Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 6 класс.
рабочая программа (6 класс)

Ананьева Рая Галимьяновна

Рабочая программа ФГОС по предмету "Окружающий социальный мир", школа VIII вида, 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
  4. Планируемые результаты освоения  учебного предмета.
  5. Содержание учебного предмета.
  6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
  7. Календарно - тематическое планирование.

8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

9) Приложения к программе.

1.Пояснительная  записка

Рабочая программа составлена на основt федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной  программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);  авторской программы  В.В. Воронковой Программ  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы  под редакцией В.В. Воронковой. -  Москва,  «Просвещение», 2013 год.  

Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития  индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предусматривает обучение школьников с 1по 12 класс.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека в сочетании с аутистическими расстройствами,  Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей  устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно  затруднено.

Цели и задачи учебного предмета

Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с   интеллектуальными нарушениями   учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.  На них ведущая роль принадлежит педагогу.

2.Общая характеристика учебного предмета (курса)

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

        В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения. На уроках уточняются и обогащаются знания и представления детей об окружающих предметах. Все предметы называют и характеризуют их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнивают предметы, находят сходные и отличительные признаки. Обобщают и классифицируют предметы по образцу, показу, затем со словесной инструкции. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.

На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий социальный мир» относится к образовательной области «Окружающий мир». В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения. В рамках коррекционно-развивающих занятий возможно использование программного материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

Программа предусматривает следующее количество часов:

1 класс – 1 час  в неделю – 33 учебных недели – всего   33 часа

2 класс – 1 час  в неделю – 34 учебных недели – всего   34 часа

3 класс – 2 час  в неделю – 34 учебных недели – всего   68 часов

4 класс – 2 час  в неделю – 34 учебных недели – всего   68 часов

5 класс – 2 час  в неделю – 34 учебных недели – всего   68 часов.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности,  личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного.  

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.

4. Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

Личностные результаты:

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
  • Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.  
  • Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.  

Предметные результаты

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

·  Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Класс

Обучающиеся должны уметь:

Обучающиеся должны знать:

1 класс

  • называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
  • участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные   вопросы, используя слова данного вопроса ,составлять простые нераспространённые предложения;
  • распространять предложения по вопросам.
  • названия изучаемых предметов, части предметов.

2 класс

  • ориентироваться в классе, в помещениях школы;
  • соблюдать правила учебного поведения;
  • обращаться за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует;
  • соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и общепринятыми нормами поведения;
  •  ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью;
  •  быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

-явления социальной жизни (человек и его деятельность);

-функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними;

-принятые нормы поведения в обществе.

5 класс

  • умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности.
  • умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников.
  • использование простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе.

        

- наличие представлений о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, водитель и т.д.).

- наличие представлений о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель), правилах поведения согласно социальной роли.

-  определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли.

Базовые учебные действия

Регулятивные УД:

  • умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

  • умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • читать; писать; выполнять арифметические действия;
  • наблюдать;
  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные УД:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

5.Содержание учебного предмета

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количество часов, отведённых на изучение разделов и тем учебного предмета

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть с указанием формы

Реализация РК

1 класс

Школа. Класс.

8 часов

Я - ученик. Моя парта. Классная комната, обязанности дежурного. Правила поведения на уроке и перемене. Школа. Классы, зал(коридор), столовая, гардероб.

Экскурсия

Экскурсия

Экскурсия

Моя любимая школа

Городская детская библиотека

Этот рукотворный мир

Материалы, созданные человеком. Бумага. Свойства бумаги.

Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики)

Практическая часть

Магазин «Леонардо»

Магазин «Детский мир»

Предметы быта

Помощники в доме (бытовые приборы: чайник)

Мебель (стол, стул, кровать)

Посуда (тарелка, ложка, стакан (кружка)

Практическая часть

Магазин «Техника»

Транспорт

Части наземного транспорта.

Автобус. Назначение.

Я – пассажир, я- водитель (игровые действия)

Практическая часть

Автобусный парк города

Продукты питания

Магазин. Продуктовые.

Продавец- покупатель (игровые действия)

Практическая часть

Продуктовая ярмарка

Итого:

33ч

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количество часов, отведённых на изучение разделов и тем учебного предмета

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть с указанием формы

Реализация РК

2 класс

Школа.

