Ранний возраст: игры, развивающие познавательную и речевую активность
консультация на тему

Виноградова Ольга Николаевна

Развитие речи и   формирование познавательной активности  ребёнка - актуальная задача  для педагогов и родителей.   Многие дети, посещающие детский сад и не имеющие выраженных ограничений по здоровью,  имеют бедный словарный запас, их познавательная активность снижена. Это может объясняться разными причинами, но результат такой картины - задержка речевого развития, а в дальнейшем - общее недоразвитие речи.  Так как сензитивный период развития речи приходится на ранний и младший дошкольный возраст ребёнка, то работу по профилактике речевых нарушений необходимо начинать как можно раньше. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranniy_vozrast_-_igry.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Ранний возраст:

игры, развивающие познавательную  и речевую активность

Развитие речевой деятельности ребёнка влияет на развитие мышления и других познавательных процессов. А развитие познавательных процессов влияет на развитие речи. При выполнении заданий, направленных на развитие мыслительных процессов, мы развиваем речь, и наоборот. Ребёнок раннего возраста познаёт мир через практическую деятельность, путем непосредственного манипулирования с предметами. На основе практического познания окружающего у ребёнка складываются представления о предметах, их свойствах и развивается мышление, активизируется речевая деятельность. Задача взрослого – привлечь  внимание  ребёнка к свойствам предмета, заинтересовать его и сформировать познавательный интерес к окружающему миру.

Один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов.

Как и у взрослых, так и у ребёнка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности ясно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребёнку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт ребёнку возможность апробировать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышлении готовыми схемами действия.

В чём заключается роль взрослого в этом процессе? Не только  том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребёнка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность, речевую  и  познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь, самостоятельную поисковую активность.

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

Во-первых, быть новыми и неопределёнными. Высокая степень неопределённости требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребёнка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробочку и достать спрятанную игрушку). В обоих случаях ребёнок пробует разные способы действия с новым предметом и открывает новые свойства.

Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребёнку, чем больше в ней разнообразных деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

Однако для того, чтобы ребёнок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определённых усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребёнка эффект.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребёнка, противоречивость, конфликтность предмета.

Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издаёт неожиданные звуки, или слишком тяжёлый мяч, который трудно катать по полу.

Вот некоторые объекты и материалы, которые можно предложить малышам для экспериментирования.

Коробочки с секретом. В качестве познавательного материала для экспериментирования детей 2- го года жизни подойдут коробочки с различными затворами. Предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробочка из-под духов. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застёжкой-молнией или с крышкой на кнопочках;  различные шкатулки.

Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет. Задача педагога: привлечь малыша, вызвать желание открыть коробочку, извлечь «секрет»; стимулировать интерес, поддерживать самостоятельные действия, но ни в коем случае не решать за ребёнка предложенную задачу. Если ребёнок после долгих безуспешных попыток отказывается отрешения, желательно подсказать ему способ действия и как бы вместе с ним совершить «открытие». Когда ребёнок откроет коробочку и достанет спрятанный в ней предмет, обязательно похвалите его, весте рассмотрите находку, а потом спрячьте её, чтобы дать возможность повторить найденное открытие. Способ можно считать освоенным тогда, когда ребёнок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку. Вот тогда возможен переход к новому предмету экспериментирования.

 

Игрушки с сюрпризом. В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. Отличаются они тем, что при определённых  действиях (нажимание кнопок, клавиш, поворот  рычагов) появляется сюрприз – выскакивает зайчик, раздаётся неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колёсики. Имеются в виду всякого рода звучащие игрушки («пульты», детские музыкальные центры), игрушки-головоломки (принцип их работы ребёнок открывает сам в процессе манипулирования), игрушки с сюрпризом.

Действуя с такими предметами, ребёнок познаёт скрытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений. Такое занятие увлекает детей и развивает у них познавательную активность.

Тряпичные куклы. Для совсем маленьких детей можно самим изготовить игрушки с секретом, например различные по форме шарики или подушечки (треугольные, цилиндрические, квадратные и пр.) из тканей, различающихся фактурой и цветом. Наполнителями послужит горох, манка, гречка, песок, поролон, соль, крахмал , бумага, лоскутки и пр. Внутрь такой подушечки положите что-либо издающее звук – бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т.п.

