Программа кружка « Логоритмика”
рабочая программа на тему

Лада Олеговна Завьялова

Программа кружка «Логоритмика». ( младшая и средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

на педагогическом совете  

МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 108

Протокол №

от «__» __________ 2017 г.

Председатель ______________

Согласовано

с управляющим советом

МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 108

Председатель ______________

Протокол №

от «__» __________ 2017 г.

Согласовано

с профсоюзным комитетом

Председатель ______________

Протокол №

от «__» __________ 2017 г.

Утверждаю

Заведующий

МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 108

Соколова М. В. _____________

Приказ №

от «__» __________ 2017 г.

                                                                                                

Автор - составитель:

Завьялова Лада Олеговна

Учитель – логопед МБДОУ

«Детский сад комбинированного типа №108»

г. Иваново

2017 год


Пояснительная записка.

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.

 Известно, что ребенок развивается в движении. Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сфер - занятия логопедической ритмикой, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений. 

В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития у дошкольников логоритмических движений построен на комплексе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется развитие речи.

Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. 

Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия - 20-25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 28. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Каждые 2 занятия объединены одной лексической темой.

Актуальность программы

С каждым годом, по наблюдению учителя - логопеда, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.


Цель и задачи программы кружка «Логоритмика»

Цель программы: развитие и коррекция у детей двигательных навыков, в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
  • Развивать артикуляционный аппарат.
  • Развивать слуховое внимание и память.
  • Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Укреплять костно - мышечный аппарат.
  • Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
  • Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
  • Развивать коммуникативные способности.

Предполагаемый результат: регулярное проведение логоритмических занятий будет способствовать быстрому развитию речи и музыкальности, координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, научит общению со сверстниками.

Принципы и подходы

Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов, разработанных Г.А. Волковой:

  • Принцип систематичности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности образовательного процесса.
  • Принцип сознательности и активности заключается в сознательном и активном отношении ребенка к своей деятельности.
  • Принцип наглядности должен реализовываться как путем непосредственного показа педагогом движений, так и использованием зрительного образа (картинки, игрушки, пиктограммы), образного слова педагога.
  • Принцип доступности и индивидуального подхода предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей детей.
  • Принцип интеграции – решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.
  • Принцип гуманизации – утверждающий непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, обеспечивающий каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие способностей.
  • Принцип диалогичности – предполагающий, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формирование гуманной личности, нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.
  • Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания.

Средства, методы и приёмы работы с детьми среднего дошкольного возраста

Логоритмика основана на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:

  • Связь речи с движением и музыкальным ритмом:
  • развитие дыхания, голоса, артикуляции; координация движений со словом;

выразительность движений и речи; воспитание координации пения с ходьбой.

развитие воображения и творческих способностей.

  • Развитие у детей основных движений:
  • контроль за осанкой;
  • ходьба разных видов; умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение; навыки выразительного движения; развитие мелкой моторики;
  • Развитие у детей музыкально-ритмического чувства:
  • активизация внимания;
  • умение показать характер ритма в движении и речи; определение чувства музыкального ритма.

Логоритмика включает следующие виды упражнений:

  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения письмом. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы полости глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса. Оно помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Кроме того, у детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицирование на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создает благоприятную атмосферу для занятий.
  • Пальчиковые игры и сказки. Проговаривание с детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется; она становится более громкой, четкой, эмоциональной; рифма положительна для слухового восприятия.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
  • Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать;
  • Подвижные игры и хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры;
  • Различные виды игрового массажа: классический ручной (поглаживание, растирание, разминание, вибрация); точечный (воздействие на биологически активные точки); самомассаж языка (с помощью зубов).
  • Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал не выучивается.

Межпредметные связи.

  • Познание: занятия, наблюдения, беседы, игры.
  • Социализация: используются   дидактические, сюжетно-ролевые игры; разучиваются различные танцы.
  • Художественная литература: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
  • Музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
  • Физическая культура: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.
  • Коммуникация: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части. 

  • Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса. 
  • Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а также следующие виды упражнений:
  • на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • на развитие внимания;
  • регулирующие мышечный тонус;
  • счётные упражнения;
  • формирующие чувство музыкального размера;
  • на развитие чувства темпа и ритма;
  • на развитие координации движения;
  • на координацию речи с движением;
  • на координацию пения с движением;
  • на развитие речевых и мимических движений. 
  • Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения. 

Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 3-4 лет

Месяц

Неделя

Тема

занятия

Цели занятия

Количество

занятий

Октябрь

1-2

Осень золотая

  • Развивать эмоциональную отзывчивость.
  • Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
  • Активизировать мышцы верхней и нижней челюсти;
  • Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
  • Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса;

2

3-4

Чудесное лукошко

  • Развивать умение выполнять движение с ритмом музыки;
  • Учить спокойно открывать рот;
  • Формировать навыки ритмичного вдоха и выдоха (1:3);
  • Закреплять произношение звука [А] изолировано;

2

Ноябрь

1-2

До свидания, птицы!

