Методическая разработка "Улыбка весны"
методическая разработка на тему

Мариловцева Анна Александровна

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия с применением информационно- коммуникационной технологии. Применение информвционно- коммуникационной технологии особенно актуальна для детей с нарушением речи, у которых нередко страдает познавательная, социально- коммуникативная, двигательная сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_nod_logopeda.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД логопеда

с детьми старшего дошкольного

возраста ОНР при ЗПР

С использованием: образовательных технологий: игровая, личностно- ориентированная, информационно- коммуникационная.

Составила учитель- логопед ГБДОУ детский сад №44 компенсирующего вида Колпинского района Мариловцева Анна Александровна

Участники:

Учитель- логопед («Веснянка»), дети

Раздел программы/ область Интеграция познавательных областей: социально- коммуникативное; речевое;  познавательное; художественно- эстетическое; физическое развитие.

Актуальность.

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия с применением информационно- коммуникационной технологии. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов.

Применение информационно- коммуникационной технологии особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает  познавательная, социально- коммуникативная, двигательная сферы. Использование героев, материала для закрепления изученного, желания получить стимул при выполнении задания, личное общения с каждым ребенком, возможность двигаться во время занятия, в свою очередь повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.

Образовательная область социально- коммуникативное развитие:

  • Способствовать развитию навыков игрового взаимодействия.
  • Формирование  сотрудничества, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности.

Образовательная область познавательное развитие:

  • Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
  • Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Весна».
  • Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления

Образовательная область речевое развитие:

  • Формирование связной речи.
  • Развитие навыков образования уменьшительно- ласкательной формы имен существительных.
  • Развитие образования относительных прилагательных.
  • Развитие согласования глаголов в простых предложениях.
  • Обучение построению фразы по картинно- графической схеме с использованием предлога НА.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Закрепление умения выделять гласный звук в начале слова.
  • Формирование умения читать обратные слоги с буквой М с использованием символов.

Образовательная область художественно- эстетическое развитие:

  • Развитие ритмико - интонационную сторону речи.

Образовательная область физическое развитие:

  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие просодической и мимической стороны речи

Предварительная работа:

Упражнения на развитие дыхания, мимики. Выявление признаков весны. упражнения на образование относительных прилагательных, на согласование глагола и существительного, образование уменьшительно- ласкательных слов (существительных). Игры на определение гласного звука в начале слова, чтения по символам. Упражнения на развитие общей моторики.

Материал к занятию.

Проектор, презентации на изображение весеннего леса, приходящих героев (белка, заяц, медведь, еж), картинно- графической схемы, лучиков солнца, признаков весны; изображений облака, утки, цветка адониса, утра, инея. Клубки пряжи на всех детей. Аудиозапись «Весеннего леса», релаксационной музыки. Изображения буквы «М» и символов гласных. Двухстороннее солнце, с одной стороны грустное мимическое изображение, с другой- веселое. Полоски бумаги желтого цвета и клей.

Ход занятия.

Слайд 1

Организационный момент.

Веснянка: Солнце пригревает. На улице стало тепло. Снег тает. Бегут ручейки. Растет молодая травка, появляются первые цветы. Дети сняли теплые куртки. Птицы прилетают из теплых краев. Когда это бывает- Весной.

Давайте подуем ветерком на наши ладошки. А теперь погреем их- теплым дыханием. Порадуемся солнцу, улыбнемся ему. Ой, тучи, огорчимся. Опять солнце.

        А вы знаете, что дает весне улыбку- Солнышко со своими лучиками, греющими землю. А у вас, я солнышка не вижу. Где же оно? Пойдем его искать. Для этого отправимся в лес. Держите клубочки пряжи- это наши тропинки. (Звучит музыка весеннего леса).

Веснянка: Что ты видел, пока шел в лес?

На экране поставлены изображения с признаками весны. Слайд 2.

Дети: Я видел ручеек (почки, траву, цветы). Я слышал  пение птиц.

Веснянка: Я знаю, кто нам поможет. Послушайте загадку.

Загадка. В дупле живет орешки грызет-белка. Слайд 3

Белка: Я прыгала по веткам, солнышко не встречала, но недавно нашла в ветках лучик. Я его отдам, если поиграете со мной. Расскажите,  какая весна.

День- весенний,

 Дождь - весенний,

Солнышко- теплое, круглое, желтое,  весеннее,

Небо весной- синее, весеннее.

Ветер весной- теплый, весенний.

Почки, - весенние.

