Рабочая программа по естествознанию 7 класс 8 вид
рабочая программа (7 класс) на тему

Шакирова Закия Барыевна

Рабочая программа по естествознанию 7 класс 8 вид

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostya_estestvoznanie.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

ПРИНЯТО

На заседании методического объединения_______________________________

Протокол  №_______ от ___________

Руководитель МО_________________

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

___________________________________________

«_______» ________________________20____г

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________________________________

«_______»__________________________20____г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ», 7 КЛАСС,

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

на 2017/2018учебный год

Количество часов в год – 68                                                                                                                                                                                      

Количество часов в неделю –2

Разработана

учителем географии и биологии

Шакировой Закией Барыевной,

1 квалификационная категория

2017-2018 уч.год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «естествознание» разработана для учащегося 7 класса Савчук Константина  на основе:

1. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида Вариант 1 (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 - п) 

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы. Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.

3. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Естествознание. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Москва.  Владос, 2011г.

4.  Адаптированной основной образовательной программы МАОУ «Бриентская СОШ»

Рабочая программа ориентирована на использование  учебников Н.В. Королева Е.В. Макаревич Специальная (коррекционная) школа VIII вида  Естествознание. Неживая природа. 6 класс М.ВЛАДОС 2015.

Рабочая программа предназначена для обучения Савчук Константина, который с 1 класса  согласно  решению областной ПМПК обучается по специальной коррекционной программе школы 8 вида. Физическое развитие Кости соответствует возрасту. Сенсорные системы в норме. Общая ориентация ребенка в окружающем мире и запас бытовых знаний удовлетворительный, соответствуют норме. На контакт идет не всегда. Пишет неаккуратно, буквы большие. Познавательный интерес выражен слабо, уровень учебной мотивации низкий. Внеучебные интересы не выражены. Среднепродуктивное, среднеустойчивое внимание, низкий уровень произвольного внимания.

Преобладающий тип памяти - зрительный. Тип запоминания не выражен. Константин практически не  запоминает тексты, факты, определения. Процесс припоминания происходит при помощи наводящих вопросов.

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащегося, уровня его общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной коррекции..

    На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю): Курс «Естествознание» по специальной коррекционной программе VIII вида ставит своей целью -  создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении природоведения (биологии). 

Цели естествознания в 7 классе: освоение знаний. Программа раскрывает:

элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий;

сведения о строении и значении органов цветкового растения;

сведения об основных группах растений;

сведения о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.

кратко сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

развивает:

познавательный интерес;

творческие способности в процессе наблюдения;

навыки самостоятельного приобретения новых знаний.

воспитывает:

любовь к своей местности, своей стране;

толерантность;

экологическую культуру;

бережное отношение к окружающей среде.

Реализовать данную цель можно будет через решение следующих  задач:

  1. Формировать элементарные биологические представления;
  2. Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.);
  3. Развивать любознательность, научное мировоззрение;
  4. Формировать умение наблюдать явления природы, жизнь растений и животных;
  5. Прививать умение бережно относится к природе родного края.;
  6. Знать и выполнять необходимые для сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих нормы гигиены;
  7. Знать вредное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств;
  8. Формировать потребность вести здоровый образ жизни.

Основными задачами изучения естествознания в 7 классе являются: сообщение учащимся знаний о многообразии растений, грибов и бактерий, о строении и значении органов цветкового растения, об основных группах растений, о биологических особенностях выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растениях

Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение обучающимися адаптированной программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностные результатам освоения относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:

Минимальный уровень:

иметь представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;

знать особенности внешнего вида изученных растений и животных,

узнавать и различать изученные объекты в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

знать общие признаки изученных групп растений и животных, правила поведения в природе и правила техники безопасности, правила здорового образа жизни в объеме программы;

выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой;

описывать особенности состояния своего организма;

знать названия специализации врачей;

применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).