  • Развивать слуховое внимание, метрический слух;
  • Способствовать регуляции мышечного тонуса;
  • Повысить эмоциональный тонус детей;

2

3-4

Первый снег

  • Закреплять произношения звука [У] изолированно;
  • Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом;
  • Активизировать мышцы нижней челюсти;
  • Учить спокойно открывать рот;

2

Декабрь

1-2

Зимушка-зима

  • Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных [А - У].
  • Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.
  • Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.
  • Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.

2

3-4

Новый год

  • Закрепление артикуляции звука [И] в фонематических упражнениях.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

2

Январь

1-2

Снеговик

  • Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АИ], [ИА], [ИУ], [УИ].
  • Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Учить дифференцировать быстрый и медленный темп.

2

3-4

В гости к лесным жителям

  • Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
  • Закреплять умение различать на слух гласные звуки [А – У - И], определять последний согласный звук в словах.
  • Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.

2

Февраль

1-2

Пестрый колпачок

  • Уточнение артикуляции звука [О], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
  • Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
  • Развивать мимику детей и пантомимику.
  • Воспитывать правильное речевое дыхание.

2

3-4

Мы – отважные ребята

  • Учить ходить по ограниченной дорожке;
  • Учить различать динамические оттенки (быстро-медленно, громко-тихо);
  • Развитие чувства ритма;
  • Учить соотносить движение со словами песни;
  • Учить подпевать простые звукоподражания;

2

Март

1-2

Веселые матрешки

  • Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.
  • Разучить с детьми комплекс игрового массажа.
  • Формировать правильное речевое дыхание.
  • Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.

2

3-4

Долгожданная весна

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
  • Учить детей выделять звуки [Ы - И] из ряда гласных звуков.
  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, животным.

2

Апрель

1-2

Кошка и котята

  • Развитие способности менять движения с изменением музыки;
  • Развитие речевого слуха;
  • Учить выполнять движения по тексту;
  • Учить прыгать одновременно на двух ногах.

2

3-4

Здравствуй, птичка!

  • Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов.
  • Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
  • Расширить знания детей о птицах
  • Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки

2

Май

 

 

 

1-2

Строим дом

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закрепить правильное произношение звука [Ф] в дыхательных играх.
  • Закреплять умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх

2

3-4

У бабушки в деревне

  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [М - Н], выделять их из ряда согласных звуков.
  • Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.
  • Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

2

 

Мониторинг

В конце учебного года мониторинг проводится для определения уровня усвоения воспитанниками дополнительной образовательной программы. Мониторинг проводится в форме наблюдения. Результаты мониторинга используются в дальнейшей деятельности для возможности коррекции учебно-тематического плана и анализа успешного взаимодействия педагога и воспитанников.

Критерии оценки на данном этапе:

Навыки сформированы/ сформированы частично/ не сформированы.

                     Понятиями владеет/ владеет в неполной мере/ не владеет.


№ пп

Маркеры наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Фиксация результата на начало и конец года

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Умеет повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и гимнастике

2

Определяет и выражает доступными средствами (словами, рисунками, жестами) характер музыки или музыкального персонажа. 

3

Умеет сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. 

4

Понимает сущность заданий. 

5

Общается в диалоге с педагогом

6

Проявляет знание последовательности движений, (даже если это повтор за педагогом) - слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. 

7.

Умеет расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой (вместе с педагогом). 

8.

Умеет произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом

9.

Знает выполняет пальчиковые фигуры, подражая педагогу, подчиняет действия музыкальному и речевому ритму. 

10.

Умеет извлекать звук на колокольчиках, бубнах и погремушках; знает их названия и тембры, задействует при этом мышцы губ.

11.

Применяет музыкальные инструменты, воспринимая не как игрушку.

Список используемой литературы

  1. Аюпова Е.Е., Степанова А.Г. Логоритмика в детском саду: Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста. Пермь: ПКИПКРО, 2009.
  2. Волкова Г.А. Логоритмическая ритмика: Учеб. для студ. высших учебных заведений. - М., ВЛАДОС, 2002
  3. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Практическое пособие для педагогов и родителей. Москва, 2013.
  5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по логоритмике для детей 6-7 лет

Логоритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса сочетаются с произношением специального речевого материала...

рабочая программа по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по логоритмике дла работы с детьми старшей и подготовительной групп, включает   диагностику и перспективное планирование...

программа по логоритмике в системе коррекционной помощи детям с ОВЗ в условиях дома ребенка "Логоритмика для малышей"

программа составлена для детей с ограниченными возможностями развития, воспитывающихся в условиях дома ребенка....

Программа по логоритмике "Ступеньки красивой речи"

Программа направлена на обучение и развитие детей с ОВЗ в образовательных областях: "Речевое развитие", "Познавательное развитие"...

Программа работы кружка «Логоритмика» с детьми старшей группы

   Ритмические  движения  способствуют  активации  различных  анализаторных  систем,  становлению  интегративной  деятельности  челов...

Адаптированная рабочая программа по "Логоритмика" для обучающихся с ТНР. 3 класс

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая ритмика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

План работы кружка "Логоритмика"

Образовательная область "Речевое развитие".Период реализации: II полугодие 2021-2022 учебного года.Средняя группа комбинированной направленности....