Открытое логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков и букв Н – М. Дикие животные и их детёныши».
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Боякова Виктория Николаевна

Цель: создать  условия для формирования грамотной речи учащихся пятого класса с использованием здоровьесберегающих и личностно ориентированных технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otrkrytogo_zanyatiya.doc535.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ « Радужнинская специальная (коррекционная)

 образовательная школа VIII вида»

Открытое логопедическое занятие на тему:

«Дифференциация звуков и букв Н – М.

Дикие животные и их детёныши».

                                               

                                                                      Подготовила: учитель-логопед Воробьёва В.Н.

2014 год

ТЕМА : Дифференциация звуков и букв Н – М .

Дикие животные и их детёныши.

Цель: создать  условия для формирования грамотной речи учащихся пятого класса с использованием здоровьесберегающих и личностно ориентированных технологий.

Задачи:

Коррекционно – образовательные :

- учить детей давать сравнительную акустико – артикуляционную

характеристику звуков Н, М;

-закреплять правильное произношение звуков Н- М;

- уточнять связь звука с буквой;

- формировать номинативную лексику по теме: «Дикие животные».

Коррекционно – развивающие:

- учить различать на слух и на письме звуки Н, М в слогах, словах, предложениях;

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-развивать фонематический слух и восприятие;

-развивать навыки словоизменения;

-развивать память, внимание, мышление, воображение;

-развивать зрительно- пространственные ориентировки;

- развивать  кинестетические ощущения;

- совершенствование грамматического строя речи;

- формирование связной монологической речи, умения отвечать на вопросы полным предложением;

- формирование самоконтроля за собственной речью;

Коррекционное воспитание

- воспитание положительной мотивации к учебной деятельности;

- воспитать чувство любви к диким животным;

- формирование навыков взаимопонимания и умение работать в коллективе.

Оборудование: картинки с изображением диких животных, картинки с буквами [Н], [М], зеркала, карточки, ручки, разрезные картинки с дикими животными, индивидуальные карточки(9шт),карточки с разрезными буквами, бархатная бумага, нитки, зашумленные буквы Н –М, султанчики, сок, мяч, карандаши, ручки, картинки к

артикуляционной гимнастики, музыка «Звуки природы»,планшет, смайлики настроения , мешочки с наполнителем (сосновые почки).

№ части

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

Время

I

Орг.момент
- Доброе день, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

- Чтобы сегодня у нас всё получилось, нужно приготовить свой организм. Сделаем массаж головы: разотрём ладошки и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим ушки, чтобы внимательно слушали. Помассируем край ушей. Отогнём верхний край и отпустим. Опять вымоем руки и стряхнём. Подышим: вдохнём и на выдохе скажем отрывисто «и-и-и-и…».

- Дыхательная гимнастика ( Стрельниковой )  под музыку.  

- Для чего нужна дыхательная гимнастика ?

Закрепление по предыдущим темам 

Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком

[ с] и одно слово со звуком [ц].

- Повторим  правила на занятии.  

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, чётко говорить,

Не вертеться, не шалить.

 

Дети выполняют знакомую им  гимнастику

Ответы детей

Ответы детей

Вместе

5мин

II

 Артикуляционная гимнастика.

Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи?

- Возьмите, в руки зеркала и выполняем артикуляционную гимнастику.

«Бегемот»,«Слон»,«Лягушки»,» Индюшата»

«Фырканье»,«Машина» ,«Чашечка»

« ВЕТЕРОК» — упражнение на воздушную струю( использование султанчиков).

 

Ответы детей

(Выполняют артикуляционную гимнастику).

3мин

III

Сообщение лексической и логопедической темы
- Ребята отгадайте загадки (по теме дикие животные)

- Определите  лексическую тему  урока (полным ответом)

Разрезные картинки животных (собрать картинку, составить , предложение).ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 -Развитие внимания (индивидуальные карточки) ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

- Найдите, слова диких животных  и обведите их в кружок.

- Прочитайте быстро и громко.

 

Ответы детей

Индивидуальная работа детей

 6мин

IV

V

VI

Физпауза.

 «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо И Т.Д.

 Зрительная гимнастика.

Закройте глаза, сильно зажмурьте, откройте (под музыку)

Введение в логопедическую тему занятия. 

Логопед – чтобы начать дальнейшее путешествие, вам необходимо угадать с какими звуками мы сегодня будем работать.

- Назовите общий звук в словах: мама, мяч, мыло, мак– звук [м]

Носорог, нитка, нос.  — звук [н].

Логопед –Да, ребята, вы правы, это звуки — [н]-[м].

