Рабочая программа по предмету окружающий природный мир
рабочая программа на тему

Ефимова Надежда Михайловна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловны по предмету : окружающий природный мир обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в очно-заочной форме ФГОС НОО II вариант

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh.prirod.mir_.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено на заседании МО (название)»

Руководитель МО

_____________/ Фахрединова Л.Ф /

                           ФИО

Протокол № ___

от «__»__________2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР МОУ «СОШ №1  г.Ртищево»

_____________/Абдулаева Е.В/

                       ФИО

 «__»____________2017г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №1  г.Ртищево»

_____________/Н.А. Попова/

                      ФИО

Приказ № ___

от «__»__________2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ефимовой Надежды Михайловны

                             по предмету: окружающий  природный мир  

обучающегося  2 класса с ограниченными возможностями здоровья

(интеллектуальные нарушения)

в очно-заочной форме

ФГОС НОО  II вариант

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______2017г.

                                           

                                                     2017 - 2018 учебный год


                  Пояснительная записка.

    Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для учащегося 2 класса надомного обучения Сидорова Владимира представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе программно-методических  материалов «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ  ИЗДАТЕЛЬСКИЙ  ЦЕНТР  ВЛАДОС, 2010, и следующих  нормативно -  правовых документов:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. No1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО и ООО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.

  4. АООП НОО обучающихся с УО В.2.

  5. Приказа № 279-0     от 1.09.2017        МОУ  «СОШ №1 г.Ртищево Саратовской области»

  6. Положения о РП обучающихся с ОВЗ 2016г.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире.

Задачи

  • формировать у обучающихся знания об окружающем мире, умение отвечать на вопросы, обогащать словарный запас;
  • развивать способности видеть, сравнивать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
  • воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебник «Живой мир» для 1 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы - составители: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, М.: «Просвещение», 2011.

Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с нарушением интеллекта, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Мир растений», «Мир животных», «Явления природы».

Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана.

Мир растений. Совместные с обучающимися наблюдения за растениями, формирование представлений о разнообразии растений.

Чтение литературных произведений и загадок о растениях.

Мир животных. Совместные с обучающимися наблюдения за домашними животными, за зимующими птицами (воробей, ворона, синица,) беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних животных и их детенышей, птиц. Кормление птиц во время экскурсий и наблюдений.

Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи, короткие рассказы). Знакомство с пиктограммами «собака», «лошадь», «кошка». (Интеграция с учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация».)

Явления природы.

Совместное с обучающимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных условий); весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки.

Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками. Обучение составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует ветер.).

В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений обучающихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках.

Чтение обучающимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о 1 явлениях природы, о небесных светилах. Вовлечение обучающихся в доступные народные игры.

Рисование учителем с привлечением к этому действию учеников красками (вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой и последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (солнце, тучи). Называние их с помощью учителя. (Интеграция с уроками «Изобразительная деятельность».)

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательная область: естествознание

Предмет «Окружающий природный мир» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 1 час в неделю, общее количество часов за год 34.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

  1. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

2.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

  1. представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:

интерес к объектам и явлениям неживой природы;

расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля)

представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;

умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

интерес к объектам живой природы;

расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.);

опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

  1. Элементарные представления о течении времени:

Умение различать части суток, дни недели;

Представления о течении времени: смена событий дня, суток.

 Учебно – тематическое планирование

по предмету окружающий природный мир

Класс 2 «к»

Учитель Ефимова Н.М

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Учащийся обучается без оценивания.

Программа  составлена на основе программно-методических  материалов «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ  ИЗДАТЕЛЬСКИЙ  ЦЕНТР  ВЛАДОС, 2010


№ п/п

Содержание (тема раздела, уроков)

Кол- во часов

Дата

Инновационная деятельность направления

духовно-нравственное,

патриотическое, семейное, здоровый образ жизни)

Коррекционно-развивающая работа

1

Исследование природных объектов. Вода. Свойства воды.

1

07.09

Духовно-нравственное воспитание

Расширять представления об окружающем мире.

2

Исследование природных объектов. Песок. Свойства песка.

1

14.09

Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

3

Исследование природных объектов. Земля и глина. Сходства и различия. Экскурсия.

1

21.09

ЗОЖ

Корригировать речевую деятельность учащихся.

4

Исследование природных объектов. Камешки. Свойства и внешний вид камней.

1

28.09

5

Исследование природных объектов. Шишки и желуди. Сходства и различия.

1

04.10

Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

6

Исследование природных объектов. Сравнение листьев деревьев.

1

11.10

7

Изменение цвета листьев с изменением времени года. Экскурсия

1

18.10

ЗОЖ

Расширять представления об окружающем мире.

8

Соотнесение листа и дерева. (клен-кленовый лист, береза-березовый лист)

1

25.10

9

Повторение ранее пройденного. Деревья и их листочки. (клен, береза).

1

08.11

Расширять представления об окружающем мире.

10

Лиственные и хвойные деревья. Ель, дуб.

1

15.11

11

Фрукты. Яблоко.

1

22.11

Духовно-нравственное воспитание

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

12

Фрукты. Банан.

1

29.11

13

Фрукты. Лимон.

1

06.12

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

14

Сравнение фруктов: вкус, запах, цвет

1

13.12

15

Овощи. Морковь. Внешний вид, цвет, форма, использование.

1

20.12

Развивать диалогическую и монологическую речь.

16

Овощи. Картофель. Внешний вид, цвет, форма, использование.

1

27.12

17

Овощи - огурец и помидор, сравнение. Внешний вид, цвет, форма, использование.

1

17.01

ЗОЖ

Развивать диалогическую и монологическую речь.

18

Использование овощей в пищу. Экскурсия на кухню.

1

24.01

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

19

Сравнение овощей между собой: сходство и различие.

1

31.01

20

Овощи и фрукты. Дифференциация. Отличие.

1

07.02

Семейное воспитание

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

21

Сад и огород.

1

14.02

Развивать диалогическую и монологическую речь.

22

Сад и фрукты в нем.

1

21.02

Нравственное воспитание

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

23

Огород и огородные растения.

1

28.02

24

Труд человека в саду и огороде. Практическая работа.

1

07.03

Семейное воспитание

Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

25

Домашние животные. Корова. Внешний вид, основные признаки. Части тела.

1

14.03

Семейное воспитание

26

Домашние животные. Свинья. Внешний вид, основные признаки.Части тела

1

21.03

Развивать диалогическую и монологическую речь.

27

Различение и узнавание коровы и свиньи.

1

04.04

28

Домашние животные. Кошка,собака. Внешний вид, основные признаки.

1

11.04

Нравственное воспитание

Развивать диалогическую и монологическую речь.

29

Дикие животные. Лиса. Внешний вид, основные признаки.

1

18.04

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

30

Дикие животные. Медведь. Внешний вид, основные признаки.

1

25.04

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

31

Строение животных. Части тела. Лапы ,хвост,уши,зубы.

1

02.05

32

Сравнение диких и домашних животных.

1

16.05

ЗОЖ

33

Сравнение диких и домашних животных.

1

23.05

Духовно-нравственное воспитание

34

Повторение.

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"

Программа предназначена для обучающихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР....

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 5 класс

АООП по предмету "Окружающий природный мир" для работы с учащимися с нарушением интеллекта (II вариант)....

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 7 класс.

Рабочая программа по предмету  "Окружающий природный мир", 7 класс ( 2 вариант)...

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой)...

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида.

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида....