высунуть язык наружу острым, как жало

Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Логопед читает стихотворение:                Маленького роста я,

                                                        Тонкая и острая.

                                                        Носом путь себе ищу,

                                                        За собою хвост тащу.

5. Развитие мелкой моторики

Игра «Мозаика»

Ход: Выкладываем из мозаики цветок.

        Пробуем сделать тоже самое другой рукой.

Новая тема:        Развитие навыков звукового анализа.

I         Деление слов на слоги.

2 слога:          цве – ты                пти – ца           спи – ца               ли – цо               цеп – кий

3 слога:       си – ни – ца                мыль – ни – ца                ку – ри – ца

4 слога:                      ме – те – ли – ца                        пу – го – ви – ца

Игра «Эхо»

Образуй слова по образцу, разбивая полученные слова на слоги.

Сухарь – су – хар – ни – ца

Суп – суп – ни – ца

Хлеб – хлеб – ни – ца

Конфета – кон – Фет – ни – ца

Пепел – пе – пель – ни – ца

II        Автоматизация звука Ц в пословицах и поговорках.

        Летит скворец – зиме конец.

        Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.

        Носится, как курица с яйцом.

        Крупица да водица – вот и кашица.

III        Образуем слова женского рода        (ца)

        Волк – волчица

        Медведь – медведица

        Лиса - лисица

IV        Составляем предложение с этими словами

По лесу бродят голодные волк и волчица.

Волчица гуляет с волчатами.

Медведь и медведица вышли на охоту.

Хитрая лисица поймала серенькую мышку.

По лесу пробежала хитрая лисица.


V        Повторяем слова

Индеец, птенец, мизинец, кузнец.

VI        
Вставляем нужные слова в предложения

Собака укусила Соню за палец.

На высокой сосне сидит маленький птенец.

В кузнице подковал коней кузнец.

На пороге вигвама стоит индеец.

VII        
Заучиваем скороговорку

Зиме конец

Летит птенец.

- Идёт весна! Весна ясна!

На улице всё тает!

VIII        
Находим в скороговорке слова с буквой «Ц».

Конец, птенец.

IX        «Напоить цыплят из блюдца»

Я … (напою цыплят из блюдца)

Ты … (напоишь цыплят из блюдца)

Он … (напоит цыплят из блюдца)

Она … (напоит цыплят из блюдца)

Они … (напоят цыплят из блюдца)

Мы … (напоим цыплят из блюдца)

Вы … (напоите цыплят из блюдца)

X        
Игра «Путаница»

Составляем предложения по образцу из слов.

Птицы, земля, над, летать, низко.

Птицы летают низко над землёй.

Гнездо, сидеть, в, птенцы, и, попискивать.

В гнезде сидят птенцы и попискивают.

Акация, синица, куст, сидит, на.

На кусте акации сидит синица.

Наседка, цыплята, ходить, за, гуськом.

Цыплята ходят за наседкой гуськом.

Цыплёнок, водица, блюдце, пить, из.

Цыплёнок пил водицу из блюдца.

XI        
Читаем текст. Находим родственные слова.

На лугу одуванчики и другие полевые цветы.

Саня подарил маме весенний цветок.

Мама рассказала дочке сказку «Аленький цветочек».

На площадке большая цветочная клумба.

Саня работает на огороде, а Соня – в цветнике.

Под окном детского сада куст цветущей сирени.



Задание:        
Путешествуем с черепахой.

Пройти путь от одного предмета к другому, называя их.

Звук «Ц»

Согласный

Свистящий

Глухой

Всегда твёрдый

Характеристика: во время произнесения звука «Ц» кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами. Воздух разливается по всему языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар для учителей начальных классов "Помощь детям младшего школьного возраста в исправлении дефектов произношения"

В последние десятилетия одной из актуальных проблем является ухудшение речевого развития детей. И мы  рассмотрим причины нарушений и виды помощи, какие вы, как учителя можете оказать ...

Артикуляционная гимнастика для исправления произношения звук Р

Пример артикуляционной гимнастики и рекомендации к ней для ,которые даются каждому ученику для выполнения гимнастики дома....

Язычок с-с-с- свистит (Исправление недостатков произношения звуков С,З,Ц)

Это пособие поможет логопедам, воспитателям детских садов и родителям в постановке у детей 5-7 лет правильного и четкого произношения звуков С, 3, Ц....

Виды нарушений произношения звуков Л, Р, этапы постановки, автоматизации и дифференциации.

В материале описываются виды нарушений  произношения звуков Л, Р; этапы их постановки, автоматизации и дифференциации. Презентация будет полезна логопедам и сурдопедагогам....

Разновидности нарушений произношения звуков и приемы их постановки

Разновидности нарушений произношения звуков и приемы их постановки...