Логопедическое занятие на автоматизацию звука Ш в речи
план-конспект на тему

Епифанова Галина Сергеевна

Занятие на автоматизацию звука [Ш]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Автоматизация звука Ш908.49 КБ

Предварительный просмотр:

http://krasatuli.ucoz.ru/_ph/10/2/654735234.jpg

http://moreskazok.ru/images/personaji/velikan.jpg

http://notsecret.ru/uploads/posts/2010-01/1264111717_rrss.jpg

http://mau.ru/pub/wild/lion.jpg

http://www.symbolsbook.ru/images/S/Dog1.jpg

http://www.tstu.ru/win/tambov/tambov_img/wolf_img/wolf2.jpg

http://www.greek-martirolog.ru/books_future/old-book.jpg

http://www.skp-03.ru/upload/shop_1/4/3/0/item_4302/shop_items_catalog_image4302.png

http://fatalenergy.com.ru/power/uploads/posts/2008-10/1225478471_gg3589.jpg

http://os1.i.ua/1/101/113279.jpg

http://shkolazhizni.ru/img/content/i39/39140_or.jpg

http://www.poldnika.net/images/napitki13.jpg

Конспект индивидуального занятия.

Тема: Автоматизация звука [ш] “Зимние забавы детей”.

учитель-логопед: Гоголева Г.С. МБДОУ «Детский сад п.Новопушкинское» Энгельсский р-н Саратовская обл.

Тема: логопедическая: звук [ш] в тексте

грамматическая: составление предложений с предлогами: в, с, на, у, за,

лексическая: Зима. Зимние забавы детей.

Цели: логопедические:

- воспитание выразительности речи и мимики;

- развитие силы голоса;

-развивать фонематический слух;

- развивать слуховое внимание;

-развивать зрительное внимание;

- продолжить работу по автоматизации [ш] в тексте

- учить детей составлять логически правильные, последовательные, распространенные предложения с предлогами;

-учить детей практическому употреблению предлогов в речи;

образовательные:

-активизация лексики по теме “Зима”; “Зимние забавы”;

воспитательные:

-воспитание учебных навыков;

-развитие работоспособности;

-воспитание умения слушать своих товарищей.

Оборудование

1.игркшка – плюшевый медведь;

2. Сюжетная картинка по теме “Зимние забавы детей”.

3. 6 звездочек на развитие зрительного внимания

План занятия

1. Организационный момент - 1 мин

2. Развитие общих речевых навыков – 4 мин.

3. Развитие слухового внимания - 4 мин.

4. Развитие фонематического слуха - 4 мин.

5. Лексика – 5 мин.

6. Развитие зрительного внимания – 2 мин.

7. Работа по формированию правильного звукопроизношения – 15 мин.

8. Подведение итогов занятия –2мин

9. . Оценка деятельности детей - 1 мин

10. Организация конца занятия - 0,5 мин.

Ход занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1

Организационный момент.

Садитесь ребята! Ножки поставьте ровненько, спинки прямые! Руки положите на стол. Все глазки на меня! Слушаем меня внимательно.

Дети стоят у своих парт.

Садятся.

2

Развитие общих речевых навыков.

Ребята, какое сейчас время года?

а) На улице часто метёт метель или пурга. Когда пурга близко, она гудит: у-у-у (громко), а когда пурга далеко, она тихо-тихо гудит: у-у-у.

Когда я скажу: “Пурга близко!” - вы будете громко гудеть, а когда я скажу: “Пурга далеко”, то вы будете тихо говорить: у-у-у!

б) Игровое упражнение “Узнай по интонации!”

Каждый ребёнок по очереди изображает больного, сердитого или удивлённого человечка, произнося с определённой интонацией слова:

Ах! Ах! Ах! (удивляется)

Ох! Ох! Ох! (болеет)

Ай! Ай! Ай! (весёлый)

Ой! Ой! Ой! (сердится)

Образец интонации и мимики детям показывает логопед.