Достаточный уровень:

иметь представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;

осознавать основные взаимосвязи между природными компонентами,

между природой и человеком, между органами и системами органов у человека;

устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знать признаки сходства и различия между группами растений и животных; уметь выполнять классификацию на основе выделения общих признаков;

узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

знать названия, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;

знать способы самонаблюдения, уметь описывать особенности своего состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);

знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;

самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога выполнять практические работы (измерять температуру тела, оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);

владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.

Формы учебной деятельности – индивидуальная.

Технологии обучения:  дифференцированное обучение,  личностно-ориентированное обучение.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод;

- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

- работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Используемые технологии:

разноуровневого и дифференцированного подхода;

здоровьесберегающие;

игровые;

личностно-ориентированные;

информационно-коммуникативные.

Программа 7 класса состоит из 5 разделов: « Растения вокруг нас», « Общее знакомство с цветковыми растениями», « Многообразие растительного мира», «Бактерии» и «Грибы».

В разделе «Растения вокруг нас» рассматриваются: разнообразие растительного мира, даются понятия культурные растения и дикорастущие, даются сведения о значении и охране растений.

Раздел « Общее знакомство с цветковыми растениями» охватывает сведения о внешнем строении органов цветкового растения и их роли в жизни растения. Рассматривается взаимосвязь строения органа и выполняемой им функции; растительный организм как единое целое, в котором все органы взаимосвязаны.

Большое место в программе уделено цветковым растениям, изучение которых начинается с формирования понятий об однодольных и двудольных растениях, на основании знаний полученных при изучении раздела « Общее знакомство с цветковыми растениями».

При изучении раздела «Многообразие растительного мира» учащиеся знакомятся с постепенным развитием органического мира и связями, существующими между живой и неживой природой. При характеристике мхов, папоротников необходимо конкретизировать их значение в образование торфа, каменного угля, связав эти сведения со знаниями, полученными по разделу «Неживая природа».

В разделе «Бактерии» особое внимание уделяется положительной для хозяйственной деятельности человека роли одних (разложение органических остатков, квашение капусты, получение кисломолочных продуктов и т.д.) и отрицательной в жизни человека роли других (инфекционные заболевания, порча продуктов питания).

Раздел «Грибы» включает в себя сведения о строении гриба, рассматриваются понятия шляпочный гриб, пластинчатый гриб, споры, грибница, плодовое тело. Особое внимание уделяется ядовитым грибам и правилам сбора грибов, а также отличительным признакам грибов-двойников.

Учебные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете естествознания.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;

строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;

некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

разницу ядовитых и съедобных грибов;

знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

различать органы у цветкового растения;

различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян, приводить примеры однодольных и двудольных растений;

выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;

различать грибы и растения;

Способы и формы оценки образовательных результатов

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Естествознание. Растения. Бактерии. Грибы» оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля — проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Знания детей по предмету оцениваются по их активному участию в работе класса, по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:

неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.

1. Оценка устных ответов.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Итоговая оценка знаний и умений учащихся.

За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема

Кол-во часов

Практические работы.

Демонстрации

Экскурсии

1.Введение

2

-

-

-

2. Общее знакомство с цветковыми растениями.

16

5

5

-

3.Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)

34

4

-

-

4. Многообразие бесцветковых растений

4

-

-

-

5.  Бактерии.

2

-

-

-

6. Грибы

2

-

-

-

7. Практические работы

3

3

-

-

8. Экскурсия

1

-

-

1

9. Повторение

4

Итого

68

12

5

1

Введение (2 часа)

Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.

РАСТЕНИЯ

Общее знакомство с цветковыми растениями (16 часов).

Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Подземные и наземные органы цветкового растения. Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.

Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Растение - целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

Демонстрация опытов:

1. Испарение воды листьями.

2. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).

3. Образование крахмала в листьях на свету.

4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

5. Условия, необходимые для прорастания семян.

Практические работы:

Органы цветкового растения.

Строение цветка.

Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль).

Строение семени с одной семядолей (пшеница).

Определение всхожести семян.

