Конспект открытого занятия по РСВ и ФП 20.04.2017
план-конспект на тему

Виленская Ольга Валерьевна

3 класс.

Тема РСВ: Диалог «В хозяйственном магазине» (второе занятие по диалогу), «Пёстрый» словарь;

Тема ФП: Звук [ц]. Звуки [м], [мь] - [б], [бь]. Орфоэпия: «Сочетания букв «–тс», «–тьс» в глаголах».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_otkrytomu_zanyatiyu_20.04.2017_2.docx378.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение г. Москвы

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №52»

Коррекционно-развивающий блок

Конспект открытого занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Тема РСВ: Диалог «В хозяйственном магазине» (второе занятие по диалогу), «Пёстрый» словарь;

Тема ФП: Звук [ц]. Звуки [м], [мь] - [б], [бь]. Орфоэпия: «Сочетания букв

«–тс», «–тьс» в глаголах».

Учитель-дефектолог: Виленская О.В.

Ученик: Архип Р. 3 «А»

20.04.2017

2016-2017 учебный год


Коррекционно-развивающий блок

Учитель-дефектолог: Виленская О.В.

Конспект открытого занятия по РСВ и ФП от 20 апреля 2017 г.

Архип, т/у, II-III ст., 3 класс «А».

Тема ФП: Звук [ц]. Звуки [м], [мь] - [б], [бь]. Орфоэпия: «сочетания букв
«–тс», «–тьс» в глаголах».

Тема РСВ: Диалог «В хозяйственном магазине» (второе занятие по диалогу), «Пёстрый» словарь.

Цели по РСВ:

- слухо-зрительное восприятие с ИСА всего речевого материала по ФП на расстоянии от 0,7 м до 2 м;

- восприятие на слух фраз из диалога без опоры на текст с голоса незнакомого диктора (аудиозапись) (с ИСА на расстоянии 1,5 м);

- восприятие «пёстрого» словаря без аппаратов на расстоянии 0,6-0,8 м.

Цели по ФП:

- Автоматизация звука [ц] в наиболее часто употребляемых позициях на материале слогов, слов, предложений;

- Дифференциация звуков [м], [мь] - [б], [бь] на материале слогов, словосочетаний, текста в наиболее часто встречающихся позициях;

- Тренировка навыка орфоэпического чтения (норма орфоэпии: «Тс в глаголах») на материале слов, предложений;

Задачи:

  • Образовательные:

- тренировать в умении дифференцировать и правильно произносить звук [ц];

- закреплять навык дифференцированного произнесения звуков [м], [мь] - [б], [бь] в чтении, при ответах на вопросы, в самостоятельной речи;

- закрепление навыка орфоэпического чтения (норма орфоэпии: «Сочетания букв «–тс», «–тьс» в глаголах»);

- развитие остаточного слуха с ИСА и без ИСА на L1 и L2 на всём речевом материале занятия.

  • Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух;

- добиваться максимально внятной речи, минимизации искажений звукопроизношения, следить за грамматической правильностью оформления фразы;

- развивать слуховое восприятие с помощью ИСА и без ИСА на актуальном для обучающегося речевом материале;

- тренировать слуховую память и слуховое внимание;

- развивать логическое мышление;

- расширять и уточнять словарный запас обучающегося.

  • Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к занятиям;

- расширение кругозора;

- социальная адаптация (формирование представления о правильном поведении в хозяйственном магазине).

Оборудование: таблички, набор «Падежи на виражах», персональный компьютер (для демонстрации презентации PowerPoint с картинками и аудиозаписью), экран.

Условные обозначения в конспекте:

(Действия учителя или ученика)

*Речевой материал, предъявляемый только на слух без опоры на графическое изображение

[Фонетика]


План занятия

  1. Организационный момент (0,5 минут)
  2. Основная часть:
  1. Формирование произношения (9,5 минут):
  1. Работа над звуком [ц]:
  • Изолированно;
  • Слоги и слова;
  • Фразы.
  1. Работа над звуками [м], [мь] – [б], [бь]:
  • Слоги;
  • Словосочетания (игра «Падежи на виражах»);
  • Текст.
  1. Работа над словом (орфоэпия).
  1. Развитие слухового восприятия (10 минут):
  1. Восприятие на слух фраз из диалога без опоры на текст с голоса незнакомого диктора (аудиозапись) с ИСА (1,5 м);
  2. Восприятие на слух без ИСА «пёстрого» словаря
  1. Рефлексия (итог занятия)

Ход занятия

Учитель

Ученик

Оргмомент (0,5 минут). С ИСА – 2 м.