Ребята говорят: “Наступила снежная зима”.

Дети говорят тихо: у-у-у! По сигналу “Пурга далеко”, и громко - по сигналу: “Пурга близко”!

Дети по интонации и мимике должны определить, кого изображает их товарищ.

3

Развитие слухового внимания:

Игровое упражнение: “Где звенит колокольчик?”

Дети сидят на стульчиках. Закрывают глаза, а логопед, держа колокольчик, звенит им над детьми – вверху, под детьми – внизу, слева и справа от детей, спереди и сзади.

 

Дети отвечают, где они слышат звон колокольчика.

 

 

4

Развитие фонематического слуха.

Игровое упражнение “Где спрятался Звук?”

Использование полоски и фишки.

Ребята, покажите фишкой на полоске, где спрятался звук [ш] в словах: в начале, середине или конце слова?

Шар, шум, каша, мушка, камыш, уши, шутка, мишка

.

Дети фишкой обозначают место звука в слове и отвечают: звук – ш слышится в слове… в конце (середине, начале) слова.

5

Лексика.

Составление предложений с предлогами: в, на, с, за, у.

Ребята, посмотрите внимательно на картинку.

Какое время года изображено? Почему вы так думаете? Какой снег? Что дети делают зимой? Ребята, а теперь будем придумывать предложения по этой картинке с маленькими словечками: в, на, с, у, за, с.

Повторите, с какими маленькими словечками мы будем составлять предложения?

Послушайте, какие я придумала предложения, а маленькие словечки нужно выделять голосом:

Саша катался на санках.

Боря съезжает с горки.

Серёжа стоит у дерева.

Мальчики съезжают с горки друг за другом.

А теперь вы придумайте свои предложения.

Дети отвечают полным ответом на вопросы.

 

 

с маленькими словечками: в, на, с, у, за, с.

 

 

 

 

 

 

 

Дети говорят свои предложения, выделяя голосом предлоги.

6

Развитие зрительного внимания.

Ребята, найдите две одинаковых звёздочки. (из 6)

Дети, нашедшие 2 одинаковых звёздочки поднимают руку и шепчут на ухо логопеду.

7

Работа по формированию правильного звукопроизношения.

а) упр. “шарик”

надули шарик, и лопнул шарик: [ш-ш-ш-ш] (руки через стороны опускаются вниз)

б) Спойте мою песенку:

ша-шо-шу шу-ши-ша

ши-шо-ша ша-шо-ша

шо-шо-шу шу-шо-шу

в) Рассматривание мягкой игрушки: медвежонка.

Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл!

Медвежонка зовут Миша, какая шерстка у медвежонка?

Какого цвета шерсть у медвежонка?

У Мишки большие и любопытные глаза.

Какие глаза у Мишки?

г) Ребята, Миша просит, что бы вы рассказали про него стихотворение:

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Мишка косолапый по лесу идёт

Шишки собирает

Песенки поёт

Вдруг упала шишка

Прямо Мишке в лоб

Мишка рассердился и ногою: Топ!

Ребята, Мишка пришёл из леса. Он замёрз. Давайте сошьём ему рубашку и штанишки.

Рассказывают стихотворение:

Я рубашку сшила Мишке

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить и конфетку положить.

А теперь мы угостим Мишку обедом:

На плите сварилась каша.

Где большая ложка наша?

Мишке я перед едой - лапы вымою водой.

Кушай, Миша! Жуй, не спеши!

Поел Миша. Большое спасибо вам говорит Ребята, а у Миши сегодня день рождения. Поздравьте Мишу с днем рождения!

Ребята, давайте испечем Мише каравай.

Как на Мишин день рождения испекли мы каравай:

Вот такой ширины,

Вот такой ужины,

Вот такой вышины,

Вот такой нижины!

Каравай, каравай кого хочешь, выбирай!

Каравай выбирает медведя.