Мы сегодня будем учиться различать звуки [н]-[м] и буквы, которые их обозначают.

РАБОТА С ЗЕРКАЛОМ:

- произнесите звук [м]  (артикуляция)

- Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук?

- Какой это звук? (согласный)

- Что ещё нужно знать про звук? (слушаем)

- Как произносится звук? (звонко)

-Расскажите, что узнали про звук [м]?

Молодцы, а теперь вновь возьмите зеркала и проговорите звук [н]

РАБОТА С ЗЕРКАЛОМ:

- произнесите звук [н]  (артикуляция)

- Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук?

- Какой это звук? (согласный)

- Что ещё нужно знать про звук? (слушаем)

- Как произносится звук? (звонко)

-Расскажите, что узнали про звук [н]?

 - У звуков М – Н есть графические символы?

Игра «Хлопни ,топни ». 

ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите  звук [м], хлопайте, а услышав звук [н] – топайте. Будьте внимательны. МИР, - НОГА , - МОРОЗ , - ЛИСЁНОК ,

САМОЛЁТ , - КАРАНДАШ, СМЕШНОЙ  и т.д.

Игра с мячом  «Повторяй за мной»   (воспроизведение слоговых рядов)

- Я проговариваю слоги и чистоговорки, а вы за мной повторяете. -на-ма,  на-на-ма,  ма-ма-на  на-ма-на , на-ма-ма 

Ма-на-ма-на

Ма-на-ма- наступает зима.

Мы-ны-мы- мы моем рамы.

Конструктивная деятельность.
«Ниткопись»

У звуков есть графические символы. Это буквы.  М и Н .

- Давайте, в воздухе напишем эти буквы.

- А теперь напишем на листе бумаги нитками эти буквы.

Зрительная гимнастика.

 «Найди  буквы»-  по классу развешаны зашумленные буквы найдите их.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Акустико-артикуляционная характеристика звуков

Самостоятельная работа детей.

2мин

10 мин

2мин

VI

РАБОТА В ТЕТРАДИ.

- Откройте тетради, запишем сегодняшнее число.

Игра «шифровальщики», «путаница».

 

 

 Самостоятельная работа детей.

5мин

VII

-Развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики.

-Итак, последнее задание. У вас на партах лежат карточки. Рассмотрите рисунок.

Раскрасьте животных, идущих налево, синим карандашом, направо – зелёным.

Самостоятельная работа детей.

3мин

IX

Подведение итогов:
-Давайте вспомним, какие буквы мы сегодня изучали?
Они похожи по звучанию? Чем? Они похожи на письме? Чем?

 

Ответы детей

2мин

X

Оценка. Организация окончания задания.
-Вы сегодня очень хорошо работали! Молодцы!

- Сейчас выберете тот смайлик с каким настроением вы уходите с урока.

 

Выбор детей и самооценка

           

  2 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЗАДАНИЕ 1

Прочитайте зашифрованное слово и запишите в тетрадь, сделайте звуково-буквенный анализ  каждого слова:

         1 слово –  И,С,А,Л

         2 слово –  К,О,Л, В

ЗАДАНИЕ 2

Найдите слова диких животных внимательно и обведите их в кружок. Прочитайте быстро и громко.

СОБЕЛКАПНРРЛДКОТЕЖЭ

МЕДВЕДЬЯФФЦЙВОЛКТТРЬ

ЛИСАРТЬГЪЪХКОРОВАССЧ

МФЗАЯЦПМВЗАЙЁЖИКЬЙЙФ

ЗАДАНИЕ 3

Вставьте пропущенную букву Н или М

…ИР, - …ОГА , - …ОРОЗ , - ЛИСЁ…ОК ,

СА…ОЛЁТ , - КАРА…ДАШ.

ЗАДАНИЕ 4

Вставьте слоги        

НО или МО                             МА или НА

___ты                                            ___ма

___локо                                        вес___

___ябрь                                        ___бор

___роз                                          зи___

ЗАДАНИЕ 5

«Путаница» - деформированная фраза

Медведь, дети,  поляна, видеть на. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"

Цели занятия: Образовательные: учить  различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных  звуков, учить  дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...

Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"

Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"

Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...

Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш] - [Щ] на слух и буквы "Ш" и "Щ" на письме"

Цель:  Дифференцировать звуки [Ш] – [Щ] на слух, буквы «Ш» и «Щ» на письме. Задачи:1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш] – [Щ], закрепление зрит...

Конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях".

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 2-го класса с нарушением письма и чтения. Тема занятия: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях". Цель занятия: учи...