План саморазвития учителя-логопеда МБОУ "Тетюшская СОШ №1 им.Ханжина П.С." Глазковой Валентины Станиславовны
рабочая программа на тему

План саморазвития учителя-логопеда  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_glazkovoy_v.s.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

План

 профессионального саморазвития

Глазковой Валентины Станиславовны ,

                   учителя-логопеда

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1 имени

Героя Советского Союза Ханжина Павла Семеновича» на 2012-2017 г. г.

2012-2017 учебный год

Тема школы:  «Реализация эффективных образовательных технологий через совершенствование методики преподавания».

Тема самообразования:

«Использование новых технологий по преодолению нарушений устной речи у учащихся начальных классов».

Цели самообразования:

•Повышение профессиональной подготовленности и как следствие, повышение коррекционной работы;

повышение  своих теоретических знаний  по  применению  новых коррекционно-образовательных  технологий,  совершенствование  научно-методического  уровня  и  профессионального  мастерства;

•организация учебно-воспитательного процесса на основе эффективных образовательных  технологий.

Задачи:

  • изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
  • изучение методических  приёмов  по использованию ИКТ на логопедических занятиях;
  • внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по исправлению речевых нарушений  с целью стойкого исправления нарушений устной и письменной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;
  • разработка методических и дидактических материалов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

Ожидаемые результаты:

Разработка методических рекомендаций, публикации в Интернете, создание персональной страницы на школьном сайте и размещение методических разработок. Итог - обобщение опыта работы по данной теме.

Источники самообразования:

 СМИ,  в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет-ресурсы; медиа-информация на различных носителях,  семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Направления самообразования:  профессиональное, методическое.

 Срок работы над темой: 2012-2017 уч.г.

Обоснование выбранной темы: Коррекция  недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Нарушения устной речи влекут за собой нарушения формирования процесса письма. Преодоление речевого недоразвития обеспечивается решением таких задач, как устранение недостатков временных и пространственных представлений у учащихся, развитие дыхательной функции, речевого дыхания, выработка чёткой дикции, формированию динамической и кинетической организации движений руки, мелкой мускулатуры пальцев руки. А формирование культуры речи требует развития интонационной выразительности речи, разных качеств речевого голоса, мимической выразительности. Очень важно решить эту проблему как можно раньше. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Результатом работы по данной проблеме должно быть формирование у детей умений и навыков, направленных на коррекцию устной и письменной речи.

    В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: использование новых технологий по преодолению нарушений устной речи у учащихся начальных классов, как способ оптимизации процесса коррекции речи.

Учитель-логопед  должен:

      • Иметь высшее образование.

  • Планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами и (или) программами логопедической помощи
  • Определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности лиц с нарушениями речи по освоению ими программ образования и (или) программ логопедической помощи
  • Определять объем, содержание, целевую направленность и условия реализации образовательной программы и (или) программы логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
  • Организовывать деятельность лиц с нарушениями речи по реализации образовательных программ и (или) программ логопедической помощи (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями
  • Разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) индивидуальный образовательный маршрут лица с нарушениями речи с учетом его возраста, индивидуальных возможностей
  • Использовать ИКТ-компетенции, необходимые для планирования, реализации и оценки образовательной и логопедической работы с лицами с нарушениями речи с учетом их возраста, особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей
  • Применять современные образовательные и логопедические технологии, включая информационные ресурсы
  • Использовать логопедические технологии реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей различных категорий детей с нарушениями речи
  • Применять логопедические технологии сопровождения лиц с нарушениями речи в системе комплексной реабилитации
  • Планировать и организовать различные виды самостоятельной деятельности лиц с нарушениями речи
  • Использовать технологии формирования у лиц с нарушениями речи мотивации к качественному образованию, личностному развитию, овладению компетенцией, необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей
  • Использовать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить освоение лицами с нарушениями речи образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, определять дальнейшие траектории образования с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
  • Применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями речи
  • Использовать технологии инклюзивного образования
  • Взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение лиц с нарушениями речи в организациях здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов
  • Взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к лицам с нарушениями речи, их семьям
  • Использовать грамотную, четкую, выразительную, орфоэпически правильную речь
  • Осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот
  • Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

Учитель-логопед должен осуществлять диагностическую и консультативную помощь участникам образовательных отношений 