Многообразие цветковых растений ( покрытосеменных) ( 34 часа)

Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные (например- пшеница) и двудольные (например- фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок - многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Практические работы:

Перевалка и пересадка комнатных растений.

Строение луковицы.

Двудольные растения

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Бобовые. Горох (фасоль, соя -для южных районов). Бобы. Клевер, люпин - кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос- для южных районов).

Биологические особенности расmений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник Ноготки, бархатцы- однолетние цветочные растения. Маргаритка - двулетнее растение. Георгин - многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.

Практические работы:

Строение клубня картофеля.

Выращивание рассады.

Многообразие бесцветковых растений (4 часа)

Голосеменные. Сосна и ель - хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Охрана растительного мира.

Бактерии (2 часа)

Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы (2 часа)

Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.

Практические работы (3 часа):

Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном

участке.

Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Уборка прошлогодней листвы.

Экскурсия (1 час): «Весенняя работа в саду».

Повторение (4 часа)

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплекс.

Основная литература:

1.Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение 2003. – 170-175.

2.Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, 3.М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с.

4.Клепинина З.А. Естествознание. Растения, бактерии, грибы. 7 класс/ З.А. Клепинина,– М: Просвещение 2005

Дополнительная литература:

1.Занимательный атлас «Растения России». Издательство Атлас.

2.Комнатные растения мини-энциклопедия. М.АСТ Астрель 2006 г.

3. Занимательный атлас «Растения России». Издательство Атлас.

Дополнительная литература для учащихся и учителя:

    1. Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006

    2. Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997

    3.  Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.

    4. Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003

    5. Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003.  

УОНМ – урок ознакомления с новым материалом

П  - урок - практикум

КБ – комбинированный урок

ОКК – урок контроля

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания (ФП-формируемые понятия

ЗП — закрепляемые понятия)

Коррекционная работа

Вид контроля и вид самостоятельной работы

Дата

план

факт

1.Введение(2 часа)

1/1

Инструктаж по технике безопасности. Многообразие живой природы.

1

УОНМ

ФП – культурные растения, дикорастущие растения.

Выявить степень подготовленности каждого ученика к изучению предмета.

Вводный

Самостоятельная работа

1.Выписать отличия культурных растений от дикорастущих;

2. Выполнить задание № 2, 5, 6 раб.т. с. 3-4.

2/2

Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.

1

УОНМ

ЗП — культурные растения, дикорастущие растения.

ФП – охрана растений.

Формировать навыки связной речи, развивать умения составлять рассказ по плану.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание № 7 раб.т. с 5.

2.Общее знакомство с цветковыми растениями(16 часов)

3/1

Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень).Пр/р№1»Органы цветкового растения»

1

КБ

ФП – органы растений; надземные и подземные органы; функция (работа).

Формировать навыки самостоятельной работы с текстом и натуральными образцами.

Вводный

Самостоятельная работа

Задания № 8, 9, с.7

Дома: № 10, 11.

4/2

Пр/р№2 «Строение цветка (на примере цветка вишни)»

1

КБ

ЗП — органы растений; надземные и подземные органы; функция

ФП – цветоножка, чашечка, чашелистик, венчик, лепесток, тычинка, пестик.

Формировать навыки заполнения таблиц, умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №13, с.9

Сравнить строение цветков и заполнить таблицу.

5/3

Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка).

1

УОНМ

ЗП — цветоножка, чашечка, чашелистик, венчик, лепесток, тычинка, пестик.

ФП – соцветие, зонтик, корзинка, колос, кисть, початок.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, развивать зрительное восприятие объекта..

Текущий

Самостоятельная работа

1.Зарисовать в тетради виды соцветий;

2. Заполнить таблицу «Соцветия»

Дома: Задание №16 с.11

6/4

Опыление цветков. Оплодотворение.

11

УОНМ

ЗП — соцветие, зонтик, корзинка, колос, кисть, початок.

ФП – опыление, перекрестное, самоопыление.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, развивать навыки связной речи.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №17, с.11

Дома: Задание № 18,с.12.

7/5

Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные.

