Сообщение на тему: «Альтернативная коммуникация, как инструмент развития познавательной сферы у детей с ТУО»
статья на тему

Белых Алла Гаврииловна
Сообщение на тему: «Альтернативная коммуникация, как инструмент развития познавательной сферы у детей с ТУО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_2015.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания

«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»

Комитета по социальной политике

Сообщение на тему:

«Альтернативная коммуникация, как инструмент развития познавательной сферы у детей с ТУО»

      Подготовила и провела воспитатель:  Белых А.Г.

г. Петергоф

2015 г.

Альтернативная коммуникация, как инструмент развития познавательной сферы у детей с ТУО

    Каждый знает, что коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднен временно или постоянно — тогда мы прибегаем к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, значкам и т.д.). Новые возможности коммуникации дает нам современный мир — это иконки гаджетов и смайлики. Мы пользуемся разными возможностями передать и получить сообщение, максимально сократив скорость передачи по разным каналам коммуникации. И эта возможность многоканальности коммуникации приходит нам на помощь, когда мы имеем дело с людьми с проблемами вербальной речи и ограниченного понимания.
Дополнительные знаки (жесты, символы, письменные слова) реально облегчают процесс коммуникации, делая ее многоканальной (когда задействован, не только слух, но и зрение, а также кинестетическое чувство)
В области помощи людям с нарушениями развития такая коммуникация носит название дополнительной, альтернативной.
При каких нарушениях может быть полезна система альтернативной коммуникации
Нарушение слуха. (Альтернативная коммуникация всегда была развита в среде глухих - это язык жестов). Моторные трудности создают препятствия людям с двигательными нарушениями, церебральным параличом (дизартрия, анартрия, апраксия),
Интеллектуальные и эмоциональные проблемы могут влиять на механизм усвоения вербальных символов (умственная отсталость, аутизм). Люди с синдромом Дауна часто имеют низкий тонус в том числе и мышц, участвующих в процессе артикуляции. Это мешает им овладеть вербальной речью. Люди с расщелиной твердого и мягкого неба (ринолалия), иногда долго не могут пользоваться вербальной речью или эти возможности сильно ограничены. Люди с парезом и параличом гортани, а также люди с трахеостомами, которые также ограничивают возможности вербальной речи. Люди с различными множественными нарушениями, а именно сочетание нарушениями зрения (и, возможно, слуха) и двигательными нарушениями. Коммуникация – обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Традиционно учеными коммуникация подразделяется на вербальную и невербальную. Вербальная коммуникация – коммуникация с помощью слов (активной речи). Невербальная коммуникации – общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.)

Есть категория детей, которая не используют вербальную коммуникацию вследствие нарушений развития (например, синдром Дауна, ДЦП, РДА, ментальные нарушения и другие).

Альтернативная коммуникация может:

- использоваться постоянно;

- временно замещать речь;

- использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

Основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации:
1. принцип - от более реального к более абстрактному (от фотографии к схематичному рисунку)
2. принцип избыточности символов — жест, картинка, письменное слово, устное слово.

• Принцип избыточности символов (совмещение различных систем

коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова).

Использование как можно большего количества дополнительных знаков

и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую де-

ятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной

(звуковой) речи.

1. Показываем игрушку «дом» и картинку «дом»

2. Используем напечатанное слово «дом»

3. Показываем жест «дом»

3. принцип постоянной поддержки мотивации.

4. принцип функционального использования в коммуникации.

• Принцип постоянной поддержки мотивации.

Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда систем воспринимается легко и быстро

• Принцип функционального использования в коммуникации.

Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.

Требования к символам системы дополнительной коммуникации для детей:
-  Жесты должны быть моторно-доступными, мотивированными, простыми ( то есть понятыми людьми из разных стран и разных возрастов, потому что они почти всегда изображают объекты, действия, признаки так, что каждому легко догадаться об их значении).
- Картинки - яркие, с которыми есть возможность манипулировать, (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик - доставать из ящика).
- Фотографии - соответствовать лицам и объектам, с которыми ребенок знаком.
-  Миниобъекты (если это игрушки) - простые, не слишком привлекательные, чтобы ребенок мог расстаться с ним и использовать лишь как средство коммуникации.
- Слово - написанное специальным простым шрифтом.
- Поза для жестов - напротив, на уровне глаз, возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.
Важным этапом в развитии коммуникативных навыков – обучение ребёнка делать сознательный выбор из двух предметов. Очень важно, что в ситуации, когда ребенок учится делать выбор, один из предметов должен быть интересен ребенку. Возможность выбора предоставляется как можно чаще, чтобы данный навык закреплялся. Но специалист может столкнуться с рядом сложностей:

  1. Ребёнок берет сразу два предмета.

Варианты действий специалиста:

  • Предметы подбираются таким образом, что ребенок явно отдаст предпочтение одному из них (например, банан и шкура от банана);
  • Помощник придерживает одну руку ребенка. Ребёнок вынужден протянуть руку к одному из предметов.

  Ребёнок не пытается делать выбор, не проявляет интереса.

