КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ"
консультация на тему

Куликова Ирина Владимировна

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ»

Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает – ребенок осуществляет его самостоятельно.

Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое–либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практически связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах.

Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом   и страх ошибиться, и скованность готовыми схемами действия.

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробочку и достать спрятанную игрушку).  В обоих случаях ребенок пробует разные способы действия с новым предметом и открывает новые свойства.

Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

Однако для того, чтобы ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который  требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.

Коробочки с секретом. В качестве познавательного материала для экспериментирования детей 2-го года жизни подойдут коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробочка из-под духов. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками-молниями или с крышкой на кнопочках; различные шкатулки.

Игрушки с сюрпризом. В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. Отличаются они тем, что при определенных действиях (нажимание кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрприз – выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики.

Действуя с такими предметами, ребенок познает скрытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений. Такое занятие увлекает детей и развивает у них познавательную активность.

Тряпичные игрушки. Для совсем маленьких детей можно самим изготовить различные по форме шарики или подушечки (треугольные, цилиндрические, квадратные и пр.) из тканей, различающихся фактурой и цветом.  Наполнителями послужат горох, манка, гречка, песок, поролон, соль, крахмал, бумага, лоскутки и пр.  Внутрь такой подушечки положите что-либо издающее звук – бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т.п. Игрушки  такого рода открывают богатые возможности для экспериментирования. Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.

Погремушки из бутылок. Аналогичным образом можно изготовит игрушки для экспериментирования из небольших  пластиковых бутылок, чистых и сухих, наполнены разным материалом: мелкими камешками, горохом, крахмалом, манкой, бумажными конфетти, песком, монетками – и плотно закрытых крышками, чтобы малыш не мог их открыть и высыпать содержимое. Получаются очень интересные погремушки, издающие неожиданные звуки и разные по внешнему виду и по весу. Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства. Так со временем он научится по звуку распознавать, что находится внутри.

Один из главных путей развития познавательной и умственной активности – детское экспериментирование.

ИГРЫ С МАГНИТОМ

Неожиданную противоречивую ситуации создают игры с магнитом. Для этого достаточно положить на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скрепки, пуговки) и незаметно для детей двигать магнитом под листком бумаги или стулом. Вместе с детьми выражать крайнее удивление тем, что пуговки и монетки вдруг задвигались; дает потрогать движущиеся предметы и старается вызвать любопытство по отношению к наблюдаемым явлениям. Секрет «фокуса» можно открыть через некоторое время и дать малышам возможность повторить опыт.

Волшебный мешочек. Эту распространенную и популярную игру для старших дошкольников в упрощенном варианте можно использовать и для детей раннего возраста. В качестве материала потребуется небольшой мешочек из мягкой  непрозрачной ткани, затягиваемой шнуром или резинкой. Желательно, чтобы в мешочке были собраны разные знакомые и незнакомые детям игрушки: шарик, деревянный грибок, кукла-голыш, рыбка, уточка, самолетик, машинка, миска, кружечка, кубик, совочек или лопатка. Главное они должны быть привлекательными по цвету и рисунку. Если ребенок еще не умеет говорить или не может назвать найденный предмет, взрослый ограничивается лишь тем, что предлагает ему просто вытащить предмет из мешочка, так чтобы все смогли рассмотреть его. Если кто-то называет предмет, но неправильно, педагог, исправив, обращает внимание группы на особенности формы игрушки, дает возможность детям подержать ее в руках. Усложнение: в последующем можно давать детям определенные поручения, например, достать из мешочка куколку или чашку. Или постепенно дополнять содержимое мешочка новыми и неопределяемыми на ощупь предметами  - кусочком поролона, мятой бумагой, палочкой. Или найти предмет с конкретными свойствами («Достань что-нибудь мягкое, твердое, круглое, маленькое»). После выполнения поручения остальные дети, рассмотрев и ощупав найденную игрушку, проверяют, правильно ли перечислены названные свойства.

ИГРЫ С КРАСКАМИ

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности.

Игра: «Таинственные отпечатки».

По предложению педагога дети разрисовывают одну половину листа густой краской, потом, сложив лист по сгибу пополам, проглаживают его рукой. Педагог предлагает детям развернуть листы, посмотреть и подумать: что напоминает получившееся изображение?

Игра: «Окрашивание  воды».

ИГРЫ С ВОДОЙ.

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется,  игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без. После таких игр приходится долго наводит порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.

Игра «наливаем-выливаем»

Опыт «Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами»

Игра «Мыльные пузыри»

Как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

ИГРЫ С БУМАГОЙ.

Много новых возможностей открывают перед детьми игры с обычной бумагой, даже с комочками-снежками из тонкой бумаги. Уже не говоря о том, что в нее можно завернуть разные игрушки, можно порвать на мелкие кусочки старую ненужную бумагу и заполнить ею мисочки и кастрюльки. Из бумаги можно «лепить» скульптуры, складывать самолетики, кораблики, стрелы, изготовлять вертушки или простые салфетки. С 2 лет детей учат пользоваться округлыми безопасными ножницами.  Работа эта – нарезание мелких кусочков из бумаги – приносит удовольствие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ»

Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает – ребенок осуществляет его самостоятельно.

Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое–либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практически связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах.

Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом   и страх ошибиться, и скованность готовыми схемами действия.

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробочку и достать спрятанную игрушку).  В обоих случаях ребенок пробует разные способы действия с новым предметом и открывает новые свойства.

Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

Однако для того, чтобы ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который  требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.

Коробочки с секретом. В качестве познавательного материала для экспериментирования детей 2-го года жизни подойдут коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробочка из-под духов. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками-молниями или с крышкой на кнопочках; различные шкатулки.