1

УОНМ

ФП – сочные плоды, сухие плоды.

Семянка, коробочка, боб, зерновка, орех, костянка, ягода.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №21, 21, с.12

Дома: Задание № 22, 23.

8/6

Распространение плодов и семян.

1

УОНМ

ЗП – сочные плоды, сухие плоды.

Семянка, коробочка, боб, зерновка, орех, костянка, ягода.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, развивать память путем заучивания основных понятий темы.

Текущий

Выучить основные понятия темы

9/7

Пр/р№3 «Определение строения семени с двумя семидолями (фасоль) Пр/р№4 «Строение семени с одной семидолей  ( пшеница)

1

КБ

ФП – кожура, рубчик, зародыш, семядоли, корешок, стебелек, почечка, двудольные

Корректировать навыки рисования, перенесения рисунка и умения делать подписи к рисунку.

Текущий

Самостоятельная работа

Зарисовать в тетради строение семени фасоли и подписать части семени фасоли

10/8

Условия прорастания семян. Распространение семян. Пр/р№5. «Определение всхожести семян»

1

КБ

ЗП – запас питательных веществ; семядоли.

ФП – всхожие семена, невсхожие семена.

Формировать умение сравнивать, работать с учебником и тетрадью.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №35,с18.

Дома: ответы на вопросы в конце параграфа. На вопрос №1 – письменно.

11/9

Разнообразие корней, корневые системы (стержневая, мочковатая).

1

УОНМ

ФП – главный корень, боковые корни, придаточные корни, черенки.

Стержневая корневая система;

Мочковатая корневая система. Корневые волоски.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №39,40,с.19-20.

Дома: ответы на вопросы в конце параграфа.

12/10

Строение корня. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней.

1

УОНМ

ЗП - Стержневая корневая система;

Мочковатая корневая система. Корневые волоски.

ФП – Корнеплод,

Корневые клубни.

Развивать умение, делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Текущий

Самостоятельная работа Задание №45, с.22

Ответы на вопросы в конце параграфа.

Дома: Вопрос №4 письменно.

13/11

Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные.

1

УОНМ

ФП – Черешок. Листовая пластина. Жилки, простой лист, сложный лист. Жилкование.

Формировать умение сравнивать, работать с учебником и тетрадью.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №50,с.23

Задание №51,с.24

Дома: Задание №52,53,с.24.

14/12

Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету..

1

УОНМ

ФП – Сахар, жир, крахмал, витамины, белки, органические вещества, хлорофилл, хлоропласт,

Корректировать навыки практической работы, оформления выводов в тетради.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №54,55,с.25.

Дома: Задание № 56,с.25

15/13

Испарение воды листьями, значение этого явления.

1

УОНМ

ЗП - Сахар, жир, крахмал, витамины, белки, органические вещества, хлорофилл, хлоропласт.

ФП – испарение, охлаждение, перегрев.

Корректировать навыки практической работы, оформления выводов в тетради.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание № 58,с.26.

Дома: Задание №59,с.26.

16/14

Дыхание растений. Листопад и его значение.

1

УОНМ

ФП – дыхание растений.

Корректировать навыки практической работы, оформления выводов в тетради.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание № 60,61,с.27

Дома: Составить по плану рассказ «Листопад»;

Заполнить схему №67,с.30.

17/15

Строение стебля.

1

УОНМ

ФП – Стебель, ствол, кора, древесина, камбий, сердцевина, кожевица.

Формировать навыки работы с натуральными объектами.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №68,69,70,с.30-31

Дома: задание № 71,с.31.

18/16

Значение стебля в жизни растений. Растение — целостный организм

1

УОНМ

ЗП — Стебель, ствол, кора, древесина, камбий, сердцевина, кожевица.

ФП – стеблевые черенки.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание № 73,с.31

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа, вопрос № 5 письменно.

3.Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (34 часа).

19/1

Особенности строения. Деление цветковых растений на однодольные и двудольные.

1

УОНМ

ФП – покрытосеменные.

Формировать навыки работы с натуральными объектами.

