Логопедический раздел в программе "Школа будущего первосклассника"
рабочая программа на тему

Гранова Анастасия Николаевна

Данная  программа  была  разработана  с  целью  подготовки  детей  5,5  –  6  лет  к обучению в школе. Программа является парциальной, так как является частью школьной программы по предшкольной подготовке будущих первоклассников и частично реализует направления,  представленные  ФГОС  дошкольного  образования. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл школа будущего первоклассника 47.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 2"города Сарова





Программа дошкольной подготовки

«Школа будущего первоклассника»

логопедический раздел

Составитель: А.Н. Гранова


г. Саров

2017

Содержание

1 Пояснительная записка                                                                                        3

2 Структура программы                                                                                         6

3 Содержание программы логопедических занятий                                                9

4 Календарно – тематическое планирование программы логопедических занятий                                                                                                                             11

1 Пояснительная записка

Данная  программа  была  разработана  с  целью  подготовки  детей  5,5  –  6  лет  к обучению в школе. Программа является парциальной, так как является частью школьной программы по предшкольной подготовке будущих первоклассников и частично реализует направления,  представленные  ФГОС  дошкольного  образования. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико - синтетическим. Это означает, что дети  знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками. Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением. По данным  Н. И. Хохловой, основная трудность, которую испытывают дети при выделении составных элементов слова, заключается в неумении услышать в нем  гласные звуки, а также отделить гласные от согласных.  Нарушение звукового анализа выражается в том, что  ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону и не улавливая  сторону фонетическую, то есть последовательность звуков, входящих в его состав. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо -  речедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Как показывают исследования речевой деятельности детей (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.

Основная цель рабочей программы: преодоление речевых и психофизиологических нарушений, которые могут препятствовать дальнейшему успешному обучению в школе.

Адресат: дети 5-6 лет.

Организация программы: форма – групповые занятия; наполняемость группы 10-14 человек. Всего 4 группы.  Периодичность коррекционных занятий 1 раз в неделю по субботам. Продолжительность группового занятия составляет 30 минут. Прием детей осуществляется по заявлениям родителей.

Сроки реализации программы: 14 октября 2017 г. – 17 марта 2018 г.

Оценка эффективности программы предусматривает мониторинг по результатам комплексного диагностического обследования будущих первоклассников логопедом. По итогам диагностики проводится индивидуальное собеседование с родителями, на котором они получают рекомендации для дополнительных занятий с ребенком (по необходимости). Итоговый этап диагностики, предусматривает отслеживание динамики развития уровня готовности дошкольников к школе и разработку рекомендаций для родителей, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Программа способствует решению следующих задач:

• развитие речи, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• освоение обучающимися первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике русского языка;

• развивать  звуковую сторону речи (воспитывать правильное речевое дыхание, воспитывать правильную артикуляцию звуков родного (русского) языка);

• формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

• закреплять звуко-буквенные связи;

• формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

• научить произносить слова различной слоговой структуры;

• развивать лексический запас и грамматический строй речи;

• развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;

• развивать коммуникативную готовность к обучению;

• овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

• воспитание у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;

• побуждение стремления совершенствовать свою речь;

• помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе на основе единых норм и правил взаимодействия;

• создать условия для развития социально – психологической готовности детей к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими);

• формировать навык самоконтроля и самооценки.

2 Структура программы

Рабочая программа включает в себя три части коррекционно – развивающей работы:

1 часть: формирование фонематических процессов.

2 часть: работа над слоговой структурой слова. 

3 часть: формирование лексико-грамматического строя речи. 

Принципы реализации программы:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- систематичность и последовательность занятий;

- наглядность;

- сознательность и творческая активность;

- создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии.

Планируемые результаты программы логопедических занятий

В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:

- готовность ребенка к обучению в школе, саморазвитию, целенаправленному использованию знаний в учении и в повседневной жизни для исследования языковой системы (явления, события, факты);

- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены;

- наличие познавательного интереса к обучению;

- возникновение интереса к учебному материалу;        

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- наличие знаний об основах моральных норм и приобретение опыта положительного на чувства, поступки других людей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.

