Проектная деятельность, как средство для развития интегративных качеств детей.
методическая разработка на тему

Мерзлякова Вера Мхайловна

Нрвые государственные стандарты к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_merzlyakova_v.m.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ.

Мерзлякова В.М.

учитель-логопед МКДОУ № 23 «Золотой петушок»

Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. Современная система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания, становится ориентированной на личность ребенка.

Новые государственные стандарты к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задачи.

 Почему же интеграция так важна для организации педагогического процесса в детском саду?

Хочется обратить внимание, что интеграция -  это  целеполагающая основа развития детей дошкольного возраста –  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннего развития психофизических качеств, развитие которых неотделимо от воспитания.

В логопедической группе образовательный процесс, строится на основе календарно-тематического планирования, связанного с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР,  интеграции образовательных областей, в ходе режимных моментов, в совместной деятельности с педагогом, в самостоятельной деятельности и через работу с родителями.

Перед педагогическим коллективом логопедической группы в рамках проекта ставятся задачи:

  • побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;
  • побуждать детей к совместной деятельности;
  • формировать эмоциональную заинтересованность;
  • развивать мышление и воображение;
  • формировать различные способы общения;
  • овладение различными способами решения поставленных задач.

В ходе прохождения темы у детей логопедической группы значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь. В рамках проекта планируется работа по всем видам деятельности по программе развития и воспитания детского сада. На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются центры развития: центр математики, центр развития речи, центр книги, центр игры, центр искусства, центр движения и центр грамоты (в котором планируются логопедические задания по заданной теме). В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах, а также в сочетании заданий из различных центров.

Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной деятельности, так логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду, также и воспитатели, проводя свои занятия, интегрируют разные виды деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников логопедической группы. Включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников и особенно детей с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей:

  • помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
  • подсказывает, какие предметы и принадлежности можно использовать;
  • планирует, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта;
  • определяет, каких специалистов можно привлечь к осуществлению соответствующих .

 Материал и задания, в течение недели, могут дополняться и изменяться. Работа по теме проводится как на занятиях, так и вне занятий.

Я предлагаю, для примера, тематический недельный проект по лексической теме «Домашние животные».

Домашние животные.

Центр движения:

- подвижная игра “Цыплята и кот”, “Еду-еду”, “Лошадки”;

- пластический этюд “Домашние животные”.

Центр науки:

- названия домашних животных, их детёнышей. Какую пользу приносят, почему называются домашними животными?

- назвать профессии связанные с домашними животными (пастух, скотник, молочница, доярка)

Центр математики:

- игра “Четвертый лишний” по теме,

- игра “Примеров много – ответ один” (прибавить и вычесть в пределах 10).

Центр книги:

- загадки о домашних животных;

- стихи о домашних животных;

- чтение П. Ершов “Конёк – Горбунок”;

- чтение русской народной сказки “Сивка Бурка”.

 - рассматривание энциклопедий, просмотр телепередач о животных.

Центр грамоты:

- название домашних животных, в которых есть 1, 2, 3 слога;

- шарады, ребусы о домашних животных;

- анализ и синтез слов: кот, кошка, коза, собака;

 - чтение коротких рассказов о животных.

Центр умелые ручки:

- смастерить с детьми из бросового материала (из яйца) свинку;

 - слепить из соленого теста любимое животное.

Центр искусства:

- нарисовать сказку про домашних животных;

- рассматривание картин с изображением домашних животных.

Центр игры:

- дидактические игры “Назови семью”, “Кто, где живёт”, “Отгадай, кто это”, “Чей хвост (туловище, голова)”.

Находясь в дошкольном учреждении большую часть времени, ребенок – дошкольник окунается в целый мир ощущений -  общается, использует вербальные и невербальные средства общения,  играет, интересуется, задает вопросы, сопереживает, планирует свои действия, принимает решение, соблюдает правила, применяет полученные знания на практике, владеет определенными умениями и навыками в различных видах деятельности и т.д. Все это - показатели развития интегративных качеств ребенка, которые невозможно отделить друг от друга, так как различные сочетания этих качеств – это индивидуальные особенности личности каждого ребенка.

Литература:

  1.  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. № 655).
  2.  Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. ТумановаТ.В.) утвержденные Министерством образования.
  3. Громова О.Е. "Инновации в логопедическую практику" - 2008 г
  4. Ткаченко Т. А.Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997.
  5. Ткаченко Т.А.В первый класс без дефектов речи – СПб., 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская и проектная деятельность как средство повышения качества школьного математического образования

Статья в соавторстве с учителем математики МАОУ "Гимназия №1" города Балаково, Яковлевой С.Б....

методическая система учителя математики «Междисциплинарная проектная деятельность как средство обучения, развития и воспитания обучающихся»

Целью системы является использование математических знаний и навыков при создании исследовательских и творческих междисциплинарных проектов, способствующих формированию у учащихся метапредметных компе...

Статья "Исследовательская и проектная деятельность -перспективное средство методического развития учебного процесса"

Статья в региональный сборник. Исследовательская и проектная деятельность- перспективное средство методического развития учебного процесса...

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Данная работа содержит результаты теоретического исследования и практическую работу по развитию познавательной активности старших дошкольников средствами проектной деятельности. Могут использовать пед...

«Технология проектной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся при изучении химии"

ПРОЕКТ с латинского означает -выброшенный вперед.  В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальн...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...