"Азбука здоровья"
методическая разработка на тему

Сахабудинова Н.Г.

Программа студии "Азбука здоровья" для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для работы с детьми с ОВЗ26.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:

 образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);

 наследственность (20 %);

 внешняя среда (20 %);

 качество медицинского обслуживания (10 %).

Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении.

В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:

 сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;

 воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью. Программа кружка «Здоровый образ жизни» направлена на решение этих задач.

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.

3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.

4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.

5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.

Программа кружка «Здоровый образ жизни» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:

 Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

 Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.

 Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

 Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

 Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

 Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

 Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

 Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

 Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

 Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

 Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

 Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

 Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Программа кружка «Здоровый образ жизни» рассчитана на 1 год обучения для учащихся 3 классов.

Программа кружка включает три основных раздела:

1. Секреты здоровья.

2. Попрыгать, поиграть.

3. Профилактика детского травматизма.

Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся.

Второй раздел решает задачу – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.

Третий раздел решает задачу – обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.

На изучение каждого раздела отводится по 3 часа в неделю, 108 часов в год.

В ходе изучения основных разделов программы кружка «Здорово быть здоровым» ученики научатся:

- составлять режим дня;

- управлять своими эмоциями;

- выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;

- включать в свой рацион питания полезные продукты;

- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;

- соблюдать правила пользования общественным транспортом;

- соблюдать правила пожарной безопасности;

- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

Секреты здоровья.

От улыбки хмурый день светлей

1

Беседа

Состояние экологии и её влияние на организм человека

1

Практическое занятие

Полезные и вредные продукты

1

Практическое занятие

Гигиена правильной осанки

1

Практическое занятие

Доброречие

1

Практическое занятие

Мой внешний вид –залог здоровья

1

Практическое занятие

Как питались в стародавние времена  и питание нашего времени

1

Беседа

Как защититься от простуды и гриппа

1

Практическое занятие

Вредные и полезные растения

1

Беседа

Сезонные изменения, как и воспринимает человек

1

Беседа

Природа – источник здоровь

1

Практическое занятие

У природы нет плохой погоды

1

Практическое занятие

Хочу остаться здоровым

1

Игра

Этикет

1

Практическое занятие

Лесная аптека на службе у человека

1

Практическое занятие

Прививки

1

Игра

Безопасность при любой погоде

1

Практическое занятие

Что нужно знать о лекарствах и как избежать отравлений

1

Практическое занятие

Предосторожности при обращении с животными

1

Беседа

Болезнь грязных рук

1

Практическое занятие

Добрым быть приятно

1

Игра

Как вести себя за столом и в гостях

1

Игра

Как доставить родителям радость?

1

Беседа

Культура здорового образа жизни

1

Игра

Настроение в школе и после школы

1

Практическое занятие

Почему мы говорим неправду

1

Игра

Почему мы не слушаемся родителей?

1

Беседа

Надо уметь сдерживать себя

1

Игра

Как вести себя, если что-то болит

1

Игра

Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья»

1

Игра

Как выбрать друзей

1

Практическое занятие

Как помочь родителям

1

Выставка

Помощь больным и беспомощным

1

Практическое занятие

Что зависит от моего решения

1

Игра

Игра-соревнование «Кто ответит правильно?»

1

Игра

Правила безопасного поведения в доме, на улице,

в транспорте

1

Игра

Я выбираю движение

1

Игра

Как относиться к подаркам. Как принимать и дарить подарки?

1

Практическое занятие

Речевая ситуация. Твои речевые роли. Общение в быту. Вежливые слова.

1

Практическое занятие

Родословная твоей семьи

1

Игра

Характер человека. Что такое темперамент.

1

Практическое занятие

Способы проявления эмоций и чувств. «Карта настроений». Элементарные приемы снятия эмоционального напряжения.

1

Игра

Значение витаминов для организма человека. Животная и растительная пища. Предупреждение пищевых отравлений.

1

Практическое занятие

Безопасное поведение на дорогах. Обязанности пассажиров.

1

Практическое занятие

Динамический урок «Отдых для позвоночника».

1

Игра

Правильное дыхание. Как надо дышать. Значение правильного дыхания для профилактики простудных заболеваний. Разучивание элементов дыхательной гимнастики.

1

Практическое занятие

Чередование труда и отдыха в учебное время. Двигательный режим. Подвижные игры, повышающие двигательную активность.

1

Практическое занятие

Динамический урок с элементами дыхательной гимнастики.

1

Игра

О вреде курения. Что такое побочный дым. Содержание понятия «пассивное курение». Влияние табачного дыма на детский организм

1

Практическое занятие

Формирование отрицательного отношения к алкоголю, на примере социально-бытового аспекта

1

Игра

Хранение пищевых продуктов. Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Правила ухода за посудой

1

Беседа

ИИсторический экскурс в прошлое «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению

1

Игра

Основные группы пищевых продуктов: мясопродукты, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты. Блюда из зерновых культур. Рыбные блюда. Дары моря, которые можно употреблять в пищу.

1

Игра

Болезни, передаваемые через пищу. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Срок годности продуктов питания. Кишечные расстройства

1

Игра

Правила любезных услуг. Игры «Прошу», «Вежливые прятки»

1

Игра

Что такое уважение и неуважение. Уважение и симпатия. Устная анкета об уважении.

1

Беседа

Понятие «общение». Правила общения. Игровое общение. Эстетические правила игры.

1

Практическое занятие

Правильные движения при общении. Упражнения в манерах движения (манера стоять, сидеть, вставать, ходить)

1

Беседа

Правила общения на школьном празднике. Внешняя и внутренняя культура человека. Умение контролировать свое поведение.

1

Практическое занятие

Как ложь становится привычной. Капризные дети, как к ним относятся взрослые и другие дети.

1

Практическое занятие

Игра-соревнование «Кто ответит правильно?»

1

Игра

Безопасность  дома

1

Беседа

Беспорядок в доме – причина многих травм. 

1

Практическое занятие

Навыки дискуссионного общения

1

Практическое занятие

Уроки Айболита

1

Практическое занятие

Уроки Айболита

1

Практическое занятие

Игра-соревнование «Кто ответит правильно?»

1

Практическое занятие

Духовно-нравственное здоровье.

1

Беседа

Стресс и его воздействие на организм

1

Практическое занятие

Охрана и укрепление здоровья во время летних каникул

1

Практическое занятие

Список литературы:

  1. Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.41-47.
  2. Суравегина И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая проблема/И.Т. Суравегина//Экология и жизнь. – 2007. — №4. – С.28-31

  1. Шмаков С. Детям о здоровье//С. Шмаков// Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.94-128

  1. Вайнер Э. Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования/Э. Н. Вайнер// ОБЖ. Основы безопасности жизни. –  2009. — №5. – С.47-59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 1-2 классов по здоровьесбережению "Азбука здоровья"

Внеклассное мероприятие по теме "Здоровьесбережения" для 1-2 классов...

внеклассное занятие "Азбука здоровья"

Внеклассное занятие по формированию ЗОЖ в коррекционной школе...

Программа кружка "Азбука здоровья"

программа расчитана на 5-6 классы 1час в неделю...

программа дополнительного образования детей "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеческому здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно от...

Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьников "Азбука здоровья"

Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьников "Азбука здоровья".Задачи:Познакомить детей с правилами здорового образа жизни.Развивать речь, внимание, мышление, интерес к своему з...

Рабочая программа по лечебной физкультуре для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья»

В 7 – 12 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппар...

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...