Арт-терапевтические технологии как средство формирования толерантного поведения обучающихся с ЗПР
материал

Жалнина Ольга Николаевна

Представлен опыт работы по сопровождению школьников с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ольга Николаевна Жалнина,

педагог-психолог МБОУ «СШ№8»

 г. Нижневартовск

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С  ЗПР

Аннотация к материалу: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме коррекции развития обучающихся с особенностями в развитии. В данных материалах  освещены вопросы практической значимости применения арт-терапии в психолого-педагогическом сопровождении детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Отмечается, что в работе с детьми данной категории очень важно использовать гибкие формы коррекционной работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.

Ключевые слова: арт-терапия, задержка психического развития, толерантное поведение.

 «Не стоит в самых маленьких людях искать критерии, по которым они отличаются от всех остальных и выбрасывать это слабое звено из цепи. У каждого свои способности, свои интересы,  и школа должна помочь каждому ребенку продвигаться относительно самого себя»

А. Н. Тубельский

    На сегодняшний день в России более 13 миллионов людей с ограниченными возможностями здоровья, из них – 540 тысяч детей, около 100 тысяч детей обучаются в школах, и они нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Арт - терапия, или терапия искусством, есть частный метод психокоррекции. Автор технологии в России Копытин А. И. определяет арт-терапию как «совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности человека и используемую с целью психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с ограниченными возможностями здоровья, личностными расстройствами». [4]

      Одним из центральных мест в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями здоровья является работа по развитию личностной сферы. Учитывая возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями необходимы эффективные методики, техники и приемы коррекционной работы, чтобы максимально стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

      Для этого в коррекционной работе с детьми ЗПР рекомендуется использовать арт-терапевтические методики. [3]  Главная цель арттерапии — гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Никишина В.Б. считает,что значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге - успешно социализировать. [6]

Принципы толерантности лежат в основе этического кодекса арт-терапевта это - терпимость к взглядам, нравам, снисхождение, уважение. Без толерантного отношения невозможно построить весь арт-терапевтический процесс.

В начальной школе важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника с ЗПР. В этом возрасте необходимо учить «особого» ребенка анализировать собственное поведение, формировать толерантное восприятие мнения другого человека, учить работать в команде, быть лидером. У детей с ЗПР доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки в детском сознании формируются, и закрепляются важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, педагогу  важно в процессе подготовки и проведения  мероприятий создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника.

В качестве арт-терапевтических методов в формировании толерантного поведения школьников с ЗПР  применяются: музыкотерапия, танцетерапия,   театротерапия, изотерапия, библиотерапия и т.д. [1]

Наша «Восьмая» школа - особенная, в рамках реализации программы развития «Школа равных возможностей», педагогический коллектив образовательного учреждения занимается  инклюзивным образованием детей на протяжении 4 лет. За этот небольшой период времени, мы убедились, что «Особенные»  дети – это  дети,  со своими желаниями, стремлениями, внутренним миром, и они тоже должны как другие школьники   найти свое место в жизни  и реализовать свой потенциал. И Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ, вступивший в силу в 1 сентября 2016 года, обязывает нас обеспечивать современное качественное образование и его доступность для всех без исключения категорий детей с ОВЗ.

В 2021-2022 учебном году МБОУ «СШ№8» обучается 72 школьника с ОВЗ, 22 из которых являются инвалидами. Статистика показывает, что из всех детей с ОВЗ, данная категория самая многочисленная почти 70%.  На первый взгляд это обычные дети: в большинстве своем у них нет очевидных физических нарушений.

Но степень сложности в работе с данной категорией детей заключается в их индивидуальных особенностях развития, вызванных  различными причинами: биологическими (соматические заболевания, поражения центральной нервной системы, родовые травмы) и социальными (психические и психологические травмы, неблагоприятные условия жизни, социальная и педагогическая запущенность). Среди наших детей – 32 % имеют нарушения речи (2 ребенка вообще не говорят), у 100% нарушения внимания и памяти, 12% отличаются гиперактивностью, 36-% имеют низкие коммуникативные способности. Конечно, включить в образовательный процесс таких детей - непростая задача.   Главная роль отведена педагогу – психологу, как модератору совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

В начале своей работы, на основе наблюдения и анализа психолого-педагогической диагностики, я выделила ряд проблем, свойственных детям данной категории, которые затрудняют освоение обучающимися образовательных программ.

