Технологическая карта для логопедического занятия в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка

Технологическая карта - документ, который помогает спланировать и организовать  деятельность учителя и  образовательный процесс на уроке в соответствии с требованиями ФГОС в виде графического проектирования урока .

В технологической карте отражается:

системно-деятельностный подход в ходе проведения урока,  содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками;

характеристика деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процессе каждого учебного действия, этапа урока, занятия. 

Технологическая карта помогает:

осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.

акцентировать внимание  на самостоятельную деятельность обучающихся на всех этапах урока, занятия согласно ФГОС.

реализовать планируемые результаты ФГОС;

определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

системно формировать у учащихся УУД;            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Учитель-логопед  Круглова Н.В.

ГБОУ школа №___   ___________________ района Санкт-Петербурга.

Тема занятия

Тип занятия.     Изучение нового материала

Класс   2 «А»

Логопедическая тема: Слогообразующая роль гласных.

Лексическая тема:       Дикие животные

Цель: Обучение делению на слоги  с опорой на гласные.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить значение понятия  слог, как части  слова.

-обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных.

-обогащать  словарный  запас.

-развивать  функции словоизменения, словообразования.

-развивать  орфографическую  зоркость.

Коррекционные:

-развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.

-развитие познавательной активности, воображения, образного мышления.

-формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к родному языку.

Планируемые результаты занятия

Предметные УУД:

-сформировать понятие о слоге, как о части слова.

-обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных.

-расширить лексический словарь относительными, притяжательными прилагательными.

-продолжить развитие функции словоизменения, словообразования.

-продолжить развитие орфографической зоркости.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: самостоятельно ставить учебные цели и задачи урока, умение планировать и выполнять действия в соответствии с поставленной познавательной задачей, умение принимать и сохранять учебную задачу, анализировать и сравнивать и обобщать языковые явления, осваивать способы деления слов на слоги, контролировать и оценивать свою деятельность.

Познавательные: осмысление слоговой структуры слова, умение анализировать речевую информацию и делать выводы, умение отвечать на поставленные вопросы.

Коммуникативные: формирование умение слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций, точно и грамотно выражать свои мысли, развивать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Личностные УУД:

Проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению, проявлять ответственность при выполнении задания, оценить свою деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя.

Межпредметные связи

-Обучение грамоте, УМК «Школа России»

-«Окружающий мир. 2 класс»

Форма работы

-подгрупповая

Ход занятия

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I. Мотивация к деятельности.

1. Организационный момент.

Создание эмоционально положительного фона.

Уточняем время года.

Развиваем функцию словоизменения и словообразования. От слова зима учащиеся образуют уменьшительно-ласкательную форму и относительное прилагательное.

Учащиеся приветствуют друг друга.

От слова зима учащиеся образуют уменьшительно-ласкательную форму и прилагательное( Отправляемся в зимний лес, зимушка).

2.Сообщение лексической темы.

Моделируем игровую ситуацию для сообщения темы. Идем в лес под музыку.

Логопед выдает карточки. У учащихся в карточках части диких животных.

Кого мы встретили в лесу?

Диких животных увидеть в лесу очень сложно. Они прячутся от людей, пугаются.

Развитие функции словообразования. Пополнение словаря притяжательными прилагательными.

Л. Я увидела волчий хвост. Кто-нибудь увидел что-то волчье?

Также  с другими животными (бобр, лиса, медведь..)

Под музыку учащиеся идут по кругу и выполняют небольшие задания: идут по узкой тропинке, перешагивают через лужи…

Останавливаются, рассматривают карточки.

Встретили диких животных.

У кого-то из ребят волчий хвост (волчий оскал) и т.д.

II. Актуализация необходимых знаний.

Повторяем материал прошлых занятий. Моделируем игровую ситуацию.

На слайде пещера. Давным-давно жил пещерный человек. Говорить он не умел, а издавал только гласные звуки.

На следующем слайде зашифрованы гласные 1 и 2 ряда.

Обучающиеся сами записывают в тетрадь гласные буквы.

II. Организация познавательной деятельности.

1.Введение в логопедическую тему.

2. Формирование понятия о слоге.

3. Выявление зависимости количества слогов от количества гласных.

4.Первичное закрепление. Развитие фонематического и  слогового анализа.

5. Развитие слогового анализа и синтеза в нарушенной последовательности.

6.Развитие орфографической зоркости.

7. Физкультминутка.

Но вот однажды он заговорил и стал по привычке все делить на части. Поймает рыбу, скажет РЫ-БА. Поймает птицу, найдет ягоды….

Стал думать, как назвать эти части и придумал.

СЛОВО ЛОМАЙ-ОСТАВЛЯЙ ГЛАСНЫЙ.

Как части слова называются?

А что в слоге обязательно оставляем?

У нашего пещерного человека было 2 самых любимых продукта. Давайте отгадаем.

На слайде Ы-А, А-Е-И. Логопед загадывает загадки.

Все пещерные люди очень любили рисовать. В пещере оставлен рисунок. В этом рисунке зашифровано любимое животное, которое удалось приручить. У ребят картинка с дикими животными, наложенными друг на друга.

Упражнение №1

Л. Загадывает загадку и просит выписать только гласные буквы, поставить ударение, определить количество слогов, зашифровать  слово х-безударный слог,  Х-ударный слог. Получилось животное – медведь.

Упражнение №2

Найти слоги, составить слова, записать в тетрадь.

