Методическая разработка "Весна-красна, на чем пришла"
методическая разработка (5 класс) на тему

Методические разработка занятия по образовательной программе "Русская народная культурная традиция в календпрно-обрядовых праздниках годового круга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Весна-красна, на чем пришла?!»

Петрова Надежда Сергеевна, педагог дополнительного образования

        Методическая разработка занятия по образовательной программе «Русская народная культурная традиция в календарно-обрядовых праздниках годового круга» по теме «Закличка весны»

Цель: освоить музыкальные жанры весеннего календаря на основе закличек Смоленской, Костромской, Орловской областей России и весенние традиционные игры для проведения праздника «Закличка весны».

Задачи:

  • раскрытие символики весеннего праздника и назначения песен весеннего периода;
  • разучивание произведений весеннего периода;
  • воспроизведение ситуации исполнения весенних закличек;
  • развитие творческой активности учащихся и создание полноценной среды общения;
  • разучивание традиционных игр весеннего периода

Вспомогательные материалы: видеоплейер, аудиозаписи, магнитофон; видеозаписи.

Ход урока

Учитель: Дети, послушайте загадку:

Я раскрываю почки в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня …

Дети: Весна!

Учитель: Мы сегодня будем говорить о весне, о том, какие изменения происходят в природе, в жизни человека в этот период, какие песни исполняются, какие праздники встречали в весенний период, в какие игры играли. А какие признаки наступления весны вы знаете?

Дети: Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, солнце светит ярче и ярче, становится теплее. Человек начинает готовиться пахать землю и сеять зерно.

Учитель: Все правильно. Итак, теперь мы отправимся в путешествие, которое познакомит нас с весенними песнями – веснянками и с весенними играми. Но для начала мы должны взять с собой древний «музыкальный инструмент». Как вы думаете, какой?

Дети: Это голос!

Учитель: Верно! И нам надо его разогреть и настроить.

Идет распевка на основе игровых заданий:

  1. Все поют простую наборную песенку и становятся в общий круг

«Собирайся, народ, в большой хоровод

 Собирайся, народ, к нам праздник идет!»

  1. После того как все встали в круг, идет упражнение «Пропой свое имя». Каждый из детей по одному пропевает свое имя, подавая в кругу руку стоящему слева товарищу – Саша, Лена, Люда,… и т. д.
  2. Стоя в кругу, взявшись за руки, исполняем на одном дыхании хором  на одной высоте в унисон «На горе, на горке тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.»
  3. Далее, расцепив руки, поем все: «Сорока-сорока, где была – далека, кашку варила, деточек кормила, на порог скакала, гостей созывала, гости услыхали, быть обещали». Все действия показываем руками.
  4. Ауканье в лесу. Учащиеся, стоя в кругу, кричат по очереди, обращаясь друг к другу: «Ау, Саша!», «Ау, Маша!», «Ау, Катя!»

Учитель: Итак, перед тем, как мы с вами будем разучивать заклички весны, веснянки, я предлагаю вашему вниманию отрывок аудиозаписи из экспедиции в Орловскую обл., дер. Грячик. Воспоминания одной женщины о том, как в детстве они бегали кликать весну на Сороки: «Было это в 1932-1933 гг. Ждали с нетерпением этого праздника. Раньше строго постились. Пост ведь был.  А на Сороки, значит, пекли жаворонков, куликов. На молочке, мамка пекла. Бывало, возьмем этих птих и несемся в поле, на проталинки, кто на деревья взлезет, кто на крыши сараев. Поднимаем ручонки и кричим, громко так! » Звучит веснянка на распев:

                  «Весна-красна

На чем пришла

На кнутике. На хомутике

На сохе, бороне

На кривом веретене

Летит кулик

Несет кулик

Девять замков

А десятый ключ»

Словами: «Зиму, зиму замыкать

                 Весну, весну отмыкать

                 Пора куликам головки ломать»

«И подбрасываем птаху из теста высоко-высоко в небо. И должны поймать. Поедим чуток, а другую половинку оставим в поле или на дереве, или скотинке домашней снесем в хлев. Кто как».

Далее звучит аудиозапись.

Учитель: О чем говорится в песне?

Дети: О весне, о птицах, о том, что землю пахать надо, что пора зиме уходить, весна уже наступает.

Учитель: А как вы думаете, зачем надо было птаху из теста подбрасывать, а потом оставлять в поле?

Дети: Чтобы другие птички, возвращаясь из теплых стран, скорее бы на нашу землю прилетали и приносили тепло!

Учитель: А как вы думаете, песни эти, веснянки – громко кричали?

Дети: Да! И радостно, так как зима очень надоела, хотелось уже больше на улице, на солнышке играть.

Учитель: Вот мы сейчас и попробуем с вами громко, радостно спеть веснянки.

Идет аудиозапись. Дети повторяют и закрепляют ранее выученные веснянки. Исполняются заклички:

«Весна-красна» Орловская обл.

«Жаворята, жаворята» Костромская обл.

«Жавороночки, перепелочки» Смоленская обл.

Учитель: Итак, кто первый сообщает о наступлении весны? Кто приносит весну-красну?

