Конспект урока по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи в 3 классе (II вид II отделение) «Труд людей осенью. Речевое дыхание. Звуки ф-фь. Звук з».
план-конспект по теме

Нечеса Марина Валерьевна

Индивидуальное занятие по представленному конспекту было проведено с учеником 3 класса, имеющим тугоухость третьей степени. Конспект разработан с учётом личностных, возрастных особенностей ребёнка. Занятие предполагает использование лингводидактического комплекса и  компьютерной презентации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3_kl.doc759.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа интернат  I-II вида

Города Тихорецка, Краснодарского края

Конспект урока

по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи
в 3 классе (II вид II отделение)

«Труд людей осенью. Речевое дыхание. Звуки ф-фь. Звук з».

 

учитель слуховой работы

Нечеса Марина Валерьевна

Тихорецк 2014 г.

РСВ:  Труд людей осенью.

ФПСР : Речевое дыхание.  Звуки: ф-фь, з.                                                                                                        

Цели:

 Образовательные: -  автоматизация звука  з в прямой позиции; дифференциация звуков ф-фь; закрепление понятии: «буква», «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук»; выработка навыка правильного речевого дыхания и формирование слитного произношения слов с предлогами; восприятие и различение  речевого материала по теме занятия; расширение  представлений  об окружающем мире;                   

 Развивающие: развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления;                                                         

 Воспитательные:  воспитание  трудолюбия;

Коррекционные: - коррекция звукопроизношения,   развитие слухового восприятия;

Оборудование: верботональный слухоречевой тренажер ССД 1,  профиль звука з, картинки по теме: «Труд людей осенью», коммуникативные игрушки (домик в разобранном состоянии и игрушки: кот, собака, белка, заяц),  карточка «Звук з (слог зо)», презентация «Звуки: ф-фь».

Ход занятия:

1.Орг. момент: настройка аппаратуры, восприятие вопросов РОХ.

- Как ты слышишь? –  Как тебя зовут? В каком классе ты учишься?

2. Основная часть.

2. 1. Обучение произношению.

2.1.1. Выполнение дыхательных упражнений: контроль диафрагмального дыхания.

- Будем дышать. Встань. Положи правую руку на грудь, а левую на живот. Сделай вдох. Выдох. Ещё раз.

2.1.2. Речевое дыхание.

- Сядь. Сними аппараты, надень наушники и настрой аппаратуру. Как ты слышишь?

- Будем учиться  правильно  дышать во время речи. Сейчас мы будем играть   и следить за дыханием.

Для игры нам будет нужен домик. Собери домик. Выбери игрушку, с которой хочешь поиграть.

Спрячь игрушку в дом. Ответь кратко, где игрушка? Запиши ответ в тетрадь. Учитель ставит между словами «в» и «доме» знак слитности.

- Предлог со словом говорим слитно, на одном выдохе.

- Поставь кота за дом (перед домом, около дома). Где кот?

Ученик совершает действия с игрушкой и  записывает в тетрадь с помощью педагога короткий отчёт о выполненном действии (за‿домом, перед‿домом, и т.д).

- Сейчас ты будешь прятать кота, а я буду его искать. (Учитель отворачивается, а ребёнок «прячет»  игрушку  и сообщает педагогу о её местоположении. Учитель  повторяет услышанное и поворачивается, чтобы проверить правильность своего ответа. Игра повторяется 5-6 раз).

2.1.3.Звук  з.  

а) сообщение цели.

-  Будем  учиться  правильно  говорить звук  з.

 б) выработка слуховых дифференцировок.

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук з.

 в) выполнение артикуляционных упражнений:  «Улыбка», «Горка»,  «Ветерок дует с горки».

 г) Автоматизация звука в словах (работа с карточкой)

                 

д)  Промежуточный итог.

- Какой звук  ты учился говорить правильно? / - Звук З.

2.1.4. Звуки ф-фь (презентация).

а) Сообщение цели.

 - Будем  учиться  правильно говорить звуки ф, фь.  

Какие звуки мы будем учиться правильно говорить? (Звуки:ф ,фь.)

б) Уточнение артикуляции звуков: ф,фь

Учитель знакомит ученика с теоретическим материалом по теме:

б)  Отработка дифференцированного произношения звуков: ф, фь в слогах.