Ориентация в зонах класса. Ориентация в классе. Школа: классы. Школа: гардероб. Если пропала шапка. Правила обращения за помощью взрослым. Школа: мед.пункт. Назначение мед.кабинета. Составление предложений по картинкам «На приеме у врача». Школа: библиотека.

Практическая часть

Р.К. «Моя любимая школа»

Р.К. «Городская детская библиотека».

Город.

Части дома (стена, крыша, окно).

Части дома (дверь, потолок, пол).

Типы домов (одноэтажный, многоэтажный).

Рассказ по опорным словам «В каком доме я живу».Лепка «Дачный  домик»

Лепка из пластилина

Р.К. «Поселок  им.Крылова»

Предметы быта.

Электробытовые приборы. Телевизор.

Электробытовые приборы. Утюг.

Правила техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

Виртуальная экскурсия

Р.К. Магазин бытовой техники.

Продукты питания.

Напитки. Вода.

Напитки. Чай. Заваривание чая.

Молочные продукты. Молоко.

Молочные продукты. Йогурт.

Практическая работа.

Р.К. Магазин «Первый вкус»

Транспорт.

Рельсовый транспорт. Трамвай.

С\р игра «Проезд в трамвае»

Рельсовый транспорт. Поезд.

Аппликация «Поезд»

Аппликация

С/р игра

Р.К.Железнодорожный вокзал.

Традиции, обычаи.

Праздники. Масленица.

Рисунок «Проводы зимы»

Пословицы и загадки о весне.

Рисунок

Р.К. Проводы зимы в г. Магнитогорске.

Город.

г. Магнитогорск. Ленинский район.

Поселок Крылова.

Почта.

С/р игра «Я покупаю конверт»

С/р игра

Р.К. Главпочтамп.

Страна.

Моя страна-Россия.

Государственная символика. Герб.

Рисунок «Герб России»

Рисунок

Р.К. Герб Челябинской области.

Итого:

34ч

6.Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета  

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется  «Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики. Результаты анализа  представляются в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.

Критериями оценивания являются:

положительная динамика: способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Незначительная динамика: смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

отсутствие динамики: обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем.

7.Календарно – тематическое планирование.

2 класс.

№ п/п

Тема

Кол. Час

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа

1 четверть-8ч.

1

Ориентация в зонах класса (учебная, игровая).

1

учебная, игровая зона

Соотносят наблюдаемые объекты с их названием: входить и выходить из учебного помещения со звонком.

Коррекция устной речи через формирование умения строить простые нераспространённые предложения.

2

Ориентация в классе (места расположения учебных принадлежностей).

1

полка для книг

Узнавание и различение зон класса.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

3

Школа: классы.

Р.К. «Моя любимая школа»

1

этаж

предмет

Учатся ориентироваться в пространстве школы, различать классы.

Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения.

4

Школа: гардероб.

1

сменная обувь вешалка для верхней одежды.

Соотносят наблюдаемые объекты с их названием: учатся выполнять требования педагога, правильно находить определенное место для одежды, обуви.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать общие и отличительные признаки

5

Если пропала шапка. Правила обращения за помощью взрослым.

1

помощь

обращение

Учатся обращаться за помощью к взрослым в случае необходимости.

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение.

6

Школа: мед.пункт. Назначение мед.кабинета.

1

правила поведения в мед. пункте.

Соотносят наблюдаемые объекты с их названием: учатся запоминать зону оказания мед.помощи.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать общие и отличительные признаки.

7

Составление предложений по картинкам «На приеме у врача».

1

рецепт

лекарство

Учатся выражать словесно свои мысли, опираясь на наглядность.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать.

8

Школа: библиотека.

Р.К. «Городская детская библиотека».

1

стеллаж

литература

Учатся ориентироваться в пространстве школы.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

II четверть-8ч.

9

Части дома (стена, крыша, окно).

    1

часть

строители

Узнавать и различать части дома, знать их назначение.

Коррекция восприятия, внимания через занимательные упражнения.

10

Части дома (дверь, потолок, пол).

   1

по обводке

Узнавать и различать части дома, знать их назначение.

Коррекция мышления на основе упражнений «Угадай».

11

Типы домов (одноэтажный, многоэтажный).

Р.К. «Поселок  Крылова»

   1

различие

расположение

Учатся узнавать и различать типы домов,  их назначение.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

12

Рассказ по опорным словам

«В каком доме я живу».

    1

строительный материал

Уметь рассказать о том, из какого строительного материала построен дом.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

13

Лепка «Дачный  домик».

