Арт-терапевтические технологии как средство формирования толерантного поведения обучающихся с ЗПР
материал
Представлен опыт работы по сопровождению школьников с ЗПР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ольга Николаевна Жалнина,
педагог-психолог МБОУ «СШ№8»
г. Нижневартовск
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
Аннотация к материалу: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме коррекции развития обучающихся с особенностями в развитии. В данных материалах освещены вопросы практической значимости применения арт-терапии в психолого-педагогическом сопровождении детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Отмечается, что в работе с детьми данной категории очень важно использовать гибкие формы коррекционной работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.
Ключевые слова: арт-терапия, задержка психического развития, толерантное поведение.
«Не стоит в самых маленьких людях искать критерии, по которым они отличаются от всех остальных и выбрасывать это слабое звено из цепи. У каждого свои способности, свои интересы, и школа должна помочь каждому ребенку продвигаться относительно самого себя»
А. Н. Тубельский
На сегодняшний день в России более 13 миллионов людей с ограниченными возможностями здоровья, из них – 540 тысяч детей, около 100 тысяч детей обучаются в школах, и они нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Арт - терапия, или терапия искусством, есть частный метод психокоррекции. Автор технологии в России Копытин А. И. определяет арт-терапию как «совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности человека и используемую с целью психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с ограниченными возможностями здоровья, личностными расстройствами». [4]
Одним из центральных мест в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями здоровья является работа по развитию личностной сферы. Учитывая возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями необходимы эффективные методики, техники и приемы коррекционной работы, чтобы максимально стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.
Для этого в коррекционной работе с детьми ЗПР рекомендуется использовать арт-терапевтические методики. [3] Главная цель арттерапии — гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Никишина В.Б. считает,что значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге - успешно социализировать. [6]
Принципы толерантности лежат в основе этического кодекса арт-терапевта это - терпимость к взглядам, нравам, снисхождение, уважение. Без толерантного отношения невозможно построить весь арт-терапевтический процесс.
В начальной школе важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника с ЗПР. В этом возрасте необходимо учить «особого» ребенка анализировать собственное поведение, формировать толерантное восприятие мнения другого человека, учить работать в команде, быть лидером. У детей с ЗПР доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки в детском сознании формируются, и закрепляются важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, педагогу важно в процессе подготовки и проведения мероприятий создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника.
В качестве арт-терапевтических методов в формировании толерантного поведения школьников с ЗПР применяются: музыкотерапия, танцетерапия, театротерапия, изотерапия, библиотерапия и т.д. [1]
Наша «Восьмая» школа - особенная, в рамках реализации программы развития «Школа равных возможностей», педагогический коллектив образовательного учреждения занимается инклюзивным образованием детей на протяжении 4 лет. За этот небольшой период времени, мы убедились, что «Особенные» дети – это дети, со своими желаниями, стремлениями, внутренним миром, и они тоже должны как другие школьники найти свое место в жизни и реализовать свой потенциал. И Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ, вступивший в силу в 1 сентября 2016 года, обязывает нас обеспечивать современное качественное образование и его доступность для всех без исключения категорий детей с ОВЗ.
В 2021-2022 учебном году МБОУ «СШ№8» обучается 72 школьника с ОВЗ, 22 из которых являются инвалидами. Статистика показывает, что из всех детей с ОВЗ, данная категория самая многочисленная почти 70%. На первый взгляд это обычные дети: в большинстве своем у них нет очевидных физических нарушений.
Но степень сложности в работе с данной категорией детей заключается в их индивидуальных особенностях развития, вызванных различными причинами: биологическими (соматические заболевания, поражения центральной нервной системы, родовые травмы) и социальными (психические и психологические травмы, неблагоприятные условия жизни, социальная и педагогическая запущенность). Среди наших детей – 32 % имеют нарушения речи (2 ребенка вообще не говорят), у 100% нарушения внимания и памяти, 12% отличаются гиперактивностью, 36-% имеют низкие коммуникативные способности. Конечно, включить в образовательный процесс таких детей - непростая задача. Главная роль отведена педагогу – психологу, как модератору совместной деятельности всех участников образовательного процесса.
В начале своей работы, на основе наблюдения и анализа психолого-педагогической диагностики, я выделила ряд проблем, свойственных детям данной категории, которые затрудняют освоение обучающимися образовательных программ.