  • Определять содержание диагностики нарушений речи у детей и взрослых с учетом их возраста и индивидуальных особенностей
  • Определять содержание логопедического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  • Определять формы, методы, приемы и средства диагностики нарушений речи у детей и взрослых, особенностей общего развития лиц с нарушениями речи с учетом их возраста и индивидуальных особенностей
  • Применять технологии логопедического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Организовывать и осуществлять диагностику нарушений речи у детей и взрослых с учетом их индивидуальных особенностей
  • Проводить логопедическое обследование лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Анализировать и оценивать результаты диагностики нарушений речи, логопедического обследования с учетом данных комплексного обследования
  • Разрабатывать рекомендации к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации лиц с нарушениями речи и (или) реализации логопедической помощи, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты
  • Разрабатывать рекомендации к индивидуальному образовательному маршруту, реабилитации лиц с нарушениями речи с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей и социально-коммуникативных ограничений, выявленных в процессе комплексной диагностики
  • Составлять логопедическое заключение по результатам логопедического обследования и комплексной диагностики
  • Использовать технологии педагогического консультирования лиц с нарушениями речи по вопросам образования, развития, овладения средствами коммуникации, профессиональной ориентации, социальной адаптации
  • Применять психолого-педагогические технологии общения с родителями (законными представителями), членами семей при обсуждении с ними результатов диагностики, рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации лиц с нарушениями речи и (или) реализации логопедической помощи, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты
  • Определять индивидуальный маршрут образования, реабилитации и (или) оказания логопедической помощи при взаимодействии с родителями (законными представителями), членами семей лиц с нарушениями речи
  • Определять условия реализации индивидуального маршрута образования, реабилитации и (или) оказания логопедической помощи совместно с педагогическими работниками и специалистами, участвующими в реализации процессов образования, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи
  • Разрабатывать и (или) выбирать, применять методики выявления факторов риска возникновения нарушений речи
  • Разрабатывать и внедрять комплексы мер по профилактике нарушений речи, а также заболеваний, трудностей в развитии и социальной адаптации лиц с нарушениями речи
  • Осуществлять консультирование родителей(законных представителей), членов семей лиц группы риска, а также заинтересованных участников образовательного процесса по вопросам профилактики нарушений речи, а также заболеваний, трудностей в развитии и социальной адаптации лиц с нарушениями речи
  • Осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот
  • Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Современный учитель-логопед должен:

♦ быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях;

♦ быть профессионально и психологически готовым к постоянному обновлению средств коррекционно-педагогической работы, форм и методов организации собственной деятельности.

Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества

Развитие личностных качеств и компетенций в соответствии с профессиональным стандартом педагога:

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11.  Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20.  Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Воспитание

  • Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
  • Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
  • Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
  • Уметь обнаруживать  и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
  • Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Организовывать деятельность лиц с нарушениями речи по реализации образовательных программ и (или) программ логопедической помощи (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями

Разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) индивидуальный образовательный маршрут лица с нарушениями речи с учетом его возраста, индивидуальных возможностей

Использовать ИКТ-компетенции, необходимые для планирования, реализации и оценки образовательной и логопедической работы с лицами с нарушениями речи с учетом их возраста, особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей

Применять современные образовательные и логопедические технологии, включая информационные ресурсы

Использовать логопедические технологии реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей различных категорий детей с нарушениями речи

Применять логопедические технологии сопровождения лиц с нарушениями речи в системе комплексной реабилитации

Планировать и организовать различные виды самостоятельной деятельности лиц с нарушениями речи

Использовать технологии формирования у лиц с нарушениями речи мотивации к качественному образованию, личностному развитию, овладению компетенцией, необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей

Использовать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить освоение лицами с нарушениями речи образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, определять дальнейшие траектории образования с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи

Применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями речи

Использовать технологии инклюзивного образования

Взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение лиц с нарушениями речи в организациях здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов

Взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к лицам с нарушениями речи, их семьям

Использовать грамотную, четкую, выразительную, орфоэпически правильную речь

Осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот

Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики

Необходимые знания        

•Законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов

•Законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность

•Федеральные государственные образовательные стандарты

•Требования к адаптированным основным общеобразовательным программам, адаптированным образовательным программам

•Правила по охране труда

•Требования к безопасности образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи

•Теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с нарушениями речи, современные тенденции развития образования лиц с нарушениями речи, оказания им логопедической помощи

•Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ

Педагогический словарь:

Технология от греческого techno – искусство, мастерство, умение , логия -  наука;

Технология - совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки информации, сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы. Технология характерна для любого вида деятельности

Большая советская энциклопедия

Педагогическая технология -это

содержательная техника реализации учебного процесса.