Метапредметными  результатами  логопедической  коррекционно-развивающей деятельности являются:

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик;

- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

- строить алгоритм поиска необходимой информации;

- определять логику решения практической и учебной задачи;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

- умение слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами (адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения  опасности (безопасности) для себя и окружающих, способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением);

- овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Предметными  результатами  логопедической  коррекционно-развивающей деятельности являются:

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- владение навыками звукобуквенного анализа и синтеза;

- умение различать правильное и неправильное произнесение звука;

- сформированность фонематического и зрительно-пространственного восприятия;

- достаточный уровень развития мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата;

- овладение основными лексико-грамматическими конструкциями;

- умение правильно воспроизводить различной сложности звуко-слоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;

- развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и

памяти;

- развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению;

- умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;

- расширение лексического запаса, обогащение активного словаря как путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

3 Содержание программы

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку.

Рабочая программа включает в себя три части коррекционно – развивающей работы:

1 часть: формирование фонематических процессов.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

2 часть: работа над слоговой структурой слова. 

Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

За основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода  в подборе речевого материала и  классификация слов по А.К. Марковой. С учетом опыта данных специалистов,  подобран  лексический материал   по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности  слов.

3 часть: формирование лексико-грамматического строя речи. 

Формирование лексико – грамматического строя речи – это уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Уже на первом этапе работы включаются задания по формированию лексического запаса и грамматического строя языка. Работа над словом начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического и грамматического значения. Затем знакомим детей с понятиями слова-предметы и слова-признаки, слова-предметы и слова-действия в словосочетаниях, объединяем их в простые нераспространенные предложения. Дифференцируем понятия “слово” и “предложение”.

Работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы, если таковые есть.

4 Календарно – тематическое планирование программы логопедических занятий

Количество часов: 20.

Таблица 4.1 Календарно – тематическое планирование программы логопедических занятий

Дата проведения занятия

Тема занятий

Кол-во часов

1

14.10.2017

Введение. Узнавание неречевых звуков. Речевые и неречевые звуки.

1

2

21.10.2017

Звуки и буквы.

Различение слов, близких по звуковому составу.

1

3

28.10.2017

Дифференциация слогов.

1

4

4.10.2017

Дифференциация фонем.

1

5

11.11.2017

Звуковой анализ.

1

6

18.11.2017

Гласные звуки и буквы.

1

7

25.11.2017

Двухсложные слова из открытых слогов. Трехсложные слова из открытых слогов.

1

8

2.12.2017

Односложные слова из закрытого слога. Двухсложные слова с закрытым слогом.

1

9

9.12.2017

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова. Двухсложные слова из закрытых слогов.

1

10

16.12.2017

Трехсложные слова с закрытым слогом.

1

11

23.12.2017

Трехсложные слова со стечением согласных.

1

12

13.01.2018

Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

1

13

20.01.2018

Четырехсложные слова с двумя стечениями согласных.

1

14

27.01.2018

Предложение и слово. Слова, обозначающие предмет.

1

15

3.02.2018

Предложение и слово. Слова, обозначающие предмет.

1

16

10.02.2018

Предложение и слово. Слова, обозначающие действие предмета.

1

17

17.02.2018

Предложение и слово. Слова, обозначающие действие предмета.

1

18

24.02.2018

Предложение и слово. Слова, обозначающие признак предмета.

1

19

3.03.2018

Предложение и слово. Слова, обозначающие признак предмета.

1

20

10.03.2018

Экспресс – обследование устной речи.

1

17.03.2018г. – Консультация с родителями по результатам логопедической экспресс – диагностики.