    1

летний отдых

Учатся  изображать на бумаге дачный домик, объяснить свой рисунок.

Коррекция мелкой моторики, образного мышления.

14

Электробытовые приборы. Телевизор.

Р.К. Магазин бытовой техники.

     1

техника

назначение

Знать назначение телевизора, Т.Б. при эксплуатации.

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение.

15

Электробытовые приборы. Утюг.

Виртуальная экскурсия в магазин «Эльдорадо».

    1

розетка

гладильная доска

Знать назначение утюга, Т.Б. при эксплуатации.

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение.

16

Правила техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

    1

осторожность

безопасность

Учатся понимать инструкцию по правилам обращения с электробытовыми приборами.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.

III-четверть – 10 ч.

17

Напитки. Вода.

    1

фильтр

свойства

Узнавание  и различение напитков  по внешнему виду, на вкус.

Коррекция  памяти ,внимания через яркую наглядность.

18

Напитки. Чай.

Практическая работа. Заваривание чая.

    1

горячее

крепкий

Узнавание  и различение напитков  по внешнему виду, на вкус.

Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений.

19

Молочные продукты. Молоко.

Р.К. Магазин «Первый вкус»

1

срок хранения

жирность

Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов.

Коррекция речи через формирование умения составлять описательный рассказ по существенным признакам.

20

Молочные продукты. Йогурт.

1

упаковка

наполнитель

Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

21

Рельсовый транспорт. Трамвай.

     1

вид транспорта

рельсы

Узнавание и различение рельсового транспорта, знание его назначения.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей.

22

С\р игра «Проезд в трамвае».

1

контролер

билет

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога, используя приёмы вербального и невербального общения.

Коррекция мыслительной деятельности через развитие умения сравнивать.

23

Рельсовый транспорт. Поезд.

Р.К. Железнодорожный вокзал.

    1

депо

состав

Узнавание и различение составных частей наземного транспортного средства.

Коррекция мышления,

памяти на основе припоминания.

24

Аппликация «Поезд».

1

контролер

Последовательно выполняет действия по образцу педагога, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

25

Праздники. Масленица.

1

народные гуляния

Знание традиций и атрибутов праздников.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей.

26

Рисунок «Проводы зимы»

Р.К. Проводы зимы в г. Магнитогорске.

    1

чучело

огонь

Последовательно выполняет действия по образцу, по инструкции.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

27

Пословицы и загадки о весне.

    1

приметы

отгадка

Отгадывают загадки, рассматривают картинки, отвечают на вопросы.

Коррекция  памяти, внимания через яркую наглядность.

IV четверть-7ч.

28

г. Магнитогорск. Ленинский район.

1

местоположение

история

Узнавание и различение элементов городской инфраструктуры.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире. Воспитание нравственных качеств.

29

Поселок  Крылова.

1

название

достопримеча-тельности

Знать дату основания поселка, его историю, достопримечательности.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять существенные признаки.

30

Почта.

Р.К. Главпочтамп.

1

услуга

почтальон

Узнать назначение почты, основные виды деятельности работников почты.

Коррекция мышления через анализ, сравнение.

31

С/р игра «Я покупаю конверт»

 1

марка

конверт

Уметь обратиться с вопросом к работнику почты, получить помощь.

Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения.

32

Моя страна-Россия.

1

границы

соседние государства

Знание названия государства, в котором мы живем, уметь показать на карте границы государства.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через воспитание патриотизма.

33

Государственная символика. Герб.

Р.К. Герб Челябинской области.

    1

патриотизм

значение

Знание и узнавание государственной символики, истории ее создания.

Коррекция мышления,

памяти на основе припоминания.

34

Рисунок «Герб России».

1

символ

изображение

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия.

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Список  учебно-методической литературы:

  1. Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы  под редакцией В.В. Воронковой. -  Москва,  «Просвещение», 2013 год.  
  2. Адаптированная  программа для экспериментальных классов для  глубоко  умственно отсталых детей специальных ( коррекционных) общеобразовательных школ для умственно отсталых детей ( вспомогательных школ  VIII вида № 186 г. Москвы и № 14 г. Орла). Программа утверждена зам. Министра просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным 30 мая в 1983г.
  3. Учебники
  1. Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 1 класса. – М., «Владос», 2012 г
  2. Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. – М., «Владос», 2013 г
  3. Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 3 класса. – М., «Владос», 2012 г
  4. Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 4 класса. – М., «Владос», 2013 г