(В.П.Беспалько)

  Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.                                                                         (И.П.Волков)

Нормативная правовая база

Конституция Российской Федерации
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991г. N1807-I «О языках народов Российской Федерации»

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»

Закон Республики Татарстан от 8 июля 1992 года № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»

Конституция Республики Татарстан

Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 № 68-ЗРТ «Об образовании»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Утвержден приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 г. №373,зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785); изменений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (Приказ МО и Н РФ от 31.12.2015 г. №1576, регистрационный номер № 40936 от 02.02.2016г.);

     Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

    СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189;

 

Направления самообразования

  

Основные направления

Действия и мероприятия

Форма

результатов

Организационный  этап

1.  Изучение нормативных  документов.

2.Изучение  методической  литературы  по  данной  теме.

3.  Изучение  периодических изданий по логопедии.

4. Анализ  собственной  деятельности  за  истекший  период.

5.  Изучение  передового коррекционно-педагогического  опыта

Профессиональное

1.Изучение новых коррекционных  программ

2.Ознакомление  с новыми технологиями через предметные издания и Интернет.

3.Повышать квалификацию на курсах для учителей.

4. Успешно пройти аттестацию в 2017/2018 учебном году.

Конспекты

Памятки

Рекомендации.

Повышение профессионального уровня развития.

1.Прохождение курсов повышения  квалификации учителей.

2.Изучение опыта работы логопедов района и Республики  через участие в семинарах, вебинарах , мастер-классах, круглых столов, через Интернет-ресурсы.

Психолого-педагогическое

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.

2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Принимать активное участие в работе школьного и муниципального  МО.

5. Изучать опыт работы логопедов через Интернет.

6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

7. Создать собственную базу лучших конспектов логопедических занятий, интересных приемов и находок.

 9. Проводить открытые занятия для учителей школы, учителей района.

10. Выступать с докладами, с творческим отчётом  на тему: « Использование новых технологий  по преодолению нарушений устной речи у учащихся начальных классов»

Программы и

учебно-тематические

планы.

Учебные рабочие программы,

тестирующие

программы,

Методико-дидактические

 материалы

Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебно-коррекционный  процесс.

2.Обзор в Интернете информации по  преодолению нарушений в устной речи  

3.Создать электронную почту  и личный  сайт -портал для контакта с единомышленниками.

Комплекты методико-дидактических электронных материалов

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Перспективный план

Направление работы

Учебный год

2012-13

2013-14

2014-15

2015-16

2016-17

Аттестация

*

Курсы

*

*

Переподготовка

Выступление на МО учителей начальной школы

*

*

*

*

*

Выступление на августовском совещании

*

*

Участие в семинаре

*

*

*

*

Публикации

*

*

*

*

*

Участие в олимпиадах

*

*

*

*

*

Родительские собрания

*

*

*

*

*

Авторская программа (разработка, указываем направление)

*

Участие в научно-практических конференциях

*

*

План работы по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год

 

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Результат

1.

Изучение материалов  по проблеме нарушений устной речи

В течение года

Создание электронного банка картинок для коррекции нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова.

2.

Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду.

В течении года

Создание презентаций, авторского пособия, содержащих задания и упражнения на коррекцию нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова.

3.

Отбор и апробация образовательных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.

В течении года

4.

Разработка презентаций и обучающих тренажеров для индивидуальных и групповых логопедических занятий.

В течении года

5.

Разработка и создание персональной страницы на сайте

Первая четверть

6.

Распространение опыта работы: добавление разработок на личную страницу сайта.

В течении года

7.

Разработка авторского пособия по коррекции звукопроизношения

Апрель 2017

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Координационный план взаимодействия учителя-логопеда, узких специалистов и воспитателей по реализации принципа преемственности в коррекционной работе и устранению речевой патологии.

Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и узких специалистов к активному участию в коррекционной логопедич...

Годовой план работы учителя-логопеда на логопункте.

Годовой план учителя-логопеда, работающего в условиях логопункта при МБДОУ....

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

годовой план работы учителя-логопеда

примерный годовой план работы учителя-логопеда ДОУ...

План профессионального саморазвития учителя-логопеда Срещиковой В.В. на 2015 – 2016 учебный год

Тема:  «Использование медиатехнологий в логокоррекционной работе с  детьми с ЗПР, как условие формирования мотивации исправления недостатков речи»Цель: Повышение интереса к логопедическ...

Программа саморазвития учителя-логопеда на 2010-2015г.г.

ТЕМА:  «Инновационно - профессиональная деятельность учителя-логопеда как средство повышения уровня показателей скорригированной речи учащихся – логопатов»ЦЕЛЬ: поиск путей повышения уровня ...