- трудности в адаптации и социализации;
- эмоциональная незрелость, которая выражается в эмоциональных срывах, агрессивных проявлениях;
- отсутствие навыков коммуникации, как со взрослыми, так и со сверстниками;
- повышенная утомляемость;
- неустойчивое внимание, кратковременная память, недостаточный уровень развития мышления и речи.
Выявленные проблемы привели меня к необходимости комплексного подхода в их решении: разработке программ, поиску эффективных методик и способов реализации коррекционно-развивающей работы, способствующих достижению обучающимися с ЗПР образовательных результатов.
Меня заинтересовал научный подход в современной психологии – это влияние искусства на человека или Арт – терапия, которая используется в педагогической, психологической практике как средство гармонизации личностного и познавательного развития человека через его занятие художественным творчеством. в работе с детьми с ЗПР, Арт – терапия является наиболее приемлемой технологией, так как внутреннее Я ребенка отражается в продуктах его творчества.
Актуальность опыта заключается в использовании методов Арт-терапии в образовательном процессе нашей школы, как эффективного коррекционно-развивающего средства психо-эмоциональной сферы обучающихся с ЗПР, формировании основ толерантного поведения.
Новизна педагогического опыта относительно моей практической деятельности заключается:
- в подборе и систематизации методов, средств арт-терапии для формирования толерантности обучающихся с ЗПР;
- в использовании в работе с обучающимися ЗПР авторских и модифицированных сказок.
- в адаптации арт-терапевтической технологии к условиям работы в нашей образовательной организации, и конкретной категории детей;
- в отработке мониторинга уровня сформированности толерантности школьников с задержкой психического развития, а именно (комплекса диагностик, системы критериев и показателей объективной оценки толерантного поведения).
Практическая значимость опыта состоит в том, что разработанные методические материалы могут быть использованы для повышения эффективности воспитательной работы классных руководителей, педагогов-организаторов, социальных педагогов по формированию толерантного поведения обучающихся с ЗПР.
Цель моего опыта – создание системы работы по формированию толерантного поведения у обучающихся с ЗПР, как условия гармонизации межличностных отношений в классном коллективе средствами арт-терапии.
В соответствии поставленной целью выделяю следующие задачи:
- рассмотреть особенности формирования толерантного поведения у обучающихся с ОВЗ;
- исследовать влияние арт-технологий на формирование толерантного поведения у школьников с особыми образовательными потребностями;
- способствовать профилактике конфликтных ситуаций, улучшению психологического климата в классе у ребят данной категории;
- развить коммуникативные способности школьников, повысить самооценку, снизить тревожность;
- повысить уровень компетентности родителей в вопросах воспитания толерантного поведения школьников;
- обобщить материалы и составить рекомендации для родителей по формирования толерантного поведения у детей с ОВЗ.
В ходе своей работы я изучила опыт в области применения арт-технологий в работе с «особыми» детьми авторов: А.И. Копытина, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой, И. Вачкова.
По мнению этих авторов, одним из центральных мест в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями здоровья является работа по развитию личностной сферы. Арт-терапевтические методы в данном случае позволяют развивать когнитивные процессы, способствуют росту активности, формируют положительный эмоциональный фон, в результате чего отрабатываются правила поведения, культура общения, речь. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами искусства можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности «особого» ребенка и в конечном итоге - успешно социализировать.
Опыт моей работы подтверждает, что занятия театрализованной деятельностью дают возможность детям «примерить» на себя различные социальные роли и проигрывать модели толерантного поведения, а воздействие искусством слова на «особенного» ребенка, средствами сказки, расширяет, обогащает социальный и эмоциональный опыт ребенка, способствует усвоению основных категорий «добро», «зло».
Занятия рисованием у детей с ЗПР формируют мотивационно - потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия на окружающую действительность: людей, их поступки, способствуют снятию эмоционального напряжения.
В ходе формирования опыта, мною разработана и реализуется коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности: «Психологическая азбука» для обучающихся уровня начального общего образования.
Программа рассчитана на 34 занятия в год (1 раз в неделю), продолжительность – 40 минут. Форма занятий – групповая. В программе выделено 3 основных блока занятий: «Я и моя семья», «Я и мой класс», «Я и окружающие меня люди».
В проведении занятий чаще всего использую сказкотерапию, сочетаю элементы сказкотерапии с музыкотерапией, изотерапией, театротерапией.