Дополнительная литература для учителя  

  • Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
  • Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с  выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.
  • Обучение, воспитание и трудовая подготовка  детей   с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

Средства обучения:

  1. технические и электронные средства обучения:

- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,

- аудиомагнитофон, мультимедиапроектор; экран,

- аудиозаписи , видеозаписи, мультимедийные ресурсы,

- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, н

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  1. цифровые образовательные ресурсы:аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах, обучающие компьютерные программы,

Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com  Сеть творческих учителей

http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации

http://dic.academic.ru  - Словари и энциклопедии on-line.

http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.

http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».

http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

  1. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
  • натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.
  • рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал
  • наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; динамических картин и схем по разделам программы;
  • модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;
  • конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;
  1. учебно -практическое оборудование:

- игровой материал для сюжетных дидактических игр;

- оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;

- оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

9. Приложения к программе. Контрольно-измерительные материалы.



Предварительный просмотр:

 6 класс  Окружающий социальный мир

№ п/п

Тема

Кол. час

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа

1 четверть-16ч.

Школа

1.

Правила поведения в классе. Поддержание порядка.

1

Территория. Сад, спортивная, игровая площадка

Наблюдают, отвечают на вопросы учителя.

Формирование представлений о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.

2

Учебные вещи. Правила пользования, бережное отношение.

1

Учебные вещи

Отгадывают загадки, рассматривают картинки. Отвечают на вопросы.

Получение представления о профессиях людей, работающих в школе

3

Соблюдение правил поведения на территории школы

1

Поведение

Чтение и обсуждение  сказки «Сказка о хорошем поведении» А. Владимирская.

Учить соблюдению правил учебного поведения.

4

Соблюдение распорядка школьного дня

1

Режим

Работа с картинками. Игра «Что лишнее?»

Коррекция  памяти ,внимания через яркую наглядность.

5

Соблюдение правил учебного поведения.

Поведение

Беседа по просмотру мультфильма.

Игра «Плохо-хорошо»

Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений.

6.        

Перемены в школе. Их назначение.

1

Перемена, правила поведения

Работа с картинками. Выбор ситуаций

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении

7

Порядок в классе. Дежурные и их  обязанности.

1

Порядок

Беседа

Формирование представлений о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.

8

Люди разных профессий, работающих в школе.

 Р.К. «Наши школьные учителя»

1

Учитель повар уборщица слесарь библиотекарь

Отгадывают кроссворд по загадкам и картинкам

 Формирование представлений о дружеских взаимоотношениях с одноклассниками, старшими.

9

Мой дом.

1

Семья дом

Работа с картинками

Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнения в сравнении.

10

Мой дом. Помещения квартиры.

1

Помещение квартира дом

Отгадывание загадок , рисование.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять существенные признаки.

11

Комната.

1

Комната

Работа с картинками, ответы на вопросы, рисунки

Коррекция зрительного восприятия через формирование умения соотносить предметы

12

Мой домашний адрес.

1

Адрес

Работа с картинками, ответы на вопросы

Коррекция устной речи

13

Правила   пользования лифтом

1

Ждать  закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта

Просмотр видеофильма

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

14

Правила  безопасности, поведения в местах общего пользования в доме.

1

Не  заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода

Беседа после просмотра учебного фильма

Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения

15

Различение частей территории двора. Р.К. «Спортивная площадка  школы»

1

Спортивная  игровая площадка

Ответы на вопросы. рисунки

Расширение круга общих представлений об окружающем мире. Воспитание нравственных качеств

16

Соблюдение правил безопасности и поведения во дворе.

 

1

Место  для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон

Ответы на вопросы по картинкам, рисунки

Коррекция пространственной ориентировки учащихся

2 четверть-16ч

17

(1)

Электроприборы.

1

Безопасность

Беседа после просмотра учебного фильма

Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения

18

(2)

Электроприборы. Р.К. «Магазин электротоваров»

1

Электроприборы.

Загадки, рисунки

Коррекция пространственной ориентировки учащихся

19

(3)

Предметы мебели.

1

Мебель

Загадки, просмотр презентации

Ди. «Что лишнее»

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

20

(4)

Предметы мебели.

1

Табурет, комод

Работа с картинками, беседа. рисунки

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и  уточнение.

21

(5)

Предметы посуды.

1

Виды посуды

Просмотр презентации. беседа

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

22

(6)

Предметы посуды.

