Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" 5 класс (надомное обучение)
рабочая программа (5 класс) на тему

Гронь Ольга Владимировна

Материал предназначен для ученика 5 класса (умеренная умственная отсталость), надомное обучения. Программа расчитана на 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_moyo.docx55.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Принято»

на педагогическом совете

 Протокол № ______

от «__» ___________20_______г.

«Утверждено»

Приказ № _____

от «___»_____________20_____г.

директор ______ Гнездилова В.Н.      

 

Рабочая программа

по предмету «Развитие речи и окружающий мир»

 (надомное обучение)

5 класс

(для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренную умственную отсталость)

Срок реализации программы-1год

Составила: Гронь  О.В.

 высшая квалификационная категория

г. Санкт-Петербург

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» », учащегося 5 о класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренную умственную отсталость) разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г.

на основе:

- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

-распоряжения Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;

-распоряжения Комитета по образованию от 20.03.2017 № 931-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;

-инструктивно-методического письма Комитета по образованию № 03-20-2881/15-0-0 от 13.07.2015 «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов»;

- письма Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;

- письма управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения»;

- Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный г

Рабочая программа в соответствии с индивидуальным учебным планом надомного обучения учебным планом Рзаева Максима Мансимовича2017-2018 учебный год рассчитана на 34  часа (исходя из 1 часа в неделю).

В процессе обучения учитывается речевая активность обучающихся, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и символического материала.

Специфика контингента

Планируемые результаты освоения учебного курса

Учащиеся должны:

  • уметь вступать в коммуникацию (с помощью вербальных и невербальных средств общения)
  • уметь с помощью различных средств общения (речевых и неречевых) оформлять свои желания и действия
  • уметь высказываться о себе (с помощью вербальных и невербальных средств общения)
  • уметь обращаться друг к другу с помощью вербальных и невербальных средств общения
  • уметь классифицировать предметы бытового окружения по словесной инструкции
  • уметь называть или показывать реальные предметы окружающей действительности и их изображения на картинках
  • знать и называть обобщающие слова бытового окружения (исходя из индивидуальных особенностей ребенка)
  • уметь отвечать на поставленные вопросы с помощью вербальных и невербальных средств общения (исходя из индивидуальных особенностей ребенка)
  • узнавать времена года по значимым признакам
  • узнавать основные природные явления, такие как дождь, снег, ветер
  • узнавать основных представителей растительного и животного мира

соблюдать элементарные правила поведения в общественных

Целью обучения предмету «Развитие речи и окружающий мир» в 5 классе – максимально возможная социальная адаптация детей через формирование и развитие коммуникативной функции речи.

В «Программе» выделяют следующие основные задачи:

  • формировать навыки социально-бытовой ориентировки в окружающем предметном мире: «Мир окружающих предметов», «Приборы»;
  • расширять представления о взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и природы: «Мир животных», «Мир растений», «Явления природы»;
  •  формировать и закреплять представления о цвете и звуке: «Мир цвета и звука»;
  • формировать умение строить простейшие высказывания с использованием альтернативных средств общения;
  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;
  •  формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчёт о выполненных действиях;
  • формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
  • формировать представления о природных материалах, растениях, животных, профессиях и занятиях людей, явлениях природы (игровые упражнения на изображение различных понятий с помощью имитационных действий);
  •  знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, по лексическим темам занятий, сопровождая рассказ движениями, картинками, пиктограммами.

Коррекционно-развивающие:

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • воспитывать отношения к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
  • привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;
  • развивать способность выражать своё настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
  • развивать способность выражать свои мысли простыми нераспространёнными предложениями с использованием альтернативных средств общения.

Формы организации учебного процесса:

Организация и проведение уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир» строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения, свободные предметные игры, игры на звукоподражание, двигательные и жестовые упражнения, совместные сюжетные игры.