Здравствуй, Архип!

Здравствуйте, Ольга Валерьевна!

*Какое сегодня число?

Сегодня двадцатое апреля.

*Сколько падежей в русском языке?

В русском языке шесть падежей.

*Какой день недели будет завтра?

Пятница.

*Какой звук в этом слове произносится всегда твёрдо?

Звук [ц].

  1. ФП (9,5 минут). С ИСА – 0,7 м.
  1. Автоматизация звука [ц]

Работа над звуками речи

  1. Изолированное произношение: Сопряжённое и отражённое проговаривание с использованием элементов фонетической ритмики:

Давай вспомним, как мы учились говорить звук [ц].

Помни: [ц] мы говорим коротко и быстро.

(ученик выполняет движения фонетической ритмики и изолированно произносит звук [ц])

  1. Автоматизация на материале слогов и слов: восприятие на слух с опорой на текст слогов и слов по табличке:

Ц

Коротко и часто

Ц Ц Ц Ц Ц Ц Ц Ц Ц Ц Ц

Позиции

Перед гласными

Ца

Цапля

Цо

Цокот

Цу

Цукат

Це

Цепь

Ци

Цифра

Конечная позиция

Ац

Матрац

Оц

Соц

Уц

Вадуц

Ец

Борец

Иц

Птиц

Между гласными

Аца

Курица

Ацо

Письмецо

Ацу

Мацумото

Аце

Оценка

Аци

Операция

Стечение с согласным

Цве

Цветок

Тцы

Молодцы

Нцы

Концы

Рцы

Борцы

Льцо

Кольцо

Предложения

Мама купила цепочку и кольцо.

В конце улицы новая больница.

Детям купили разноцветные леденцы.

Кузнецы были целый день в кузнице.

Мальчик разрезал цветную бумагу ножницами.

(Учитель кладёт карточку с речевым материалом)

Повторяй за мной.

(Ученик воспринимает на слух слоги с опорой на текст)

(Восприятие на слух с опорой вразбивку, отражённое проговаривание)

(Ученик читает слоги после учителя)

  1. Автоматизация на материале слов:

Бое…, ...окот, …ирк, молоде…, …епочка, …ыплёнок, коне….

(Учитель кладёт табличку со словами, в которых пропущен звук [ц])

*Вставь пропущенную букву в словах. Прочитай слова.

Боец, цокот, цирк, молодец, цепочка, цыплёнок, конец.

  1. Автоматизация на материале слов и фраз: восприятие на слух с опорой на текст предложений вразбивку

Послушай, какую строчку я прочитаю. Покажи. Повтори.

*В конце улицы новая больница.

В конце улицы новая больница.

*Назови слова со звуком [ц] в этом предложении.

В конце, улицы, больница.

  1. Дифференциация звуков [м], [мь] - [б], [бь]
  1. Уточнение артикуляции и слухового образа звуков:

Молодец, звук [ц] говорил хорошо. А теперь будем различать звуки [м], [мь] - [б], [бь].

Скажи, *чем похожи эти звуки?

Все эти звуки звонкие.

Молодец. *А чем отличаются эти звуки?

Звуки [м], [мь] мы можем тянуть, а звуки [б], [бь] не тянутся.

У звуков [б], [бь] есть пара по звонкости-глухости – [п], [пь], а у звуков [м], [мь] – нет.

  1. Развитие фонематического слуха:

(Учитель кладёт таблички со слогами)

Послушай и покажи:

*Ама-аба

*Ми-Би

*Мы-Бы

*Мя-Бя

(Ученик слушает, показывает и повторяет слоги)

Ама-аба

Ми-Би

Мы-Бы

Мя-Бя

  1. Закрепление дифференцированного произношения звуков на материале словосочетаний:

(Словосочетания в игре: работающие машины, бежать от охотников, обратиться к мастерам, обижаться на Ваню, стоять между вагонами, мечтать о счастье)

Молодец, теперь мы с тобой немного поиграем.