Литература

1.  Арбекова,  Н.Е.  Развиваем  связную  речь  у  детей  6-7  лет  с  ОНР.  Конспекты  подгрупповых занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. — М. : Издательство ГНОМ, 2011

2.  Богуславская Н.Е Купина Веселый этикет.  Екатеринбург: ЛИТУР,  2002

3. Васильева М.А., В. В. Гербова, Т. С. Комарова и др., Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005

4.  Гальская Н.В. Ступеньки грамоты: Учеб. пособие по обучению элементам грамоты  детей с тяжёлыми умств. нарушениями. Первый период обучения. В 2 ч. Ч. 2 / Н.В. Гальская, Л.М. Сахар. — Мн.: Нар. асвета,   2001

5.  Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – М.: Аквариум, Спб.:Дельта, 1995

6.  Ефименкова  Л.Н. Коррекция устной и письменной  речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М. : Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2004

7.  Козырева Л. М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 1999.

8.  Козырева Л. М. Программно-методические материалы для логопедических

занятий. Ярославль,  АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2006

9.  Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей Учебно-методическое пособие. – сПб.: «МиМ», 1994

10. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи:

метод.пособие/А.Н. Корнев. – М.: Айрис-пресс, 2006

11. Лопухина. И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Пособие для логопедов и родителей. – М: Аквариум, 1995

12. Морозова Л.Н. (сост.) Ты и твоя речь Издательство: У-Фактория Год : 1998  

13. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб : «Дельта», 1996

14. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

15. Проснякова Т.Н. Программа «Художественное творчество» (Интернет-ресурс)

Литература

1 Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина “Коррекционная работа со школьниками с НВОНР или ОНР на 1 этапе обучения”, Воронеж, ТЦ “Учитель”, 2001 г.

2 Н.С.Четверушкина “Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5–7 лет”, Москва, 2001 г.

  1. Н.Ю.Григоренко “Гласные звуки и буквы”, Москва, 2003 г.
  2. М.Ю.Гаврикова “Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками”, Волгоград: Издательство “Панорама”, 2006 г.
  3. “Логопедия в школе: практический опыт” – под редакцией В.С.Кукушина, Москва-Ростов-на-Дону: Издательский центр “МарТ”, 2004 г.
  4. Р.И.Лалаева, Л.В.Венидиктова “Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников” , Санкт-Петербург, Издательство “Союз”, 2001 г.
  5. И.Л.Калинина “Учим детей читать и писать”, Москва, Издательство “Флинта”, 2001 г.
  6. З.Е.Агранович “ Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей”, Санкт-Петербург, Издательство “Детство-Пресс”, 2000 г.
  7. Е.А.Пожиленко “Волшебный мир звуков и слов”, Москва, Издательство “Владос”, 2001 г.
  8. Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова “Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи”, Москва, творческий Цент “Сфера”, 2000 г.
  9. З.А.Репина, В.И.Буйко “Уроки логопедии”, Екатеринбург, Издательство “ЛИТУР”, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...

Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»

Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...

Конспект урока по аккомпанементу по теме «Работа над разделом соединение хоровой партитуры с аккомпанементом как один из способов подготовки будущего учителя музыки к его практической деятельности»

1.Цель урока 1. Обучающая – ознакомление с новым видом работы, как одним из способов педагогической деятельности учителя на уроке музыки,  формирование навыков самоконтроля;2. Развиваю...

Программа логопедического обследования дошкольников в рамках школы будущего первоклассника «ФИЛИПОК»

Программа предназначена для  оказания логопедической диагностико-консультативной  помощи родителям будущих первоклассников, направленной на выявление уровня и особенностей речевого развития ...

Логопедические игры с резиночками для волос для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Ознакомление с планетами Солнечной системы в «Школе будущих космонавтов» Лексическая тема: "Космос"

Игры с резиночками для волос. Ознакомление с планетами Солнечной системы в «Школе будущих космонавтов». Лексическая тема: "Космос"...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы "Школа будущих космонавтов"

Данный конспект представляет материал по работе с детьми в рамках программы "Кругозор" с использованием игровой технологии и с применением нестандартного оборудования в выстовочном...

Конспект урока английского языка «Способы описания будущих действий», видео к данному уроку размещено на данном сайте в разделе "Видео"

Видео к данному уроку размещено на данном сайте в разделе "ВидеоДанный урок был разработан на основе ФГОС нового поколения в соответствии с темой раздела «Мои будущие планы»В данной г...