Наш Миша захотел спать. Давайте уложим его в кроватку и споём ему песенку:

Тише-тише, не шумите!

Медвежонка не будите!

Мишка очень хочет спать!

Мишка лёг уже в кровать

Тише-тише, не шумите!

Медвежонка не будите!

Уложили Мишку спать! А вам пора на прогулку

 

 

 

Дети выполняют упр. “шарик” стоя.

. Дети повторяют песенку логопеда.

 

Медвежонок.

у медвежонка пушистая шерстка

у медвежонка шерсть черного цвета

Дети по желанию рассказывают одно из стихотворений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отраженно повторяют за логопедом.

Дети по очереди подходят и говорят: Миша! Поздравляю тебя с днём рождения! Желаю тебе счастья, радости!

Ребята водят хоровод и поют.

8

Подведение итогов занятия.

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Какой звук мы искали? С какими маленькими словечками придумывали предложения? Какой звук учили хорошо говорить?

 

Дети полным ответом отвечают на вопросы.

9

Оценка деятельности детей.

Все очень хорошо занимались. Придумывали интересные предложения с маленькими словечками: в, на, с, у, за. Отлично отыскивали звук – ш в словах. Молодцы все!

10

Занятие окончено! Все свободны! До свидания!

Ребята все встают со своих мест. Прощаются и уходят.

Конспект фронтального занятия по ЗКР

“Путешествие в дальние страны”.

 учитель-логопед МБДОУ  «Детский сад п.Новопушкинское”.

Гоголева Г.С.

Тема: Путешествие в дальние страны. (Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]).

Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, обучение использованию звука [ш] в самостоятельной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук [Ш]; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.

Интеграция областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.

Виды детской деятельности:

  • Игровая,
  • Двигательная,
  • Коммуникативная.

Материально-техническое оснащение.

Магнитофон, шарик для настольного тенниса, фланелеграф, изображение собаки и кошки, предметные картинки , игрушки, обручи, карта, картинки с символами, мяч, ребусы (шутка, шпион), шапочки-маски кошки и собаки.

Предварительная работа. Постановка звука, автоматизация в слогах, словах, коротких фразах. Работа с родителями (домашние задания в индивидуальных тетрадях).

Ход

I Орг.момент

Дети заходят, здороваются. Посмотрите ребята у нас тут какой-то беспорядок, картинки разбросаны. ( Собирают). Назовите. Какой звук живёт во всех этих словах? (Ш)

II Постановка цели. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться красиво и правильно произносить этот звук.

1,2,3,4,5

Будем мы сейчас опять,

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать

Внятно, чётко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Давайте с вами вспомним чтобы правильно произнести звук Ш, что должны делать губки? (,,,) Зубки?(,,,) Язычок? (,,,) правильно: губки округляются, зубки закрываются, язычок за верхними зубами чашечкой. Давайте разомнём наш язычок, чтобы он говорил красиво. Арт. гимнастика “Сказка о весёлом язычке” (лопаточка, заборчик, индюк, чашечка, вкусное варенье, сдуй шарик)

Ребята, предлагаю сегодня, отправится в путешествие в дальние страны. Хотите?

А как туда можно попасть? (,,,,,) Я совершенно случайно нашла карту. Смотрите. (смотрим: гимнастика для глаз). Мы с вами отправимся в волшебные далёкие страны, разгадаем все знаки на карте.

Попробуем отправиться в путь, чтобы было веселее идти “Головой мы покиваем....”

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный откроются двери!

Вы туда без труда попадёте

На волшебном ковре-самолёте,

На летучем большом корабле

Или с Бабой-Ягой на метле,

На плоту по молочной реке

И верхом на Коньке - Горбунке,

Можно в сказку влететь на жар-птице,

Можно на колобке закатиться,

Можно въехать как Слон на Еже.

Ой! Мы, кажется в сказке уже...