 Варианты действий специалиста:

  • Подобрать предметы, вызывающие интерес ребёнка, основываясь в выборе только на его интересах.
  • Определять случайный выбор, как выбор осознанный, тем самым давая ребёнку понять, что его выбор имеет значение и приводит к положительным последствиям.
  1. Ребёнок имеет сложности с обозначением выбора вследствие проблем в двигательной и (или) других сферах.

Варианты действий специалиста:

  • Ребёнок может использовать любые средства для обозначения выбора: указательный жест, взгляд, поворот головы и т.д. Задача специалиста внимательно наблюдать и правильно интерпретировать указания ребёнка на выбранный предмет.

Стоит отметить, что не менее важным для специалиста становится умение понимать сигналы ребёнка, выражающие отказ от выполнения задания. Правильная реакция специалиста и родителей поможет организовать занятие с учётом возможностей ребёнка.

Коммуникация с помощью фотографий и изображений.
При данной форме коммуникации фотографируются реальные объекты из непосредственного окружения ребенка либо используются наборы картинок.
Можно использовать сообственные фотографии предметов.
Может   быть,   либо    любая   чашка   или   только    чашка,    которой    пользуется  ребенок - в зависимости от восприятия ребенка.
При   фотографировании    предметов    фон      должен     быть     однотонный, без лишних предметов.
Если речь идет об отображении действий, то необходимо, чтобы их символизировал предмет (кушать пирог – кусок пирога), а не сам человек, изображенный в процессе выполнения действия  (например, Саша кушает пирог). В последнем случае дети будут рассматривать изображения скорее как книжку с картинками и не станут использовать их для коммуникации.
При использовании изображений может возникнуть проблема: картинка с изображением «моего портфеля (сумки)» ребенком не обобщается, если
мы хотим использовать его, как понятие «сумка».
Если картинка (пиктограмма) убирается со стенда, следовательно, данный вид деятельности закончен.
Символы применять везде, в течение всего дня.

  Стадия первичного обучения - физический обмен, обучение давать карточку.

Нужно два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи.  Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше - вкусовые или вещевые. Нужно подготовить подкрепление и соответствующую карточку. Перед ребёнком кладётся любимый предмет (например, печенье или любимая игрушка) и карточка. Чем глубже поражение развития ребёнка, тем больше изображение должно походить на предмет. Например, можно сфотографировать предлагаемый предмет. 

Затем надо ждать, пока ребенок потянется к предмету. Тогда один взрослый помогает ребенку взять карточку и отдать ее другому взрослому, который протягивает руку (это дополнительная подсказка). После- ребёнок незамедлительно получает желаемый предмет. Просьба должна выполняться на начальном этапе с разрывом не более 15 секунд, чтобы ребёнок усвоил алгоритм.

Постепенно убирайте помощь. Цель этой стадии для ребенка-спонтанно начать общение. Идеально, если получается приблизительно 80 обменов в течение дня. Постепенно карточек становится всё больше. Причём надо добавлять поначалу только существительные.

Альтернативная коммуникация: виды и характеристика.

Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество устройств для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Критерии при выборе средств альтернативной куоммуникации включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению. Применение средств альтернативной коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для "неговорящих" детей. Если ребенок никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Если было решено, что данному ребенку подходят средства альтернативной коммуникации, то ответственность всех людей в его окружении – моделировать систему общения. Существуют различные средства альтернативной коммуникации, включая: Жестовый язык Тотальная Коммуникация – это одновременное комбинирование речи и жестов. Таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно. Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка. Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию. Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребенку нужно что-то сообщить. Книги "разговоров" может состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым. Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей – это особенно хорошо работает с маленькими детьми. Книги разговоров помогают ребенку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора. Коммуникационные устройства с синтезаторами речи могут дать «голос» невербальным детям. Команда профессионалов может определить наиболее подходящую технологию для ребенка. После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление устройства, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребенка применить устройство. Существует множество подобных устройств, включая самые простые для людей, которые не понимают визуальные символы. Для того, чтобы пользоваться таким устройством, ребенок должен понимать причину и следствие. Одно из популярных устройств для этих целей – это BIGmack (TM).

Источник:
http://reftrend.ru/966270.html, 12553 

Литература:

  1. Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство 'Лабиринт', М., 1999.
  2. Фрост Л., Бонди Э. "СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК (PEKS)" Перевод с английского, Теревинф, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной сферы детей с ДЦП через формирование мелкой моторики рук.

Дети с детским церебральным параличом - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. ...

Дневник по самообразованию на тему: «Развитие познавательной сферы у детей с нарушением слуха»

Дневник по самообразованию разработан с целью совершенствования знаний в изучении развития познавательной сферы у детей с нарушением слуха и внедрения в практическую деятельность....

«Развитие познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами игровых технологий»

1.6. В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: признание обучения и воспитания как единого процесса организации...

Статья на тему "Альтернативная коммуникациия у детей с тяжелыми множественными нарушениями"

quot;Альтернативная коммуникациия у детей с тяжелыми множественными нарушениями"...

Методическая разработка на тему: Особенности работы с песком на световом столе, для развития познавательной сферы детей и подростков

Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передава...

Проектная деятельность как эффективный инструмент развития познавательной активности и межличностной коммуникации воспитанников ЦССВ.

От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследов...

Проектная деятельность как эффективный инструмент развития познавательной активности и межличностной коммуникации воспитанников ЦССВ.

От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследов...