Рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему

Данная программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo_v_8_klasse.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка»  в 8 классе составлена на основе  примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.  Воронковой,
 «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 2, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013 г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.                                Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Рабочая программа  для учащегося с умственной отсталостью          ( интеллектуальными нарушениями»   (программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида) разработан на основе:  
  2. - Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»  
  3. -  Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для  учащихся с отклонениями в развитии.
  4.  - Санитарно-эпидемические правил и норм «СаН ПиН 2.4.2.2821-10 № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 года.( ред.. от 24.11.2015);
  5. - Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 2, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013 г.
  6.   - Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя.    Воронкова В.В., Казакова С.А.– М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС,  2013
  7.   - Письма Министерства образования и науки Ульяновской области №73-иогв-01/4841исх  от 13.07.2017 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области  в 2017-2018 учебном году»
  8.    - Письма управления образования МО «Барышский район»   № 275 от 21.08.2017   «Об организации образовательного процесса в 2017-2018 учебном году»
  9.  
  10. ии  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

       Введение курса «Социально – бытовая ориентировка» обусловлено значительным отставанием детей с ограниченными возможностями  здоровья в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.   Программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает их подготовку к самостоятельной жизни, хозяйственно- бытовому труду.
В 5 – 9 классах курс составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Курс социально-бытовой ориентировки направлен на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития.
       Целью данной программы является формирование и совершенствование у воспитанников необходимых им навыков ориентировки в окружающем:       - самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи;

- формирование морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми, развитие художественного вкуса.

      Основными задачамипреподавания  по  СБО   в 8 классе  являются:

  • овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту;
  • развитие функции речи как непременное условие социальной адаптации;
  • формирование социально- нормативного поведения в семье и окружающей среде;
  • обучение практическому применению знаний, полученных при изучении общеобразовательных дисциплин;
  • воспитание положительного отношения к домашнему труду, личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости, элементов трудовой культуры

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела, темы.

Количество часов

2 часа

1

Культура поведения

2

Транспорт

2 часа

3

Торговля

1 часов

4

Средства связи

1 часов

5

Медицинская помощь

1 часов

6

Учреждения, организации и предприятия

1 часов

7

Экономика домашнего хозяйства

1 часов

9 часов

Итого



 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

На изучение курса «Социально – бытовая ориентировка» в 8 классе отводится 0,25 часов (1 час в месяц).
    При этом, в соответствии с деятельностным подходом программы курса, не менее половины материала  отведено на практическое закрепление программного материала через ролевые игры, выполнение практических занятий по составлению диалогов, памяток, заявлений и т.п. Одним из основных методов работы  с обучающимися при изучении материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.

     Уроки-экскурсии и уроки- встречи помогут детям с ограниченными возможностями здоровья познакомиться с реальной действительностью, использовать на практике знания по правовым вопросам, полученные на уроках.
     Изучение разделов курса позволяет практически знакомить обучающихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности обслуживании себя и близких.   Для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характерны неточность, неполнота и фрагментарность усвоенных знаний, определенные трудности при их воспроизведении и использовании в практической деятельности.

         Программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:  Торговля  Галле А.Г., Кочетова Л.Л.   Тетрадь по обслуживающему труду. 8 класс. – М.: Аркти, 2009 г.

В рамках учебного процесса применяются современные информационные технологии на следующих этапах обучения:

  • освоение нового материала,
  • закрепление изученного материала,
  • корректировка и контроль знаний.

