Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру 3 вспомогательный класс (индивидуальное обучение)
рабочая программа ( класс) на тему

Зотке Оксана Александровна

Рабочая программа  по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год  разработана  с учетом уровня подготовки и  индивидуальных особенностей учащегося  на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой/ – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ школа – интернат №136 г.о. Самара

Рассмотрена                                 Согласована                                    Утверждена

___________________                 ___________________                    директором

«___»_________20___г.              «___»____________20___г.           Амельченко Л.Н.

Рабочая программа

по развитию речи и окружающему миру

3 вспомогательный класс

(индивидуальное обучение)

Зотке О.А.

(Ф.И.О. педагога – разработчика)

2015 – 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Общая характеристика курса

Рабочая программа  по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год  разработана  с учетом уровня подготовки и  индивидуальных особенностей учащегося  на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой/ – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

На данный учебный год уровень подготовки ребенка позволяет реализовать программный материал по данному предмету, соответствующий 2 вспомогательному классу.

Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. В программе определены основные задачи коррекционно-педагогической работы по развитию речи школьников. При этом учитывается речевая активность учащихся, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и символического материала.

Среди форм работы выделяются: игровая, предметно-практическая, трудовая и элементарная учебная деятельность.

Определены следующие основные задачи, которые предстоит решить педагогу в процессе обучения учащихся предмету «Развитие речи и окружающий мир» :

- формировать первоначальные представления о себе и о ближайшем окружении;

- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы;

- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, мама, папа, я);

- создавать условия для возникновения речевой активности детей;

- формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении;

- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица педагога;

- развивать способность выражать свое  настроение с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;- формировать первоначальные представления о микро-социальном окружении;

- формировать представления о явлениях природы;

- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально – бытовой деятельности

Задачи формирования представлений детей школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.

Они структурируются в виде тематических блоков:

«Это – я»

«Мои игрушки»

«Моя семья»

«Мой дом»

«Я в школе»

«Мир животных»

«Мир людей»

«Явления природы»

Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие учащегося, формирование его представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности.

Место курса в учебном плане

Согласно программе индивидуального обучения на изучение материала отводится 1 час в неделю. Из расчета 34 учебных недель -34 ч в год.

Содержание

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

Это – я. Упражнения на ориентировку в собственном теле, уточнение знаний названий частей тела, умения показывать части тела на себе, на дидактической кукле, на антропоморфных игрушках.

Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки (выражение глаз, положение губ, бровей и др.) Закрепление в речи детей названий эмоциональных состояний: смеется, плачет. Создание ситуаций, в которых учащимся необходимо откликаться на свое имя.

Мои игрушки. Предметные игры. Игры с образными игрушками. Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам, двигателя машины, стуку молоточка и т.д.) Игры учителя вместе с учащимися  с сюжетными игрушками, игры – имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц)

Моя семья. Совместное рассматривание фотографий, беседа о семье. Закрепление в речи знаний названий членов семьи: мама, папа, дедушка, бабушка, ребенок; умений показывать членов своей семьи по фотографии. Занятия с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями. Знакомство с пиктограммами «брат», «сестра». Соотнесение пиктограмм с фотографиями.

Мой дом. Игры и игровые упражнения, в которых учащиеся знакомятся с основными предметами быта и убранства дома (посуда, мебель) Закрепление знаний о целевом назначении  посуды, мебели; умений показать предметы посуды и мебели по словесной просьбе учителя.

Я – в школе. Экскурсии по школе для формирования ориентировки в кассе, коридоре. Вовлечение учащихся в общие праздники, игры, развлечения.

Явления природы. Совместные практические действия с песком в столе-ванне: скатать мокрый песок в комочки(лепка шариков из песка), заполнить мокрым песком формочки (изготовление «куличиков»), пересыпать песок из одной емкости в другую ложкой, совком; указательными пальцами сделать углубление в песке, оставить на песке следы от ладоней и т.д.  

Совместное с учащимися наблюдение за явлениями  природы (снег, холодный дождь).

В имитационных играх уточнение представлений о солнце, луне и их изображении на рисунках и картинках. Создание цветных пятен кистью, губкой, рукой и последующее их ассоциирование  с реальными объектами.

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Это – я. Упражнения на ориентировку в собственном теле, уточнение знаний названий частей тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть. Использование пиктограмм и показ на себе.

Закрепление в речи название эмоциональных состояний: радуется, грустит. Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки.

Мои игрушки. Предметные игры: усложнение содержания игр с любимыми игрушками.