1 а вот и первый знак игра “день – ночь” (садимся)

Картинки на доске: ромашка, букашка,

шишка, мышка, кукушка, лягушка, камыши, шалаши

Ночь настала – сразу всё пропало:

Белая ромашка, смелая букашка,

спелая шишка, серая мышка,

скользкая лягушка, звонкая кукушка,

на болоте камыши, возле речки шалаши.

День пришёл - сразу всё нашёл:

Ночь настала – и опять не стало:

День придёт – красоту вернёт... (чему?)

2 идём дальше: шагаем на месте и говорим все вместе

ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш – боится кошки мышь второй знак “Мяч”

игра с мячом “Договори- шка”, какое слово получится? (стоим)

3 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – мама моет малыша

Знак “вопрос” отгадаем ребусы (садимся)

4 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я письмо пишу

Знак “Кочки” переберёмся через болото. Но только по тем кочкам где есть предмет со звуком Ш проговариваем, решаем, идём

5 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе

Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши

Кажется, мы пришли в далёкую страну кто же здесь живёт? Бездомная кошка и собака Что значит, почему так получается, что делать?

Покажем кошке: (Психогимнастика).

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Сердимся мы иногда.

Не кричим мы никогда!

Слушаем, запоминаем. Драматизация стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка” - пальчиковая игра и маски.

6 Кошка предлагает нам сыграть в игру “лото” согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мои) с существительными ([ш]). (На ковре)

Молодцы, но кажется, нам пора домой. Давайте ляжем на наш волшебный ковёр, закроем глазки и он нас перенесёт обратно домой.

Длинное было путешествие что вам понравилось? Мы с вами ещё поиграем на других занятиях.

 

Самоанализ фронтального занятия по ЗКР

“Путешествие в дальние страны”.

На занятии присутствовали дети старшеё группы (6), посещающие логопункт, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком Ш. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии были использованы авторские игры Лебедевой, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно- образовательному процессу.

На занятии были поставлена следующая цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, которая достигалась путём решения следующих задач:

Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Ш; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.

С интеграцией областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.

Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика “Сказка о весёлом язычке”. Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием – заучивание и обыгрывание стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка”. Для обучения детей согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах использовалась игра “День – ночь”, для обучению согласовывать существительные с притяжательными прилагательными использовалась игра “лото”.

На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев стихотворения бездомной кошки и домашней собаки (картинки на фланелеграфе). Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.

Конспект индивидуального занятия с ребенком подготовительной группы с диагнозом ФФНР

Тема: «Путешествие на болото».

 Автоматизация  «Л» в слогах, словах и предложениях с ИКТ.

Цель: закрепление умения четко произносить звук [Л] в слогах, словах, предложениях, знакомство с компьютером. ИКТ в коррекционной работе.

Задачи:

- учить подбирать слова-антонимы;
- закреплять умение выделять позицию звука в слове;
- развивать фонематический слух;
- воспитывать умение работать в паре.

Оборудование. Демонстрационные картинки (болото, море, река); рисунки четырех лягушек с разными артикуляционными укладами (губы овалом, губы кружочком, губы трубочкой, губы в улыбке); аудиозапись «Звуки природы» (болото), шапочки лягушек по количеству детей, предметные картинки к игре «Разложи по полочкам» со звуком [Л] в трех позициях (начало, середина, конец слова); «чудесный мешочек» с атрибутами (яблоко, ложка, клубок, кукла, лак, слоник); мяч, изображения лягушек без губ, вырезанные из самоклеющейся пленки, маркеры.

Ход занятия.

Логопед. Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости и они улыбаются нам. И вы улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Я предлагаю отправиться в путешествие, а куда вы узнаете, если найдете слово со звуком [Л]. (обращаю внимание на картинки (море, река, болото)) Да, правильно, на болото. И во время путешествия мы будем правильно и четко произносить звук [Л].

Для того, чтобы попасть на болото нужно закрыть глаза и повернуться вокруг себя. Глазки закрывайте, 1-2-3 — повернись, на болоте очутись (включается запись звуков природы).