При работе со сказкой я принимаю во внимание, следующее: занятия не должны быть длинными и перегруженными; с повышенным вниманием отношусь к выбору героев и сюжетов, избегаю стрессорных факторов (давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение).
В зависимости от целей и задач коррекционно-развивающей работы, на занятиях в 4 классе для обучающихся с ЗПР по темам «Мое поведение», «Учимся общаться», «Мое настроение», «Я и мой класс» мною применяется работа с авторскими и модифицироваными сказками: «Про болезнь не прощения», «Как ворона научилась зверям помогать», «Как заяц спешил делать добро» и т.д.
Мною выделены следующие основные этапы работы над сказкой:
1. Знакомство с персонажами сказки. Вместе с обучающимися мы выделяем и перечисляем всех персонажей: их внешний образ, выделяем главного героя сказки.
2. Определение причинно-следственных связей. На данном этапе мы с обучающимися определяем представленное явление; осмысливаем событие, делаем правильный вывод.
3. Стимулирование детских «подсказок» (повторное рассказывание сказки). На этом этапе происходит совместное рассказывание сказки: психолог-ученик, организация игр-импровизаций, то есть примеривание на себя различных моделей поведения. Школьники приходят к пониманию того, что эти модели можно перенести и на взаимоотношения с окружающими. Но модель толерантного поведения является наиболее приемлемой, социально одобряемой.
В рамках реализуемых мною программ, регулярно осуществляю взаимодействие с классными руководителями, работающими в классах ЗПР, родителями, в системе провожу родительские собрания и консультации, принимаю активное участие в подготовке внеклассных мероприятий, социально – значимых акциях: «Дорогою добра», «Многоликая Югра».
Используя арт-терапевтические технологии в течение нескольких лет, могу сделать вывод об их положительном эффекте:
- Положительная динамика в сформированности основ толерантного поведения школьников - 30 %.
- Улучшение показателей эмоционально-психологического климата в классных коллективах школьников с ЗПР на 34%
- Наблюдается положительная динамика сформированности самооценки детей с ограниченными возможностями здоровья (составила 64%.), снижение личностной и школьной тревожности.
Благодаря применяемой технологии, «особенные» дети показали существенные положительные результаты в социальной адаптации в микро и макросоциуме. 100% ребят охвачены социально-значимой деятельностью и включены в участие в различных конкурсах и олимпиадах школьного, городского, окружного уровней.
Перспективу своей работы вижу в адаптации Арт - технологии к условиям реализации на уровне основного общего образования.
В заключение хотелось бы подарить стихотворение, которое посвящаю своим «особенным» детям.
Особенный ребенок – лучик солнца
Стремится делать первые шаги
Он приоткроет нам души своей оконца
Лишь только ты талант свой прояви
Он мир открыто нарисует в красках
От нас с тобою, слишком не таясь
И разыграет скуку дней как сказку
Доверчиво, наивно, не боясь
Особенный ребенок это море:
страстей, эмоций, нескончаемых идей
Пусть никакое жизненное горе
Не омрачает свет «особенных» детей.
Список литературы:
- Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.237.
- Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии/ -СПб.: Речь,2006,-310 с.
- Вачков И.В. Введение в сказкотерапию/ - М: Генезис,2011-288 с.
- Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты; иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 156 с.; ил. – (Сер. «Психология для всех»).
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку/И.В. Вачков.-2 изд.-М.:Ось-89,2003, -315 с.
- Копытин А.И.Руководство по групповой арт-терапии/ А.И. Копытин СПб.: Речь,2003,-320 с.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ СПб.: Речь,2003,-256 с.
- Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов./Москва: Владос, 2003.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся.
В настоящее время в системе образования происходят интенсивные изменения. Они задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Такая ли...
«Образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»
Данные материалы могут быть использованы учителями как в работе, так и в выступлениях различного уровня....
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...
ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...
ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...
Личностно-ориентированные коммуникативные технологии как средство формирования основных компетентностей обучающихся петербургской школы (из опыта работы)
Cтановится актуальным внедрение в учебно-воспитательный процесс современных личностно-ориентированных коммуникативных технологий, способствующих формированию комплекса следующих компетентностей обучаю...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В настоящее время мы часто говорим о применении новых техно- логий в школе. Их применение в учебном процессе на уроках татар- ского языка и литературы способствует развитию умений, формирую- щих комму...