  • Формы обучения:

- урок с элементами игры;

- практическое занятие;

- экскурсия;

- игра;

  • Методы и приёмы обучения:

- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной      деятельности

 -  методы формирования интереса к учению

 - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха

 - использование познавательных игр;

- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;

- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.

  • Виды деятельности учащихся на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

   аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- выкладывание пиктограмм;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

   аппликация, резание;

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 5 класса

Обучающиеся должны знать, понимать:

  • выразительные движения и естественные жесты
  • свое имя, фамилию
  • назначение домов, что такое улица
  • предметы мебели, предметы посуды
  • правила безопасного поведения в доме, во дворе на улице
  • дорожные знаки «пешеходный переход» и «движение    
  • пешеходов запрещено»
  • понятие «животные», повадки некоторых животных
  • понимать, что растения «живые»
  • названия: «дерево», «елка», «цветок»
  • приборы: телевизор, электрический чайник, пылесос, телефон
  • понятия: солнце, луна, ветер, облако, дождь, снег, туча

Обучающиеся должны уметь:

  • подбирать пиктограммы
  • участвовать в диалоге с помощью звуков и жестов
  • следовать простым инструкциям
  • находить источник звука
  • выполнять речевые действия по подражанию
  • находить картинки с изображением основных эмоций
  • рассказывать о себе с помощью вербальных и невербальных средств
  • имитировать отдельные действия человека, животных, сказочных  
  • героев
  • составлять односложные, двухсложные предложения
  • находить картинки с изображением домашних и диких животных
  • использовать детские приборы в игре
  • выбирать одежду по погоде
  • узнавать основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения АООП образовательной организации.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года (приложение 1 – диагностика в электронном виде).

Учебно-тематическое планирование по предмету:

«Развитие речи и окружающий мир»

Раздел программы «Развитие общих речевых навыков» и «Развитие навыков общения, диалогической и связной речи» включается в каждый урок как этап. Каждое занятие включает в себя практическую деятельность, поэтому указаны только экскурсии.

Разделы программы

Кол-во

 часов

Экскурсии

Контроль

Первое полугодие (16)

Диагностика

1

д/карты

Мир окружающих предметов

4

текущий

Мир животных.

2

текущий

Мир растений.

2

текущий

Приборы.

3

текущий

Явления природы.

2

2 «признаки осени», «признаки зимы»

текущий

Мир цвета и звука.

2

1 «звуки природы»

текущий

Второе полугодие (18)

Мир окружающих предметов

4

текущий

Мир животных.

3

«Помогаем птицам»

текущий

Мир растений.

3

текущий

Приборы.

3

текущий

Явления природы.

2

«Признаки весны», «Скоро лето»

текущий

Мир цвета и звука.

2

текущий

Диагностика

1

д/карты

Итого за год                34 часа

Содержание программы по предмету:

«Развитие речи и окружающий мир» (1час в неделю):

Раздел программы «Развитие общих речевых навыков» и «Развитие навыков общения, диалогической и связной речи» включается в каждый урок как этап.

Разделы программы

Содержание

Первое полугодие

Развитие общих речевых навыков.

Упражнения в развитии правильного дыхания, выработка диафрагмально-реберного дыхания;

Упражнения на формирование правильной осанки;

Игровые упражнения на совершенствование умений узнавать неречевые звуки;

-определять место нахождения звука;

-различать силу звука, темп и ритм звучания;

-упражнения на развития тембрального восприятия;

-развитие способности подражать тембру и ритму неречевых и речевых звучаний;

-воспроизведение ритмической структуры;

Специальные упражнения на развитие внимания к речи учителя;

-выполнение одно-двухступенчатых инструкций;

-прослушивание и нахождение картинок и пиктограмм, соответствующих тексту стихов и сказок;

Упражнения на различие гласных звуков (а,о,у) с опорой на предметные картинки-символы, на основе восприятия их беззвучной артикуляции , с опорой на картинки, изображающие положение губ при артикуляции звуков;

Упражнения на развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, объём, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики;

Игровые ситуации, в которых осуществляется развитие силы голоса и устойчивости его звучания;

Работа над интонацией: формирование умения слышать выразительность речи, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации.

Планируемый результат:

Выполнение заданий с небольшой помощью учителя.

Развитие навыков общения, диалогической и связной
речи.

Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся («Накрываем стол для обеда», «Скоро придут гости — готовимся к чаепитию», «Покупка посуды в магазине»). (Интеграция
с уроками по предмету «СБО».)

Составление вместе с учащимися коротких описательных рассказов о посуде, о ситуациях, в которых используются посуда и бытовые технические приборы для кухни, с применением картинок, пиктограмм и речи.

Стимулирование учащихся к выражению эмоционально-оценочного отношения к ситуациям, изображенным на фотографиях, картинках, описанным в произведениях о бытовой жизни человека, используя речевые и неречевые
средства общения.

Мир окружающих предметов

Тематические уроки-занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки в окружающем предметном мире с использованием тематических альбомов «Посуда». Экскурсия в хозяйственный магазин. (Интеграция с уроками по предмету «СБО».)

Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации о труде продавца отдела посуды в хозяйственном магазине, кассира, покупателя, общаясь друг с другом по ситуации сюжетных игр. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями, называние их. Совместные с учащимися игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуации, в которых ученики отвечают на вопросы «Кто это?», «Что делает продавец?», «Какие товары продаются в этом отделе магазина?», «Какую посуду надо поставить на стол для чаепития?» и др.

Знакомство с пиктограммами «кухня», «готовить», «накрывать на стол». (Интеграция с уроками по предметам «Альтернативное чтение», «СБО».)

Совместное с учащимися целенаправленное наблюдение за работой сотрудников столовой школы. Беседа о труде работников столовой.

Планируемый результат:

Выполнение заданий с небольшой помощью учителя.

Мир животных

Совместные с учащимися наблюдения, беседы, игры, чтение литературы о домашних и диких животных, их детенышах, о птицах. Воспитание у учащихся
убеждения о необходимости заботы о животных и птицах.
Практические действия: экскурсия — кормление птиц. Пояснения о недопустимости кормления городских птиц с рук, краткий рассказ о болезнях птиц и опасности их для человека. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)

Театрализованные игры о животных, птицах и насекомых.

Знакомство учащихся с пиктограммами «мычать», «хрюкать», «мяукать», «лаять». Упражнения на соотнесение существительного и глагола по пиктограммам и картинкам. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение.)

Стимулирование желания учащихся повторять за учителем фразы о повадках животных и птиц (с помощью вербальных и невербальных средств общения), подражать их голосам, самостоятельно называть животных, птиц, насекомых и их действия. Планируемый результат:

Выполнение заданий с небольшой помощью учителя.

Мир растений

. Расширение представлений учащихся о взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и природы (в различных игровых ситуациях, в театрализованных играх, пантомимах и этюдах). Беседы с учащимися о том, что растения — это живые организмы. Наблюдения за ростом растений в классе, на улице.

Наблюдение за трудом взрослых в природе.

Привлечение учащихся к выполнению трудовых поручений (совместно с учителем, а возможно и самостоятельно) по уходу за растениями (опрыскивание, полив, рыхление).

 Рассматривание иллюстраций о заботливом отношении человека к растениям и беседы по ним.

Воспитание у учащихся бережного отношения к растениям.

Съедобные и несъедобные грибы. Рассматривание муляжей, картинок и пиктограмм. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)

Организация элементарного экспериментирования (посадка лука, луковичных растений, укропа). (Интеграция с уроками по предмету «Ручной труд».)

Чтение литературных произведений и простые по смыслу беседы по ним с использованием натуральных растений, их моделей, игрушек, картинок, комментированного рисования, рисунков и аппликаций, лепных поделок и др.