Стм-нок-вф-дв-две-зь-ме-цв-жо-нк

Чо-вл-вол-лч-нк-рв-нь-нк-нок

Щн-нк-нок-рк-щн-ще

Кто это?

Определяем лишнее слово.

У волчонка папа  кто? Ставим ударение. Во множественном числе (они волки), хвост чей? Волчий.  В слове волчонок какой звук мы слышим после в ? (А) , а пишем О. Проверяем с помощью слов волки, волчий. А мама кто? Записываем слово волчица.

Определяем ударение.

Выполнение кинезиологических упражнений.

Обучающиеся сами делят слова на части, хлопают. ПТИ-ЦА, Я-ГО-ДЫ.

Обучающиеся выписывают первые буквы этих слов. СЛОГ.

Слогом.

Гласный.

Ребята отгадывают. Определяют количество слогов по количеству гласных. (рыба,апельсин)

Обучающиеся называю животное, выписывают гласные, ставят ударение, шифрую.

Гласные 1 ряда подчеркивают 1 чертой, гласные 2 ряда-2-мя чертами.

Записывают: медвежонок, волчонок, щенок.

Детеныши диких животных.

Это щенок.

Записывают-волк, волки, волчий, волчица. Ставят ударение. Пишут слово волчица.

Обучающиеся следуют инструкциям

8. Закрепление темы.

Развитие языкового анализа и синтеза.

Упражнение№3 

Слова рассыпались, составь из них предложение.

Определяем 1,2……5 слово в предложении. Находим пройденные орфограммы.

Находим самое длинное слово по количеству слогов,  почему?

Делаем фонематический анализ слова.

( Рыж_к, у, ж_л,Даш_, лисёнок)

Обучающиеся составляют схему предложения, выписывают гласные, определяют самое длинное слово по количеству слогов (лисенок), ставим ударение, подчеркиваем гласные, определяют твердые, мягкие согласные.

III.Рефлексивно-оценочный этап

Кого мы с вами встретили в лесу ?

Как называются части слова?

Что в слоге обязательно оставляем?

Что понравилось? Какие были трудности?

Диких животных.

Слог. Гласный.

Технологическая карта - документ, который помогает спланировать и организовать  деятельность учителя и  образовательный процесс на уроке в соответствии с требованиями ФГОС в виде графического проектирования урока (таблицы).

В технологической карте отражается:

  • системно-деятельностный подход в ходе проведения урока,  содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками;
  • характеристика деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процессе каждого учебного действия, этапа урока, занятия.

Технологическая карта помогает:

  • осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.
  • акцентировать внимание  на самостоятельную деятельность обучающихся на всех этапах урока, занятия согласно ФГОС.
  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся УУД;        
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);        
  • обеспечить повышение качества образования.

Виды универсальных учебных действий согласно ФГОС:

  • ЛИЧНОСТНЫЕ   УУД
  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД  (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ,КОММУНИКАТИВНЫЕ,РЕГУЛЯТИВНЫЕ)
  • ПРЕДМЕТНЫЕ УУД

Примеры формулировок УУД.

  • Личностные УУД:  

формирование положительного отношения к учебной деятельности; формирование интереса к учебному материалу.

  • Метапредметные УУД:

     Познавательные УУД: формирование умения выделять существенную информацию из источника; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осознанно  строить речевое высказывание в устной и письменной форме; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

     Коммуникативные УУД: формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

      Регулятивные УУД: формирование умения планировать  свои  действия,  анализировать  и  сравнивать, а также прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формирование умения  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  • Предметные УУД: формирование умения осуществлять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез; умение ориентироваться в направлениях пространства;  формирование умения графически правильно оформлять слого-ритмические схемы слов различной слоговой структуры.

Технологии, использованные на занятии :

ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений.

Этапы коррекционно-развивающего занятия.

  • I этап

Организационно-мотивационный,5 мин.

  • II этап

Ориентировочно-подготовительный, 5 мин.

  • III этап

Поисково-исследовательский, 5 мин.

  • IV этап

Операционно-исполнительский, 20 мин.

  • V этап

Рефлексивно-оценочный, 5 мин.

Используемая литература:

1.Розова Ю.Е. , Коробченко Т.В.  Логопедические занятия в период обучения грамоте.

2.Чистякова О.В. Обучение грамоте: Учеб. пособие.

3.Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями.

4.Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.

5.Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

План-конспект урока по учебнику "Spotlight" ("Английский в фокусе"), 2-й класс, под редакцией Н.И. Быкова, Дж.Дули и др.Тема: “My animals” (“Мои животные”)...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Подробная технологическая карта урока для 5 класса по УМК: « Forward» под редакцией проф. М. В. Вербицкой, издательский центр «Вентана – Граф», г. Москва, 2012 г.Тема урока: «Under the Sea» (Unit 7)Ти...

Конструирование технологической карты урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока:  «My favourites films».УМК: «Forward»  Авторы: М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд.Тип урока: комбинированныйЦель урокаОбразовательные:1 Вести диалог-расспрос о любимых ...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов ...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС 8 класс

Учебный предмет: английский языкУчитель: Грибова Ю.А.Класс: 8 аАвторы УМК: М.З. Биболетова, Н.Н. ТрубаневаТема урока:  «Чтобы я изменил в экологической ситуации, если я бы…»Тип уро...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Учебный предмет: английский язык.Класс:2 класс.Авторы УМК: Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 1 год обучения. 1 класс. Серия  “Rainbow English”. М. «Дрофа», 2011Тема урока:...