Ребята, глазки открывайте и посмотрите, нас встречают лягушки. Эта лягушка, у которой губки «кружочком» поет «ла-ла-ла».

Эта лягушка, у которой губки «трубочкой» поет «лу-лу-лу».

Эта лягушка, у которой губки «овалом» поет «ло-ло-ло».

Эта лягушка, у которой губки «в улыбке» поет «лы-лы-лы».

Ребята, давайте вспомним, какие песенки пели лягушки. А теперь вместе повторим эти песенки тихо, громко, шепотом, радостно, удивленно.

А сейчас вы сами превратитесь в лягушек.

Глазки закрывайте. 1-2-3 — повернись и в лягушек превратись (одеть шапочки).

Лягушки очень любят прыгать. Если услышите слог пла в словах, подпрыгните, если нет, покачайте головой.

Плакат, плавать, плут, пластилин, оплата.

Если услышите слог сла в словах, подпрыгните, если нет покачайте головой.

Слава, весла, случай, сладость.

Посмотрите, лягушки, а что это лежит в камышах? Мяч. Ребята, а давайте поиграем с мячом в игру «Один-много» я буду называть слова в ед.ч а вы мне во мн.ч.Например лапа- много лап и т.д

Попрыгали лягушата и очень проголодались. Посмотрите, кто прилетел к нам на поляну, комарики. Комарики приготовили нам задание 1. «Угадай где находится звук Л в начале, середине или в конце»

2. «Услышь звук Л» (игры с ИКТ)

Лягушки очень любят играть в игру «Скажи наоборот» Поиграем? (с мячом) Я буду начинать предложение, а вы заканчивать подходящим по смыслу словом.

Чай горячий, а мороженое …
Перышко легкое, а гиря …
Тетрадь тонкая, а книга …
Великан сильный, а Дюймовочка …
Собака сытая, а волк …
Заяц трусливый, а лев …

Комарики приготовили для нас скороговорки и  чистоговорки  на звук Л попробуем справиться с этим заданием. (ИКТ)

Ой, ребята, посмотрите, что это? (находим мешочек) Посмотрим что там? Доставайте предметы по одному, называйте их, четко произнося звук [Л], и кладите на стол.

Выберите какой-либо предмет и придумайте с ним предложение.

Наше путешествие подходит к концу. Глазки закрывайте, 1-2-3- повернись и в ребят превратись. (Обращаю внимание на лягушат, у которых нет губ). Если вам понравилось путешествие, нарисуйте веселую лягушку, если нет, то грустную.

Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Вы были внимательны, активны, старались четко и правильно произносить звук [Л]. И на память об этом путешествии можете взять себе ваши наклейки с лягушатами.

Учитель-логопед: Гоголева Г.С

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы с диагнозом ФФНР

Тема: «Путешествие на болото».

 Автоматизация  «Л» в слогах, словах и предложениях с ИКТ.

C:\Users\Галечка\Desktop\ИКТ\004.JPG           C:\Users\Галечка\Pictures\2012-03-19\006.JPG

Логопаты: Голубцова Юля, Липатов Максим

Учитель-логопед: Гоголева Г.С

2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и словосочетаниях.

Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в речи.Задачи:          - воспитание самоконтроля во время произношения звука...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах, предложениях, фразовой речи.

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....

Конспект индивидуального логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [С ] в слогах и словах».

Коррекционное индивидуальное занятие для детей дошкольного возраста автоматизация звука "С"....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Л».

Аннотация:Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука Л » составлено учителем – логопедом Тукаевой Г.Г.для детей подготовительной к школе группы и направлено на автоматизацию поставленн...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л]

Коспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] будет полезен учителя-логопедам дошкольных образовательных учреждений, может быть интересен родителям детей с нарушениями речи....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р

Цель: Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях.Задачи: Коррекционно-образовательные:- Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях.- Уточн...