Игрушки с сюрпризом. В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. Отличаются они тем, что при определенных действиях (нажимание кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрприз – выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики.

Действуя с такими предметами, ребенок познает скрытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений. Такое занятие увлекает детей и развивает у них познавательную активность.

Тряпичные игрушки. Для совсем маленьких детей можно самим изготовить различные по форме шарики или подушечки (треугольные, цилиндрические, квадратные и пр.) из тканей, различающихся фактурой и цветом.  Наполнителями послужат горох, манка, гречка, песок, поролон, соль, крахмал, бумага, лоскутки и пр.  Внутрь такой подушечки положите что-либо издающее звук – бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т.п. Игрушки  такого рода открывают богатые возможности для экспериментирования. Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.

Погремушки из бутылок. Аналогичным образом можно изготовит игрушки для экспериментирования из небольших  пластиковых бутылок, чистых и сухих, наполнены разным материалом: мелкими камешками, горохом, крахмалом, манкой, бумажными конфетти, песком, монетками – и плотно закрытых крышками, чтобы малыш не мог их открыть и высыпать содержимое. Получаются очень интересные погремушки, издающие неожиданные звуки и разные по внешнему виду и по весу. Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства. Так со временем он научится по звуку распознавать, что находится внутри.

Один из главных путей развития познавательной и умственной активности – детское экспериментирование.

ИГРЫ С МАГНИТОМ

Неожиданную противоречивую ситуации создают игры с магнитом. Для этого достаточно положить на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скрепки, пуговки) и незаметно для детей двигать магнитом под листком бумаги или стулом. Вместе с детьми выражать крайнее удивление тем, что пуговки и монетки вдруг задвигались; дает потрогать движущиеся предметы и старается вызвать любопытство по отношению к наблюдаемым явлениям. Секрет «фокуса» можно открыть через некоторое время и дать малышам возможность повторить опыт.

Волшебный мешочек. Эту распространенную и популярную игру для старших дошкольников в упрощенном варианте можно использовать и для детей раннего возраста. В качестве материала потребуется небольшой мешочек из мягкой  непрозрачной ткани, затягиваемой шнуром или резинкой. Желательно, чтобы в мешочке были собраны разные знакомые и незнакомые детям игрушки: шарик, деревянный грибок, кукла-голыш, рыбка, уточка, самолетик, машинка, миска, кружечка, кубик, совочек или лопатка. Главное они должны быть привлекательными по цвету и рисунку. Если ребенок еще не умеет говорить или не может назвать найденный предмет, взрослый ограничивается лишь тем, что предлагает ему просто вытащить предмет из мешочка, так чтобы все смогли рассмотреть его. Если кто-то называет предмет, но неправильно, педагог, исправив, обращает внимание группы на особенности формы игрушки, дает возможность детям подержать ее в руках. Усложнение: в последующем можно давать детям определенные поручения, например, достать из мешочка куколку или чашку. Или постепенно дополнять содержимое мешочка новыми и неопределяемыми на ощупь предметами  - кусочком поролона, мятой бумагой, палочкой. Или найти предмет с конкретными свойствами («Достань что-нибудь мягкое, твердое, круглое, маленькое»). После выполнения поручения остальные дети, рассмотрев и ощупав найденную игрушку, проверяют, правильно ли перечислены названные свойства.

ИГРЫ С КРАСКАМИ

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности.

Игра: «Таинственные отпечатки».

По предложению педагога дети разрисовывают одну половину листа густой краской, потом, сложив лист по сгибу пополам, проглаживают его рукой. Педагог предлагает детям развернуть листы, посмотреть и подумать: что напоминает получившееся изображение?

Игра: «Окрашивание  воды».

ИГРЫ С ВОДОЙ.

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется,  игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без. После таких игр приходится долго наводит порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.

Игра «наливаем-выливаем»

Опыт «Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами»

Игра «Мыльные пузыри»

Как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

ИГРЫ С БУМАГОЙ.

Много новых возможностей открывают перед детьми игры с обычной бумагой, даже с комочками-снежками из тонкой бумаги. Уже не говоря о том, что в нее можно завернуть разные игрушки, можно порвать на мелкие кусочки старую ненужную бумагу и заполнить ею мисочки и кастрюльки. Из бумаги можно «лепить» скульптуры, складывать самолетики, кораблики, стрелы, изготовлять вертушки или простые салфетки. С 2 лет детей учат пользоваться округлыми безопасными ножницами.  Работа эта – нарезание мелких кусочков из бумаги – приносит удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРАХ УРОКОВ ИСТОРИИ

Учитель истории Бегун Р.В.ГБОУ СКОШИ № 31, г. Москва                                 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСО...

Развивающие игры – как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Развивающие игры - как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

«Эффективные механизмы поддержки учеников с повышенной познавательной активностью. Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одаренными детьми»

В работе рассмотрены вопросы:1.Эффективные механизмы поддержки учеников с повышенной познавательной активностью.2. Ознакомление с теоретическим и дидактическим материалами по теме «Развивающие задачи ...

Ранний возраст: игры, развивающие познавательную и речевую активность

Развитие речи и   формирование познавательной активности  ребёнка - актуальная задача  для педагогов и родителей.   Многие дети, посещающие детский сад и не имеющие выраж...

Родительское собрание " Особенности речи детей 2 - 3 лет. Игры и упражнения, развивающие речевую активность."

Цель собрания - познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 3 - х лет, предложить игры и упражнения, способствующие более ускоренному развитию всех сторон речи детей данного возраста...