       Способы введения ИКТ на уроке: работа с электронными пособиями; мультимедийные презентации, подготовленные учителем; включение в объяснение аудиовизуальных фрагментов для иллюстрации учебного материала.
        ИКТ используются не столько в целях получения необходимой информации, сколько для модернизации самого процесса обучения. Они открывают новые возможности для обеспечения самостоятельной познавательной деятельности учащихся, помогают заинтересовать учащихся, позволяют лучше усваивать информацию, делая урок насыщенным (рисунки, репродукции, видеофрагменты, аудиотексты и пр.). Кроме того, ИКТ позволяют учащимся совершенствоваться, приучают к информационной культуре.
        Уроки по социально- бытовой ориентировке тесно связаны с образовательными предметами.    На уроках СБО применяются знания по русскому языку.    Это чтение инструкций, справочной литературы, заполнение квитанций бланков,  запись рецептов,  составление памяток, текстов,  телеграмм,  заявлений.    Без знаний математики невозможно отмерить необходимое количество жидкости, сосчитать стоимость покупки, приготовить блюдо по рецепту, рассчитать бюджет, оплатить коммунальные услуги.  Знания, полученные на уроках естествознания, необходимы для определения температуры воды при стирке, при приготовлении ванны, проветривании помещений, при уходе за комнатными растениями, обучения навыкам личной гигиены.
        Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке в 8 классе составлена с учетом всех особенностей познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ и обеспечивает их подготовку к самостоятельной жизни, хозяйственно-бытовому труду.  Данная  программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально - дифференцированного к ним подхода. Поэтому в содержание программы включены задания, упражнения, практикумы и экскурсии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно – развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.

Ожидаемые результаты освоения обучающимися курса «Социально – бытовая ориентировка» в 8 классе согласно Концепции «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и «формирование жизненной компетенции», а именно:

  1. Овладение основными речевыми формами и правилами их применения согласно курсу, развитие устной коммуникации, овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  2. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей.
  3. Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка.
  4. Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ     ПОДГОТОВКИ    УЧАЩИХСЯ,         ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате изучения курса «Социально – бытовая ориентировка» в 8 классе обучающиеся должны знать:

  • Типы кожи и правила ухода за кожей лица,
  • Виды косметических средств и правила пользования ими,
  • Правила стирки и сушки изделий из шерстяных тканей,
  • Правила пользования прачечной,
  • Способы обработки продуктов и последовательность приготовления блюд из теста,
  • Правила техники безопасности при приготовлении пищи,
  • Правила ухода за грудным ребенком,
  • Правила поведения при знакомстве, в общественных местах, дома,
  • Требования к внешнему виду молодых людей,
  • Правила пользования телефоном, телефонным справочником, номера телефонов срочного вызова,
  • Гигиенические требования к жилому помещению,
  • Ассортимент отделов специализированных магазинов,
  • Правила оказания первой помощи при несчастных случаях,
  • Функции отдела по учету и распределению жилплощади, отдела соцобеспечения, отдела народного образования, комиссии по делам несовершеннолетних,
  • Порядок оплаты коммунальных услуг.

В результате изучения курса «Социально – бытовая ориентировка» в 8 классе обучающиеся должны уметь:

  • Выбирать косметические средства и пользоваться ими,
  • Стирать, гладить, сушить одежду из шерстяных и синтетических тканей,
  • Готовить изделия из теста, сервировать стол, составлять меню,
  • Купать, пеленать, одевать куклу,
  • Культурно вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома,
  • Пользоваться расписанием, покупать билет, обращаться за справкой,
  • Получать по телефону справки, культурно разговаривать,
  • Выбирать товар в магазине, подсчитывать стоимость покупок,
  • Оказывать первую помощь при ожогах, обморожении,
  • Подсчитывать бюджет семьи, планировать расходы, заполнять квитанции.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЙ  ОРИЕНТИРОВКЕ,  

8 КЛАСС.

                                                                                                                                                   9 часов  (1 час  в  месяц)



п/п


Тема урока


Кол-во часов


Тип урока


Элементы содержания

Требования к уровню подготовки
воспитанников

Вид контроля.
Измерители

Дата

план

факт

Культура поведения  (2 часа).

1

Культура общения юноши и девушки

1

Комбинированный урок

Правила общения юноши и девушки.

Знать   правила общения юноши и девушки

Текущий, беседа.

2

Внешний вид молодых людей

2

Комбинированный урок

Внешний вид молодых людей: прическа, одежда, украшения.

Знать

требования к внешнему виду молодых людей: прическа, одежда, украшения.
Уметьсоблюдать требования.