  • трудности в адаптации и социализации;
  • эмоциональная незрелость, которая выражается в эмоциональных срывах, агрессивных проявлениях;
  • отсутствие навыков коммуникации, как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • повышенная утомляемость;
  • неустойчивое внимание, кратковременная память, недостаточный уровень развития мышления и речи.

      Выявленные проблемы привели меня к необходимости комплексного подхода в их решении: разработке программ, поиску эффективных методик и способов реализации коррекционно-развивающей работы, способствующих достижению обучающимися с ЗПР образовательных результатов.

Меня заинтересовал научный подход в современной психологии – это влияние искусства на человека или Арт – терапия, которая используется в педагогической, психологической практике как средство гармонизации  личностного  и познавательного развития человека через его занятие художественным творчеством. в работе с детьми  с ЗПР, Арт – терапия является наиболее приемлемой технологией, так как внутреннее Я ребенка отражается в продуктах его творчества.

Актуальность опыта заключается в использовании методов Арт-терапии в образовательном процессе нашей школы, как эффективного коррекционно-развивающего средства психо-эмоциональной сферы обучающихся с ЗПР, формировании основ толерантного поведения.

Новизна  педагогического опыта относительно моей практической деятельности  заключается:

- в подборе и систематизации методов, средств арт-терапии для формирования   толерантности  обучающихся с ЗПР;

- в использовании в работе с обучающимися ЗПР авторских и модифицированных сказок.

 - в адаптации арт-терапевтической технологии к условиям работы в нашей образовательной организации, и конкретной категории детей;

 - в отработке мониторинга уровня сформированности  толерантности  школьников с задержкой психического развития, а именно (комплекса диагностик, системы критериев и показателей объективной оценки толерантного поведения).

Практическая значимость опыта состоит в том, что разработанные методические материалы могут быть использованы для повышения эффективности воспитательной работы классных руководителей, педагогов-организаторов, социальных педагогов по формированию толерантного поведения обучающихся с ЗПР.

Цель моего опыта – создание системы работы по формированию толерантного поведения у обучающихся с ЗПР, как условия гармонизации межличностных отношений в классном коллективе средствами арт-терапии.

В соответствии поставленной целью выделяю следующие задачи:

  • рассмотреть особенности формирования толерантного поведения у обучающихся с ОВЗ;
  • исследовать влияние арт-технологий на формирование толерантного поведения у школьников с особыми образовательными потребностями;
  • способствовать профилактике конфликтных ситуаций, улучшению психологического климата в классе у ребят данной категории;
  • развить коммуникативные способности школьников, повысить самооценку, снизить тревожность;
  • повысить уровень компетентности  родителей в вопросах воспитания толерантного поведения школьников;
  • обобщить материалы и составить рекомендации для родителей по формирования толерантного поведения у детей с ОВЗ.

В ходе своей работы я изучила опыт в области  применения   арт-технологий  в работе с «особыми» детьми авторов: А.И.  Копытина, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой, И. Вачкова.

По мнению этих авторов, одним из центральных мест в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями здоровья является работа по развитию личностной сферы. Арт-терапевтические методы в данном случае позволяют развивать когнитивные процессы, способствуют росту активности, формируют положительный эмоциональный фон, в результате чего  отрабатываются правила поведения, культура общения, речь. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами искусства можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности «особого» ребенка и в конечном итоге - успешно социализировать.

Опыт моей работы подтверждает, что занятия театрализованной деятельностью  дают возможность детям «примерить» на себя различные социальные роли и проигрывать модели толерантного поведения, а воздействие искусством слова на «особенного» ребенка, средствами сказки, расширяет, обогащает социальный  и эмоциональный опыт ребенка, способствует усвоению основных категорий «добро», «зло».

Занятия рисованием у детей с ЗПР формируют мотивационно - потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия на окружающую действительность: людей, их поступки, способствуют снятию эмоционального напряжения.

В ходе формирования опыта, мною разработана и реализуется коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности: «Психологическая азбука» для обучающихся уровня начального общего образования.

Программа рассчитана на 34 занятия в год (1 раз в неделю), продолжительность – 40 минут. Форма занятий – групповая. В программе выделено 3 основных блока занятий: «Я и моя семья», «Я и мой класс», «Я и окружающие меня люди».

В проведении занятий чаще всего использую сказкотерапию, сочетаю элементы сказкотерапии с музыкотерапией, изотерапией, театротерапией.