1

Назначения посуды

Просмотр учебного фильма, отгадывание загадок

Коррекция пространственной ориентировки учащихся

23

(7)

Напитки – вода, чай, сок, какао.

1

Напитки Вода , чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе

Отгадывание загадок

Ответы на вопросы учителя, работа с картинками

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и  уточнение.

 24

(8)

Молочные продукты.

1

Кефир снежок

Беседа о пользе молочных продуктах

Игра «Что к чему относится»

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

25

(9)

Мясные продукты.

Р.К «Центральный рынок»

1

Мясные продукты

Работа по учебнику, ответы на вопросы учителя

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и  уточнение.

26

(10)

Рыбные продукты

1

Рыбные продукты

Работа по учебнику, ответы на вопросы учителя

Коррекция устной речи через обогащение словаря.

27

(11)

Мучные продукты.

1

Мучные продукты.

Работа по учебнику, ответы на вопросы учителя

Коррекция устной речи через обогащение словаря.

28

(12)

Макаронные изделия.

1

Рожки спагетти

Работа по учебнику, ответы на вопросы учителя

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

29

(13)

Фрукты.

1

Слива виноград

Отгадывание загадок рисунки

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

30

(14)

Овощи.

1

Овощной ряд

Отгадывание загадок, рисование.

Коррекция речи через формирование умения составлять описательный рассказ по существенным признакам.

31

(15)

Бумага. Свойства бумаги. Практическая работа.

1

Рвется , мнется, намокает

глянцевая, бархатная

Просмотр презентации, ответы на вопросы учителя

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

32

(16)

Предметы, изготовленные из бумаги

1

Просмотр презентации

Коррекция мышления через анализ, сравнение.

3 четверть-20ч.

33

(1)

Различение предметов, изготовленных из бумаги.

1

Салфетка, коробка, газета, книга

Отвечают на вопросы учителя

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений по запоминанию.

34

(2)

Инструменты для работы с бумагой.

1

Ножницы , шило для бумаги, фигурный дырокол

Работа с таблицей, картинками

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

35

(3)

Узнавание  инструментов, с помощью которых работают с бумагой

1

Ножницы , шило для бумаги, фигурный дырокол

Отгадывание загадок, рисование.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

36

(4)

Представление о стекле.  Свойства стекла.

1

Прозрачность , хрупкость

Просмотр презентации

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

37

(5)

Узнавание предметов, изготовленных из стекла

1

Ваза , стакан, оконное стекло, очки

Д\и «Что из чего?

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

38

(6)

Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла

1

Безопасность

Беседа после просмотра учебного фильма

Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения

39

(7)

Предметы из резины.

1

Резина сапоги, игрушки

Узнают сведения о резине, правила пользования с предметами.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

40

(8)

Предметы из дерева.

1

Мебель посуда

Узнают сведения о дереве, правила пользования с предметами.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

41

(9)

Инструменты при работе с деревом.

1

Пила, молоток.

Отгадывают загадки, опираясь на картинки, отвечают на вопросы

Расширение круга общих представлений об окружающем мире

42

(10)

Узнавание предметов, изготовленных из дерева.

1

Отгадывают загадки, опираясь на картинки, отвечают на вопросы

Расширение круга общих представлений об окружающем мире

43

(11)

Предметы из ткани.Р.К. «Мир ткани-магазины города»

1

Одежда, постельное белье.

Узнают сведения о ткани, правила пользования с предметами. Отвечают на вопросы.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире

44

(12)

Мой город. Дома, магазины.

1

Отгадывают загадки, опираясь на картинки, отвечают на вопросы

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

45

(13)

Правила поведения в общественных местах (магазинах, кафе).

1

Общественные места

Повторяют правила поведения в общественных местах

Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения

46

(14)

Дорога из дома в школу.

Безопасность

Правила дородного движения повторяют

Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям.

47

(15)

Правила дорожного движения

ПДД

Просмотр учебного фильма, отвечают на вопросы

Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям .

48

(16)

Правила дорожного движения

ПДД

Разбор ситуации

Коррекция эмоционально- волевой сферы через формирование умения подчиняться требованиям соблюдения правил поведения

49

(17)

Соблюдение правил поведения на улице

1

Поведение

Беседа

Привитие навыков соблюдения правил пользования   общественным транспортом

50

(18)

Достопримечательностей своего города Р.К. «Городские парки»

1

памятник героям

Просмотр презентации беседа,  рисование картинок  

Коррекция связной устной речи через формирования умения выражать свои впечатления

51

(19)

Наземный транспорт

Рельсовый , безрельсовый

Просмотр презентации беседа. Загадки, рисунки

Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнения в сравнении.