Игрушки такого рода открывают богатые возможности для экспериментирования. Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать разную форму и извлекать разные звуки.

Погремушки из бутылок.  Аналогичным образом можно изготовить игрушки для экспериментирования из небольших пластиковых бутылок, чистых и сухих, наполненных разным материалом: мелкими камешками, горохом, крахмалом, манкой, бумажными конфетти, песком, монетками – и плотно закрытых крышками, чтобы малыш не мог их открыть и высыпать содержимое. Получается очень интересные погремушки, издающие неожиданные звуки и разные по внешнему виду и по весу. Экспериментируя с ними, ребёнок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства. Так со временем он научится по звуку распознавать, что находится внутри.

Игры с магнитом. Неожиданную противоречивую ситуацию создают игры с магнитом. Для этого достаточно положить на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скрепки, пуговки) и незаметно для детей двигать магнитом под листком бумаги или стулом. Педагог вместе с детьми выражает крайнее удивление тем, что пуговки и  монетки вдруг задвигались; даёт потрогать движущиеся предметы и старается вызвать любопытство по отношению  к наблюдаемым явлениям. Секрет «фокуса» можно открыть через некоторое время и дать малышам повторить опыт.

Волшебный мешочек.  Эту распространённую и популярную и игру для старших дошкольников в упрощённом варианте можно использовать и для детей раннего возраста. В качестве материала потребуется небольшой мешочек из мягкой непрозрачной ткани, затягиваемый шнурком или резинкой. Желательно, чтобы в мешочке были собраны разные знакомые и незнакомые детям игрушки: шарик, деревянный грибок кукла – голыш, рыбка, уточка, самолётик, машинка, миска, кружочек, кубик, совочек или лопатка. Главное, они должны быть привлекательными по цвету и рисунку. Играть можно с небольшой группой (трое – четверо детей). Педагог предлагает всем по очереди опустить руку в мешочек и, взяв один предмет, на ощупь отгадать, что нашли. Задача педагога – поддерживать любопытство группы («Что же нашли? Что же найдёт следующий? Что он достанет?»). Если ребёнок ещё не умеет говорить или не может назвать найденный предмет, взрослый ограничивается тем, что предлагает ему просто вытащить предмет из мешочка, чтобы все могли рассмотреть его. Если кто-то называет предмет, но неправильно, педагог, исправив, обращает внимание группы на особенности формы игрушки, даёт возможность подержать её в руках.

Упражнение.  В последующем можно давать детям определённые поручения, например, достать из мешочка куколку или чашку. Или постепенно дополнять содержимое мешочка новыми и неопределяемыми на ощупь предметами – кусочками поролона, мятой бумагой, палочкой, каштан. Или найти предмет с конкретными свойствами («Достань что-нибудь мягкое, твёрдое, круглое, маленькое»). После выполнения поручения остальные дети, рассмотрев и ощупав найденную игрушку, проверяют, правильно ли перечислены названные свойства.

Игры с красками. На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают свойства цвета, го новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: помимо красок и кисточек клеёнчатые фартуки, стаканчики. Наполненные водой, клеёнки на стол (или на пол). Для наглядности приведём несколько примеров:

Таинственные отпечатки.  Материал. Сложённые пополам листы белой бумаги, густая краска, кисточки – для каждого ребёнка.

По предложению педагога дети разрисовывают одну половину листа густой краской, потом, сложив лист по сгибу пополам, проглаживают его рукой. Педагог предлагает развернуть листы, посмотреть и подумать: что напоминает получившееся изображение?

Превращение воды.  Материал. Несколько стаканов, наполненных чистой водой, три баночки  с концентрированным раствором красок разного цвета – красной, жёлтой, синей.

Ложкой или маленькой баночкой педагог добавляет в каждый стакан немного разной краски. Обращает внимание детей на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, в другом -  жёлтой и пр. добавляет ещё такой же краски, так чтобы дети убедились: вода стала ярче и темнее.

Следующий этап: смешивание красок разного цвета совместно с детьми малыши должны убедиться: при смешивании получаются новые цвета. Если к синей добавить жёлтой, получится зелёная вода; если в красный стакан добавить синей краски – фиолетовая. В дальнейшем детям можно предоставить материал для самостоятельного экспериментирования.