(Учитель достаёт игру «Падежи на виражах»)

Сейчас мы с тобой вспомним падежи. Нужно будет определить, к какому падежу относится главное слово. Если ты сделаешь всё правильно, то соберёшь дорогу. Говори хорошо звуки [м], [мь], [б], [бь].

  1. Закрепление дифференцированного произношения звуков на материале фраз:

Составь текст по серии картинок.

http://logopsi.ucoz.com/_ph/76/374115195.jpg

Работа над словом

Давай вспомним правило чтения – сочетание [тс] читаем как [ц]. Прочитай правильно глаголы.

Учится, нравится, одеваться, убираться, включается, собираться.

Учится, нравится, одеваться, убираться, включается, собираться.

Прочитай и отгадай загадку.

(Весной одевается,

Осенью раздевается.)

Весной одевается,

Осенью раздевается.

Это лес!

  1. РСВ (10 минут)
  1. Восприятие диалогической речи с голоса незнакомого диктора (аудиозапись) с ИСА на расстоянии 1,5 м:

Звуки [м], [мь], [б], [бь] ты не путал, правило чтения запомнил, молодец.

Вчера мы с тобой играли, будто мы были в хозяйственном магазине. Мы с тобой вели диалог (разговаривали). Ты был продавцом, а я – покупателем, а потом наоборот. Сейчас послушай первую фразу и подумай, кем ты будешь сегодня – покупателем или продавцом?

(Учитель включает запись первой фразы.)

*Это говорит продавец или покупатель?

*Кем ты будешь?

(Ученик воспринимает на слух запись первой фразы)

Это говорит продавец!

Я буду покупателем.

(Ученик слушает реплики «продавца» и отвечает на них. Учитель кладёт перед учеником табличку с диалогом.)

Покупатель: Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте! Чем я могу Вам помочь?

Покупатель: Мне нужны отвёртки, швабра, ведро и средство для мытья полов. Где я могу их найти?

Продавец: Отвёртки находятся в отделе «Строительные материалы», швабра и ведро – в отделе «Хозяйственные товары», а средство для мытья полов – в отделе «Чистящие и моющие средства».

Покупатель: Спасибо.

(Звук уходящего человека. Звук приходящего человека.)

Покупатель: Я нашла всё. Сколько это будет стоить?

Продавец: Это всё стоит 185 рублей.

Покупатель: Возьмите, пожалуйста, 200 рублей.

Продавец: Вот ваша сдача – 15 рублей.

Покупатель: Спасибо. Хорошего Вам дня!

Продавец: И Вам хорошего дня.

(Учитель останавливает вторую реплику продавца)

*Что находится в отделе «Строительные материалы»?

(Учитель еще раз останавливает вторую реплику продавца)

*Что находится в отделе «Хозяйственные товары»?

(Учитель еще раз останавливает вторую реплику продавца)

*Что находится в отделе «Чистящие и моющие средства»?

Отвёртки.

Швабра и ведро.

Средство для мытья полов.

  1. Восприятие на слух «пёстрого» словаря без ИСА на расстоянии
    0,5-0,7 м:

Сними аппараты.

(Ученик снимает слуховые аппараты)

Ты молодец. Звуки все говорил отлично, м,мь-б,бь не путал, правило чтения запомнил, в диалоге участвовал хорошо. Будем слушать слова и словосочетания. Слушай и повторяй.

*Находятся, строительные материалы, пятнадцать, работающие машины, цифра, цветные карандаши.

Находятся, строительные материалы, пятнадцать, работающие машины, цифра, цветные карандаши.

  1. Рефлексия

Надень аппараты.

Ты - молодец. Звуки говорил хорошо, правило выучил на отлично, диалог слушал внимательно, на вопросы отвечал правильно. Занятие закончено, можно идти в класс.

(Ученик надевает слуховые аппараты.)

До свидания, Ольга Валерьевна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

Конспект открытого занятия по РСВ и ФП 16.05.2017

3 класс.Тема РСВ: Текст «Чехия» (первое занятие по тексту), «пёстрый» словарь;Тема ФП: Звук [ч]. Звуки [в], [вь] - [ф], [фь]. Орфоэпия: «В, вь на конце слов»....