52

(20)

Виды наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый).

Рельсовый, безрельсовый

Беседа  Загадки, рисунки

Коррекция устной речи через обогащение словаря

4 четверть-16ч.

53

(1)

Воздушный транспорт

1

Воздушный  транспорт

Просмотр презентации беседа,  рисование картинок  

Коррекция устной речи через обогащение словаря

54

(2)

Виды воздушного транспорта.

1

Хвост крылья лопасти нос

Просмотр презентации беседа,  рисование картинок  

Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнения в сравнении.

55

(3)

Подземный транспорт.

1

Метро

Просмотр презентации беседа,  

56

(4)

Водный транспорт.

1

Лайнер

Отгадывание загадок, рисование.

Формирование представлений о наземном транспорте. Расширение кругозора.

57

(5)

Виды водного транспорта. Р.К. «Городской пляж»

1

Корабль. катер яхта

Отгадывание загадок, рисование.

Коррекция мышления через анализ, сравнение.

58

(6)

Различение водного транспорта. Знание назначения водного транспорта.

1

Пассажирский. грузовой

Просмотр презентации беседа.

Игра «Соотнеси картинки»

Коррекция устной речи через упражнения в употреблении новых слов.

59

(7)

Космический транспорт.

1

Ракета, космический корабль

Просмотр презентации беседа,  

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

60

(8)

Профессии людей, работающих на транспорте

1

Профессии : водитель, контролер, машинист

Разгадывают загадки, выбирают картинки

Коррекция мыслительной деятельности через отгадывание загадок

61

(9)

Виды общественного транспорта.

1

Общественный транспорт: троллейбус трамвай, метро

Просмотр презентации беседа  

Коррекция зрительного восприятия  на основе упражнений в различении.

62
(10)

Виды общественного транспорта. Р.К. «Трамвайный парк»

1

Общественный транспорт: трамвай

Просмотр презентации беседа  

Коррекция зрительного восприятия  на основе упражнений в различении.

63

(11)

Соблюдение   правил поведения в общественном транспорте.

1

Правила поведения.

Просмотр презентации беседа,

Игра «Исключи не нужное»

Привитие навыков соблюдения правил в транспорте.

64

(12)

Виды специального транспорта

1

Пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина

Разгадывают загадки, выбирают картинки

Коррекция речи через расширение и уточнение словаря

65

(13)

Профессии   людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией

1

Пожарник. полицейский. врач

Игра «Кто лишний»

«Соедини картики»

Формирование представлений о профессиях людей, работающих на транспорте

66

(14)

Пользование общественным транспортом

1

Посадка  в автобус, покупка билета

Сюжетно-ролевая игра

Привитие навыков соблюдения правил дорожного движения.

67

(15)

Государство  в котором мы живем

1

Государство родина страна

Просмотр презентации беседа

Формирование представления о государстве Россия и государственной символике.

68

(16)

 Город Магнитогорск. Достопримечательности города

1

Просмотр презентации беседа, рисунки

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для работы в 10 классе социально-экономического профиля

Рабочая программа включает в себя календарно-тематическое планирование, пояснительную записку, список практических работ, требования к уровню подготовки учащихся, дополнительную литературу и многое др...

Рабочая программа по географии 10-11 класс к учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира", 1 час в неделю.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....

Рабочая программа «Экономическая и социальная география мира» 10-11 классы

Рабочая программа к учебнику Максаковского В. П. "Экономическая и социальная география мира" (10 класс)...

Рабочая программа по алгебре для 11 класса социально-экономического профиля

Рабочая программа по алгебре для 11 класса социально-экономического профиля по учебнику Ш.А. Алимова...

Рабочая программа по обществознанию для 11 класс (социально-экономический профиль)

Рабочая программа по обществознанию в 11 классе (социально-экономический профиль) составлена на основе программы, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руковод...

Рабочая программа по обществознанию для 11 класс (социально-правовой профиль)

Рабочая программа по обществознанию в 11 классе (социально - правовой уровень) составлена на основе программы, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством...

рабочая программа учебной дисциплины Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

1. Паспорт раблчей программы2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины3. Примерный тематический планусловия реализации учебной дисциплины4.Контроль и оценка результатов...