Дети: Птицы – первые вестники весны

Учитель: Чтобы быстрее наступила весна, нужно радостно, громко покричать, покликать, позвать птиц. Давайте еще раз это сделаем!

Дети, стоя в кругу, еще раз исполняют веснянки, каждую по 3 раза.

Идет работа над закличкой:

- разбор содержания,

- выявление диалектных слов,  объяснение их значения, особенностей, произношения,

- выявление и разъяснение незнакомых слов.

Учитель: Итак, какие песни мы сегодня вспомнили и узнали?

Дети перечисляют.

Учитель: Для чего исполняются эти заклички?

Дети отвечают.

Учитель: Человек каждый год с нетерпением ждет наступления весны, прилета птиц, зовет их, радуется. И еще готовится сеять новый урожай, чтобы обеспечить благополучие своей семье. Давайте же и нашу радость о приближении весны мы выразим в разучивании следующих игр:

  • «Как из-под горы» - Курская обл.
  • «Ручеек, ручеек» - Курская обл.
  • «Летал, летал воробейко» - Архангельская обл.
  • «А мы картошечку посадили» - Белорусская игра
  • «Гори, гори ясно» - различные области России

Учитель разучивает с детьми игры на основе экспедиционных записей.

Игра «Как из-под горы»

Двое участников образуют руками воротца, остальные ручейками бегают воротцами, пока воротца всех не переловят.

Как из-под горы

Все бегут ручьи

Ручьи, вы куда?

Закрываем ворота!

Игра «Ручеек, ручеек»

Все участники стоят в одну линию. После исполнения песенки прыгают через ручеек. Главное условие – не заступить ногой в ручей, не свалиться туда.

Ручеек, ручеек,

Перепрыгнем разок!

Раз, два, три!

Игра «Летал, летал воробейко»

Все участники во время игры идут по кругу против часовой стрелки и изображают воробья, машут крылышками. Внутри круга 1 ребенок изображает воробья и идет по часовой стрелке. На словах «видел, видел» «воробей» показывает, кого он видел и как тот ходит. После слов песни «воробей» выбирает лучшего. Видеть воробей может кого угодно: лошадь, корову, деда, лису, волка и т. д.

Летал, летал воробейко

Летал, летал молоденько

Вкруг за сине море – 2 р.

Видел, видел воробейко

Видел, видел молоденько

Как молодцы ходят – 2р.

А молодцы ходят эдак – 2р.

Вот они вот эдак – 2р.

Игра «А мы картошечку посадили»

Дети стоят по кругу. Внутри круга сидят на корточках те, которых будут сажать – картошечка или морковь, или арбуз и т. д. Дети, сидящие внутри круга изображают процесс роста, созревания овощей, фруктов. Другие дети ходят с песней вокруг них. На последних словах – дети, ходящие снаружи, щекочут тех, кто сидит внутри круга (то есть съедают то, что вырастили). И все становятся в общий круг. На припеве все 3 раза топают ногами на словах «топ, топ, топ».

А мы картошечку посадили – 2р.

А я молоденька, топ, топ, топ – 2р.

А уже картошечка примается- 2р.

А уже картошечка начала расти -2р.

А уже картошечка начала цвисти -2р.

А уже картошечку пора трэсти- 2р.

А уже картошечку пора ести – 2р.

Игра «Гори, гори ясно»

Дети становятся в шеренгу по парам. Впереди них – водящий. После исполнения попевки последняя пара, расцепив руки, бежит вдоль шеренги. Их задача – впереди водящего сцепить руки в паре. Задача водящего – осалить одного из них. Если бегущие успели встать в пару не осалившись, то водящий остается тот же. А если «вода» запятнал одного из бегущих, то становится с ним в шеренгу вперед, а другой из пары становится водящим. Так играют, пока все не побегают по несколько раз.

1 вариант

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят

Диги-дон, диги-дон

Убегай скорее вон!

2 вариант

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Журавли летят

И они кричат

Курлыси, курлыси

Разлетимся по Руси!

После игр учитель напоминает детям о празднике «Закличка весны», о дате её проведения либо на Сороки, либо на Благовещение, либо в день Евдокии… и просит напечь жаворонков из теста.                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...

Коррекционное занятие "Весна пришла"

Данное занятие предназначенно для детей старшего и среднего дошкольного возраста. Оно способствует развитию мелкой и средней моторики рук, познавательных способностей, художественного творчества детей...

Методическая разработка Новогодней развлекательной программы "В гости Коляда пришла"

Конкурсная  программа «Я + мама», посвященная Дню матери. Ребята из детских клубов по месту жительства вместе со своими мамочками принимают активное участие в конкурсе. Участникам...

Методическая разработка - проект "Откуда книга пришла в нашу жизнь"

исследование  и изучение доступных сведений об истории возникновения и создания  книги, приобщение воспитанников к книжной культуре и повышение интереса к чтению и стремления получать знания...

Методические рекомендации. При организации проведения недели Естествознания " Осень в гости к нам пришла".

обобщение и расширение представлений об осени в лесу Задачи: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о живой природе леса осенью;совершенствование выразительного...