Ученик читает правило на слайде. После каждого клика мышки появляется новый слог  для произнесения.

                             

            фа, фо, фу,фэ,  фы               фи, фя, фе, фё, фю

в) Отработка дифференцированного произнесения  звуков в словах.

Игровой  момент: На экране появляется ролик:

- Я Фрося.

- А я  - Федя.

- Помоги нам поделить предметы.

- А то мы поссоримся!

     

- Поможем ребятам? Какой звук в имени девочки ф или ф̕?

- Правильно, твёрдый  звук ф. Поэтому Фросе нужны предметы со звуком ф.

А в имени «Федя» - мягкий звук фь. Поэтому ему нужно отдать предметы со звуком фь.

После первого клика появляется картинка, после второго – название предмета, после третьего – картинка отправляется к  своему владельцу. В словах выделена гласная буква, стоящая за буквой эф. Если ребёнок затрудняется в ответе,  можно воспользоваться подсказками – кликнуть на один из квадратов, расположенных внизу слайда. В этом случае открываются информативные слайды с правилом, изученным на предыдущем этапе работы над звуками.

Слова, отрабатываемые в игре: фиалка, шарф, туфли, картофель, конфеты, фикус, факел, фотоаппарат.

- Молодец, ты помог ребятам.

г) Отработка дифференцированного произнесения  звуков во фразах.

 

Ученик говорит слово, которым, по его мнению, заканчивается предложение. После этого на экране появляется правильный ответ, и ребёнок произносит всю фразу.

6. Промежуточный итог.

- Что мы делали? / - Мы учились правильно говорить звуки ф,фь

3.1. Развитие слухового восприятия.

Восприятие и различение речевого материала по теме: «Труд людей осенью»

а)  Сообщение темы и цели урока.

- Посмотри на картинки и ответь на вопрос: «О чём мы будем говорить?»

- Будем говорить о труде людей осенью.

б) Работа со словарём: уточнение значений слов и различение  словаря по теме со ЗУА  за экраном.

- Послушай. Повтори. Покажи нужную картинку.

(сад, огород, грабли, лопата, тачка, вилы, фрукты, овощи, зерно, опавшие листья)

в) Беседа по теме.

-У вас есть сад или огород?

- Какие овощи растут у вас (у бабушки) в огороде?

- Какие фрукты растут у вас (у бабушки) в саду?

- Ты помогаешь родителям (бабушке) в саду (огороде)?

- Как ты помогаешь родителям  (бабушке) в саду (огороде)?

- Что нужно для работы в огороде осенью?

г) различение вопросов на слух за экраном в аппаратах.

д) восприятие и различение фраз на голое ухо.

-  Сними аппараты. Повтори. Покажи нужную картинку (на картинке):

Осенью  в огородах  убирают овощи.

Осенью в садах собирают  фрукты.

Осенью в поле убирают зерно.

Осенью  убирают опавшие листья.

Я помогаю родителям  собирать овощи и фрукты.

Я помогаю родителям убирать опавшую листву.

Подведение итогов урока.

- Наш урок подошёл к концу. Давай  вспомним,  что ты сегодня делал и чему научился. / Сегодня я учился правильно говорить  звуки: ф-фь, з; говорил слитно.

- О чём мы сегодня говорили? / - Мы говорили о труде людей осенью.

- Сегодня на уроке ты старался говорить правильно, внимательно слушал и помог ребятам не поссориться. Молодец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись".

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись"....

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

Конспект занятия по развитию слухового восприятие и формированию произношения в 5 классе "Дифференциация звуков Б-П. Обиходно-разговорный материал: "Женский день- 8 Марта"

Формировать правильное произношение звуков П-Б в слогах, словах и фразах. Развивать слуховое восприятие на обиходно-разговорном материале «Женский день  - 8 Марта»....

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 3 В класс 2016 г. Дифференциация звуков [ Г - К ] с помощью речевого тренажера "Интон - М".

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 3 в класс 2016 г. Дифференциация звуков  [ Г - К ] с помощью речевого тренажера "Интон - М"....

Урок развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи в 1 классе в рамках апробации ФГОС НОО для глухих детей. Тема; "Семья". Автоматизация звука Ш.

Представлен конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны речи. В конспекте отражены цели и задачи урока. Дана подробная объяснительная записка содержания данног...