Инклюзивная школа - школа для всех
статья на тему

Шевченко Ольга Александровна

Статья из опыта работы образовательного учреждения с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инклюзия26.08 КБ

Предварительный просмотр:

«ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА – ШКОЛА  ДЛЯ ВСЕХ».

Ольга Александровна Шевченко,

учитель-логопед МКОУ

«Средняя общеобразовательная

школа №2», г. Щучье,

Курганская область.

                                                                        «Образование – право каждого человека,

                                                                    имеющее огромное значение и потенциал.

                                                                    На образовании строятся принципы свободы,

                                                                   демократии и устойчивого развития…

                                                                    нет ничего более важного,

                                                                     никакой другой миссии,

                                                                   кроме образования для всех…»

Кофи Аннан. 1998

В Конституции РФ и во всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на образование». Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном объеме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеют выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Возможности этих детей ограничены, тем не менее, результаты работы показывают, что при создании необходимых  условий положительная динамика их развития реальна.

  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 года, в которой одной из основных характеристик новой школы провозглашена идея «Новая школа – для всех», обязывает всю систему образования создавать условия для практической реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детей – инвалидов.

Целью инклюзивного образования является создание специальных образовательных условий для получения качественного образования детьми с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Организация инклюзивного образования направлена на решение следующих задач:

-   выявление образовательных потребностей детей с ОВЗ;

-      создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся с ОВЗ;

-    освоение детьми с ОВЗ адаптированных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

-   формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.

         На сегодняшний день в нашей школе обучается 14 учащихся, которые по состоянию своего психического и физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы только в особых условиях. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна:

-дети с нарушениями слуха (2 чел.)

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)-(4 чел.)

-дети с задержкой психического развития (ЗПР)-(5 чел.)

-дети с нарушением интеллекта (У/О)  - (3 чел.)

Пятеро ребят занимаются инклюзивно совместно в классах с нормативно развивающимися учащимися:

- по адаптированным основным образовательным программам для учащихся с ОВЗ.

            Посещать школу, жить обычной жизнью, той самой, которой живут миллионы мальчишек и девчонок, сегодня мечтают многие дети – инвалиды. В силу своих физических возможностей, хотя, скорее всего, правильнее было бы сказать, в силу отсутствия благоприятной среды в общеобразовательных учреждениях они лишены этой радости. Но благодаря реализации в области государственной программы «Доступная среда» у детей с ОВЗ появился шанс учиться в школе вместе со сверстниками.

Наша школа приняла участие в реализации программы «Доступная среда» и с декабря 2016 года нашему образовательному учреждению присвоен статус Региональной инновационной площадки по теме «Развитие кадрового потенциала как условие формирования инклюзивного образования в регионе».

По программе «Доступная среда» нашему  учреждению было выделено порядка двух с половиной миллионов рублей на закупку специального оборудования, оснащение кабинетов, проведение необходимых ремонтных работ для создания условий обучения детей с ОВЗ.

В школе  созданы необходимые условия для обучения данной категории детей - и в штат педагогических работников были введены новые должности учитель-логопед, тьютор, и безбарьерная образовательная развивающая среда. Это специально оборудованные дверные проемы, пандус, установлены новые двери в спортивный зал, коридоры первого этажа оборудованы специальными поручнями, санитарная комната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Оборудован учебный кабинет для детей инвалидов и учащихся с ОВЗ  с удобной одноместной мебелью. Полностью оборудован и укомплектован логопедический пункт. Усталость и напряжение в течение учебного дня ребята могут снять в сенсорной комнате, которая оборудована современными средствами.

Грамотно подобранное оборудование, организующее активное взаимодействие в обучающем процессе, обеспечивает детям с ограниченными возможностями доступ к образовательной среде, а также к пространству взаимодействия с обычными детьми.

        Основным  условием успеха инклюзивного образования   является сформированная команда единомышленников. Администрация, учителя, специалисты и родители должны говорить на «одном языке». Хоть и трудно предположить, что в обычной школе все будут придерживаться одних взглядов, но у нас такая команда постепенно формируется.

С целью осуществления поддержки детей с ОВЗ и оказанию им квалифицированной помощи в школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, работает группа сопровождения: педагог-психолог, социальный педагог, учитель – логопед, тьютор, учителя-предметники и классные руководители. Деятельность педагогов направлена, в первую очередь, на изучение особенностей развития каждого учащегося с ОВЗ, его особых образовательных потребностей и разработку адаптированной образовательной программы. В этом и заключается инновационная направленность обучения детей. Целью адаптированной программы является повышение качества образования и успешная социализация детей с ОВЗ.

В условиях инклюзивного образования, к которому мы стремимся, важно помнить о социализации и простом детском общении. Поэтому мы нацелены на мероприятия, которые ориентированы на коммуникативные потребности каждого ребенка и направлены на социальную интеграцию. Два  раза в неделю дети с ОВЗ, инвалиды и их родители посещают сенсорную комнату. Посещение сенсорной комнаты ориентированы на социальную адаптацию учащихся с ОВЗ, повышение духовного и интеллектуального развития, расширению круга общения и обогащению социального опыта. Сенсорная комната – это идеальная обстановка, в которой ребенок не только может расслабиться, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, сможет зарядиться энергией для активной деятельности.

Большое внимание уделяем проведению внеклассных и внешкольных мероприятий совместно с родителями, при поддержке всероссийского  общественного движения волонтеров, которые ежегодно в школе организуют праздничные мероприятия для детей инвалидов: новогодние спектакли и поздравления. Одно из последних мероприятий – акция «Добра» к Международному дню инвалида.Такая совместная деятельность позволяет объединить взрослых и детей с равными возможностями, что является реальным воплощением инклюзии в образовании.

  Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. И можно сказать, что в нашей школе первый шаг уже сделан – наработан практический опыт, который свидетельствует, что инклюзивное обучение имеет преимущества, свои ценности для всех участников образовательного процесса.

Инклюзивное образование – это правильный шаг к признанию ценностной значимости и уважения к личности каждого ребенка с особыми возможностями здоровья, принятие его индивидуальности и неповторимости. Ведь каждый ребенок имеет право быть услышанным, имеет право на образование и обучение, на дружбу и отношения - каждый имеет право на полноценную жизнь.

Мир «особого» ребёнка –

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка –

Безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он молчалив?

Почему он так испуган?

И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка…

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка

Допускает лишь своих.

(Калиман Н. А.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа "Школа мам и всех желающих"

Презентация расработана для сценария праздничной программы "Школа для мамы". Может быть использована для проведения конкурсов на внеклассных мероприятиях....

Межрайонный семинар-практикум «Инклюзивное образование в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ» Доклад по теме: «Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве» (тренинг тьюторства)

Вопрос оснащения школ и подготовки кадров поднимался президентом РФ В. В. Путиным в его послании Федеральному собранию. «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный ро...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

Всероссийский урок "Школа для всех"

Классный час в рамках всероссийского урока...

Всероссийский конкурс «ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ» Номинация «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе»

Всероссийский конкурс«ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ»Номинация«Лучшие практики профориентационной работыв инклюзивной школе»...

статья «Формирование связной речи как направление работы учителя-логопеда в инклюзивной школе»/"Formation of coherent speech as a direction of work of a speech therapist in an inclusive school"

Ключевые слова: связная речь, речевая активность, дети  с интеллектуальным недоразвитием, мотивация, формирование речи, структура предложения, внимания к речи, умение вслушиваться в обращенную ре...

Материалы на республиканский конкурс "Лучшая инклюзивная школа России" (3 место)

Представлена инклюзивная модель образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью МОУ "СОШ № 3" г. Печора...