Обучающие игры с реальными предметами, с предметами – заместителями.

Я – в школе. Расширение тематики экскурсий по школе для формирования ориентировки в ее помещениях. Вовлечение учащихся в общие праздники, игры, развлечения.

Мир людей. Совместное с учащимися рассматривание игрушек, отображающих транспортные средства (автобус, автомобиль), картинок, на которых они нарисованы. Формирование представлений о труде врача (слушает, дает лекарства, взвешивает, измеряет рост) и шофера.

Мир животных. Наблюдение за домашними животными, птицами (воробей, ворона), беседы об их жизни и повадках. Кормление птиц во время экскурсий. Имитационные игры, игры на звукоподражание (чик-чирик, гав-гав, кар-кар и т.д.), игровые упражнения на узнавание животных и птиц по их объемным и плоскостным моделям.

Явления природы. Совместные игры учителя и учащихся для демонстрации взаимодействия с водой (теплой, холодной, горячей). Наблюдение за ветром, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками.

Чтение учащимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах.

Контроль достижений обучающегося осуществляется в форме практической работы один раз в четверть.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный жест, мимика, пиктограммы);

-  воспроизводить знакомые звукоподражания;

- соотносить реальные предметы с картинками, пиктограммами;

- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

-  выполнять действия по простым речевым инструкциям 

Учащиеся должны знать:

-название и расположение основных частей  тела и лица;

-название основных предметов быта и убранства дома (посуда, мебель)

Предметно – развивающая образовательная среда

  • дидактические материалы М.Монтессори
  • диафильмы, видео, компакт-диски с фрагментами кинофильмов и телепередач, отражающих жизнь и деятельность людей, особенности жизни животного и растительного мира
  • дорожки с различным покрытием
  • игрушки для застегивания, коврики, шнуровки
  • игрушки музыкальные
  • игрушки сборно-разборные: пирамидки, матрешки
  • иллюстративный материал ( картины, фотографии)
  • наборы карандашей, мел, кисти
  • предметные картинки
  • картинки из серии «домашние животные», «Дикие животные», «Мебель», «Посуда»
  • картины по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок»
  • конструкторы деревянные и пластмассовые
  • кубики
  • мозаики
  • настольно – печатные игры
  • природный материал

Литература

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой/ – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Я – говорю! Ребенок и мир животных: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Я – говорю! Ребенок в семье: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Я – говорю! Ребенок и его дом: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Я – говорю! Ребенок: в школе: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Я – говорю! Ребенок и явления природы: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Я – говорю! Ребенок и его игрушки: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

I четверть – 9 ч

1

Части тела (голова, руки, ноги, глаза, рот, уши)

2

Части тела (голова, руки, ноги, глаза, рот, уши)

3

Основные эмоции и их главные признаки.

4

Мои игрушки.

5

Моя семья: мама, папа, я.

6

Моя семья: бабушка, дедушка, сестра.

7

Посуда.

8

Посуда.

9

Контрольный урок.

II четверть – 7 ч

10

Мебель.

11

Мебель.

12

Школа. Школьные принадлежности.

13

Песок.

14

Песок.

15

Солнце и луна.

16

Контрольный урок

III четверть – 11 ч

17

Дождь.

18

Снег.

19

Части тела (живот, колено, локоть)

20

Части тела (живот, колено, локоть)

21

Основные эмоции и их главные признаки

22

Мои игрушки.

23

Мои игрушки.

24

Транспорт (автобус)

25

Транспорт (автомобиль)

26

Профессии (шофер)

27

Контрольный урок

IV четверть – 7 ч

28

Профессии (врач)

29

Птицы (воробей)        

30

Птицы (ворона)

31

Домашние животные (собака, кошка, лошадь)

32

Домашние животные (собака, кошка, лошадь)

33

Явления природы: вода, ветер

35

Контрольный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "Развитию речи и окружающий мир"

Данная рабочая программа предоставлена для корреционной школы 8 вида (2 варианта)...

Открытый урок по развитию речи и окружающему миру (7 класс VIII вид, по программе Баряевой Л.Б.)

знакомство  с планетами земной группы  Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) . Урок ориентирован на детей с умственной отсталостью....

Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" 5 класс (надомное обучение)

Материал предназначен для ученика 5 класса (умеренная умственная отсталость), надомное обучения. Программа расчитана на 1 час в неделю....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс  (индивидуальное обучение)...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс  (индивидуальное обучение)...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Развитие речи и окружающий мир                    Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР в...