Главные вкладки

    семинар для учителей начальных классов "Помощь детям младшего школьного возраста в исправлении дефектов произношения"
    материал по теме

    Некрасова Кира Александровна

     

     

    В последние десятилетия одной из актуальных проблем является ухудшение речевого развития детей. И мы  рассмотрим причины нарушений и виды помощи, какие вы, как учителя можете оказать детям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар для учителей начальных классов

    Помощь детям младшего школьного возраста в исправлении дефектов произношения.

    В последние десятилетия одной из актуальных проблем является ухудшение речевого развития детей. И мы сегодня  рассмотрим причины нарушений и виды помощи, какие вы, как учителя можете оказать детям.

    Причины нарушений.

    Возникновение речевых нарушений происходит по разным причинам. К ним относятся патологии беременности: поздний токсикоз, перенесённые инфекционные заболевания, иммунологическая несовместимость крови матери и плода.

    Далеко не последнее место занимают осложнения при родах. Среди них особо выделяют родовые травмы и кислородное голодание клеток головного мозга.

    Могут оставить свой след и ранние (0-2) заболевания ЦНС, черепно-мозговые травмы, общий наркоз при оперативном вмешательстве, вирусные инфекции.

    Достаточно часто встречаются врождённые отклонения в формировании  артикуляционных органов: массивный или маленький язык, укороченная подъязычная связка, нарушения строения зубного ряда, расщелины губы и твёрдого нёба, неправильное строение последнего.

    При некоторых речевых проблемах (например, заикании, нарушениях письма, чтения) выделяют наследственные формы.

    Это, конечно же не полный список возможных причин, вызывающих изменения в органах и тканях.

    Чем же в данных случаях могут помочь учителя? Сначала надо выявить проблему. Начнём с неправильного произношения. Самый простой способ: попросить ребёнка назвать слова или картинки на определённые звуки. Выявив дефектные, приступаем к тренировке языка. Для каждой группы звуков существует свой комплекс артикуляционных упражнений. Их можно объединить в сказки и проводить их перед уроками.

    Артикуляционная гимнастика.

    статические упражнения

    "птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

    "лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

    "чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

    "иголочка". Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

    "горка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

    "трубочка". Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

    "грибок". Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

    динамические упражнения для языка

    "маятник". Рот приоткрыт.Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

    "прятки". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

    "солнышко и травка". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

    "качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним, а затем нижним резцам.

    "футбол". Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щеку.

    "почисть верхние зубы". Рот открыт. Облизать напряженным языком изнутри верхние резцы.

    "почисть нижние зубы". Рот открыт. Облизать напряженным языком изнутри нижние резцы.

    "лошадка". Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

    "гармошка". Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

    "маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

    "полакай как кошка". Рот открыт. Выдвинуть широкий язык наружу, сделать "чашечку", убрать в рот.

    "кошка облизывается". Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

    упражнения для губ

    "улыбка". Удерживание губ в улыбке. Зубы видны.

    "заборчик". Верхние и нижние резцы обнажены. Верхняя губа поднята вверх, нижняя опущена вниз.

    "трубочка". Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

    "кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    Чтобы ребенку было интересно, можно артикуляционную гимнастику провести в форме сказки.

    Сказка о Веселом Язычке

    Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

    В домике этом

    Красные двери,

    Рядом с дверями

    Белые звери.

    Любят зверюшки

    Конфеты и плюшки.

    Догадался? Этот домик - рот. Проснулся как-то Язычок. Почистил нижние зубки, верхние зубки. И пошел на кухню. На столе стояла большая чашка полная каши. Стал Язычок лакать кашу как кошка. Всю кашу вылакал и облизнулся. Ох, и вкусно! Выглянул Язычок на улицу и увидел зайку и стал с ним играть в прятки. Зайка ускакал. Стало Язычку скучно. Посмотрел он налево, направо, на солнышко, на травку. Никого нет. Пошел Язычок гулять. Увидел лошадку, сел на неё и поскакал. Скачет по дорожке, а на встречу ему волчонок. Стали они играть в футбол. Позвала мама волчонка домой, а Язычок поскакал дальше. Увидел кролика, играющего на гармошке. Поиграли они вместе. Но тут подул сильный ветер. Стало Язычку холодно, побежал он домой. А дома тепло и уютно. Язычок согрелся и лег спать.

     Сказки можно варьировать. Язычок может помочь мишке побелить потолок("маляр"), может поплавать на лодке("улыбка") и др.

    Постановка звуков

    Нормальная установка при произнесении звука Ш

    Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округленны и выдвинуты вперёд. Зубы сомкнуты либо сближены.

    Воздух выдыхается равномерно посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха. Звук Ж произносится с включением голоса.

    Нормальная установка при произнесении твёрдого звука С

    Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Губы растянуты, как при улыбке, не закрывают зубов. Зубы сомкнуты или сближены. Воздух выдувается с силой посередине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя. Звук З произносится с включением голоса.

    Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы. С силой равномерно выдувать воздух. Слышится длительный звук С

    Нормальная установка при произнесении звука Щ.

    Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука Ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на нёбо. Мышцы языка напряжены. Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены. Зубы сомкнуты, либо сближены. Выдыхаемый воздух выходит посередине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.

    К постановке звука Щ можно приступать  лишь после постановки звука Ш. Вначале необходимо опробовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по подражанию не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упражнений.

    Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась уздечка. Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Набрав воздух, с силой его выдыхать. Будет слышаться звук Щ.

    Постановку звука Ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков С и Т.

    Нормальная установка при произнесении звука Ц.

    Кончик языка, как при произнесении звука С, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи. Губы растянуты в улыбке. Зубы сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.  Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха. Звук  Ц образуется при слиянии звуков Т и С.

    Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук Т. губы растянуты в улыбке, напряжены.

    Нормальная  установка при произнесении звука Ч.

    Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются. Губы слегка выдвинуты вперёд и округленны. Зубы сомкнуты или сближены. Воздух выдыхается толчком и проходит посередине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.

    Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук Т. будет слышаться звук Ч.

    Нормальная установка при произнесении твёрдого звука Л.

    Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба ( альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух. Губы открыты. Зубы разомкнуты. Воздух выдыхается умеренной струёй; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.

    Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук Л.

    Нормальная установка при произнесении твёрдого звука Р.

    Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка, кончик языка вибрирует у альвеол. Губы открыты. Зубы разомкнуты. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

    Поднять язык к нёбу, до предела растянув уздечку. Срединная часть языка и уздечка должны оставаться не стиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание ТЖ (у некоторых детей сразу получается ТР). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание ТЖ постепенно перейдёт в ТР.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

    Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или  игровой   стретчинг, как  элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у ...

    Родительское собрание в начальной школе «Роль родителей в развитии одаренности детей младшего школьного возраста».

    Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. Важно эту работу вести во взаимодействии с родителями, так как развитие степени одаренности должно начинаться уже в ...

    Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.

    Выступление на ГМО для психологов на тему: Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при  профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «По использованию диагностических методик учителем-дефектологом для обследования детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)».

    Пояснительная запискаВ настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерациипредставляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается долярождения здоровых детей, повышаются по...

    Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

    В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...