Приборы

 

Экскурсии в магазин в отдел бытовых технических приборов — выбор и показ приборов для кухни.
Упражнения с игрушечными аналогами: миксером, микроволновой печью. Составление вместе с учащимися рассказа об их применении и об элементарной технике безопасности. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)         

Планируемый результат:

Выполнение заданий с небольшой помощью учителя.

Явления природы

Дидактические игры, игровые упражнения и предметно-практические действия, в которых уточняются представления учащихся о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года: осень, зима.

Части суток: утро. Практические упражнения, рассматривание фотографий, иллюстраций и беседы о жизни учеников в утренний период времени.

Мир цвета и звука

Практические упражнения с учащимися по узнаванию цвета красок: краски в баночках,

В бутылках подкрашенная вода.

Совместное с учащимися рассматривание лоскутком тканей разных цветов, составление
коллажей, рисование кистью на бумаге разноцветных линий, пятен и т. п.

 Составление композиций из осенних листьев, из бумаги и различных природных

материалов для последующего рассматривания и рассказывания о них с называнием цвета.

Дидактические игры на формирование и закрепление представлений о цвете типа

«Цветные прищепки», «Цветные ключи к замкам», «Листья и божьи коровки»,

«Логические блоки», «Подберем куклам одежду по цвету» и др.

Игры и упражнения на восприятие отдельных звуков и музыкальных фраз, исполненных

 в разных регистрах, на различение звуков по длительности звучания (долгие и короткие),

силе (громко — тихо), темпу (быстро — медленно — умеренно), на развитие ритмического,

тембрового и динамического слуха, ориентировку в пространстве класса
с учетом динамики музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро).

Планируемый результат:

Выполнение заданий с небольшой помощью учителя.

Второе полугодие

Развитие общих речевых навыков.

Дыхательные упражнения (см. первое полугодие).

Упражнения на совершенствование умений, учащихся ходить по различным дорожкам с наполнителями или из разного по фактуре материала, приподнятым над полом с изменением темпа движения (быстро, медленно), осуществляя правильное физиологическое дыхание.

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися двух- и трехступенчатых инструкций, прослушивания и совместного с учителем элементарного обсуждения стихов и сказок.

Знакомство учащихся с гласными звуками [и, э, ы], формирование навыка различения их с опорой на предметные картинки, на изображения положения губ при их артикуляции.

Упражнения на развитие фонематического восприятия: закрепление навыка различения гласных звуков [а, у, и, о, ы, э] с опорой на предметные картинки-символы, на основе восприятия беззвучной артикуляции звуков, с опорой на картинки, изображающие положение губ при их произнесении.

Упражнения на совершенствование произносительных
качеств речи учащихся: уточнение правильной артикуляции
гласных звуков [а, у, и, о, ы, э], произношения звукосочетаний гласных [ау], [иа], [уа], [иау].

Упражнения на развитие речевой моторики учащихся (по образцу и по словесной инструкции).

Упражнения на развитие силы голоса и устойчивости звучания.

Работа над интонационной выразительностью речи: формирование умения учащихся слышать выразительность речи других, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации. (Интеграция с логопедическими занятиями).

Планируемый результат:

Выполнение заданий с небольшой помощью учителя.

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.

Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся («Покупка
предметов личной гигиены», «Покупка в магазине и подарок другу предметов личной гигиены»).

 Совместное с учащимися составление коротких описательных рассказов о предметах личной гигиены с использованием картинного плана, пиктограмм и речи.

Стимулирование учащихся к выражению эмоционально-оценочного отношения к героям прослушанных художественных произведений, заботящихся и не заботящихся о своей чистоте и здоровье, используя речевые и неречевые средства общения. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)

Обучение учащихся пересказу небольших текстов после предварительного обсуждения их содержания с опорой на серию картинок (исходя из индивидуальных возможностей к учащихся).         

Планируемый результат:

Выполнение заданий с небольшой помощью учителя.

Мир окружающих предметов

Уроки-занятия по формирования навыков социально-бытовой ориентировки в окружающем предметном мире с использованием тематических альбомов «Уроки Мойдодыра» и игрового комплекта «Азбука здоровья и гигиены». Экскурсия в хозяйственный
отдел магазина. Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых
учащиеся проигрывают знакомые им ситуации о труде продавца хозяйственного отдела, кассира, покупателя, общаясь
друг с другом по ситуации сюжетных игр. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями, называние их. Совместные с учащимися игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуаций, в которых ученики отвечают на вопросы «Кто это?», «Что делает продавец?», «Какие товары продаются в этом отделе магазина?», «Какие предметы гигиены надо купить для мытья головы?», «Что нужно для ухода за ртом и зубами?» и др.

Моделирование вместе с учащимися простых сюжетов, отражающих правильное обращение с предметами личной гигиены и различными моющими средствами, уход за телом, волосами. Совместное с учащимися рисование по контурам, по трафаретам предметов личной гигиены для стенда «Если хочешь быть чистым и опрятным». Беседы по фотографиям, картинкам, рассматривание натуральных предметов личной гигиены: мыло жидкое, кусок мыла, разные зубные пасты и щетки и т. п. Составление вместе с учащимися коротких рассказов о них, разучивание стихотворений.

Знакомство с пиктограммами «мыло», «душ», «мыться», «кран», «полотенце», «ванна». Стимулирование учащихся к составлению трех-четырехсловных предложений в виде сообщений от собственного
имени («Я мою руки», «Мы моем руки мылом»), второго и третьего лица («Он...», «Они...»). (При этом наличие адресата обязательно с использованием «графических подсказок», символических изображений и других наглядных опор.)

Планируемый результат:

Выполнение заданий с небольшой помощью учителя.

Мир животных

Совместные с учащимися наблюдения, беседы, игры, чтение литературы о домашних и диких животных и их детенышах, о птицах, насекомых. Беседы о том, как ухаживают за собой животные.

Совместные с учащимися занятия с настольно-печатными играми о животных, птицах и насекомых.

Упражнения в соотнесении существительного и глагола по пиктограммам и картинкам о животных типа «Покажи, что я назову», «Найди одинаковые картинки».

Стимулирование желания учащихся повторять за учителем фразы о повадках животных и птиц (с помощью вербальных и невербальных средств общения), подражать их голосам, самостоятельно называть животных, птиц, насекомых и их действия.

Воспитание заботливого отношения учащихся к животным и птицам и безопасного поведения в процессе практических действий с ними.

Планируемый результат:

Выполнение заданий с небольшой помощью учителя.

Мир растений

Чтение литературных произведений и
простые по смыслу беседы по ним с использованием натуральных растений, их моделей, игрушек, картинок, комментированного рисования, рисунков и аппликаций, лепных поделок.

Упражнения в соотнесении существительного и глагола
по пиктограммам и картинкам о животных типа «Покажи,

Приборы и предметы быта

Экскурсии в магазин в отдел
предметов для ванной комнаты: выбор и показ предметов
для ванной комнаты (ванна, душ, кран). Многообразие этих
предметов, соотнесение их друг с другом по форме и величине. (Интеграция с уроками по предмету «СБО».)

Упражнения в соотнесении существительного и глагола по пиктограммам и картинкам о животных типа «Покажи, что я назову», «Найди одинаковые картинки».

Совместный с учащимися рассказ об их правильном и безопасном использовании и уходе за ними.

Планируемый результат:

Выполнение заданий с небольшой помощью учителя.

Явления природы

Дидактические игры, игровые упражнения и предметно-практические действия по уточнению представлений о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года: зима и весна.

Формирование представлений учащихся о жизни окружающего природного и социального мира утром. Занятия с альбомом «Формирование представлений у дошкольников о времени. Части суток».

Планируемый результат:

Выполнение заданий с небольшой помощью учителя.

Мир цвета и звука

Уточнение и закрепление представлений о цвете в дидактических играх (см. первое полугодие).