Текущий, беседа.


Транспорт (2 часа).

3

Междугородний автотранспорт

2

Изучение  нового материала

Междугородний автотранспорт Виды транспортных средств.

Знать:
- междугородний автотранспорт,

- виды транспортных средств.

Текущий, устный опрос.

4

Водный транспорт

2

Комбинированный урок

Водный транспорт. Основные маршруты, расписание, стоимость проезда.

Знать основные маршруты, расписание, стоимость проезда на водном транспорте.

Текущий, беседа.


Торговля (1 часа).

5

Стоимость товаров. Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Виды товаров, порядок приобретения

2

Комбинированный урок

Стоимость основных промышленных товаров.

Знать  стоимость товаров.
Уметьвычислять стоимость товаров.

Текущий контроль.

Средства связи (1 час).

6

Телефон. Пользование телефоном. Культура разговора по телефону

3

Комбинированный урок

Телефон. Пользование телефоном. Культура разговора по телефону

Знать  правила пользования телефоном.
Уметь их применять

Текущий, беседа.

Медицинская помощь (1 час).

7

Первая помощь при несчастных случаях

3

Комбинированный урок

Первая помощь при несчастных случаях, ожогах, обморожении, отравлении.

Знать:
- первая помощь при несчастных случаях,- ожогах, обморожении, отравлении.
Уметь  оказывать первую помощь.

Текущий,

устный опрос.

Учреждения, организации, предприятия (1 час)

8

Инструктаж по правилам поведения на улице и в общественном месте. Муниципальные учреждения

1

Урок-экскурсия

Правила поведения на улице и в общественном месте. Экскурсия в одно из учреждений.

Знать:
- что  такое муниципальные учреждения,

- правила поведения на улице и в общественном месте.
Уметь соблюдать правила поведения.

Текущий контроль.

Экономика домашнего хозяйства (1 час)

9

Статьи расходов. Планирование расходов

4

Комбинированный урок

Статьи расходов. Планирование расходов.

Знать:

- деньги, их назначение в нашей жизни,

- статьи расходов,

- планирование расходов.

Текущий, беседа.


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ  КОМПЛЕКС:

1.   Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС,  2013. – 247с.

2.  Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2013.-192с.

3.  Щербакова А.М. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида», пособие для учителя, Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2014 г.

4. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.а. Львова. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2015.–136с.

5. Мусская И.А. Домоводство, - Ижевск: ДОК, Урал-БИ-СИ, 2013.-432с.


Дополнительная литература:
1.Веретенников И.В. Методика коррекционно-развивающей работы: Социально-бытовое ориентирование, М., 2013 г.
2.Воронкова В.В.,  Казакова С.А., Социально-бытовая ориентировка учащихся в 5-9 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Москва: Гуманит. Изд. Центр Владос 2014.
3. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Москва: Гуманит. Изд. Центр Владос 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Социально-бытовая ориентировка обучающихся 5-9 классов"

Рабочая программа Социально-бытовая ориентировка обучающихся 5-9 классов...

Рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс 8(2)

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и обучающихся на индиви...

Рабочая учебная программа Социально-бытовая ориентировка для обучающихся 10,11 классов

В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в соци...

Рабочая учебная программа Социально-бытовая ориентировка для обучающихся 5 - 9 классов

В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в соци...

Программа социально-бытовой ориентировки детей и подростков с ограниченными возможностями

Представленная программа разработана на основе Программы СБО для 5-9 классов под ред. Воронковой В.В. и адаптирована для реализации в условиях реабилитационных центров для детей и подростков с огранич...

Рабочая программа Социально-бытовая ориентировка 3 класс (АРП) 2018-2019 учебный год

Адаптированная рабочая программа по СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ (начальное общее образование 3 класс) на 2018-2019 учебный год (индивидуальное обучение на дому) 1 час в неделю/за год 34 часа...

Адаптированная рабочая программа по социально-бытовой ориентации 5 класс 2018-2019

Адаптированная рабочая программа по социально-бытовой ориентации 5 класс 2018-2019...