Вводный

Самостоятельная работа

Задание №88, с.38.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

Выполнить задание № 90, с.39.

20/2

Однодольные растения.  Злаки (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза).

1

УОНМ

ЗП – покрытосеменные.

ФП – зерновка, початок.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание № 92,с.39.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

вопрос № 5 письменно.

21/3

Особенности внешнего строения.

1

УОНМ

ЗП — покрытосеменные.зерновка, початок.

ФП – яровые, озимые.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание № 93,с.39.

Дома: Задание №94.

22/4

Выращивание зерновых: посев, уход, уборка.

1

УОНМ

ЗП - яровые, озимые.

ФП – подготовка почвы, посев, уход, уборка урожая.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №95,с.40.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

вопрос № 1 письменно.

23/5

Использование злаков в народном хозяйстве.

1

УОНМ

ФП – Хлебные злаки, кормовые злаки, сорняки.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №99, с.41.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

вопрос № 4 письменно. (рассказ)

3.6

Лилейные. Общая характеристика.

1

УОНМ

ФП – лилейные.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №102,с.42.

Дома: Выучить признаки лилейных.

25/7

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунта. Пр/р №6.  «Перевалка и пересадка комнатных растений» 

1

КБ

ЗП – лилейные.

ФП – цветочно-декоративные растения, открытый грунт, закрытый грунт, хлорофитум, тюльпан, лилия.

Формировать умения анализировать, сравнивать, навыки составления связного рассказа.

Текущий

Самостоятельная работа

Зарисовать в тетрадь цветочно-декоративные лилейные.

Дома: Рассказ по плану о цветочно-декоративном лилейном.

26/8

Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание, посев, уборка. Пр/р №7. «Строение луковицы»

1

КБ

ФП – зубки, донце, стрелка, мульчирование, севок, репка.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание № 105, 106.

Дома: Задание 109.

27/9

Ландыш – общая характеристика.

1

УОНМ

ЗП – зубки, донце, стрелка, мульчирование, севок, репка.

Развивать зрительное восприятие, эстетический вкус.

Текущий

Индивидуальные задания

28/10

Обобщающий урок «Однодольные растения».

1

УОНМ

ЗП-цветочно-декоративные растения, открытый грунт, закрытый грунт, хлорофитум, тюльпан, лилия.

Корректировать навыки составления рассказа, используя шаблон и план рассказа.

Итоговый

Тестовый контроль знаний

29/11

Двудольные покрытосеменные растения.

1

УОНМ

ФП-двудольные

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Текущий

Рассказ по теме урока

30/12

Пасленовые. Общие признаки пасленовых.

1

УОНМ

ФП – паслен.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Текущий

Таблица стр. 123, заполнить

31/13

Паслен. Дикорастущие пасленовые.

1

УОНМ

ЗП – паслен.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Итоговый

Проверочная работа:

Работа по карточкам.

32/14

Картофель. Овощные и технические пасленовые. Пр/р №8.  «Строение клубня картофеля»

1

КБ

ФП – глазки, клубни, ботва, окучивание.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№ 112,113,114,с. 47.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

вопрос № 2 на пересказ. Рефераты о картофеле.

33/15

Томат. Овощные пасленовые.

1

УОНМ

ФП – пасынки, пасынкование.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№ 121,122,с. 49.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

вопрос №2 письменно. Рефераты о томатах.

34/16

Баклажан и перец. Овощные пасленовые.

1

УОНМ

ЗП — пасынки, пасынкование.

ФП – пустотелая ягода.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№ 124,125,с.50.

Дома: Задание №126,с.50.

35/17

Петуния, душистый табак. Цветочно-декоративные пасленовые.

1

УОНМ

ФП – петуния, душистый табак, белена.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№128, 133,с.51,53.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

вопрос №3 письменно.

36/18

Бобовые. Общие признаки бобовых.

1

УОНМ

ФП – клубеньковые бактерии.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№134,135,с.53.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

вопрос №3 письменно.

37/19

Горох. Пищевые бобовые растения.