Игры с водой.

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ, познавать его свойства и возможности. Разумеет, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая ёмкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в вожже предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.

Наливаем – выливаем. Материал. Различные пластмассовые ёмкости (баночки, бутылки разного размера, формы, вида, фактуры, объёма).

Цель. Учить сравнивать количество воды в сосудах похожёй формы но разного размера. И наоборот, в близких по размеру, но разной формы, прозрачных – непрозрачных. В качестве мерки используется третий сосуд (прозрачный), на который маркером нанесена отметка.

  1. Выливая поочерёдно маленьким стаканчиком воду, например, в большую бутылку (используя воронку), педагог наглядно показывает, сколько потребовалось жидкости для её заполнения. А если воду вылить вновь в стаканчики? Заполнятся ли они? Или в бутылке останется вода?
  2. Попробуйте вместе с детьми разными способами (горизонтально, под наклоном или вертикально, вверх горлышком или вниз) погружать в воду сначала пустую закрытую бутылочку, затем такую же, но с завинченной крышкой. Если в первом случае сосуд будет постепенно заполняться водой, то во втором – плавать горизонтально анна поверхности воды. Попросите кого-либо из детей попробовать опустить бутылку ко дну и удержать.
  3. Откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и опустите в воду она буде  плавать под наклоном: та часть, которая заполнится жидкостью, окажется водой.
  4. Залейте бутылку доверху, закройте крышку. Бутылка будет тонуть. Если сосуд заполнить не до самого верха, т над водой останется та часть, где нет воды.
  5. Переверните две заполненные под водой бутылки, одну оставьте погруженной в воду крышкой вниз, другую постепенно вытаскивайте. Привлеките внимание детей к происходящему.

Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.

Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из неё те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.

  1. Металл – обычная ложка или другие предметы
  2. Дерево – ложка, мисочка и пр.
  3. Пластмасса – любые предметы или игрушки.
  4. Резина.
  5. Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.
  6. Бумага или картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краёв, быстрее или медленнее.
  7. Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирать ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.

Мыльные пузыри. Одна из традиционных и любимых забав малышей – игры с мыльными пузырями.

Материал. Мыльница или любая мисочка, мыльный раствор, трубочки (соломинки).

Предварительная работа. Педагог показывает: а) как дуют в трубочку, погружённую другим концом в мыльный раствор, и как производить при этом обильную пену; б) как пускать мыльные пузыри, слегка втягивая в трубочку мыльный раствор, а потом выдувая его из трубочки.

Основная задача. Вместе с детьми радоваться разноцветным летящим пузырям; дать возможность догонять и ловить их, что дети убедились: при любом прикосновении пузыри лопаются.

Отметим: занятие это, во –первых, позволяет познать свойства воды и различных материалов; во-вторых, дети овладевают произвольным дыханием, но в естественной и увлекательной форме.

Игры с бумагой.

Много новых возможностей открывают пред детьми игры с бумагой, даже комочками-снежками из такой бумаги. Уже не говоря  том, что в неё можно завернут разные игрушки, можно порвать на мелкие кусочки старую ненужную бумагу и заполнить ею мисочки и кастрюльки. Из бумаги можно «лепить» скульптуры, складывать самолётики, кораблики, стрелы, изготовлять вертушки или простые салфетки. С двух лет детей учат пользоваться округлыми безопасными ножницами. Работа эта – нарезание мелких кусочков из бумаги – приносит удовольствие, а через манипуляции с бумагой  происходит развитие мелкой моторики рук, что опосредованно влияет на развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей раннего возраста»

Семинар- практикум  «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей раннего  возраста»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ»Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в час...

Развитие познавательной активности детей раннего возраста по средствам физкультурных упражнений

Познавательная активность ребенка 2—3 лет выражается прежде всего в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной де­ятельности....

Педагогический проект «Игра как способ стимулирования речевой активности и формирования языковой компетенции учащихся при обучении иностранному языку».

В проекте предлагается материал по проблеме стимулирования речевой деятельности учащихся при обучении иностранному языку....

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

КОНСУЛЬТАЦИЯ «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Представленные методы и приёмы способствуют речевой активности детей. Материал будет полезен воспитателям детей младшего дошкольного возраста и родителям малышей....