логопедические занятия на тему: Дифференциация звуков и букв Ж - Ш.
учебно-методический материал

Чондаева Татьяна

Дифференциация звуков и букв Ж - Ш.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 40

Тема: Дифференциация звуков и букв Ж - Ш.

Цели и задачи: закреплять знания детей о звуках и буквах Ж - Ш; учить     дифференцировать звуки Ж - Ш; уточнять и обогащать словарь; развивать навыки образования существительных при помощи суффиксов -ОНОК-, -ЁНОК-, согласования слов в предложении, работы с деформированным текстом; закреплять знания норм орфографии.

Оборудование: буквы Ж - Ш (запись на доске); стилизованные изображения этих букв; зеркала (на каждого ребенка); предметные картинки - ежонок, лягушонок; карточки для самостоятельной работы; картинки с изображением детенышей животных, двух домиков; карточки с деформированным текстом.

                    Ход занятия.

                     Орг момент

1.Развитие фонематического восприятия.

- Вспомните, как жужжит жук? (Ж-ж-ж.) а как шипит змея? (Ш-ш-ш.)

2.Сравнение звуков по артикуляции и по характеристикам.

Ж - звонкий, Ш - глухой. При произнесении звука Ж рабо­тают голосовые связки, а при произнесении звука Ш - нет.

3.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

                    II. Основная часть

1.Развитие звукового анализа.
оделите картинки: Запишите названия картинок и выделите буквы Ж и Ш. Картинки: подснежник, жук, ежи, шапка, шарф, шорты.

2.        Знакомство с героями занятия.

 -Отгадайте имена героев  по предложенным слогам: -ЖО-, -ШО- и описанию.

Первый гость - колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы.

Второй - зеленый, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух... (Ежонок, лягушонок.)  Выставляет изображения героев занятия.

3. Развитие слогового анализа и синтеза.

- Замените символы буквами Ж и Ш. Прочитайте и запишите слова.

    ()аги,  поро()ок,  ()уки, ко()а,  ()паги, ()урнал.

4. Работа по закреплению норм орфографии.

 -Прочитайте запись на табличке и объясните свой ответ.

Стару…      каду…     стри…    кату…     матре…

                                              КА

Волну…     ко…             но..              кру…           ло…

5. Дифференциация (Ж-Ш)в словах. Развитие навыка образования существительных при помощи суффиксов -ОНОК-. -ЁНОК-.

- Если в названии птенца или детеныша жи­вотного есть звук Ж, - влево, а если в его названии звук Ш - вправо.

- Картинки: жеребенок, мышонок, кукушонок, ужонок, верблюжонок, медвежонок.

6.Дифференциация Ж- Ш на уровне предложения.

 -Послушайте эти предложения, исправьте ошибки, запишите предложения верно и укажите звуки занятия.

Миша мазать хлеб масло.

Вы вязать пушистые варежки.

Бабушка жарить рыба на сковорода.

Кошка ловить шустрая мышка.

7.Работа с деформированным текстом (работа карточках).

- Соберите из предложений рассказ, запишите его, отметьте звуки Ж - Ш.

Слова в скобках заменены картинками.

                                                  Жук

Наташа (идти) на лужок. Там она увидела (жук). (Жук) лежал животом вверх. Он не мог улететь. Девочка перевернула (жук). (Жук) замахал крыльями и улетел.

                      III. Итог занятия (задание 18, с.8)

-Припомните тему занятия. Сравните звуки Ж -Ш по произнесению и по характеристикам. Выделите звуки Ж - Ш.(составить рассказ о ежонке и мышонке)

ЗАНЯТИЕ 41

Тема: Дифференциация букв О - У.

Цели и задачи: закреплять знания детей о гласных буквах О, У; учить соотносить звук с символом и буквой; давать сравнительную характеристику звуков; учить дифференцировать звуки занятия изолированно, в слогах и в словах; развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание и координацию движений.

Оборудование: буквы О - У (запись на доске); зеркала (на каждого ребенка); символы для обозначения звуков на письме (красный треугольник и овал).

                   Ход занятия

                     I. Оргмомент

1.Развитие зрительного восприятия (задание 1. с. 8).
-Рассмотрите предметные картинки и определите, на какую букву похож каждый из изображенных предметов? (На буквы О, У.)

Картинки: Ветка дерева, пуговица.

2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

                   II. Основная часть

1.Развитие слуховой памяти.

- Послушайте цепочку слов, запишите по памяти (запись на доске):

умный, улица, ухо, ус; окна, облако, озеро,

2. Соотнесение звуков занятия с символами.
    Сравнительная характеристика звуков.

Произнесите звуки О, У перед зеркалом и дайте характеристику каждому звуку. Найдите сходство и разли­чия в произнесении.

Звук У - гласный, при его произнесении губы сильно вы­тянуты вперед, щеки сдуты, для выхода воздуха остается узкая щель. Для обозначения на письме возьмем красный треугольник.

Звук О - гласный, при его произнесении губы округлены, остается более широкое отверстие для выхода воздушной струи. Для обозначения на письме возьмем красный овал.

3. Развитие звукового анализа на уровне слога.
-Послушайте слоги и запишите их (запись на доске ), укажите наличие звуков занятия при помощи символов.

Слоги: ТУ, ЛО, УС, ОН, ГО, ГУ, ВУ, ЦУ, ШО, УФ, ОЗ. В каких слогах спрятались слова? (ОН, УС.)

4.        Физминутка.

- Игра «Носик, ушко, ма­кушка».

называю слова: «носик», «ушко», «макушка» в разном порядке и просит показать соответствующую часть головы. Чтобы усложнить задачу, логопед может выполнять движения вместе с детьми, намеренно путая их.

5.Дифференциация букв У-О в словах (задание 2. с. 9).
-Вставьте пропущенную гласную У или О в слова. Прочитайте слова.

З...Б        З...Б        Б...К        Б...К

М...Х        М...ХА        Л...КОН        Л...К

С...Н        П...Х        Н...С        Д...ХИ

                      III. Итог занятия

- Припомните тему занятия. Назовите пару слов с буквами О - У и сравните звуки О - У.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"

Цели занятия: Образовательные: учить  различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных  звуков, учить  дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...

Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"

Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"

Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...

Открытое логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков и букв Н – М. Дикие животные и их детёныши».

Цель: создать  условия для формирования грамотной речи учащихся пятого класса с использованием здоровьесберегающих и личностно ориентированных технологий....

Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш] - [Щ] на слух и буквы "Ш" и "Щ" на письме"

Цель:  Дифференцировать звуки [Ш] – [Щ] на слух, буквы «Ш» и «Щ» на письме. Задачи:1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш] – [Щ], закрепление зрит...

Конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях".

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 2-го класса с нарушением письма и чтения. Тема занятия: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях". Цель занятия: учи...