1

УОНМ

ФП – клубеньки, бобы, усики, бобовые, горох.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№136,137,с.54.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

Рефераты: Горох и бобы.

38/20

Фасоль и соя — южные бобовые культуры.

1

УОНМ

ЗП – бобовые.

ФП – Фасоль, соя,

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

Текущий

Самостоятельная работа

Сравнительная характеристика пасленовых и бобовых (таблица).

Дома: Рассказ по плану о бобовых.

39/21

Бобы, клевер, люпин кормовые бобовые растения.

1

УОНМ

ФП – клевер, люпин

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание №141,с.55.

Дома: Рассказ по плану о кормовых бобовых.

40/22

Розоцветные. Общие признаки розоцветных.

1

УОНМ

ЗП – розоцветные.

ФП – стелющиеся, корневая шейка, крона, штамб, прививка.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№143,с. 56.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

Вопрос №4 письменно.

41/23

Шиповник- растение группы розоцветных.

1

УОНМ

ФП - розоцветные, шиповник.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№142,с. 56.

Дома: Выучить общие признаки розоцветных.

Рассказ по плану о шиповнике.

42/24

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.

1

УОНМ

ЗП – розоцветные.

ФП – стелющиеся, корневая шейка, крона, штамб, прививка.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№143,с. 56.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

Вопрос №4 письменно.

43/2 5

Плодово-ягодные розоцветные. Груша.

1

УОНМ

ЗП - корневая шейка, крона, штамб, прививка.

ФП – грушевидное яблоко.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№146,147,с.57-58.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

Вопрос №4 письменно.

Реферат: Груша.

44/26

Плодово-ягодные розоцветные. Вишня.

1

УОНМ

ФП – шаровидная костянка, корневая поросль.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

Текущий

Самостоятельная работа

Ответить на вопрос: «Каковы биологические особенности вишни? Почему эти растения не выращивают на сильно увлажненных почвах».

Дома: Рассказ по плану.

45/27

Плодово-ягодные розоцветные. Малина.

1

УОНМ

ФП – шарик-костянка.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№148,с.58

Дома: Рассказ по плану.

46/28

Плодово-ягодные розоцветные. Земляника.

1

УОНМ

ФП – земляника. Усы, ложная ягода.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№149,с.58

Дома: Рассказ по плану.

Реферат: Земляника.

47/29

Южные плодовые розоцветные – персик и абрикос.

1

УОНМ

ФП – персик, абрикос, костянка.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

Текущий

Самостоятельная работа

Сравнительная характеристика бобовых и розоцветных.

(таблица).

Дома: : Ответы на вопросы в конце параграфа.

Вопрос №3 письменно.

48/30

Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник.

1

УОНМ

ЗП – соцветие.

ФП – сложноцветные, корзинка, обертка, семянка.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№152,153,с.59-60.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

Вопрос №2 письменно.

Рассказ по плану.

49/31

Ноготки и бархатцы — однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

1

УОНМ

ФП – соцветие-корзинка, ноготки, бархатцы.

Формировать навыки связной речи, умение работать с текстом учебника.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№154,с.60

Дома: Рассказ о растении по плану.

50/32

Маргаритка – двулетнее растение.

1

УОНМ

ФП – маргаритка

Формировать навыки связной речи, умение работать с текстом учебника.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание № 157,с.62

Дома: Рассказ о растении по плану.

51/33

Георгин — многолетнее цветочно-декоративное сложноцветное растение. Пр/р №9.  «Выращивание рассады»

1

КБ

ФП – георгин

Формировать навыки практической работы, умения переносить теоретические знания на практику.

Текущий

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы в конце параграфа ( 1,3,5)

Дома: чем отличается пересадка от перевалки?

52/34

Повторительно — обобщающий урок по теме «Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)».

1

ОКК

Формировать умения работать по шаблону, с учебной литературой.

Итоговый

Тестовый контроль.

4.Многообразие бесцветковых растений(4 часа)

53/1

Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов.