Экспериментирование с красками и простые опыты по получению цветосочетаний.

Упражнения на определение цвета частей суток: утро.
Определение цвета времен года: осень и зима.

Повторение игр и упражнений на восприятие отдельных звуков и музыкальных фраз, исполненных в разных регистрах (см. первое полугодие).

Упражнения на различение двух струнных инструментов по тембру (детские гусли, балалайка).

Планируемый результат:

Выполнение заданий с небольшой помощью учителя.

Условия реализации программы:

УМК для 5-о класса на 2017-2018 учебный год.

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
  2. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
  3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007
  4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008.
  5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008
  6. .   Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007.
  7. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и мир животных» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007
  8. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок в семье» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007
  9. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его дом». Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008
  10. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и мир растений!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008

  Предметно-развивающая образовательная среда:

  • Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
  • Детские книги, раскраски;
  • Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
  • Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
  • Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
  • Большие дидактические куклы.
  • Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
  • Пиктограммы.
  • Презентации по лексическим темам.
  • Игрушки.
  • Конструкторы пластмассовые и деревянные;
  • Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
  • Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
  • Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери

       картинки», «Дикие и домашние животные», «Растения».

Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса

 http://www.twirpx.com/ электронная библиотека

 http://logopsi.ucoz.com/ - сайт « Логопедия. Дефектология. Психология».

 http://prezentacya.ru – образовательный портал «Презентация.ru».

 http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир».

 http://daohappiness.ru/- простейшие мудры.

 http://900igr.net – 900 презентаций для детей.

http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru».

 http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования.

 www.razumniki.ru – литература для детского чтения.

 http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков.

 http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический).

http://logoportal.ru/ - логопедический портал.

http://flashsait.com – бесплатная детская электронная библиотека.

http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru».

http://www.solnet.ee/- детский портал «Солнышко».

http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения.

Приложение 1.

Логопедические зарядки

1. Упражнения для речевых органов.

Логопедическая зарядка для губ:

•        УЛЫБОЧКА

Нужно растянуть сомкнутые губы в улыбке. Зубы не видны. Напряжение должно чувствоваться в углах рта.

Губки наши улыбнулись,

Сильно-сильно растянулись.

•        ТРУБОЧКА

Собранные в трубочку губы вытягиваем вперед. Губы не округлены, а сомкнуты.

В трубочку тянулись губы,

Будто мы гудели в трубы.

•        УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА

Эта зарядка представляет собой чередование упражнений. В каждом положении нужно задержать губы на несколько секунд.

Улыбочка и трубочка.

Растянулись в дудочку.

•        ЗАБОРЧИК

Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке так, чтобы обнажить зубы.

Язык задумал убежать –

Нам нужно крепко зубки сжать.

Логопедическая зарядка для языка:

•        ЛОПАТОЧКА

Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе. Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик. Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя». Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится.

Широкий, как лопатка, лежит наш язычок.

Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчок.

•        ИГОЛОЧКА

Рот открыт, язычок узкий, напряженный, острый, как иголка, вытянут вперед. Как будто хочет кого-нибудь уколоть.

Язычок наш колкий,

Будто бы иголка.

•        ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКА

Эта логопедическая зарядка представляет собой чередование упражнений. Язык меняет положение, не прячась в рот. Рот открыт.

Широкий и острый, как будто игла.

Поспал и напрягся – ну просто стрела.

•        ЧАСИКИ

Рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно касается то одного, то другого угла рта. Упражнение проводится под слова «тик» – к одному уголку, «так» — к другому. Не допускайте, чтобы ребенок выполнял это упражнение быстро, без команды – в каждом уголке нужно задержать язык на несколько мгновений. Проводить языком по губам не нужно. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Ходят часики «тик-так»,

Язычок умеет так

•        КАЧЕЛИ

Рот широко открыт. Напряженным языком тянемся к верхней губе (носу), затем к подбородку, высунув язык как можно сильнее. Если упражнение не получается, можно сначала тянуться к верхним зубам, затем нижним. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Мы уселись на качели,

Вверх и вниз мы полетели.