При работе со сказкой я принимаю во внимание, следующее: занятия не должны быть длинными и перегруженными; с повышенным вниманием  отношусь к выбору героев и сюжетов, избегаю стрессорных факторов (давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение).  

В зависимости от целей и задач коррекционно-развивающей работы, на занятиях в 4 классе для обучающихся с ЗПР по темам «Мое поведение», «Учимся общаться», «Мое настроение», «Я и мой класс» мною применяется работа с авторскими и модифицироваными сказками: «Про болезнь не прощения», «Как ворона научилась зверям помогать», «Как заяц спешил делать добро» и т.д.

Мною выделены следующие основные  этапы работы над сказкой:

1. Знакомство с персонажами сказки. Вместе с обучающимися мы выделяем и перечисляем всех персонажей: их внешний образ, выделяем главного героя сказки.

2. Определение причинно-следственных связей. На данном этапе мы  с обучающимися определяем представленное явление; осмысливаем событие, делаем правильный вывод.

3. Стимулирование детских «подсказок» (повторное рассказывание сказки). На этом этапе происходит совместное рассказывание сказки: психолог-ученик, организация игр-импровизаций, то есть  примеривание на себя различных моделей поведения. Школьники приходят к пониманию того, что эти модели можно перенести и на взаимоотношения с окружающими.  Но модель толерантного поведения является наиболее приемлемой, социально одобряемой.

В рамках реализуемых мною программ, регулярно осуществляю взаимодействие с классными руководителями, работающими в классах ЗПР, родителями, в системе провожу родительские собрания и консультации,  принимаю активное участие в подготовке  внеклассных мероприятий, социально – значимых акциях: «Дорогою добра», «Многоликая Югра».

Используя арт-терапевтические технологии в течение нескольких лет, могу сделать вывод об их положительном эффекте:

  • Положительная динамика в сформированности основ толерантного поведения  школьников - 30 %.
  • Улучшение показателей  эмоционально-психологического климата в классных коллективах школьников с ЗПР на 34%
  • Наблюдается положительная динамика сформированности  самооценки детей с ограниченными возможностями здоровья (составила  64%.), снижение личностной и школьной тревожности.

Благодаря применяемой технологии, «особенные» дети показали существенные положительные результаты в социальной адаптации в микро и макросоциуме. 100% ребят охвачены социально-значимой деятельностью и включены в участие в различных конкурсах и олимпиадах школьного, городского, окружного уровней.

Перспективу своей  работы вижу в адаптации  Арт -  технологии к условиям реализации на уровне основного общего образования.

В заключение хотелось бы подарить стихотворение, которое посвящаю своим «особенным» детям.

Особенный ребенок – лучик солнца

Стремится делать первые шаги

Он приоткроет нам души своей оконца

Лишь только ты талант свой  прояви

Он мир открыто нарисует в красках

От нас с тобою, слишком не таясь

И разыграет скуку дней как сказку

Доверчиво, наивно, не боясь

Особенный ребенок это море:

страстей, эмоций, нескончаемых идей

Пусть никакое  жизненное горе

Не омрачает свет «особенных» детей.

      Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.237.
  2. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии/ -СПб.: Речь,2006,-310 с.
  3. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию/ - М: Генезис,2011-288 с.
  4. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты; иллюстрированное руководство.  М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 156 с.; ил. – (Сер. «Психология для всех»).
  5. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку/И.В. Вачков.-2 изд.-М.:Ось-89,2003, -315 с.
  6. Копытин А.И.Руководство по групповой арт-терапии/ А.И. Копытин СПб.: Речь,2003,-320 с.
  7. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ СПб.: Речь,2003,-256 с.
  8. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов./Москва: Владос, 2003.-128с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся.

В настоящее время в системе образования происходят интенсивные изменения. Они задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Такая ли...

«Образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»

Данные материалы могут быть использованы учителями как в работе, так и в выступлениях различного уровня....

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

Личностно-ориентированные коммуникативные технологии как средство формирования основных компетентностей обучающихся петербургской школы (из опыта работы)

Cтановится актуальным внедрение в учебно-воспитательный процесс современных личностно-ориентированных коммуникативных технологий, способствующих формированию комплекса следующих компетентностей обучаю...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В настоящее время мы часто говорим о применении новых техно- логий в школе. Их применение в учебном процессе на уроках татар- ского языка и литературы способствует развитию умений, формирую- щих комму...