1

УОНМ

ЗП — однолетние растения, двулетние растения, многолетние растения, холодостойкие, теплолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, теневыносливые.

ФП – кукушкин лен, сфагнум, торф.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Вводный

Самостоятельная работа

Задание № 80,с.35.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа, вопрос № 4,5, письменно.

54/2

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

1

УОНМ

ЗП — сфагнум, торф.

ФП – корневища, папоротник, споры.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание № 82,с.35

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

Выполнить задание № 83, с.36.

55/3

Голосеменные. Сосна и ель хвойные растения. Отличие их от лиственных деревьев.

1

УОНМ

ФП – голосеменные растения, хвоя, хвойные растения, тайга.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №84, 85, с. 36 – 37.

56/4

Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.

1

УОНМ

ЗП – голосеменные растения, хвоя, хвойные растения

Развивать навыки работы с учебником, связной речи.

Текущий

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

5.Бактерии(2 часа)

57/1

Общее понятие. Бактерии — особая группа живых организмов.

1

УОНМ

ФП – бактерии, бактерии брожения, бактерии гниения. Клубеньковые бактерии. Болезнетворные бактерии.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Вводный

Самостоятельная работа

Выполнить задание №163, 164,с.64.

Дома: Выполнить задание№165, с.65.

58/2

Значение бактерий в природе и жизни человека.

1

УОНМ

ФП — Клубеньковые бактерии. Болезнетворные бактерии.

Развивать навыки работы с учебником, связной речи.

Текущий

Материал стр.207, выучить.

6.Грибы (2 часа)

59/1

Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

1

УОНМ

ФП – трубчатые грибы, пластинчатые грибы, плодовое тело, споры, грибница.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

Вводный

Самостоятельная работа

Выполнить задание №166, 167,с.65-66.

Дома: Реферат «Ядовитые грибы»

60/2

Грибы съедобные и ядовитые.

1

УОНМ

ФП – съедобные несъедобные грибы

Развивать навыки работы с учебником, связной речи.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание №168,с.66.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. Вопрос №5 письменно.

7.Практические работы (3 часа)

61/1

Пр/р№ 10 «Вскапывание приствольных кругов на школьном УОУ»

1

П

ФП - приствольный круг

Формировать навыки практической работы.

Практическая работа

62/2

Пр/р 11 «Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке»

1

П

ФП — междурядия

Формировать навыки практической работы.

Практическая работа

63/3

Пр/р№ 12 «Уборка прошлогодней листвы»

1

П

Формировать навыки практической работы.

Практическая работа

8.Экскурсия (1 час)

64/1

Весенняя работа в саду.

1

П

Формировать навыки практической работы.

Текущий

Оформить в тетради результаты

9.Повторение (4 часа)

65/1

Растения, занесенные в Красную книгу Оренбургской области.

1

УОНМ

Развивать познавательный интерес к предмету, формировать умения излагать услышанный материал.

Текущий

Сообщения учащихся по теме

66/2

Лекарственные растения Оренбургской области.

1

УОНМ

Развивать познавательный интерес к предмету, формировать умения излагать услышанный материал.

Текущий

Сообщения учащихся по теме

67-68/3-4

Летние задание

1

КБ

Развивать познавательный интерес к предмету, формировать умения излагать услышанный материал.

Индивидуальные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по естествознанию. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа по естествознанию для 7 класса школ VIII вида содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к знаниям учащихся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по естествознанию 5 класс

Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 5-6 классы". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....

Рабочая программа по естествознанию 6 класс

Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 6 класс". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 5 класса

Рабочая программа по естествознанию для основной школы  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по естествознанию (5 класс) (А. И. Никишов)

Данная рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Планирование составлено на основе образовательной программы  по е...

Рабочая программа по естествознанию 10 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы

рабочая программа и календарно-тематическое планирование  за 10 класс по курсу естествознание (основы экологии) для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно...

Рабочая программа по естествознанию 8 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы

рабочая программа и календарно-тематическое планирование  за 8 класс по курсу естествознание  для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно-двигательног...