Ручеек- весенний.

Белка: Молодцы- вот вам лучик.

Веснянка: продолжаем искать весеннее солнце. Слушайте.

Загадка. С большими ушами. Зимой белый, а летом серый-заяц. Слайд 4.

Заяц: Солнышко не встречал, но оно обронило лучик. Я его отдам, если вы ответите на вопросы.

Солнце что делает весной? Греет, ласкает, пригревает

Травка что делает?

Снег что делает?

Ручеек что делает?

Чтение по схеме?

Где растаял снег?

 См. приложение.

Физминутка

К нам весна пришла, ребята,

Хоть еще и рановато.

По ночам мороз трескучий,

По утрам на небе тучи.

Только днем тепло на солнце,

И сосульки над оконцем

Слезы светлые роняют,

В небе воробьи гоняют,

И такой воздушно- нежный

Распускается подснежник.

Идут руками и ногами- имитация движения.

Показывание указательного пальца.

Быстрый перевод пальцев от положения кулачка к ладошки

Руки под щечку. Движение полукруга вверх.

Поднять руки вверх раскрыть ладошку и пошевелить пальцами.

Имитация рамы окна. Две руки параллельно горизонтально, потом вертикально.

Поочередное соединение рук большой и указательный палец

Бег по кругу с «хлопаньем» крылышек.

Сесть на корточки соединив две ладошки. Медленно подниматься вверх и раскрывать бутон

Заяц: Спасибо ребята. Я вам отдам лучик.

Веснянка: продолжим искать. Это кто там сидит.

Загадка. Он живет в лесу густом. Коричневый, лохматый, Большой и косолапый. Кто это?

(медведь). Слайд 5

Медведь: я спал всю зиму и проснулся весной, на земле мне солнышко не встречалось. Но недавно нашел весенний солнечный лучик. Я его отдам, если поиграете со мной.

Медведь: необходимо сказать, какой первый звук в этом слове.

Слова: облако, утка, адонис, утро, иней.

Дети: В слове облако первый звук «О».

Медведь; молодцы. Я знаю, что вы и читать умеете.

Чтение по символам.

Медведь: получите, заслужили

Веснянка:  лучиков много, а солнышка не нашли. Будем дальше искать.

Загадка. Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками. Еж Слайд 6.

Веснянка: Здравствуй, Ежик! Мы ищем солнышко. Подскажи, где его найти?

Ежик: порадуйте меня весенними, ласковыми словами о весне, тогда скажу. Слайд 7.

Веснянка: Как ласково можно  назвать солнце (ручей, снег, ветер, трава)?  (солнышко, ручеек, снежок, ветерок, травка).

Ежик: молодцы порадовали. Чтобы солнце к вам пришло нужно позвать его.

Веснянка. Нужно не обычно звать. Как мышки маленькие.  Тоже, как спрашиваете. А теперь как мишки.

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Появление солнца без лучиков.

Веснянка: наконец мы тебя нашли. Что случилось, почему ты грустное… Слайд 8.

Солнце. Я пряталось, потому- что мои лучики куда- то пропали. К солнцу приклеить лучики- кудряшки. Солнышко обрадовалось и заулыбалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия "Традиции встречи весны. Лепка "жаворонков"

Данный материал является обобщением моего практического опыта знакомства обучающихся в возрасте от 6 до 12 лет с приемами лепки и моделирования "жаворонков" и народными традициями встречи весны. Матер...

конкурс "Весна идёт-весне дорогу". Сочини музыку весны 1-3 классы- школьный уровень

МБОУ "Топкановская ООШ" конкурс "Весна идёт-весне дорогу". Сочини музыку весны 1-3 классы-...

Методическая разработка "Весна-красна, на чем пришла"

Методические разработка занятия по образовательной программе "Русская народная культурная традиция в календпрно-обрядовых праздниках годового круга"...

Конспект по чтению Весна, весною, о весне 5 класс VIII вид

Конспект по чтению на тему: "Весна, весною, о весне" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5 класса...

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» по теме «Время года – весна. Признаки весны» для учащихся 7 класса

Цель урока – актуализация и закрепление знаний учащихся о времени года - весне и ее признаках.Задачи урока:Образовательная- актуализировать знания учеников о времени года - весна-научить в...

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» по теме «Время года – весна. Признаки весны» для учащихся 7 класса

Цель урока – актуализация и закрепление знаний учащихся о времени года - весне и ее признаках.Задачи урока:Образовательная- актуализировать знания учеников о времени года - весна-научить в...