•        ВАРЕНЬЕ

Спросите ребенка, какое варенье (или что-нибудь другое вкусненькое) он «будет есть»? После этого ребенок имитирует жевательные движения. Взрослый говорит, что у малыша вареньем выпачканы губы и их нужно облизать. Рот открыт, движения по губам, начиная с одного уголка — облизываем нижнюю губу до другого уголка и возвращаемся к началу упражнений по верхней губе. Следим, чтобы губы не соединялись, а движения не были слишком быстрыми.

Кушали варенье – губки теперь сладкие,

Мы оближем губки, и будет все в порядке.

•        ЧИСТИМ ЗУБЫ

Рот открыт, делаем движения из стороны в сторону по внутренней стороне нижних зубов между клыками, как будто чистим зубки. Затем повторяем те же упражнения с верхними зубами. Следим, чтобы челюсть не двигалась.

Чистить зубки нам нужно всегда,

Чтоб не спряталась там еда.

•        КОНФЕТКА

Рот закрыт, проводим языком по кругу между губами и зубами, как будто «катаем» во рту конфетку.

Мы конфетку покатаем,

И она совсем растает.

•        ФУТБОЛ

Рот закрыт, язычком упираемся в одну щеку (язычок выглядит, как круглый мячик), затем в другую. Можно попробовать взрослому «ловить» мячик, дотрагиваться до него пальчиком – ребенок быстро упирает язычок в другую щечку.

Язычок в футбол играет,

В щечку сильно упирает.

•        СЧИТАЕМ ЗУБЫ

Рот открыт, считаем зубки, по очереди дотрагиваясь до зубов, начиная с самого дальнего зуба с одной стороны нижней челюсти до другой. Затем повторяем те же действия на верхней челюсти. Следим, чтобы рот не закрывался.

Зубки мы считаем,

На каждый наступаем.

•        ЧАШЕЧКА

Широким языком «прячем» верхнюю губу. Затем, открыв рот и не опуская язык, убираем его в ротик. Кончик и боковые края подняты, не касаясь неба. Удерживаем, затем опускаем.

Язычок мы поднимаем,

Компотик в чашку наливаем.

•        МАЛЯР

Объясните ребенку, кто такой маляр. Спросите малыша, каким цветом он будет «красить потолочек». После этого широко открываем рот, поднимаем язык за верхние резцы (он превращается в кисточку) и начинаем «красить» — проводить языком от резцов вглубь рта (челюсть не двигается). Затем делаем такие же движения от мягкого неба к резцам. Следим, чтобы потолочек «был покрашен» хорошенько.

Потолочек красим в цвет,

Язычку преграды нет.

•        ЛОШАДКА

Широкий, распластанный язык присасываем к твердому небу (потолочку) и отрываем со звуком, похожим на стук копыт лошадки. Повторяем несколько раз без остановок.

Скачет резво язычок,

Как лошадка — скок-поскок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку и литературе 9 класс надомное обучение

Программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и примерное распределение учебных часов по разделам курса....

Рабочая программа к учебнику "Enjoy English" Биболетова 10 класс, надомное обучение.

Данная программа рассчитала на учащихся 10 классов надомного обучения (34 час в год)....

Адаптированная рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" для ученика надомного обучения со сложной структурой дефекта

Адаптированная рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" разработана для ученика со сложной структурой дефекта: атипичный аутизм, глубокая умственная отсталость, грубое нарушение зрения, полное ...

рабочая программа по технологии УМК Тищенко, Синица 7 класс (надомное обучение)

Рабочая программма предназначена для надомного обучения детей, содержит развернутое калентарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру 3 вспомогательный класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа  по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год  разработана  с учетом уровня подготовки и  индивидуальных ос...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Развитие речи и окружающий мир                    Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР в...